Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в высшем педагогическом образовании в условиях межнаучной коммуникации'

Интеграционные процессы в высшем педагогическом образовании в условиях межнаучной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTEGRATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTEGRATION OF THE CONTENTS OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / INTERSCIENTIFIC COMMUNICATION / DEVELOPING EDUCATIONAL RESOURCE / METALANGUAGE CULTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хроменков Петр Александрович

В статье представлены результаты авторского исследования проблемы развития высшего педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, которая обеспечивает его содержательную, методическую, языковую и технологическую интеграцию. Обосновывается необходимость разработки развивающего ресурса в образовательной среде вуза и доказывается эффективность образовательного процесса посредством внедрения в него широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author’s research results of the problem of higher education development on the basis of interscientific communication that provides its content, methodical, language and technological integration. The necessity of the creation of the developing source in the university educational environment is grounded and the efficiency of the educational process through the introduction of a wide range of manifold multidimensional interscientific pedagogic connections into the educational process is proved.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в высшем педагогическом образовании в условиях межнаучной коммуникации»

в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства); владеть способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода; владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке; создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; владеть способностью и готовностью изучать и накапливать педагогический репертуар речевых жанров; владеть способностью и готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, ансамбле, хоре, с оркестром, хором) на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры), к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений народного музыкального искусства и культуры.

Вышеизложенное приводит к формулированию следующих задач, стоящих перед педагогической риторикой: дать представление о базовых понятиях педагогической риторики: общение - речевая деятельность - педагогические речевые жанры речи; рассмотреть ситуации профессионального общения в сфере обучения, особенности коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности обучаемых; выработать практические навыки создания профессионально-значимых типов высказываний; совершенствовать коммуникативные способности, выработать систему речевого самосовершенствования; способствовать формированию открытой для делового общения коммуникативной личности, имеющей высокий рейтинг в системе социальных ценностей.

Педагогическая риторика - основа культуры речи специалиста, одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а

также практика ее оптимизации. Педагогика - одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которой важность особенностей речевого поведения человека (педагога), последствия его умения (или неумения) владеть словом трудно переоценить [5, с. 129].

Педагогическая риторика - синтетическая прикладная дисциплина, формирующая влиятельную аргументацию в процессе преподавания - учения - образования и практически обеспечивающая логику форм выразительного речевого воздействия и взаимодействия в учебной ситуации и в системе коммуникативных намерений, характерных для различных видов, структур и этапов учебно-воспитательной деятельности [3].

Таким образом, можно констатировать, что подлинное владение словом, искусством и техникой общения достигается педагогом благодаря педагогической риторике, являющейся обоснованным мотивом, раскрывающим прекрасные перспективы для будущих учителей в качестве ораторов, так необходимых в современной педагогической действительности.

Результаты высшего профессионального образования, выраженные на языке компетенций - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.

Список литературы:

1. Голуб, И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию/И.Б. Голуб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

- 384с.

2. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студ.пед. универ. / А.К. Михальская. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998.

- 432 с.

3. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 480 с.

4. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князков. - Флинта, Наука, 1998. - 312 с.

5. Усанова О.Г. Педагогическая риторика как основа профессиональной компетентности специалиста. Теория и практика педагогики и психологии высшего образования: Вестник./ЧГАКИ. - Челябинск, 2003. - Вып. 9 (№2). - С. 129 - 134.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Хроменков Петр Александрович

д.п.н., профессор, ГОУ ВПО Московский государственный областной университет, Москва

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты авторского исследования проблемы развития высшего педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, которая обеспечивает его содержательную, методическую, языковую и технологическую интеграцию. Обосновывается необходимость разработки развивающего ресурса в образовательной среде вуза и доказывается эффективность образовательного процесса посредством внедрения в него широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики.

ABSTRACT. The article presents the author's research results of the problem of higher education development on the basis of interscientific communication that provides its content, methodical, language and technological integration. The necessity of the creation of the developing source in the university educational environment is grounded and the

efficiency of the educational process through the introduction of a wide range ofmanifold multidimensional interscientific pedagogic connections into the educational process is proved.

Ключевые слова: интегративная образовательная технология, интеграция содержания высшего педагогического образования, межнаучная коммуникация, развивающий образовательный ресурс, метаязыковая культура студента.

Keywords: integrative educational technology, integration of the contents of higher pedagogical education, interscientific communication, developing educational resource, metalanguage culture of students.

Результаты исследования проблемы дифференциации и интеграции научного знания [5], теоретико-методологического обоснования условий междисциплинарного синтеза (П.С. Гуревич, Н.П. Дубинин, Ю.И. Ефимов, Б.М. Кедров и др.), полученные в прошлом столетии в области философии, и комплексное исследование проблем человека (В.П. Алексеев, Т.И. Алексеева, И.В. Блауберг, А.В. Воропаева, В.П. Казначеев, Б.Ф. Ломов, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин и др.) послужили, как известно, прочной основой для постановки и решения одной из фундаментальных задач педагогики - выявления условий, механизма взаимодействия и интеграции собственно педагогических знаний и знаний других наук о человеке, востребованных образовательной практикой. В этом направлении на рубеже XX и XXI столетий отечественные ученые приступили к исследованию межпредметных и междисциплинарных связей в высшем педагогическом образовании (А.И. Еремкин, В.И. Журавлев, В.К. Кириллов, И.И. Кириченко, Р.Б. Лотштейн, Е.Н. Орлова, Н.А. Сорокин и др.).

Однако использование полученных результатов позволило установить, что внедрение в образовательный процесс вуза ограниченного числа бинарных связей педагогики с другими науками о человеке не обеспечивает его высокую эффективность, так как в условиях традиционного предметоцентрированного обучения посредством односторонних междисциплинарных связей не возникает интеграционный процесс, а происходит лишь в незначительной степени обобщение познавательного опыта студентов. В то же время в отечественной дидактике и психологии множественными исследованиями было доказано, что построение образовательного процесса на интегративной основе способствует заметному повышению его качества, так как в интегративной образовательной среде развиваются образовательные способности обучающихся (В.В. Давыдов, А.Я. Данилюк, Л.П. Доблаев, К.Ю. Ко-лесина, В.Т. Фоменко и др.).

В результате выполненных исследований в педагогике высшей школы в 90-е и 2000-е годы был установлен научный факт, доказывающий, что процесс интеграции в учебно-познавательной деятельности возникает лишь в том случае, если взаимодействует множество учебных дисциплин, представляющих науки о человеке [2; 4; 6]. Вместе с тем практика показывает, что образовательный процесс в педагогическом вузе строится на основе государственных образовательных стандартов и ООП, которыми предусмотрено изучение лишь немногих учебных дисциплин о человеке. Таким образом, возникла необходимость в поиске путей решения проблемы интеграции высшего педагогического образования посредством использования образо-

вательного потенциала множественных многосторонних межнаучных связей педагогики, то есть на основе межнаучной коммуникации.

Выполненное нами исследование, посвященное теоретико-методологичес-кой разработке и технологическому использованию межнаучной коммуникации в профессионально-педагогической подготовке студентов, позволило сделать следующие выводы [7].

Во-первых, основу построения интегративной образовательной системы должен составлять развивающий образовательный ресурс вуза. Поиск наиболее оптимального способа его разработки мы ограничили созданием с помощью экспертов, представляющих науки о человеке, базы межнаучных данных о человеке. Это, в свою очередь, привело к постановке другой фундаментальной задачи, решение которой помогает ответить на вопрос, каким должно быть содержание высшего педагогического образования в этой системе. Промежуточные результаты нашего исследования показали, что реализация классического - собственно педагогического инварианта содержания даже с помощью новейших информационно-коммуникационных средств обучения не приводит к его интеграции. Чтобы решить возникшую перед нами задачу, мы разработали на основе межнаучной коммуникации содержательную модель высшего педагогического образования путем обоснования в нем межнаучных конструкций, явившихся эффективным дидактическим средством, обеспечивающим в учебно-познавательной деятельности студентов межзнаниевое взаимодействие и интеграцию собственно педагогических знаний и знаний других наук о человеке. Тем самым была доказана возможность содержательной интеграции в системе профессионально-педагогической подготовки студентов посредством использования развивающего потенциала взаимодействующих наук о человеке.

Во-вторых, многократный поиск студентами всесторонней информации об изучаемых педагогических фактах, явлениях, процессах и системах путем обращения с информационными запросами в базу межнаучных данных способствует постепенному овладению языками наук о человеке и выработке метаязыка, который обеспечивает формирование межнаучной информации и выработку межнаучного знания. Таким образом, в дидактике высшей педагогической школы мы установили неоспоримый факт, указывающий на то, что на основе межнаучной коммуникации в образовательном процессе постепенно достигается языковая интеграция. Такие формируемые в сознании студентов ключевые понятия на межнаучной основе, как: методология педагогики, закономерности, принципы, системы обучения и воспитания, качество образования, его средства, методы, формы и множество других понятий приобретают качественно новое - межнаучное

содержание и позволяют всесторонне и целостно видеть и осознавать актуальные проблемы современной школы и прогнозировать возможные пути их решения. Именно этим путем, как показали результаты нашего исследования, формируется и развивается метазыко-вая культура студентов, позволяющая им преодолевать информационные барьеры в поиске межнаучной информации на стыках наук о человеке, всесторонне и целостно прогнозировать развитие педагогических явлений, процессов и систем. В принципе так же сформировался язык современной педагогической науки, который включает более 80% заимствованных из других наук понятий, терминов и словосочетаний.

Следует отметить, что к такому выводу мы пришли благодаря тому, что основывались в своем исследовании на методологических положениях развития педагогического знания и на научно обоснованных рекомендациях по заимствованию понятий, широко используемых в обороте других наук о человеке и не только [3].

В-третьих, на межнаучной основе студенты овладевают методами и приемами научного и учебного исследования, которые широко применяются в других науках, сопряженных с педагогикой. Действительно, использование новейших данных наук о человеке в педагогике и образовании позволяет не только расширять представления студентов о том, какими способами они были получены, но и овладевать ими. Например, на стыках педагогики с нейролингвистикой они познают методы и приемы нейролингвистического программирования в обучении, воспитании и развитии школьников; использование межнаучной связи педагогики и социологии обеспечивает возможность овладения методами и приемами их социометрической диагностики; реализация межнаучных связей психологии, медицины и педагогики позволяет осуществлять отбор и целесообразное применение некоторых психотерапевтических приемов в образовании детей и взрослых.

Оптимальная возможность поиска разносторонней информации, ее обработки, формирования межнаучной информации и межнаучных знаний в развивающей образовательной системе способствуют выработке обобщенных учебно-познавательных и исследовательских умений студентов, которые составляют основу интеграции методов познания и исследования в образовательном процессе.

Благодаря методической интеграции, возникающей в условиях межнаучной коммуникации, многие общенаучные методы, как известно, стали достоянием педагогической науки: индуктивно-дедуктивный метод, моделирование, межнаучный и междисциплинарный синтез, метод аналогий, метод системного анализа и другие методы.

В-четвертых, в развивающей образовательной среде, сформированной посредством воплощения в нее множественных многосторонних связей педагогики с другими науками о человеке, для эффективной реализации их потенциала в подготовке компетентных сту-

дентов-будущих педагогов требуется разработка инте-гративной образовательной технологии [7]. Необходимость ее разработки и применения вытекает из самой природы развивающей образовательной среды, в которой посредством межнаучных связей педагогики происходит межзнаниевое взаимодействие, формирование и развитие целостных - межнаучных знаний и метаязыка, выработка обобщенных учебно-познавательных умений с учетом информационных, познавательных, исследовательских потребностей, индивидуальных особенностей, когнитивного стиля, творческих способностей и других характеристик каждого студента. Это означает, что на основе межнаучной коммуникации в учебно-познавательной деятельности возникает интеграционный процесс, обеспечивающий органичную взаимосвязь информационно-поисковой, проблемно-ориентирующей и личностно-ориентирующей технологий обучения, образующих в совокупности технологию системного типа - интегративную образовательную технологию. Объективность полученных нами результатов исследования касательно технологической интеграции в развивающей образовательной среде подтверждается тем, что они в значительной степени коррелируют с ранее полученными результатами исследования технологий такого вида [1].

Таким образом, использование образовательного потенциала межнаучной коммуникации в высшем педагогическом образовании позволяет создать развивающий образовательный ресурс, который обеспечивает его содержательную, языковую, понятийную, методическую и технологическую интеграцию, а, следовательно, способствует реализации компетентност-ного подхода на качественно новом образовательном уровне.

Список литературы:

1. Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: дисс. ... докт. ... пед. наук. - М., 1998. - 390 с.

2. Интеграция образовательных и научных ресурсов в контексте развития высшего образования в Тюмени: мат. науч. -практ. семинара. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. - 146 с.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследова-вателей. - Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001. - 244 с.

4. Тихонкина Н.Г. Моделирование процесса интеграции психолого-педагоги-ческой составляющей в содержание высшего технического образования: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2000. -16 с.

5. Урсул А.Д. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания. - М.: Наука, 1983. - 394 с.

6. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: учебное пособие к спецкурсу. -Л.: ЛГПИ, 1990. - 82 с.

7. Хроменков П.А. Развивающая образовательная среда педвуза в условиях межнаучной коммуникации: монография. - М.: ИИУ МГОУ, 2013. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.