Научная статья на тему 'Клиническая база кафедры - основа обучения, становления и развития научных исследований'

Клиническая база кафедры - основа обучения, становления и развития научных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиническая база кафедры - основа обучения, становления и развития научных исследований»

ЮБИЛЕЙ ■

Н.К. Перевощикова

Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней,

г. Кемерово

КЛИНИЧЕСКАЯ БАЗА КАФЕДРЫ -ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница № 1» (гл. врач — засл. врач РФ В.И. Коба) с первых лет создания Кемеровской государственной медицинской академии являлась клинической базой обучения студентов.

Первой кафедрой детских болезней для студентов лечебного факультета заведовала доцент, а впоследствии профессор Н.Я. Ворожцова. С организацией в 1967 году педиатрического факультета, МУЗ ДКБ № 1 приняла студентов на первую кафедру факультета — кафедру пропедевтики детских болезней в составе заведующего Б.И. Давыдова и двух ассистентов — А.П. Алексеевой и Н.К. Перевощи-ковой. Через 2 года кафедре было предложено стать госпитальной педиатрией. Новая программа, новые циклы... Пришли и новые преподаватели — Г.П. То-рочкина, А.А. Смирнова, выпускница педиатрического факультета Н.С. Черных.

Работа со студентами 5 и 6 курсов на госпитальном цикле на протяжении 17 лет — это общение на новом уровне и для преподавателей, и для врачей клиники. Главные врачи (Г.В. Волкова, З.П. Редь-кина), заведующие отделениями, ординаторы создавали для студентов доброжелательную атмосферу познавания. Выпускники первых двух лет нам особенно дороги, мы расставались с ними только на один год, когда они осваивали факультетскую педиатрию. Работа с ними — самые интересные и запоминающиеся страницы, возможно, потому, что мы были в те годы близки к оптимальному варианту обучения — в субординатуре. Многие выпускники первых лет — прекрасные специалисты и организаторы педиатрической службы в Кузбассе.

В практике детского здравоохранения все большее внимание уделялось превентивной педиатрии, совершенствовались и учебные программы. С 1984 года в ВУЗах страны открывались кафедры поликлинического обучения. Внедрение нового Госстандарта привело к созданию в 1989 году, на базе госпитальной педиатрии, кафедры поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней.

Какая учебная дисциплина важнее — поликлиническая педиатрия или пропедевтика? Они равны. С полным правом можно было назвать: «Кафедра про-

педевтики детских болезней и поликлинической педиатрии». Основа основ специального образования будущего педиатра — пропедевтика детских болезней. Сочетание этих дисциплин на одной кафедре считаю удачным, так как именно пропедевтические знания лежат в основе профилактической педиатрии — главной составляющей в работе участкового педиатра.

Клиническая база кафедры, МУЗ «ДКБ № 1», имея в составе стационар с отделениями для раннего и старшего возраста, две поликлиники со стационаром на дому, дневным стационаром, дошкольно-школьном отделением, обеспечивает возможность полностью выполнять учебную программу. Стационар и базовая поликлиника № 1 имеют высшую квалификационную категорию А. Обучение пропедевтическим основам в стационаре заканчивается прохождением курса «Здоровый ребенок», который проводится в дошкольных образовательных учреждениях. Оценка физического и нервно-психического здоровья ребенка, рекомендации по уходу, питанию, воспитанию, отслеживание поведения ребенка в различные режимные периоды — все это приобретает особую значимость в глазах студента. Музыкальные, спортивные занятия, обучающие программы для дошкольников — все живо, и дети покоряют будущего педиатра навсегда, формируется его ответственность за ребенка перед обществом.

Конечная цель кафедры — подготовка врача первичного звена здравоохранения, базовое учреждение для подготовки которых — детская поликлиника. Статус «Клиническая поликлиника» обязывает ко многому — это и современное оснащение, соответствие санитарно-гигиеническим стандартам, высокий профессиональный уровень врачей и среднего медицинского персонала, это и способность создания творческой атмосферы. В полной мере этим требованиям соответствует поликлиника № 1 МУЗ «ДКБ № 1» (зав. Г.В. Кобылянская). Студенты впитывают атмосферу доброжелательного отношения к ребенку и семье, сопереживания, ответственности, желания помочь. Они начинают понимать, что участковый врач — специальность особая, и требует порой шлифовки черт характера, необходимости быстроты мышления, оперативности. Трудно переоценить значение поликлинической практики после 5 курса. Работа в

с/^т>и^!ііявс7Іузбассе №2(29) 2007

■ КЛИНИЧЕСКАЯ БАЗА КАФЕДРЫ - ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

период практики в содружестве с участковым врачом и под контролем преподавателя, коррекция ими деятельности студента воспитывают уважение к труду участкового врача. Резко возрастает уверенность студента, и на 6 курсе они работают в поликлинике с большой отдачей, имеют немало благодарностей.

Единению кафедры и больницы способствует закрепление сотрудников кафедры, высококвалифицированных врачей, в качестве кураторов отделений. Зав. кафедрой является научно-практическим руководителем клиники, в обязанности которого входят плановые клинические обходы в отделениях больницы, консультации больных детей, экспертная оценка качества ведения больных, проведение семинаров, врачебных и клинико-анатомических конференций. Популярностью среди педиатров пользуются еженедельные клинические разборы сложных в диагностическом и терапевтическом плане больных. Практические врачи активно привлекаются к научно-исследовательской работе — более половины научных работ публикуются с участием врачей объединения МУЗ «ДКБ № 1».

Сотрудник кафедры — в одном лице врач, преподаватель и научный работник, и только при условии сочетания этих сторон преподавание соответствует требуемым стандартам. Становление и выбор научных исследований определяется как профилем кафедры, так и профилем клинической базы. Ведущая клиническая база кафедры Детская клиническая больница № 1 специализирована на респираторной патологии и заболеваниях органов дыхания — это одно из ведущих научных направлений кафедры. В 70-е годы старт пульмонологическому направлению был дан Б.И. Давыдовым, тогда доцентом, под его руководством на базе МУЗ «ДКБ № 1» защищены кандидатские диссертации А.П. Алексеевой, Н.К. Перевощиковой, А.А. Смирновой, Г.П. Тороч-киной, Н.С. Черных, В.П. Вавиловой. Докторская диссертация Б.И. Давыдова была посвящена распространенности хронических заболеваний органов дыхания у детей.

Верность пульмонологической тематике осталась и после организации на базе МУЗ «ДКБ № 1» кафедры поликлинической педиатрии (зав. проф. Н.К. Пе-ревощикова). Зав. отделением реанимации, заочный аспирант кафедры И.В. Ширшов в кандидатской диссертации доказал сильную корреляционную связь стенозов верхних дыхательных путей с индексом загрязнения атмосферы и социально-гигиеническими условиями. Раннее проведение ингаляций детям со стенозирующими ларинготрахеитами в лечебной камере (патент на изобретение 212434) и применение в лечении «Будесонида», затем «Пульмикорта», позволило полностью отказаться от инструментальных вмешательств, сократить продолжительность стеноза гортани, уменьшить медикаментозную нагрузку на больных и количество осложнений. Летальности от стеноза верхних дыхательных путей в г. Кемерово нет на протяжении 15 лет.

В работах Т.А. Добряк (канд. дис.) и С.А. Куликовой проведен анализ госпитальной заболеваемос-

ти бронхитами детей раннего возраста, который показал, что, независимо от формы перенесенного бронхита, каждый третий ребенок переходит в группу часто болеющих острыми респираторными заболеваниями. Наиболее неблагоприятный исход в виде формирования бронхиальной астмы наблюдается при рецидивирующем (40 %) и остром обструктивном (34,6 %) бронхитах. Изучение местного иммунитета слизистых верхних дыхательных путей, мочевыделительного и пищеварительного трактов у больных бронхитом детей подтвердило положение об иммунологической общности слизистых, когда ответная реакция формируется не только на месте воздействия антигена, но и на отдаленных секреторных поверхностях, чем и обусловлена частота нарушений пищеварительной и мочевыделительной систем при респираторных заболеваниях. Включение в комплекс терапевтических мероприятий препаратов, нормализующих микрофлору кишечника способствует более быстрому регрессу клинических симптомов бронхита, обеспечивает нормализацию показателей клеточного и гуморального звеньев местной защиты слизистых, сокращает сроки пребывания детей в условиях стационара.

Зав. отделением функциональной диагностики Е.В. Забылина (заочный аспирант кафедры) изучает возможности ультразвуковой диагностики при острых пневмониях у детей, позволяющей уменьшить лучевую нагрузку. Врачами МУЗ «ДКБ № 1» совместно с сотрудниками кафедры сформирована система многоуровневой госпитализации детей с патологией органов дыхания, что нашло отражение в методических рекомендациях «Алгоритм диагностики и этапы лечения детей с заболеваниями органов дыхания в условиях многоуровневой системы госпитализации» (2006).

Специализация стационара на патологии органов дыхания, развитие пульмонологического направления кафедры были основой для организации в 1997 году на базе МУЗ «ДКБ № 1» Детского городского пульмонологического центра с активно работающей астма-школой (зав. — доцент А.П. Алексеева, с 2004 г. — доцент Ровда Т.С.). Внедрение новых подходов к диагностике и лечению бронхиальной астмы, как хроническому аллергическому воспалению, позволили в 3,5 раза увеличить выявление числа больных детей. Гурьянова Е.М. (канд. дис.) показала, что большинство больных бронхиальной астмой детей с ваготоническим типом регуляции имеют генетическую отягощенность, высокую частоту гипок-сически-травматических повреждений шейного отдела позвоночника в родах. Все подростки, больные бронхиальной астмой, имеют акцентуации характера с преобладанием эпилептоидных и шизоидных типов, высокий уровень тревожности. Ею выявлена зависимость показателей перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы от типа вегетативной регуляции и выраженности эмоционального стресса, что послужило основанием включения в комплекс лечебных мероприятий при бронхиальной астме антиоксидантов. В комплексную оценку больных брон-

46

№2(29) 2007 с/Ирь и^та Вс^^узбассе

ЮБИЛЕЙ ■

хиальной астмой детей включена психолого-соци-альная диагностика с последующим индивидуальным подбором коррекционных мероприятий для снятия психоэмоционального напряжения. Применение новейших методов лечения в области астмологии врачами пульмонологического центра позволило уменьшить число детей, страдающих тяжелой бронхиальной астмой, более 70 % детей переведены в легкое состояние болезни, последние четыре года ни один ребенок с бронхиальной астмой не взят на учет по инвалидности. Летальность от болезней органов дыхания в МУЗ «ДКБ № 1» снизилась с 0,5 в 1995 году до 0,16 в 1998 году и отсутствие летальности от этой патологии с 2002 года.

Второе научное направление кафедры соответствует ее профилю и отражает проблемы амбулаторно-поликлинической службы. Проблеме грудного вскармливания детей была посвящена кандидатская диссертация доц. Е.Д. Басмановой. Наряду с продолжающимися исследованиями по питанию детей раннего возраста, изучаются вопросы питания детей образовательных учреждений.

В 1991 году была разработана и внедрена новая прогрессивная форма работы для школ Центрального района г. Кемерово — межшкольная консультативная поликлиника, укомплектовав которую высококвалифицированными специалистами кафедры и практического здравоохранения, мы доказали высокий уровень заболеваемости детей школьного возраста. Организация дневных стационаров в каникулярное время показала целесообразность и эффективность реабилитации детей непосредственно в образовательных учреждениях. Значение межведомственного подхода в оздоровлении школьников представлено в докторской диссертации Н.К. Перевощиковой. С 1999 года межшкольная поликлиника вошла в состав медико-психолого-педагогического центра, преобразованного в 2003 году в МОУ «Центр диагностики и консультирования». В рамках продолжающегося сотрудничества с Управлением народного образования г. Кемерово выполнена и защищена кандидатская диссертация Н.Г. Гладышевой «Психовегетативные

взаимоотношения у первоклассников». Для школьных врачей, педиатров, врачей общей практики выпущены методические рекомендации «Медицинское обслуживание школьников» (2006), «Медицинское обеспечение детского организованного отдыха» (2006). Изучению здоровья и особенностям реабилитации детей в образовательных учреждениях интернатного типа посвящены диссертационные работы — докторская Е.Д. Басмановой и кандидатская А.Я. Ай-нетдиновой.

Межведомственное взаимодействие положительно сказалось и на учебном процессе — заключены договора о сотрудничестве с рядом образовательных учреждений, выбранных как базовые для преподавания, создано волонтерское движение студентов педиатрического факультета, начиная со второго курса.

Одной из болезненных точек учреждений образования являются ОРВИ, занимающие первое место в структуре острых заболеваний органов дыхания по обращаемости (80 %), причем 1/3 детей относятся к категории часто болеющих. Разработка программ реабилитации и профилактики у часто болеющих детей образовательных учреждений является одним из приоритетных направлений кафедры. Причины повторной и частой заболеваемости детей острой патологией органов дыхания многофакторны. Это генетически детерминированные особенности ребенка, уровень физического развития, изменение микробиоценоза носо-и ротоглотки, состояние местного иммунитета и факторов неспецифической резистентности, гигиенические условия, медицинская грамотность родителей. Оздоровительные программы для детей, часто болеющих ОРВИ, мы строили с учетом многофакторности, способствующей повторным заболеваниям.

Тесное сотрудничество, взаимопонимание, совместимость целей и задач сотрудников кафедры и коллектива врачей МУЗ «Детская клиническая больница № 1» не только ускоряют внедрение научных разработок в педиатрическую практику, но и позволяют осуществлять основное направление — подготовку высококвалифицированных кадров педиатров.

РОЛЬ MYCOPLASMA PNEUMONIAE В РАЗВИТИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ Имеются данные, что инфицирование M. pneumoniae может влиять на развитие дисбаланса соотношения Th1/Th2 и приводить к бронхиальной астме. Использование макролидов приводит к уменьшению симптомов у больных бронхиальной астмой, инфицированных М. pneumoniae. Учитывая то, что макролиды обладают как противоинфекционными, так и противовоспалительными свойствами, использование их при бронхиальной астме у больных, инфицированных M. pneumoniae, требует дальнейшего изучения.

Nisar N, Guleria R, Kumar S et al. /Postgrad Med J, 2007, 83(976): 100-4

Источник: Solvay-pharma.ru

с/^пъи^1явс>^узбассе №2(29) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.