Научная статья на тему '50 лет педиатрическому факультету Смоленского государственного медицинского университета исторический очерк'

50 лет педиатрическому факультету Смоленского государственного медицинского университета исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «50 лет педиатрическому факультету Смоленского государственного медицинского университета исторический очерк»

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

50 ЛЕТ ПЕДИАТРИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

50-YEARS ANNIVERSARY OF THE PEDIATRIC FACULTY OF THE SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

HISTORICAL REVIEW

В 2016 году исполнилось 50 лет с момента создания педиатрического факультета в Смоленском государственном медицинском университете.

Становление научной педиатрической школы тесно связано с именем заслуженного деятеля науки РСФСР д.м.н профессора Анны Тимофеевны Петряевой. Являясь прекрасным клиницистом, ученым, педагогом и организатором, она продолжила лучшие традиции отечественной педиатрической школы Н.Ф. Филатова. Более 50 лет Анна Тимофеевна посвятила развитию научной педиатрии, становлению педиатрической службы на Смоленщине, и подготовке врачей-педиатров.

Профессор А.Т. Петряева (1894-1991)

В середине ХХ века в стране отмечалась крайне неблагоприятная ситуация со здоровьем детей. В 50-60 годы младенческая смертность составляла более 230 случаев на 1000 родившихся живыми. Это обстоятельство определило необходимость подготовки новых профессиональных и квалифицированных медицинских кадров по всей нашей стране, которые могли бы своевременно выявлять заболевания у детей различного возраста, использовать прогрессивные диагностические методы, проводить лечебные и реабилитационные мероприятия, а также разработать систему профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Понимая всю важность проблемы, руководство Смоленского государственного медицинского института, возглавляемое в то время профессором Г.М. Стариковым, обратилось в Министерство здравоохранения РСФСР с ходатайством о возможности открытия педиатрического факультета на базе нашего Вуза.

В 1966 году приказом МЗ РСФСР №32 от 5 февраля был открыт педиатрический факультет. Первый набор составил 150 человек. В 1972 году состоялся выпуск врачей-педиатров: 136 студентов получили дипломы врачей, 13 из которых с отличием.

Большая работа по организации учебного процесса на факультете и формированию кафедр легла на плечи администрации вуза - ректора института проф. Г.М. Старикова, проректора по учебной работе проф. В.С. Яснецова, проректора по научной работе проф. Н.Б. Козлова и декана лечебного факультета доц. Н.Ф. Шеломанова. На протяжении первого учебного года Н.Ф. Шеломанов возглавлял также и педиатрический факультет.

В последующие годы в должности декана работали доц. В.М. Асмоловский, который руководил факультетом в течение 24-х лет (1966-1990), проф. В.Г. Плешков (1990-1994), проф. В.С. Забросаев (1994-1998), доц., Тарасов А.А. (1998-2015).

Приказ министра здравоохранения РСФСР об организации на базе СГМИ педиатрического факультета (1966 г.)

Заместителями декана в разные годы работали А.И. Слесарев, В.В Решедько, П.И. Прохоренков, А.А. Тарасов, А.С. Егоров, А.Н. Подгорный, доц. О.А. Вишневский, Д.В. Сосин.

При непосредственном участии администрации вуза и профессорско-преподавательского состава в учебный процесс стали внедряться современные активные методы обучения, использование компьютерной техники, симуляционного оборудования и др.

В настоящее время факультет возглавляет д.м.н., доц. Д.В. Сосин. В должности заместителя декана работает д.м.н., доц. Н.Ю. Крутикова. Секретарь деканата - специалист по учебно-методической работе Е.А. Киреева.

Учебный процесс

Со дня основания факультета подготовка будущих педиатров проводилась в соответствии с требованиями высшей школы и запросами практического здравоохранения. За прошедшие 50 лет очень многое претерпело изменения. Начиная с 1996 г., обучение студентов-педиатров осуществлялось в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Педиатрия», который пересматривался каждые 5-6 лет.

С ноября 2010 по 2015 год педиатрический факультет проводил подготовку студентов по Федеральному государственному образовательному стандарту Высшего профессионального образования. В настоящее время студенты педиатрического факультета обучаются по новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 31.05.02 «Педиатрия» с квалификацией «Врач-педиатр общей практики». Изменения коснулись и учебных планов, включающих перечень обязательных для изучения дисциплин и учебных программ по каждому предмету. Так, за прошедшее время увеличилось число изучаемых дисциплин с 30-ти при организации факультета до 46-ти на данный момент. За счет введения в образовательный процесс специализированного вариативного компонента у студентов появилась возможность формирования индивидуальной образовательной программы. За полувековую историю существования факультета значительно возросло количество часов, выделенных на освоение педиатрических дисциплин, что способствовало появлению таких кафедр, как инфекционные болезни у детей, поликлиническая и неотложная педиатрия, госпитальная педиатрия с курсом неонатологии факультета дополнительного профессионального образования. При этом значительно расширились виды профессиональной деятельности выпускника. Так, кроме основной медицинской деятельности, активно внедряется и научно-исследовательская работа. Изменения в учебном плане затронули и методику проведения итогового контроля знаний студентов. Поменялось не только число, но и организация проведения курсовых и государственных экзаменов. По завершению обучения студенты сдают междисциплинарный экзамен по специальности с обязательным участием своих будущих работодателей. После получения диплома врача-педиатра выпускники проходят обязательную аккредитацию специалистов.

В настоящее время на факультете обучается около 650 студентов. Учебный процесс подготовки врача-педиатра осуществляется на 46 кафедрах университета. Профильными педиатрическими кафедрами являются кафедра пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии, возглавляемая проф. Т.И. Легоньковой; кафедра детской хирургии под руководством заслуженного врача РФ, доц. А.А. Тарасова, кафедра инфекционных болезней у детей -заведующая кафедрой заслуженный врач РФ, доц. А.И Грекова; кафедра поликлинической педиатрии, возглавляемая заслуженным врачом РФ проф. Т.Г Авдеевой; кафедра госпитальной педиатрии с курсом неонатологии факультета дополнительного профессионального образования во главе с проф. И.Л. Алимовой.

Кафедры педиатрического факультета тесно связаны с практическим здравоохранением г. Смоленска и области. Базами педиатрического факультета являются крупные клинические больницы, родильные дома, амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры, женские консультации). Сотрудничество кафедральных коллективов с практическим здравоохранением сопровождается систематическим обсуждением и внедрением в практику научных достижений кафедр, единством подходов к диагностике, лечению и реабилитации больных, внедрением профилактических мероприятий. Преподаватели клинических кафедр принимают активное участие в лечебно-диагностическом процессе. Заведующие кафедрами, профессора и доценты проводят обходы с анализом лечения больных, ведут консультативные приемы. Преподаватели-клиницисты выезжают в Брянскую, Орловскую, Калужскую, Тульскую, Псковскую, Московскую и др. области для оказания консультативной лечебно-диагностической помощи детям. Результатом такой плодотворной работы с практическим здравоохранением является существенное улучшение показателей здоровья детей.

В процессе подготовки на педиатрическом факультете на первых двух курсах студент получает знания по гуманитарным, естественнонаучным, математическим и медико-биологическим дисциплинам, складывая из этого своё базовое образование, - информационный «фундамент» специалиста. Начиная с 3-го курса, на факультете, проводится профильная подготовка и обучение клиническим дисциплинам, которые приучают собрать и провести анализ информации о состоянии здоровья детей, профессиональному алгоритму решения практических задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний, навыкам профессионального врачебного поведения, заполнению медицинской документации.

К настоящему времени педиатрический факультет СГМУ значительно обогатился высокоинтеллектуальным и творческим потенциалом, что позволяет уверенно смотреть в будущее. Удельный вес преподавателей с ученой степенью составляет 73%. В обучении врачей-педиатров участвует профессорско-преподавательский состав университета, насчитывающий более 600 человек, в числе которых 72 профессора, 92 доктора медицинских наук, 181 доцент и 392 кандидата наук. Среди них - заслуженные деятели науки, заслуженные врачи, заслуженные работники высшей школы, отличники здравоохранения. На 5-ти профильных кафедрах педиатрического факультета работают 10 докторов медицинских наук, 24 кандидата наук, большинство из которых - выпускники факультета, что обеспечивает не только высокий учебно-методический уровень преподавания, но и преемственность в процессе обучении будущих детских врачей.

По итогам работы медицинских вузов страны, Смоленский государственный медицинский университет уверенно входит в двадцатку лучших. За 50 лет работы при непосредственном участии сотрудников педиатрического факультета вуза подготовлены и защищены 19 докторских диссертаций, 112 кандидатских диссертаций. Многие сотрудники, ученые-педиатры удостоены почетных званий и наград. В частности, звание «Заслуженный деятель науки России» было присвоено д.м.н. проф. А.Т. Петряевой, д.м.н. проф. Л.В. Козловой, а В.А. Леонов - первый организатор педиатрической службы на Смоленщине, академик Белорусской ССР был удостоен звания «Заслуженный деятель науки Белорусской Академии наук». Высокого звания «Член-корреспондент РАМН» в 2004 году были удостоены выпускник факультета д.м.н. проф. Л.С. Страчунский, заместитель министра здравоохранения РФ д.м.н. проф. А.Г. Грачева, д.м.н. проф. В.Г. Плешков и др.

Ежегодно коллектив педиатрического факультета университета принимают активное участие в научных, научно-методических конференциях международного или всероссийского уровня, международных многоцентровых клинических исследованиях, публикуют монографии и статьи, как в России, так и в странах дальнего зарубежья. На всех кафедрах факультета активно функционируют студенческие научные кружки, что дает возможность кафедральным коллективам подобрать будущих ординаторов и аспирантов и подготовить новые молодые кадры.

Воспитательная работа на педиатрическом факультете, целью которой является формирование активной, жизнеспособной и социально востребованной личности будущего врача, занимает значительное место в учебно-воспитательном процессе. Её деятельность организуется и контролируется Управлением по воспитательной и социальной работе в тесном контакте с деканатом факультета и кураторами студенческих групп, профсоюзной организацией студентов, органами студенческого самоуправления и общественными организациями.

Сегодня цель коллектива педиатрического факультета - предоставить каждому молодому специалисту должный уровень знаний, умений и навыков для самостоятельной профессиональной деятельности, научить будущих врачей-педиатров использовать передовые медицинские технологии и достижения современной медицины.

В заключение хочется подчеркнуть, что педиатр - это не просто врачебная специальность, а особое состояние души! Педиатром становятся по призванию, и подготовить из молодого человека высококвалифицированного специалиста, в полной мере отвечающего требованиям современности, призваны сотрудники педиатрического факультета, которые успешно справляются со своим предназначением уже на протяжении 50-ти лет, выпуская из стен вуза не просто врачей, а волшебников, сохраняющих нашим детям здоровье и жизнь!

От имени администрации вуза желаю факультету дальнейшего процветания, новых творческих успехов в преподавательской и научной деятельности, а студентам-педиатрам - неустанного стремления в освоении благородной профессии детского врача.

Декан педиатрического факультета Д.В. Сосин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.