Научная статья на тему 'Педиатрическому факультету Кемеровской государственной медицинской академии 40 лет'

Педиатрическому факультету Кемеровской государственной медицинской академии 40 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педиатрическому факультету Кемеровской государственной медицинской академии 40 лет»

ЮБИЛЕЙ ■

ПЕДИАТРИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ КЕМЕРОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ 40 ЛЕТ

Б.И. Давыдов — первый декан педиатрического факультета Г.П. Торочкина — нынешний декан педиатрического факультета

Педиатрический факультет был открыт в 1967 году. Ректором медицинского института в те годы был замечательный организатор высшего образования и здравоохранения в Кузбассе Ткачев Александр Дмитриевич. Педиатрический факультет стал четвертым в структуре КГМИ, после лечебного, стоматологического и санитарно-гигиенического. Необходимость создания факультета была обусловлена дефицитом специа-листов-педиатров, высокой заболеваемостью и смертностью детей. С открытием факультета началось заметное улучшение качества медицинского обслуживания детского населения Кемеровской области.

Б.И. Давыдов:

Вспоминаю свой давний и короткий разговор с ректором.

— Вы педиатр?

— Да.

— Передавайте лечебный факультет Н.Н. Зини-ну-Бермесу и формируйте педиатрический.

Прекрасные люди и помощники были рядом со мной в те годы — Лев Петрович Мурасеев (куратор младших курсов) и Павел Иванович Сидоренко (куратор старших курсов).

Первый набор студентов составил 150 человек и несколько кандидатов в студенты, так как зимняя сессия всегда создавала вакантные места.

Г.П. Торочкина:

За 40 лет на педиатрическом факультете сменилось 6 деканов. В 1972 году уходит на создание очередной кафедры (госпитальная педиатрия) Борис Иванович Давыдов. Его сменил на последующие 6 лет Вениамин Ильич Плотников (доцент кафедры детских инфекционных болезней). С 1978 по 1980 годы факультетом руководил Павел Иванович Сидоренко (зав. кафедрой пропедевтики детских болезней). А далее на долгие 18 лет факультет возглавил Виктор Степанович Овченков (зав. кафедрой анатомии человека).

Б.И. Давыдов:

В 1998 году факультет возглавила Галина Петровна Торочкина (доцент кафедры поликлинической педиатрии).

Заместителями декана успешно трудились Л.П. Мурасеев, В.П. Строева, Л.Н. Тетюхина, Г.Н. Тараканова, О.И. Бибик, Е.В. Салтанова и другие.

Укреплялись хорошими кадрами профильные кафедры. Своеобразным «поставщиком» кадров была

кафедра детских болезней лечебного факультета (зав. — проф. Н.Я. Ворожцова).

Г.П. Торочкина:

Менялись названия профильных кафедр. Кафедру пропедевтики детских болезней, открытую для занятий в 1969 году, возглавил Борис Иванович Давыдов. Его первыми помощниками стали А.П. Алексеева и Н.К. Перевощикова. При их участии разрабатывались учебные программы, формировались организационная, методическая, материально-техническая и научная базы кафедры. Клиникой кафедры стала Детская городская клиническая больница № 1.

В 1970 году была создана кафедра факультетской педиатрии, которую возглавила Ольга Ивановна Пучкова. Позднее (1982 г.) ее сменила Любовь Михайловна Казакова. Базой кафедры факультетской педиатрии стали детские отделения Областной клинической больницы. А в настоящее время кафедрой госпитальной (бывшей факультетской) педиатрии руководит выпускник педиатрического факультета первых лет Юрий Иванович Ровда, ныне профессор. Выпускники с уважением вспоминают преподавателей этой кафедры — Ю.Е. Малаховского, И.В. Вай-ман, В.П. Строеву, Р.В. Тупицину, Л.Н. Тетюхину, В.Ю. Стешина, Н.Н. Миняйлову, Н.В. Козыреву и других.

В 1971 году педиатрический факультет пополнился кафедрами госпитальной педиатрии и детских инфекционных болезней. В связи с переходом Б.И. Давыдова на заведование кафедрой госпитальной педиатрии, кафедру пропедевтики детских болезней, организованную на базе Детской больницы № 3, возглавил Павел Иванович Сидоренко.

Б.И. Давыдов:

Госпитальная педиатрия сосредоточила в себе все учебные и методические новации того времени: субординатуру, неонатологию, физиотерапию детского возраста, поликлиническую педиатрию и пропедевтику детских болезней. К этому располагала хорошая база — Многопрофильная детская больница, открывшаяся в 1981 году, во многом выполнявшая функции не только городской, но и областной. Преподавали в то время на кафедре госпитальной педиатрии Б.И. Давыдов (зав. кафедрой), А.П. Алексеева, Н.К. Перевощикова, П.И. Сидоренко (доценты кафедры), Г.П. Торочкина, А.А. Смирнова, Л.В. Лыжина, Н.М. Осипов, И.М. Сутулина, Н.С. Черных (ассистенты кафедры) и другие.

с/^т>и^!ііявс7Іузбассе №4(31) 2007

41

■ ПЕДИАТРИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ КЕМЕРОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ 40 ЛЕТ

В 1989 году кафедра госпитальной педиатрии была реорганизована в кафедру неонатологии (ныне факультетская педиатрия, зав. — доц. Л.В. Лыжина, с 1996 г. — доц. И.М. Сутулина) и кафедру поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней (зав. — проф. Б.И. Давыдов, с 1992 г. — проф. Н.К. Перевощикова). На первой из них успешно работают Л.Н. Игишева, Е.Г. Цой, О.Н. Сергеева, А.А. Черных (база — МУЗ ДКБ № 5), на второй — Г.П. Торочкина, Н.С. Черных, Т.С. Ровда, Е.Д. Басманова, Т.А. Добряк, А.А. Смирнова (база — МУЗ ДКБ № 1). Коллективы обеих кафедр совершенствуют педагогический процесс со студентами и врачами последипломного образования, расширяют методики диагностики заболеваний различных периодов детства.

Кафедру детских инфекций готовил к учебному году Виктор Николаевич Дроздов, доктор медицинских наук, профессор, приехавший из Омского медицинского института. Будучи талантливым и научно эрудированным специалистом, он постоянно внедрял в клинике современные достижения науки. В последующие годы (1990-1998 гг.) кафедру возглавлял Николай Никифорович Афанасьев, который также стоял у истоков кафедры вместе с ассистентами В.П. Талалаевой, В.И. Уткиной, В.П. Плотниковой, Л.Е. Зятиковой и другими. В 1996 году образована единая кафедра инфекционных болезней, которой руководит Алексей Васильевич Краснов.

Кафедра детской хирургии открыта в 1970 году и первым заведующим был Виктор Николаевич Семенов. На кафедру были приглашены Ю.А. Атаманов, В.Н. Гончаренко, В.Н. Каркашин, З.С. Сыр-молотова, Ю.Д. Шойхетман. В разные годы кафедру пополнили Р.А. Байбулатов, В.П. Доценко, В.Е. Устюжанин, А.С. Сергеев. После смерти В.Н. Семенова в течение семи лет (1988-1995 гг.) кафедру возглавлял доцент Владимир Никитич Каркашин — главный внештатный детский хирург и руководитель межобластного центра детской хирургии. В 1995 году кафедру принял проректор по учебной работе, заслуженный врач России, профессор Юрий Александрович Атаманов. В настоящее время кафедрой руководит Сергей Михайлович Гордеев. Его помощниками являются С.И. Головкин, А.М. Воробьев, Н.Ф. Астахов, Д.А. Плохих, Е.В. Полуконова.

Г.П. Торочкина:

Значителен вклад ученых педиатрического факультета в развитие медицинской науки и здравоохранения. Особенно важно это сейчас, когда наша медицина претерпевает структурную реорганизацию.

Кафедры факультета тесно связаны с практическим здравоохранением области. Выполняются серьезные научные исследования, приоритетные для Кузбасса: «Современные оздоровительные технологии в учреждениях народного образования», «Пульмонология» (поликлиническая педиатрия), «Здоровье детей, перенесших внутриутробное воздействие наркотиков» (факультетская педиатрия), «Метаболический синдром», «Артериальная гипертензия» (госпитальная педиатрия), «Острые кишечные инфек-

ции у детей» (инфекционные болезни), «Гнойно-септические заболевания», «Внутричерепная гипертензия и гидроцефалия» (детская хирургия), «Качество жизни подростков», «Хроническая патология желудочно-кишечного тракта» (детские болезни).

За последнее пятилетие на профильных кафедрах выполнены 4 докторских и 17 кандидатских диссертаций. Результатом научных исследований являются 11 монографий, 44 учебно-методических пособия, 433 статьи.

Организационные и кадровые вопросы решаются на Совете факультета, где регулярно проводится анализ успеваемости студентов, обсуждаются вопросы совершенствования преподавания, путей внедрения новых форм и контроля знаний студентов, внесения изменений в учебный план, повышения квалификации преподавателей и уровня преподавания. Отчеты дают возможность членам Совета познакомиться с различными разделами работы всех кафедральных коллективов.

Учебный процесс по направлению «Педиатрия» обеспечивают 48 кафедр, 283 преподавателя. Среди них 60 профессоров, докторов медицинских наук, 182 кандидата медицинских наук.

Учебная и научно-методическая работа на факультете направлена на обеспечение успешной реализации профессиональных образовательных программ высшего медицинского образования. Вопросы, касающиеся учебного процесса, обсуждаются на факультетской методической комиссии, которая является основным подразделением на факультете и подчиняется Центральному методическому Совету Академии.

За истекшие годы увеличилось число изучаемых студентами дисциплин (с 42 до 74). Реформирована система контроля знаний. Проводится итоговая междисциплинарная аттестация выпускников. Внедрены элективные курсы, что позволяет сочетать обязательное медицинское образование с индивидуальным.

Студенты факультета участвуют в работе студенческих научных кружков. За последние 5 лет ими представлено 87 докладов на итоговых научных конференциях, в т.ч. 7 — на всероссийских, 3 — на международных. Все доклады опубликованы в печати, многие награждены дипломами, медалями.

За 40 лет в стенах вуза подготовлено около 4 тысяч педиатров. Многие из них стали руководителями здравоохранения: А.А. Ачкасова, Т.А. Баканова, Г.В. Бедарева, Т.М. Вакулова, А.Я. Илясов, Г.В. Кобылянская, Ю.В. Кокорев, В.И. Кравченко, С.В. Краснова, Н.П. Крекова, И.В. Пачгин, А.П. Самсонов, О.В. Скоморина, Т.А. Строколь-ская, Л.М. Титаренко, С.П. Щепетков, И.С. Янец и многие другие.

Докторами медицинских наук, профессорами стали О.Б. Анфиногенова, В.П. Вавилова, Ю.В. Золотарев, Л.Н. Игишева, М.М. Котович, Е.И. Люти-на, Ю.И. Ровда, Е.Г. Сарычева, А.В. Шабалдин и другие выпускники факультета.

Последипломное образование представлено клинической ординатурой и интернатурой по педиатрии

№4(31) 2007 с//&ть и^та вс)^узбассе

ЮБИЛЕЙ ■

и детской хирургии, аспирантурой. За последние 5 лет подготовлены 224 клинических интерна, 65 клинических ординаторов. В настоящее время на клинических кафедрах обучаются 20 ординаторов, 52 интерна, 10 аспирантов. Проведено 18 сертификационных циклов, обучено 487 врачей-педиатров.

Б.И. Давыдов:

Сегодня первым преподавателям и первым студентам педиатрического факультета дороги воспоминания о том далеком времени. Это было замечательное для нас время. Мы не только учили, но и учились у молодежи. Памятны совместные сельскохозяйственные работы, выезды в область на эпидемию гриппа, участие в художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях, строительство нового корпуса института, ночные бдения преподавателей в общежитиях вуза. Среди лучших строительных отрядов были отряды, которыми руководили студенты нашего факультета В. Медуха и А. Марьясов. По инициативе студентов педиатрического факультета был создан театр кукол, которым руководил студент А. Пеньков.

Г.П. Торочкина:

Студенты педиатрического факультета всегда активно принимали участие в общественной жизни академии, в проведении праздников: «Первокурсник», «Последний звонок», «Студенческая весна» и др. И сейчас участвуют в конкурсах «Лучший студент года», в спортивных мероприятиях города и области. Принимают участие в акциях милосердия «Тепло и радость детям», «Мы против наркотиков», в волонтерском движении — «Пропаганда здорового образа жизни».

С 2001 года на I курсе факультета введен институт преподавателей — кураторов студенческих групп. Это способствует лучшей адаптации студентов в вузе, более эффективной передаче вузовских и факультетских традиций. Мы благодарим преподавателей-кураторов, сотрудников кафедр анатомии человека и иностранных языков, которые прекрасно выполняют эту общественную нагрузку.

За сорок лет своего славного существования Педиатрический факультет подготовил немало специалистов, которые стали признанными педиатрами в Кузбассе, Российской Федерации, за рубежом. Факультет гордится своими выпускниками, среди которых более 20 человек имеют звание Заслуженного врача России и более 40 отличников здравоохранения.

Б.И. Давыдов:

Хочется верить, что наши выпускники помнят заповеди деонтологии и медицинской этики.

А нам, старожителям педиатрического факультета и в целом КемГМА, остается лишь заверить читателей, что и далее мы будем стараться в поиске путей дальнейшего совершенствования подготовки педиатров.

Г.П. Торочкина:

Будем и впредь вносить свой вклад в улучшение качества медицинского обслуживания детского населения Кузбасса и России.

Б.И. Давыдов:

Успехов вам и всенародного признания!

Г.П. Торочкина:

С праздником, уважаемые студенты и коллеги!

БУДЬТЕ ЛАСКОВЫ

Каждый ребенок нуждается в чутком отношении к себе со стороны мамы и папы. Но не стоит и слишком баловать своих чад. Проведенные психологами из Университета Висконсина исследования показали, что для нормального развития маленького человека, формирования у него навыков социальной адаптации, умения ладить с людьми, ему требуются ласка и внимание родителей, потому что это способствует созданию в мозгу ребенка каналов управления стрессом и формирования социальных связей.

Только при их наличии неокрепший мозг ребенка может нормально развиваться. Те же, кто относится к, так называемым, заброшенным детям, растущим без необходимой заботы и опеки со стороны родителей, становятся во взрослом состоянии людьми, подверженными страхам, стрессам и имеющими трудности в общении. По данным психологов, у детдомовцев, по сравнению с детьми, живущими в семье, наблюдается пониженный уровень гормона вазопресси-на, служащего для идентификации знакомых людей и способности жить в социальных группах, и окситоцина, необходимого для того, чтобы чувствовать себя защищенным, в безопасности и для уменьшения уровня стресса. Но здесь существует и опасность переборщить с лаской, ведь рецептор окситоцина в мозгу представляет собой также и центр удовольствия, схожего с получением кайфа от наркотиков. Став взрослым, человек будет стремиться заменить излишнюю зависимость от родителей чем-то иным. Поэтому лелеять чадо надо в меру, чтобы оно впоследствии не пристрастилось к охоте за сомнительными удовольствиями.

Источник: www.medplaneta.ru

с/^пъи^1явс>^узбассе №4(31) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.