Научная статья на тему 'Педагогика высшей школы в условиях межнаучной коммуникации: состояние и перспективы развития'

Педагогика высшей школы в условиях межнаучной коммуникации: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика высшей школы в условиях межнаучной коммуникации: состояние и перспективы развития»

Статистическая информация в игре дартс может быть получена двумя путями:

1. На соревнованиях, таких как Чемпионаты и Кубки города, области, России, сбором и подсчетом статистической информации для выполнения разряда занимаются специально обученные люди - статисты. Собранные ими данные публикуются на официальных сайтах мероприятий, транслируются во время телевизионных эфиров и вносятся в единую сетевую базу на сайте международной федерации дартс (http://www.dartswdf.com/). В силу того, что эту обязанность берут на себя различные люди с разной квалификацией, их оценка носит субъективный характер и зачастую завышенные значения. На соревнованиях же менее значимого ранга статисты, как правило, не работают.

2. В широкой практике соревновательной деятельности в игре дартс тренер либо запасной игрок фиксируют необходимые показатели игровых действий вручную или при помощи специальных инструментов (программного обеспечения). Ручной способ ввода и обработки информации характеризуется невысокой информативностью, низкой точностью, трудоемкостью получения результатов, отсутствием возможности оперативного анализа и представляет собой рукописную фиксацию ряда параметров игровых действий. Инструментальный способ, в свою очередь, лишен этих недостатков. Кроме того, практика показывает, что применение инструментального статистического анализа позволяет более эффективно оценивать и управлять процессом подготовки спортсменов, а именно:

• оценивать некоторые параметры текущего уровня подготовленности игроков;

• выявлять типичнее ошибки и закономерности в игровых действиях спортсменов и команд в целом;

• определять сильные и слабые стороны в игре своей и других команд;

• прогнозировать модель технико-тактических действий последующих выступлений и личных встреч с конкретными командами-соперниками.

На данном этапе развития игры дартс практически все специалисты предпочли использование специального программного обеспечения анализа эффективности соревновательной деятельности.

Основным технико-тактическим действием в игре дартс является бросок дротика, именно поэтому его детальный и разносторонний анализ представляет наибольший интерес.

В связи с тем, что процесс получения статистических данных представляет собой экспертную оценку, в основе которой лежит педагогическое наблюдение, важным фактором является критерии, по которым она производится. К требованиям, предъявляемым к экспертной оценке, относятся: жесткое регламентирование регистрируемых данных, наличие инструкции с рассмотрением

всех возможных сценариев бросков, и другие способы ее формализации.

Основным показателем любого броска является его результативность. Исходя из отношения к этому показателю, традиционно выделяют три основных подхода к оценке соревновательной деятельности: ситуативный, технический и комбинированный.

Ситуативный подход подразумевает оценку результата броска с позиции сложившейся игровой ситуации, т.е. даже если бросок у игрока не получился, но игровая ситуация (в силу случайно сложившихся обстоятельств: рикошета камня и т.д.) стала положительной, то бросок считается выполненным успешно.

Техническая оценка, напротив, отражает степень соответствия результата броска заказанному заданию, и тем самым показывает уровень технической подготовленности спортсменов.

Комбинированный подход рассматривает сочетание вышеописанных критериев. Такая оценка носит случайный характер и не является достоверной, потому и используется крайне редко.

Большое значение при определении эффективности бросков дротика имеет степень дискретности шкалы выставляемой оценки, что делает этот показатель одним из важных признаков классификации. Наиболее распространенными являются следующие шкалы: 2-х балльная (0^1), 3-х балльная (0^2) и 5-и балльная (0^4), каждая из которых занимает свою нишу. Так, 2-х балльная шкала используется при работе с группами начальной подготовки и позволяет оценить бросок по принципу «выполнил - не выполнил». 3-х балльная шкала расширяет диапазон оценки вариантом «выполнил частично», который используется при не полном выполнении задания и может быть актуален в дартс клубного уровня. И наконец, 5-и балльная система оценки, рекомендованная специалистам, работающим в области спорта высших достижений, дает возможность наиболее точно оценить эффективность каждого броска.

Существует, также классификация систем оценки эффективности соревновательных действий имеющая в своей основе количество регистрируемых параметров. Выделяют начальную, продвинутую и профессиональную системы. Обязательными оцениваемыми параметрами во всех системах являются: ранее отмеченная точность броска (степень соответствия результата броска заданию) и поставленная перед игроком задача, определяющая вид броска. Начальная система ограничивается этими двумя параметрами. Продвинутая система рассматривает от 3-х до 4-х параметров единичного броска, в то время как профессиональная система расширяет их количество до 5-и и более. В число анализируемых параметров так же входят: скорость вращения дротика, заданная траектория броска (линия), требуемая сила броска и если таковая была - допущенная ошибка в каком-либо элементе технико-тактических действий.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Хроменков Петр Александрович

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Московского государственного областного

университета, г. Москва

Педагогика, занимая центральное место в системе общественных наук, имеет одну существенную особенность, связанную с ее предрасположенностью к интегра-

ции всесторонних знаний о человеке. Ее установил известный чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский. Посещая научные кружки выдающихся европейских ученых, он всесторонне изучил законы в области естествознания и

обществознания и, обосновав аппарат теоретической педагогики, сделал открытие мирового уровня, суть которого состоит в том, что педагогика как самостоятельная область человекознания, ее объект, предмет, язык и методы имеют интегративную природу. Иначе говоря, она может существовать и полноценно развиваться только на основе взаимодействия с другими науками.

В отечественной педагогике эту особенность глубоко и всесторонне исследовал великий педагог XIX столетия К.Д. Ушинский. В капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он представил структуру педагогической науки, построенной на ее межнаучных связях с диалектикой, логикой, историей, географией, психологией, анатомией, физиологией, социологией, статистикой и с другими науками.

Ключевая задача педагогической науки, по К.Д. Ушинскому, состоит в том, чтобы «извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, отделив их от великого множества тех, которые такого приложения иметь не могут, свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить удобообозреваемую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить педагог-практик и тем самым избежать односторонностей, нигде столь не вредных, как в практическом деле воспитания» [5, с. 29].

Следует отметить, что в отечественном науковедении интерес ученых к проблеме межнаучного взаимодействия постепенно расширялся и после того, как в философии, теории информации и психологии был выявлен механизм и обоснованы его методы, среди которых метод межнаучного синтеза стал выполнять определяющую роль в исследовании широкого спектра межнаучных связей (Б.Г. Ананьев, П.И. Зинченко, Б.М. Кедров, П.В. Симонов, А.Д. Урсул, Г.И. Щербицикий и др), межнаучная коммуникация стала объектом и предметом отдельных исследований в педагогической науке (А.И. Еремкин, В.И. Журавлев, Л.В. Загрекова, В.К. Кириллов, В.В. Краев-ский, Р.П. Петрова, В.П. Полонский и др.) [1; 3; 4].

Педагогика высшей школы как отрасль педагогической науки, получив заметное развитие в XX веке, сохраняет эту особенность в современных условиях. Достаточно сказать, что она воплотила в себя выявленный и исследованный образовательный потенциал бинарных и более сложных связей с философией, теориями информации и коммуникации (Р.С. Гиляревский, П.С. Гуревич, Я.А. Ваграменко, В.З. Коган, А.И. Михайлов, А.И. Черный, А.Д. Урсул, И.Т. Фролов, В.М. Шепель, Б.Г. Юдин и др.), с психологией (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А. А. Вербицкий, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Нечаев и др.), с теорией систем, программмиро-вания и технологиями управления процессом обучения и контроля за его результатами (В.В. Афанасьев, В.П. Бес-палько, Т.Г. Везиров, Б.С. Гершунский, Г.М. Добров, Т.А. Ильина, Н.Д. Никандров, Н.Ф. Талызина, Ю.А. Урманцев, С.Е. Шишов и др.).

Необходимо отметить, что тезаурус современной педагогической науки, по данным многих экспертов, около 80% включает базовые категории, которые были заимствованы и экстраполированы из других наук и, в первую очередь, из наук о человеке, при этом подверглись педагогической интерпретации и наполнились собственно педагогическим содержанием, то есть сформировались благодаря межнаучной коммуникации. Например, такие понятия, как: «цель», «содержание», «сущность», «форма», «метод», «язык», «принцип», «закономерность»,

«количество», «качество», «задача» и множество других понятий, являющихся по сути своей общенаучными (межнаучными), многократно подвергаясь педагогизации, породили качественно новое множество других понятий. Скажем, понятие «задача» породило такие понятия, как: «учебная задача», «учебно-познавательная задача», «контрольная (оценочная, проверочная задача)», «исследовательская задача», «воспитательная задача», «диагностическая задача», «управленческая задача», «типовая задача», «задание» и т.п.

Вместе с тем в педагогике высшей школы, несмотря на существование нескольких классификаций взаимодействующих наук и использование в образовательном процессе отдельных типов и видов междисциплинарных связей, существует множество нерешенных задач, связанных с реализацией образовательно-развивающего потенциала межнаучной коммуникации [2; 5]. Например, в системе высшего педагогического образования в условиях межнаучного взаимодействия актуальными, в нашем представлении, выступают следующие задачи:

® разработка системной классификации наук о человеке и исследование широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики;

® определение межнаучного подхода к структурированию содержания педагогического образования как наиболее оптимального и эффективного подхода к его совершенствованию;

® разработка базы современных межнаучных данных о человеке;

® разработка развивающего образовательного ресурса и построение развивающей образовательной среды педвуза на межнаучной основе;

® построение эффективной системы информационного обслуживания студентов в образовательном процессе;

® определение методологического минимума знаний, умений и навыков в собственно педагогической подготовке студентов и установление его связи с формируемыми межнаучными знаниями об изучаемых ими педагогических фактах, явлениях, теориях, концепциях, системах;

® разработка наиболее приемлемой в условиях межнаучной коммуникации образовательной технологии;

® исследование условий перехода от предметоцен-трированного обучения к интегративной - развивающей образовательной системе. Как показывают результаты выполненного нами исследования проблемы интеграции педагогического образования в условиях межнаучного взаимодействия, перечисленные задачи становятся приоритетными задачами на пути совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических вузов [6].

Действительно, построение образовательного процесса на межнаучной основе позволяет, во-первых, включить студентов в непрерывной поиск качественно новой -межнаучной информации, трансформирующейся в качественно новые - межнаучные знания, восполняющие пробел в классических, постепенно устаревающих собственно педагогических знаниях. Во-вторых, овладение даже на элементарном уровне языками других наук о человеке, способствует выработке метаязыка и формированию обобщенных учебно-познавательных действий.

Основываясь на том, что эффективное развитие познавательного опыта субъекта образовательного процесса происходит только в развивающей образовательной среде (В.В. Давыдов, Л.П. Доблаев, А.Я. Данилюк, Г.Ф. Федо-рец, М.А. Холодная и др.), в результате опытно-экспериментальной работы со студентами бакалавриата мы установили, что развитие их образовательных способностей происходит в том случае, если учебно-познавательная и научно-исследовательская деятельность строится на межнаучной основе и приобретает интегративную направленность. Следовательно, полноценная реализация компе-тентностного подхода, обоснованного в педагогике высшей школы как наиболее оптимального и эффективного подхода к профессиональной подготовке студентов, возможна в условиях межнаучного взаимодействия и использования развивающего потенциала множественных многосторонних межнаучных связей педагогики в образовательном процессе.

Это означает, что качество высшего образования в современных условиях будет во многом зависеть от того, насколько предмет и методы педагогики высшей школы в условиях межнаучного взаимодействия позволяют, во-первых, выявлять и исследовать образовательно-развивающий потенциал современного человекознания, а, во-вторых, разрабатывать технологии нового поколения, с помощью которых он может быть максимально реализован на практике.

Данные результаты, как мы полагаем, можно экстраполировать в образовательные среды всех гуманитарных вузов, поскольку гуманитарные науки в значительной степени предрасположены к межнаучному взаимодействию, обеспечивающему комплексное изучение и решение проблем человека.

Вместе с тем следует отметить, что результат межнаучного взаимодействия в любой области познания и его

продуктивное использование в преобразующей деятельности человека определяется степенью взаимодействия естественных, общественных и технических наук, которое усиливается по мере их самостоятельного развития и появления новых наук.

Таким образом, педагогика высшей школы, заимствуя всесторонние данные других наук о человеке и не только, обогащает свой объект, предмет, язык, задачи и методы, способствует тем самым построению качественно новой - развивающей образовательной системы, направленной на совершенствование профессиональной подготовки студентов.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человеко-знания. 2-е изд. - СПб: Питер, 2001. - 260 с.

2. Гребенюк Т.Б Проблемы педагогики средней и высшей школы: сборник научных трудов молодых ученых / Под ред. Т.Б. Гребенюк, А.В. Петрущенкова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. -Вып. 2. - 153 с.

3. Кедров Б.М. Взаимодействие наук. Теоретический и практический аспекты. - М.: Мысль, 1984. -320 с.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. - 244 с.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений. Т. 1-11; редколл. Е.Н. Медынский. - Т.8-9. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.

6. Хроменков П.А. Использование современного че-ловекознания в высшем педагогическом образовании: монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2012. -226 с.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ким Борис Иннокентьевич

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова., Кандидат педагогических наук, доцент.

Ким Борис Иннокентьевич, кандидат педагогических наук, доцент. Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, доцент.

Две монографии в качестве учебников указаны в списке литературы. Статей - 70. Третья книга «Стратегия прогресса к Новой системе образования». г. Костанай: КазТипография, 2014август. 460с.,22,35п.л.ШВЫ 978-601-06-245-5. АННОТАЦИЯ

Анализируется современное состояние образования. Рассматривается один из путей технологизации образования в инновационной системе интерактивной технологии учебного тестирования как средства достижения качества образования в показателях качества успеваемости обучающихся. Результат - 100% качества и выше от оценок «хорошо» к «отличным». THE SUMMARY

The education current state is analyzed. One of ways technology of educations in innovative system of interactive technology of educational testing as means of achievement of quality of education in indicators of quality of progress of the trained is considered. Result - 100 % of quality and above from marks "well" to "excellent".

Ключевые слова. Технология тестирования. Качество успеваемости. Качество образования. Keywords. Technology of testing. Quality of progress. Quality of education.

Сравнительная педагогика Казахстана изучает зарубежный опыт развитых стран, включая Россию. Многие кандидаты и доктора наук - выходцы АПН СССР и РАО. Переход Казахстана на Болонскую систему обучения не дает ощутимых результатов.

Чем успешнее развиваются науки о человеке, стремящиеся к интенсивности, опережая практику, тем проблемнее становится система образования. Практика образования, включая педагогику, можно сказать, самая инертная сфера в жизни общества. Обучение - центр, ядро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.