Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / КРИТИЧНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назирова Г.М., Рахимова Ф.М.

В статье анализируются психологические характеристики творческой личности, условия проявления креативности, намечается общий план деятельности педагога-воспитателя по развитию творческих способностей дошкольников в процессе образования направленное на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE EDUCATORS

The article analyzes the psychological characteristics of a creative personality, the conditions for the manifestation of creativity, outlines a general plan for the development of a teacher-educator creative abilities of preschoolers in the process of education aimed at the individual.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

Назирова Г.М., кандидат педагогических наук (PhD)

доцент

заведующий кафедрой «Дошкольное образование» Кокандский государственный педагогический институт

Рахимова Ф.М. преподаватель кафедра «Дошкольное образование» Кокандский государственный педагогический институт

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ -

ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Аннотация: В статье анализируются психологические характеристики творческой личности, условия проявления креативности, намечается общий план деятельности педагога-воспитателя по развитию

творческих способностей дошкольников в процессе образования направленное на личность.

Ключевые слова: личность, творческая личность, методология, воспитательно-образовательный процесс, обучение направленное на личность ребенка, целеустремленность, целенаправленность, критичность, независимость ребенка.

Nazirova G.M., candidate of pedagogical sciences (PhD)

associate professor Head of Department "Preschool education" Kokand State Pedagogical Institute Rakhimova F.M.

teacher

department "Preschool education" Kokand State Pedagogical

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE EDUCATORS

Abstract: The article analyzes the psychological characteristics of a creative personality, the conditions for the manifestation of creativity, outlines a general plan for the development of a teacher-educator creative abilities of preschoolers in the process of education aimed at the individual.

Key words: personality, creative personality, methodology, educational process, training aimed at the personality of the child, purposefulness, purposefulness, criticality, child's independence.

На воспитание и образование такого развитого поколения уделяется достаточно больше внимания сегодня в современном обществе Республики Узбекистан.

Дошкольный возраст — это стадия жизни, идущая после раннего возраста и соответствующая в отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6—7 лет. В этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке.Развитие ребенка необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами, возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. И здесь возникают проблемы как воспитание и развитие творческого потенциала ребёнка.

В настоящее время большинство детей не раскрывает в детстве свои способности, свой творческий потенциал. Вследствие этого они могут испытывать трудности в личностной самореализации в будущем. Поэтому создание педагогических условий в жизни ребёнка ДОО, выявление возможных путей и направлений педагогической работы, благоприятствующих творчеству, воспитанию творческих качеств личности является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики.

Вкратце остановимся над важнейшими особенностями понимания сущности таких категорий, как «воспитание», «творческая личность», «воспитание творческой личности».Отметим, что в дошкольной педагогике существует множество точек зрения на понимание такой важной категории, как воспитание. Между различными подходами к постижению сущности воспитания есть много общего. Большинство исследователей отмечают, что в процессе воспитания участвуют как педагоги-воспитатели, так и сами воспитуемые, что процесс этот имеет огромное общекультурное значение.{7,36} Многие современные педагоги считают, что самое важное в осуществлении успешного процесса воспитания - не воздействие, а взаимодействие, а это, на наш взгляд, является справедливым и вполне оправданным.

Немаловажно то, что процесс воспитания - это процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне,так и самовоспитание личности, предполагающее постоянную деятельность, направленную на самосовершенствование. Раскроем содержание понятия «воспитание творческой личности». Несмотря на то, что слово «личность»

употребляется сегодня как привычное, понятие личности в науке сложилось не сразу.

Мы полагаем, что развитию целого комплекса качеств творческой личности способствует творческая деятельность, поскольку личность развивается в процессе деятельности. Поэтому мы обращаемся к теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), согласно которой личность - это система социальной деятельности человека, представленной двумя составляющими: психической (сознание) и практической (поведение).

Это значит, что именно человек является носителем личности. Кроме того, из вышесказанного следует вывод: сущность личности определяет её социальная характеристика. Наиболее значимыми характеристиками личности в деятельностном аспекте являются ее сознание и поведение. В соответствии с этим ключевые личностные параметры - это мотивы, взгляды, мнения, интересы, убеждения, умения, навыки, т.е. внутренний мир человека.

Таким образом, согласно теории деятельности, личность может быть представлена через внутренний мир человека, через его межличностные отношения. Эти составляющие не существуют изолированно, а представляют собой единство. При этом можно сделать такой вывод:все авторы, независимо от предлагаемых ими личностных структур, выделяют направленность как ключевую характеристику личности. В представлении этих исследователей, направленность личности - это сложное личностное образование, определяющее поведение человека, его отношение к себе и окружающим людям.

Ставя целью педагогической деятельности воспитание творческой личности,педагогу-воспитателю необходимо иметь представление о ее особенностях, к рассмотрению которых мы и обратимся далее.Современные ученые, говоря о личностно-творческих характеристиках человека, обращают внимание на такие качества, как наличие творческой инициативы,«открытость опыту», чувствительность к новому, способность видеть и ставить проблемы, отклонение от шаблона, оригинальность, энергичность, независимость, внутренняя зрелость, критичность, высокая самооценка, критичность. Все эти качества приводят к развитию таких деятельно-творческих ценностей, как самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление.

Таким образом, современные научные исследования показывают, что творческая личность ребенка должна обладать рядом взаимодополняющих качеств. С одной стороны, это устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор;с другой стороны, это гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора и др. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что

воспитание творческой личности - это процесс, представляющий собой специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие

педагога-воспитателя и воспитанников, конечной целью которого является формирование творческой личности воспитуемых, представляющей непосредственную ценность для полноценного развития общества.

Заметим, что ведущие характеристики, составляющие понятие личности, позволяют выделить основной путь воспитания творческой личности - включение ее в разнообразные виды творческой деятельности. Следовательно, значимым представляется не только воспитание извне, но и творческое самовоспитание личности, предполагающее постоянную творческую деятельность, направленную на самосовершенствование. Выделяют такие стадии становления творческой личности ребенка: 1. Мотивационно-творческая активность, которая отличается устойчивым интересом к определенному виду деятельности.

2. Интеллектуально-творческая активность, которая характеризуется повышенной чувствительностью личности к проблемам и противоречиям в сфере творческой деятельности.

3. Первые творческие достижения.

4. Повышенная профессиональная творческая активность.

5. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства, который отличается высоким уровнем творческой продуктивность.

6. Расцвет таланта.

Поскольку педагог-воспитатель часто имеет дело с воспитуемыми, находящимися на начальных стадиях своего творческого развития, это определяет задачу педагогической деятельности - создать условия для воспитания творческой личности и для ее перехода на более высокую ступень развития.

Мы полагаем, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

- ориентация образовательно-воспитательного процесса ДОО на воспитание творческой личности ребенка;

- раннее выявление готовности личности осуществлять творческую деятельность (диагностика творческих способностей);

- формирование мотивации к творческой деятельности;

- опора на педагогическую теорию творчества в процессе организации учебно-воспитательного процесса ДОО;

- нравственная и творческая целенаправленность воспитательно -образовательного процесса;

- наличие демократичных взаимоотношений педагога-воспитателя и воспитуемых;

- согласование воспитательно-образовательного процесса с индивидуальными психологическими особенностями воспитанников;

- ориентация воспитательно-образовательного процесса на самовоспитание ребенка(самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

- создание благоприятного творческого микроклимата в семье, ДОО, организация развивающей образовательной среды, которая способна обеспечить всем субъектам воспитательно-образовательного процесса систему возможностей для эффективного творческого саморазвития;

- ориентация на комплексное воспитание личности, проектирование личности на основе ее интересов и способностей;

- организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности воспитанников (проведение праздничных утренников, организация исследований) по образованию направленного на личность ребенка и др.

Можно предположить, что эффективности воспитания творческой личности будет способствовать деятельность будущего педагога-воспитателя по следующим направлениям:

- включение воспитанников в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется прежде всего в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

- работа над совершенствованием умений и навыков, позволяющих воспитанникам быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

- организация творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества настоящего творца, а также способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Таким образом, организуя процесс воспитания и обучения творческой личности, педагог-воспитатель должен помнить о том, что основной чертой творческой личности является потребность индивида в активном, творческом созидании; эта потребность является смыслообразующей. Основной путь для

создания творческой личности - ориентация всего воспитательно-образовательного процесса на развитие творческого потенциала воспитанников, что достигается посредством применения педагогических условий, стимулирующих творческую деятельность подрастающего поколения.

Использованные источники:

1. Аюпова М.Логопедия.- Ташкент.2010.

2.1976.7. Юсупова П.Дошколная педагогика. -Ташкент.1993.

3. Назирова, Г. М. "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА." Актуальные проблемы современной науки 4 (2014): 96-99.

4. Назирова, Г. М. "Особенности процесса деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений." Вопросы гуманитарных наук 4 (2014): 61-63. современном мире 4-7 (2021): 51-56.

5. Mirzaeva, Farokhat, et al. "IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS BASED ON A PEDAGOGICAL INNOVATIVE APPROACH." PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology 17.6 (2020): 8919-8926.

6. Raximova, Feruzaxon Muxammadjonovna. "PROBLEMS OF ESTABLISHING AND STRENGTHENING THE MATERIAL BASE OF PRESCHOOL EDUCATION ORGANIZATION." Актуальные научные исследования в современном мире 4-7 (2021): 51-56.

7. Muxammadjonovna, Raximova Feruzaxon. "Difficulties in organizing the education and upbringing of visually impaired children of preschool age." INTERNATIONAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCE & INTERDISCIPLINARY RESEARCH ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429 11.12 (2022): 90-93.

8. Muxammadjonovna, Rakhimova Feruzaxon. "Some Types of Technology for the Physical Development of Preschool Children." Miasto Przyszlosci 29 (Азизова, Зироат. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ." Zamonaviy dunyoda pedagogika va psixologiya: Nazariy va amaliy izlanishlar 2.17 (2022): 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.