Научная статья на тему 'Педиатрический факультет Ярославского государственного медицинского университета (к 45-летию со дня образования)'

Педиатрический факультет Ярославского государственного медицинского университета (к 45-летию со дня образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмонин Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педиатрический факультет Ярославского государственного медицинского университета (к 45-летию со дня образования)»

Педиатрический факультет Ярославского государственного медицинского университета (к 45-летию со дня образования)

Л.Ф. Шмонин

Ярославский государственный медицинский университет

The Pediatric Faculty of the Yaroslavl State Medical University (on the occasion of the 45th anniversary of its foundation)

L. F. Shmonin

Yaroslavl state medical University

Говоря о сегодняшнем дне педиатрического факультета, который отмечает 45-летие, нельзя не вспомнить тех, кто стоял у его истоков. Факультет был создан приказом Минздрава РСФСР №153 от 19 июня 1970 г. Именно в 60-е годы ХХ века в коллективе Ярославского медицинского института (ныне Ярославский государственный медицинский университет — ЯГМУ) образовалась группа педиатров высокой квалификации во главе с заслуженным деятелем науки РСФСР, проф. Александрой Ивановной Титовой (см. фото). В их числе были проф. Тамара Матвеевна Голикова, д.м.н. Антонина Васильевна Волкова, к.м.н. Василий Дмитриевич Сурков, Татьяна Никитична Николаева, Таисия Георгиевна Желез-нова, Надежда Александровна Котова и ряд других

сотрудников кафедры детских болезней лечебного факультета. Под руководством А. И. Титовой была создана Ярославская педиатрическая школа. Именно из ее недр черпал кадры и силы педиатрический факультет в годы своего становления. В организацию факультета большой вклад внес первый декан факультета доцент кафедры нормальной анатомии Анатолий Дмитриевич Хрусталев, известный своим высоким профессионализмом.

При становлении педиатрического факультета неоценимую роль сыграл продолжатель дела своего учителя — проф. А.И. Титовой доцент Василий Дмитриевич Сурков (профессор с 1993 г.). Все свои силы и знания, талант организатора и большой практический опыт он отдавал делу воспитания высоко-

Заслуженный деятель науки РСФСР, проф. А.И. Титова (в центре) с сотрудниками и клиническими ординаторами кафедры детских болезней Ярославского медицинского института.

квалифицированных медицинских кадров. С 1977 г. В.Д. Сурков стал заведующим кафедрой госпитальной педиатрии; с 1993 г. кафедру возглавил проф. Владимир Иванович Марушков, с 2014 г. — проф. Ирина Михайловна Мельникова.

В том же году была организована кафедра факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней на клинической базе детского отделения медико-санитарной части НЯ НПЗ и детского отделения больницы Северной железной дороги (заведующая — доцент Татьяна Никитична Николаева, профессор с 1989 г.). В 1984 г. из состава кафедры госпитальной педиатрии выделилась кафедра педиатрии факультета специализации и усовершенствования врачей (заведующая — доцент Ольга Игоревна Герасимова, с 2004 г. — проф. Лидия Ивановна Мозжухина). В 1998 г. из состава кафедры госпитальной педиатрии образовалась кафедра поликлинической педиатрии (заведующая — проф. Наталия Леонидовна Черная), основной клинической базой которой стала детская поликлиника №5.

В сентябре 1975 г. были созданы еще две педиатрические профильные кафедры: детской хирургии (заведующий — доцент Юрий Прокопьевич Губов, профессор с 1987 г., с 2004 г. — проф. Валерий Федорович Бландинский) и детских инфекций (заведующая -доцент Таисия Георгиевна Железнова, с 1984 г. — доцент Владимир Петрович Киселев, с 2006 г. — доцент Иван Германович Ситников, профессор с 2008 г.). В 1974 г. были организованы профильные кафедры педиатрического факультета на клинической базе больницы Северной железной дороги: кафедра хирургических болезней (заведующий — проф. Николай Петрович Пампутис, с 1990 г. — проф. Герман Алексеевич Суханов, с 2004 г. — проф. Юрий Константинович Александров), терапии (заведующий — проф. Елена Леонидовна Иванова, с 1980 г. — доцент Александр Алексеевич Зотов, профессор с 1994 г., с 2008 г. -проф. Андрей Евгеньевич Кратнов).

В настоящее время студенты педиатрического факультета обучаются на 44 кафедрах университета. Преподавание непрофильных дисциплин ведется на 38 кафедрах, общих для всех факультетов университета. На 6 профильных кафедрах педиатрического факультета численность профессорско-преподавательского состава составляет 51 человек. Из них преподавателей с учеными степенями — 78,4%, в том числе докторов наук — 21,6%. На факультете обучаются 860 студентов, из них 212 — на внебюджетном финансировании. От 20 до 42% студентов на разных курсах обучаются по целевому набору с разных территорий России: Ярославской, Вологодской, Костромской, Калужской, Владимирской, Московской, Брянской, Мурманской области.

В соответствии с уставом университета руководящим органом факультета является Совет факультета, который возглавляет с 2007 г. декан факультета, доцент кафедры госпитальной педиатрии, заслуженный

врач РФ Леонид Федорович Шмонин. В своей работе Совет ориентирован на повышение эффективности системы управления качеством образовательного, научного и воспитательного процесса на факультете. Для этой цели и текущего мониторинга качества подготовки студентов за последние годы в учебном процессе на факультете внедрена балльно-рейтинго-вая система, интернет-тестирование, активные и интерактивные формы обучения и др. На профильных кафедрах особое внимание уделяется практической подготовке выпускников, готовности их к самостоятельной профессиональной деятельности. Факультет широко известен научными и практическими достижениями в различных областях педиатрии и в первую очередь в детской пульмонологии, детской кардиологии, детской хирургии.

Профильные кафедры являются учебно-методическими центрами и для практических врачей города и области. Разрабатываемые научные исследования носят прикладной характер и направлены на решение задач здравоохранения региона. Так, на кафедре госпитальной педиатрии изучаются вопросы патогенеза, клинических особенностей и лечения бронхолегоч-ных заболеваний. Кафедра факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней разрабатывает диагностику и лечение патологии сердечно-сосудистой системы. Кафедра поликлинической педиатрии изучает факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие детей, участвует в реализации Федеральных целевых программ, занимается проблемами диагностики экозависимых заболеваний и их профилактики. Кафедра детской хирургии занимается проблемами детской ортопедии и урологии, хирургии новорожденных и гнойно-септических заболеваний. Кафедра хирургии педиатрического факультета — диагностикой и лечением эндемического зоба, проблемой диабета и его осложнений. Кафедра терапии — вопросами им-мунопатогенеза, комплексной терапии и профилактики при ревматических заболеваниях, ишемической болезни сердца, патологии щитовидной железы. Образовательная программа факультета по педиатрии в 2013 г. и 2014 г. вошла в «Лучшие образовательные программы инновационной России».

В течение 30 лет, до 2007 г. деканом факультета был доцент, заведующий кафедрой общей гигиены, заслуженный работник высшей школы Юрий Александрович Буров, который много сил и энергии отдал организации учебного процесса на факультете, при этом был всегда принципиален, отечески строг и требователен как к студентам, так и к преподавателям.

За последние годы в деканате внедрен программный электронный модуль «База данных студентов ЯГМУ» и электронный документооборот кафедра—деканат— ректорат. Деканат осуществляет контроль за работой кафедр, связанной с основными направлениями деятельности университета: организационной, организационно-методической, научно-исследователь-

ской, воспитательной, совместной работы с органами практического здравоохранения, а также с материально-техническим оснащением учебного процесса. В последние годы акцент был сделан на совершенствование контроля знаний студентов, текущего и итогового тестового контроля, балльно-рейтинго-вой оценке их знаний, ежегодном междисциплинарном тестировании остаточных знаний студентов, внедрении активных и интерактивных методов обучения, издании учебно-методических пособий. С 2010 г. введены единые принципы рейтинговой оценки учебных достижений студентов, с 2011 г. — рейтинговая оценка результатов ГИАВ, с 2012 г. — система факультетского рейтинга студентов.

С 2012 г. система контроля успеваемости интегрирована с системой электронного документооборота (СЭД) университета. Посредством СЭД осуществляется поступление с кафедр аттестационных ведомостей и отчетов о ходе ликвидации текущей и академической задолженности. Осуществлен переход к трехступенчатой форме проведения аттестационных испытаний. Совершенствование образовательного процесса опирается на традиционные формы организации учебы: интеграцию (координацию, комплексирование и преемственность), интенсификацию, унификацию, учебно-исследовательскую работу, проблемное обучение. Большую помощь в учебном процессе оказывает библиотека университета, которая за последние годы стала современным биб-лиотечно-информационным центром, обладающим собственными электронными ресурсами и обеспечивающим доступ к мировым информационным сетям и возможностью пользоваться мировыми информационными ресурсами через сеть Интернет.

Студенты начальных курсов получают базовые знания по циклам естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Знания, полученные по вышеназванным дисциплинам, закрепляются и дополняются в дальнейшем при изучении клинических курсов. Преподавание на первых 3 курсах студентам педиатрического факультета проводится в семи учебных корпусах университета, а на последующих курсах — на клинических базах, в качестве которых для профильных кафедр факультета используются детские отделения многопрофильных городских больниц, детской клинической больницы №1, областной детской клинической больницы, дорожной клинической больницы Северной железной дороги и детские поликлиники города.

В учебном процессе широко используется современное диагностическое и лечебное оборудование, в основном принадлежащее клиническим базам кафедр. Это областной перинатальный центр, детский клинико-диагностический центр и отделения детской областной клинической больницы. Оснащены современной аппаратурой детский кардиологический центр клинической больницы №10 — основная база кафедры факультетской педиатрии и респираторный

центр детской клинической больницы №1 — основная база кафедры госпитальной педиатрии. Научно-теоретический и практический уровень обеспечения учебно-воспитательного процесса достаточно высок и соответствует современным требованиям подготовки специалистов.

Особое внимание на клинических кафедрах уделяется обучению практическим навыкам. Для этого каждый студент заполняет «Книжку учета практических умений студентов 2—6 курсов педиатрического факультета», которая дает возможность отслеживать и интегрировать обучение практическим навыкам и умениям как на практических занятиях, так и на производственной практике. Для совершенствования практической подготовки создан Учебный центр формирования и совершенствования практических навыков, функционирующий уже более 5 лет. В процессе отработки практических навыков на тренажерах акцент делается на технологию выполнения той или иной манипуляции по принципу моделирования профессиональной деятельности. В центре проходят подготовку студенты с 1-го курса. Для отработки навыков, начиная с простейших процедур ухода и заканчивая тактикой врачебных манипуляций, в центре предусмотрены учебные модели разных медицинских структур. Студенты младших курсов имеют возможность отработать основные навыки ухода за больными с патологией сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем, в том числе за пациентами с длительно незаживающими трофическими ранами, пролежнями и другой хирургической патологией кожи с использованием самых современных перевязочных материалов. С 4-го курса занятия строятся по принципу практического решения ситуационных задач по оказанию неотложной помощи в критических ситуациях. Все кабинеты центра оснащены мультимедийными информационными системами, позволяющими во время занятий показывать обучающие фильмы и презентации, проводить прямые телетрансляции операций. В условиях учебного центра содержание обучения направлено не только на приобретение студентами отдельных навыков, но и на обучение их работе в команде, выработку навыков общения с пациентами.

Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. Представители педиатрического факультета ежегодно становятся победителями, призерами и дипломантами российских межвузовских студенческих научных конференций. В рамках работы студенческого научного общества (СНО) в университете ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные вопросы медицинской науки», по итогам работы конференции выпускается (в печатном и электронном формате) сборник научных работ студентов и молодых ученых. В ноябре 2014 г. студенты

факультета участвовали во Всероссийской студенческой олимпиаде по педиатрии в Санкт-Петербурге и заняли 5-е место среди 32 участвовавших в ней вузов. Стратегическим направлением укрепления связи учебного процесса с лечебным является широкое участие студентов, особенно старших курсов, в лечебно-профилактической и организационно-методической работе отделения, больницы, поликлиники. Формы и содержание этой работы многообразны и зависят от специфики специальности (занятия в кружке СНО, производственная практика, практические занятия, дежурства и т.п.).

Связь учебного процесса факультета с основными задачами практического здравоохранения осуществляется следующим образом:

• в рамках действующего образовательного стандарта проводится коррекция учебных планов и рабочих программ с учетом местных условий формирования здоровья и региональной патологии;

• привлекаются к преподаванию клинических дисциплин наиболее опытные врачи лечебных учреждений, главные специалисты департамента здравоохранения и фармации области;

• преподаватели и студенты активно участвуют во врачебных клинических и клинико-анатомиче-ских конференциях, семинарах, обходах, консилиумах (все клинические кафедры);

• главные специалисты департамента здравоохранения участвуют в работе ГЭК;

• преподаватели привлекаются к деятельности в различных инстанциях департамента здравоохранения (коллегия департамента здравоохранения, аттестационные комиссии, внештатные главные специалисты).

В течение последних лет в выводах Государственной экзаменационной комиссии отражалось, что профессиональная подготовка выпускников педиатрического факультета ЯГМУ, их нравственный, культурный уровень соответствуют современным требованиям, предъявляемым к молодым специалистам.

Заинтересованность практического здравоохранения в специалистах, выпускниках педиатрического факультета ЯГМУ, за последние годы сохраняется и существенно не меняется. При опросе работодателей из практического здравоохранения путем анкетирования о компетенциях выпускников ЯГМУ, прове-

денном отделом качества образования и инноваций университета, были получены следующие результаты: наиболее удовлетворены качеством образования те работодатели, которые работают с выпускниками педиатрического факультета (доминируют ответы «удовлетворен» — 76%, «удовлетворен, но не в полной мере» — 24% и полностью отсутствуют неудовлетворительные ответы).

Отделом качества образования университета было проведено анонимное анкетирование 99,2% выпускников по самооценке освоения практических навыков. Мнение выпускников об уровне своей профессиональной подготовки примерно сопоставимо с мнением работодателей. Наибольшая удовлетворенность наблюдается у выпускников педиатрического факультета («удовлетворены» — 50%, «удовлетворены, но не в полной мере» — 50%). Эти данные указывают на достаточно хороший уровень компетенции выпускников педиатрического факультета. Таким образом, по результатам самооценки, подавляющее число наших выпускников неплохо подготовлены к дальнейшей практической работе, с учетом того, что впереди у них последипломный этап обучения. Это подтверждают и благоприятные письменные отзывы представителей практического здравоохранения о работе наших выпускников. Они отмечают высокий уровень подготовки, позволяющий выпускникам легко адаптироваться к изменяющимся практическим требованиям, исходя из реалий нашей жизни. Значительный вклад вносит факультет в комплектование врачебных кадров Ярославской, Вологодской и Костромской областей. Уже в начале 2015 г. 57% студентов 6-го курса заключили договора с территориальными органами здравоохранения по целевой подготовке в клинической интернатуре с последующим конкретным местом трудоустройства.

За годы существования факультета подготовлено 6113 врачей-педиатров, а также врачей других специальностей, которые успешно трудятся в практическом здравоохранении, занимаются административной работой, научными исследованиями, педагогической деятельностью (см. таблицу). Практически все молодые преподаватели подготовлены в системе ординатура — аспирантура из числа выпускников факультета.

Более 40 выпускников стали преподавателями факультета: д.м.н. И.В.Иванова, И.М. Мельникова,

Таблица. Выпуск на педиатрическом факультете за последние 5 лет

Форма обучения 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Бюджетное 125 117 123 126 114

Внебюджетное 14 18 14 12 10

Всего... 139 135 137 138 124

Л.И. Мозжухина, Т.А. Румянцева, Е.П. Ситникова, И.Г. Ситников, Е.М. Спивак, О.Г. Челнокова, В.В. Ши-ленкова, кандидаты медицинских наук О.А. Аленкина, Т.В.Кораблева, В.В. Нестеров, Е.С. Углов, С.Ю. Шпы-нова и др. В рамках федеральной программы «Российские интеллектуальные ресурсы» Ярославская областная общественная организация Российский союз молодежи и мэрия г. Ярославля последние годы издают справочник «Лучшие выпускники школ и вузов Ярославской области», в который ежегодно входят выпускники педиатрического факультета ЯГМУ.

На факультете созданы условия для повышения культурного уровня студентов, их гармоничного развития и воспитания, реализуются общественные и культурные проекты и инициативы. Работа по адаптации студентов к обучению в высшей школе начинается с первых дней учебы. Большую роль в этом процессе играют кураторы академических студенческих групп 1-го курса. Первокурсники активно вовлекаются во внеучебные мероприятия, благодаря деятельности Студенческого совета академии. Традиционными мероприятиями являются День знаний, День первокурсника, День национальных культур, выступления студенческого театра эстрадных миниатюр, Пушкинский бал, спортивный праздник «Эстафета поколений», Татьянин день,

«Студень на льду». Большую популярность приобрели интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» между студентами и преподавателями, выставки художественной фотографии, активно работают объединения по интересам (фото, шахматы, танцы). Реализуются разнообразные творческие проекты («Моя малая Родина», «День Победы» и др.), способствующие патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Важнейшей частью деятельности являются мероприятия спортивно-оздоровительной направленности, вузовские спартакиады и олимпиады.

Таким образом, многолетний опыт работы педиатрического факультета показывает, что содержание, уровень и качество подготовки по специальности «педиатрия» соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Подготовка осуществляется квалифицированными кадрами на достаточно высоком научном и методическом уровне с использованием передового опыта. Факультет имеет высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив с хорошей перспективой развития, его выпускники пользуются спросом и имеют заслуженный авторитет в практическом здравоохранении и достойно представляют Ярославский государственный медицинский университет в лечебных учреждениях Российской Федерации.

Поступила 19.05.15

Внимание опечатка!

В №4 за 2015 год на с. 19 в статье Ю.Н. Дементьевой "Иммунологические аспекты грудного вскармливания" допущена опечатка. В первом абзаце, в предложении «В грязном молоке содержится более 100 компонентов, в том числе более 30 жирных кислот, 20 аминокислот, около 40 различных минералов, 17 витаминов, десятки ферментов, различные углеводы, гормоны, специфические ростовые факторы, простагландины и комплекс факторов с противовоспалительной активностью» следует читать «В грудном молоке...»

Приносим свои извинения автору!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.