УДК 378.14 ББК 74.48
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В РАМКАХ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
| О.А. Некоркина, А.Н. Шкребко, И.Е. Плещёв, К.А. Сыромятникова
Аннотация. В статье проанализирован опыт современного педагогического подхода работы со студентами старших курсов Ярославского государственного медицинского университета в рамках деятельности научного общества на кафедре лечебной физкультуры и врачебного контроля с физиотерапией. Дана оценка результативности и продуктивности педагогических приемов как в сфере получения и совершенствования новых знаний, так и при выборе конкретной медицинской специализации ввиду повышения интереса к ней среди выпускников университета средствами гармонизации и тесного взаимодействия клинической и научного-исследовательской составляющей учебного процесса.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, практическая медицина, профильная Олимпиада, работа со студентами, обучение, студенческое научное общество, медицинский университет.
80 MAIN ASPECTS OF RESEARCH WORK WITH STUDENTS
WITHIN A SCIENTIFIC SOCIETY AT THE MEDICAL UNIVERSITY
I O.A. Nekorkina, A.N. Shkrebko, I.E. Pleschev, K.A. Syromjatnikova
Abstract. The article analyzes the experience of modern pedagogical approach of working with senior students of Yaroslavl State Medical University within the activities of the scientific community at the Department of Physical Therapy and Medical Control with physiotherapy. The assessment of the effectiveness and efficiency of pedagogical methods both in the field of obtaining and improving new knowledge and in choosing a particular medical specialization is given in view of the increasing interest to it among university graduates by means of harmonization and close interaction of clinical and scientific research component of the educational process.
Keywords: scientific and research work, practical medicine, specialized Olympiad, work with students, training, students scientific society, medical university.
Ежегодно свыше 30 тысяч выпускников выходят из стен медицинских вузов страны. Примерно 40% из них продолжают постдипломное обучение в клинической ординатуре по узкой специализации, но основная часть сразу же идет в первичное звено и начинает свою трудовую деятельность в должностях участковых терапевтов и педиатров, имея только те опыт и знания, которые получили во время обучения по образовательным программам специа-литета в вузе, а также во время своей научной и практической деятельности в рамках студенческого научного общества.
Практика показывает, что успешными врачами становятся выпускники, которые уже к окончанию вуза имеют опыт практической и научно-исследовательской деятельности, что, несомненно, помогает им более успешно выполнять свои профессиональные обязанности, особенно в первые годы своей практики и, что не менее важно, данные молодые специалисты умеют грамотно распределять свое время и более четко систематизировать полученную информацию. На современном рынке труда востребован специалист, который умеет продуктивно использовать информационные ресурсы, творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни [1].
На многих кафедрах медицинских вузов страны есть студенческие научные кружки, которые при грамотном педагогическом подходе со стороны сотрудников кафедры или курса, создают благоприятные условия для развития среди студентов интереса к профессии, что, в свою очередь, приводит к более глубоким знаниям среди вы-
пускников отдельных дисциплин и направлений медицины, прививает интерес к дальнейшей педагогической деятельности, а также повышает статус учебного заведения в связи с высоким уровнем знаний выпускников и правильно выбранной дальнейшей профориентацией.
Соответственно, для успешной работы со студентами необходимо соблюдать некоторые рекомендации, которые поспособствуют дальнейшему укреплению у студентов научного интереса к практической и теоретической медицине.
На сегодняшний день, по результатам статистических исследований Министерства здравоохранения России, во многих регионах страны ощущается нехватка врачей по специальности «лечебная физкультура и спортивная медицина» [2]. Одной из основных причин данной ситуации также можно считать отсутствие интереса к специальности среди студентов старших курсов и выпускников медицинских вузов России, которые не видят себя в этой профессии, а чаще всего не понимают ее возможного потенциала.
Данные исследований отдела менеджмента качества Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ) за 2017-2018 учебный год, проведенные среди студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультета, говорят о том, что эту специализацию как возможную (было разрешено указать 3 интересующих направления подготовки в ординатуре) выбрало 2,3% выпускников университета, что, в свою очередь, доказывает положительную динамику отклика студентов по сравнению с опросом выпускников
81
ВЕК
82
2015—2016 уч. года, когда при предварительном опросе специализация ЛФК и СМ не набрала и одного процента (0,8%). Эти показатели доказывают, что сотрудники кафедры, воспользовавшись современной научно-методической основой, смогли создать условия для активного взаимодействия студентов разных курсов и факультетов (лечебного, педиатрического и стоматологического) в рамках данной специальности путем привлечения их к научно-исследовательской и организационной деятельности в вузе, что, в свою очередь, отразилось на росте количества заявок, поданных в приемную комиссию ФГБОУ ВО ЯГМУ по программе подготовки кадров высшей квалификации (программам ординатуры) на специальность по коду 31.08.39 «Лечебная физкультура и спортивная медицина» в 2017 и 2018 календарных годах.
Разберем данную ситуацию на примере студенческого научного общества кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля с физиотерапии Ярославского государственного медицинского университета.
За последние три года увеличился рост числа членов студенческого научного общества кафедры, что свидетельствует о правильно подобранном направлении педагогической работы со студентами вуза и увеличении их интереса к научной работе в данной области медицины (см. табл. 1).
Отступив от устаревшей схемы проведения заседания научного кружка, когда на клинической базе кафедры заслушивались теоретические доклады и проводился тематический разбор больного, что зачастую не вызывало большого интереса у кружковцев, сотрудниками кафедры внедрили и использовали новые методические приемы, основанные на взаимодействии с другими медицинскими вузами страны посредством совместных круглых столов, телемостов и проведения межвузовских олимпиад/викторин. Это дало возможность студентам и преподавателям обмениваться столь бесценным опытом работы, расширять кругозор и заводить новые знакомства как в стенах своего ученого заведения, так и вне их. В таких условиях студент развивается как профессионал, личность, член общества. Тем самым реализуется проблема единства обучения и воспитания [3].
Проанализировав и применив основные современные тенденции в медицине в целом и в медицинской реабилитации в частности в работе СНО, был получен большой интерес к данной специализации среди студентов и практикующих врачей. Разберем ситуацию на примере проведения мастер-классов по отдельным, связанным с лечебной физкультурой и спортивной медициной направлениям. При равном заявленном времени на проведение — два академических часа, ауди-
Таблица1
Рост количества членов научного общества кафедры из числа студентов ЯГМУ в 2015-2018 гг.
№ пп Учебный год Число заседаний кружка и научных мероприятий, проведенных кафедрой Количество студентов в СНК Количество публикаций и патентов у студентов
1 2015-2016 8 21 2
2 2016-2017 10 32 4
3 2017-2018 11 38 5
тория слушателей практической лекции (мастер-класса) по кинезиотейпи-рованию (53 чел.), значительно выше, чем «ЛФК при межпозвонковых грыжах и сколиозе» (21 чел.). Это дает нам, как преподавателям — врачам, рычаги управления профильной аудиторией для привлечения еще большего количества слушателей в связи с тем, что кафедра затрагивает интересующие большой круг медиков вопросы, относящиеся к современным, «трендовым» направлениям практической и теоретической медицины.
Не менее важно взаимодействие с современными частными центрами и практикующими там врачами, ввиду наличия более качественного и современного оборудования на их базах, а главное опыта работы с ним. Это дает возможность молодым врачам и студентам, состоящим в СНО, получить опыт и навыки работы с продвинутым диагностическим оборудованием. Примером может стать практика сотрудничества кафедры с «центром спортивной медицины и реабилитации» (г. Ярославль, дворец спорта «Торпедо»), который, являясь профильным медицинским центром, участвует как в подготовке врачей на этапе ординатуры, так и в проведении ежегодной олимпиады по медицинской реабилитации и спортивной медицине в ЯГМУ.
В течении трех лет Ярославский государственный медицинский уни-
верситет проводит на своей базе профильную студенческую олимпиаду по медицинской реабилитации и спортивной медицине. Изначально это был «пилотный проект» с очень конкретной задачей — заинтересовать и показать студентам — старшекурсникам основные аспекты работы врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине в нашей стране посредством получения более углубленных знаний во время подготовки к основной, очной части олимпиады. Проведение олимпиады привлекло к участию в реализации и развитии проекта, другие медицинские вузы центрального федерально округа Российской Федерации: РНИ-МУ имени Н.И. Пирогова, РязГМУ им. акад. И.П. Павлова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, что послужило толчком для совместного выполнения необходимых, но ожидаемых корректировок с учетом современных потребностей отечественной медицины.
Версия олимпиады за 2018 год состояла из 10 этапов, которые в свою очередь проводились в два тура — очный и заочный. Первым и одновременно отборочным этапом являлся тестовый контроль, где профессорско-преподавательским составом кафедры были собраны самые базовые тестовые задания, охватывающие центральные вехи основных дисциплин: медицинская реабилитация и
83
Таблица 2
Рост числа студентов и географии вузов — участников ежегодной олимпиады по ЛФК и СМ в
2016-2018 гг.
Gп Год Количество участников (общее) Кол-во участников и других вузов Число вузов, принимающих участие в олимпиаде
1 2016 21 0 1
2 2017 24 3 2
3 2018 48 12 4
84
спортивная медицина, а также смежных с ними направлений. В процессе подбора были использованы сборники вопросов и тестовых заданий ФГБОУ ВО ИжГМА МЗ РФ 2015 г., ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н.И. Пи-рогова МЗ РФ 2010 г., под редакцией проф. Б.А. Поляева и ФГБОУ ВО ЯГМУ МЗ РФ от 2012 г.
Как видно из диаграммы, процентное соотношение тестовых вопросов следующее: травматология — 3%, физиотерапия — 7%, терапия — 11%, спортивная медицина 38% и лечебная физкультура 41%. Количество вопросов с одним и несколькими вариантами ответов на данный момент находится в соотношении 60/40 с преобладанием тех, где присутствует только один единственно верный вариант. Общее количество вопросов — 135.
Практическая часть олимпиады была представлена этапами, на которых студентам необходимо провести определенные манипуляции с пациентом, исходя из конкретной задачи, полученной от эксперта и заранее прописанной в перечне практических навыков при подготовке к очной части олимпиады. К ним относились: спортивная травматология, кинезиотейпирование в спорте, ста-билометрия, ситуационные задачи и т. д. (рис. 3-5). Особое место занимали задания, связанные с врачебным контролем пациентов, к которым в первую очередь относятся функциональные пробы для оценки состояния дыхательной системы, с изменением положения тела пациента и тесты с мышечной нагрузкой [4].
Таким образом, благодаря проведению подобных интеллектуальных соревнований в условиях соревновательной конкуренции среди команд
своего вуза и медицинских вузов других регионов повысился уровень теоретических знаний и практических навыков студентов на выпускных курсах. Результатом подобного метода явилось повышение познавательного и профессионального интереса к специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина», что в свою очередь привело многих к выбору данной специальности в своей будущей работе. Кроме того, участники олимпиад получили немаловажный опыт работы и взаимодействия в коллективе своих сверстников, опыт профессионального и чисто человеческого общения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Скатова, Е.А. Педагогический потенциал проектной деятельности в развитии продуктивного мышления обучающихся [Текст] / Е.А. Скатова // Вестник РосНОУ. — 2018, Вып. 2. — С. 112-118.
2. Поликарпов, А.В. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения: медицинские кадры [Текст] / А.В. Поликарпов, Г.А. Александрова, Н.А. Голубев. — Москва, 2018. — 278 с.
3. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетент-ностный подход к модернизации образования [Текст] / А.А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011, № 4. — С. 3-6.
4. Шкребко, А.Н. Функциональное тестирование в клинической практике и спортивной медицине: учеб. пособие по дисциплине «медицинская реабилитация» [Текст] / А.Н. Шкребко, О.А. Некоркина, И.Е. Никитина. — Ярославль: Аверс Плюс, 2017. — 51 с.
REFERENCES
1. Polikarpov A.V., Resursy i dejatelnost medi-cinskih organizacij zdravoohranenija: medi-cinskie kadry, Moscow, 2018, 278 p.
ЕК
2. Shkrebko A.N., Funkcionalnoe testirovanie v klinicheskoj praktike i sportivnoj medicine: ucheb. posobie po discipline "medicinskaja re-abilitacija", Jaroslavl, Avers Pljus, 2017, 51 p.
3. Skatova E.A. Pedagogicheskij potencial pro-ektnoj dejatelnosti v razvitii produktivnogo
myshlenija obuchajushhihsja, Vestnik Ros-NOU, 2018, Vyp. 2, pp. 112-118.
4. Verbickij A.A. Kontekstno-kompetentnost-nyj podhod k modernizacii obrazovanija, In-novacionnye proekty i programmy v obra-zovanii, 2011, No. 4, pp. 3-6.
Некоркина Оксана Алексеевна, доктор медицинских наук, доцент, кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля с физиотерапией, Ярославский государственный медицинский университет, [email protected] Nekorkina O.A., Assistant Professor, Doctor of Medical Sciences, Department of Physical Therapy and Medical Control with Physiotherapy, Yaroslavl State Medical University, nekorkina.oxana@ yandex.ru
Шкребко Александр Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой лечебной физкультуры и врачебного контроля с физиотерапией, проректор, Ярославский государственный медицинский университет, [email protected] Shkrebko A.N., Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Physical Therapy and Medical Control with Physiotherapy, Vice Rector, Yaroslavl State Medical University, [email protected]
Плещёв Игорь Евгеньевич, терапевт, клинический ординатор, кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля с физиотерапией, Ярославский государственный медицинский университет, [email protected] Pleschev I.E., Therapist, Clinical Intern, Department of Physical Therapy and Medical Control with Physiotherapy, Yaroslavl State Medical University, [email protected]
Сыромятникова Карина Андреевна, врач, Клиническая больница № 8; участковый терапевт,
Поликлиника №2, Ярославская область, [email protected] Syromjatnikova K.A., Physician Local Therapist, Clinical Hospital No. 8, Polyclinic No. 2, Yaroslavl Region, [email protected]
85