Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ВОСПИТАНИИ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ'

ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ВОСПИТАНИИ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / индивид / индивидуальность / развитие личности / формирование личности / наследственность / среда. / personality / individual / individuality / personality development / personality formation / heredity / environment.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хужаназарова Н.М.

Данная статья раскрывает такие понятия как: личность, человек, индивид, индивидуальность. В ней рассматриваются педагогико-психологическое значение влияния социального фактора в воспитании совершенной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SIGNIFICANCE OF THE INFLUENCE OF THE SOCIAL FACTOR IN THE EDUCATION OF A PERFECT PERSONALITY

This topic reveals such concepts as: personality, person, individual, individuality. It examines modern concepts of personality and its development and formation; factors and driving forces of personality development.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ВОСПИТАНИИ СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»

Хужаназарова Н.М. старший преподаватель Кокандский государственный педагогический институт

ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ВОСПИТАНИИ СОВЕРШЕННОЙ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Данная статья раскрывает такие понятия как: личность, человек, индивид, индивидуальность. В ней рассматриваются педагогико-психологическое значение влияния социального фактора в воспитании совершенной личности.

Ключевые слова: личность, индивид, индивидуальность, развитие личности, формирование личности, наследственность, среда.

Xujanazarova N.M. senior lecturer Kokand State Pedagogical Institute

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SIGNIFICANCE OF THE INFLUENCE OF THE SOCIAL FACTOR IN THE EDUCATION OF A

PERFECT PERSONALITY

Annotation. This topic reveals such concepts as: personality, person, individual, individuality. It examines modern concepts of personality and its development and formation; factors and driving forces of personality development.

Key words: personality, individual, individuality, personality development, personality formation, heredity, environment.

В развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии — биологическая и социальная. Эти две линии хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. У человека развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического развития человека теснейшим образом связан с приобретением социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те

или иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, вырабатывает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества. Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым, как показано выше, относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Вот почему в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа как таковая, а ее социальное качество. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Это позволяет сделать вывод: понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других — слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека? Психолог СЛ. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Существенной характеристикой личности человека является также ее общественная активность и принципиальность, твердость нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д. Выделяя критерии личности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного уровня психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении. Личность - это человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность (Подласый И.П.). Л. тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции

общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием Ин. Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Иногда, как правило, отличается особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Понятие индивид включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает личности своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения (Харламов И.Ф.) Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти также понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам. Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомофизиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений (Харламов И.Ф.).

Развитие - процесс количественных и качественные изменений в личности и человеческой общности, ведущих к повышению уровня возможностей в достижении жизненного успеха. Интегральный результат Р. и показатель его состояния - развитость личности, группы, коллектива. Развитость - уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, жизнестойких, профессионально важных (например, педагогических, технических, юридических, музыкальных и др.) качеств, особенностей, общих и специальных способностей человека.

Принципиальное отличие их от показателей воспитанности в том, что они не связаны с характеристикой социальной ориентированности человека как личность, а лишь с его функциональными особенностями как индивида, имеющие значение в жизни, труде и сказывающиеся на обретении им образованности, просвещенности, обученности и воспитанности. Лишь часть их находится на границе с воспитанностью. Функцию развитости в жизни и поведении человека можно назвать каталитически-благоприятствующей. Развитость ускоряет, способствует более высоким достижениям в делах. Она как почва, повышающая плодородие при заботе о ней или, наоборот, истощающаяся при регрессе.

Использованные источники: 1. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика

воспитания: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина.—4-е изд., стереотип..—М.: Академия, 2005.—336 с.

2. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - Ч.1, гл. 2.

4. Khujanazarova, N. M. "Pedagogical and psychological features of preparing educators for school education." INTERNATIONAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE & INTERDISCIPLINARY RESEARCH ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429 12.03 (2023): 52-55.

5. Mirzamaxmudovna, Xo'janazorova Nargizaxon. "Pedagogical psychological aspects of socialization of educators of preschool institutions." Ta'lim fidoyilari 21.6 (2022): 47-50.

6. Mirzamahmudovna, Khujanazarova Nargiza. "The role of national methods in the detection and prevention of nervous disorders in children." INTERNATIONAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE & INTERDISCIPLINARY RESEARCH ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429 11.11 (2022): 505-507.

7. Hujanazarova, N. "Importance of fairy tales in moral education of preschool children." International Academic Research Journal Impact Factor 7.1 (2022): 6.

8. Mirzamahmudovna, Hujanazarova Nargiza. "Local methods for detecting and preventing nerve damage in preschool children." INTERNATIONAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE & INTERDISCIPLINARY RESEARCH ISSN: 22773630 Impact factor: 7.429 12.06 (2023): 148-152.

9. Xo'janazarova, Nargiza. "Maktabgacha yoshdagi bolalarda ijtimoiy og 'ishlarning oldini olish va qayta tiklash." Talqin va tadqiqotlar 1.25 (2023).

10. Хужаназарова, Наргиза Мирзамахмудовна. "Mактабгача ёшдаги болаларда асаб бузилишини аниклаш ва олдини олишнинг халкона усуллари." Oriental Art and Culture 4.3 (2023): 621-625.

11. Xo'Janazarova, N. M. "Axborotlashuv jarayonida yoshlar ma'naviy dunyoqarashi." Экономика и социум 6-1 (85) (2021): 301-303.

12. Isaxanova, M. E., N. M. Xujanazarova, and M. I. Irmatova. "Modernization of preschool education. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.