направлены в результате на создание картины как целостного художественного произведения. Изучение композиции не предполагает готовых решений, а лишь подталкивает учащихся к верному решению в их самостоятельной работе средствами, приемами и правилами композиции.
В развитии графических умений немаловажное значение имеет правильная организация педагогом познавательного процесса при рисовании. Условием формирования ясных и четких представлений становиться педагогическое управление процессом обучения и восприятия, правильная подача материала. Целенаправленное восприятие объекта с различных точек зрения и ракурсов способствует накоплению достаточно точных знаний о реальном предмете изображения. Освоение изобразительной грамоты, понимание графических действий в процессе непрерывного рисования: выполнения набросков и быстрых зарисовок с разнообразных точек зрения, фиксации замысла в эскизах все это ведет к совершенствованию и оттачиванию специальных умений и навыков рисования и как следствие к полноте графического представления об
изображении. Знание изобразительной грамоты, владение умениями и навыками рисования являются необходимым условием реализации полного потенциала ученика и овладение им профессиональными навыками рисования.
Список литературы
1. Шорохов Е. В., «Композиция» — М.: 1985г.
2. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар; ЦПИ, 1992. - 27 с.- 144
3. Золотухина Р. М. Композиционное мышление как основа творческого подхода к рисунку на начальном этапе обучения // Вопросы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузов, сб. научн. трудов. Омск; Изд-во ОмГПУ, 2003. - Вып. 1. - С. 54-61.
4. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. - М.: Эксмо, 2013.
5. Алехин А.Д. Композиция // Юный художник. - М.: 1980. - № 5,8.-1982. - № 6
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Усанова Ольга Григорьевна,
канд.педагогич.наук, доцент кафедры литературы и русского языка Челябинской государственной академии культуры и искусств Таратута Василий Александрович,
аспирант
Челябинской государственной академии культуры и искусств
АННОТАЦИЯ
Цель. В педагогической науке, социальной практике и профессиональной деятельности сложилась ситуация, характеризующаяся рядом требований к качеству в образовательной сфере. Необходимо формирование компетентностной модели, ориентированной на сферу профессиональной деятельности.
Метод. Компетентностный подход позволяет осуществить постепенный переход от структурно-количественного, «знаниевого» подхода к определению целей и оценке образовательных результатов к подходам, основанным на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации
Результат. В условиях России реализация компетентностного подхода обозначена в качестве дополнительного фактора поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства.
Выводы. Для успешной реализации в социуме и профессии молодому человеку необходимо обладать инте-гративными, креативными, рефлексивными качествами, умениями применять знания на практике, навыками диалогизации общения, которые является компонентами профессиональной компетентности специалистов, занятых в различных сферах жизнедеятельности, ориентированных на работу в коммуникативной сфере «человек-человек». Своевременное и эффективное решение проблемы коммуникации и социального взаимодействия личности с окружающим социумом действенно благодаря сформированной компетентности в сфере общения и социальных отношений.
SUMMARY
Purpose. In pedagogical science, social practice and professional activity there was a situation which is characterized by a number of requirements to quality in the educational sphere. Formation of the competence-based model focused on the sphere of professional activity is necessary.
Method. Competence-based approach allows to carry out gradual transition from structural and quantitative, "znaniyevy" approach to definition of the purposes and an assessment of educational results to the approaches based on an assessment of the importance of the got education for development of the personality, her socialization and self-realization.
Result. In the conditions of Russia realization of competence-based approach is designated as an additional factor of maintenance of uniform educational, vocational and cultural and valuable space.
Conclusions. For successful realization in society and a profession the young man needs to possess integrative, creative, reflexive qualities, abilities to put knowledge into practice, skills of a dialogization of communication which is
components of professional competence of the experts occupied in various spheres of activity focused on work in the communicative sphere of "people person". The timely and effective solution of the problem of communication and social interaction of the personality with surrounding society is effective thanks to the created competence of the sphere of communication and the social relations.
Ключевые слова: коммуникация, компетентность, мотивация, речевая деятельность, риторика.
Keywords: communication, competence, motivation, speech activity, rhetoric
Важными факторами, определяющими положительную устойчивую мотивацию студентов к изучаемому предмету, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности (П.Я.Гальперин, Т.А. Ладыженская, Н.Ф.Талызина).
Особое внимание к речевой подготовке современного бакалавра в гуманитарном вузе вызвано заметным падением общего уровня речевой культуры, которое явилось результатом процесса, начавшегося многие десятилетия ранее. В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества в связи с новизной социальных условий и потребностей как никогда актуальна.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения определяются возможные виды деятельности, которые может выполнять выпускник в зависимости от имеющихся у него компетенций. Данный перечень видов деятельности служит определенным ориентиром и для кадровых служб организаций, и для соответствующих органов государственного управления, которые разрабатывают квалификационные требования к определенным должностям. Сформированные компетенции являются устанавливающим фактором при определении перспектив профессиональной карьеры выпускников и их трудоустройства. Рынок труда отличается не только своими особыми требованиями к потенциальным работникам, у работодателей сформировался свой взгляд на понятие «компетенция», свое понимание сути компетентностной модели, отличающиеся от того, которое формируется в системе образования и академических кругах.
Для каждого вида ГОС ВПО определил перечень задач профессиональной деятельности и соответствующий перечень компетенций, наличие которых позволит выпускнику эти задачи решать. Результаты обучения могут быть определены как заявление о том, что обучающийся будет знать, уметь, владеть набором компетенций, которые будет в состоянии проявить после завершения учебной программы при реализации соответствующего вышеперечисленного вида профессиональной деятельности.
Оценка качества подготовки выпускника основывается на уровне качества знаний, умений, навыков, которые приобрел выпускник высшей школы с учетом уровня сформированного у него набора ключевых (обязательных) компетенций.
Важно это для тех, кто пользуется словом как основным или одним из основных инструментов своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только основа профессиональной деятельности, но
и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками.
Риторика учит свободно владеть словом, строить фразы, придавать речи образность и выразительность, избегать элементарных стилистических ошибок [1, с. 21].
Педагогическая риторика - одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации [4, с. 212].
Теория педагогической риторики разрабатывается на базе синтеза достижений практически всех наук гуманитарного круга: лингвапрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и др.
В основу теории общей и педагогической риторики была положена система общериторических идей и понятий, концепция, разработанная доктором педагогических наук, профессором А.К. Михальской. Данную концепцию можно назвать концепцией гармонизирующего диалога. Ключевое положение в системе понятий, использующихся в ней, принадлежит категории риторического идеала. В концепции А.К. Михальской термин риторический идеал означает исторически сложившуюся иерархически организованную систему наиболее общих требований к речевому произведению и речевому поведению, т.е. парадигму речевых категорий, отражающих парадигму категорий общеэстетических и этических, характерную для той культуры, в которой данный риторический идеал сформировался и функционирует [2].
В Челябинской государственной академии культуры и искусств осуществлять профессиональную речевую подготовку педагога призвана дисциплина, обозначенная как «Педагогическая риторика», которая служит для студентов негуманитарных специальностей основой их лингвистического образования.
Для студентов музыкально-педагогического факультета ЧГАКИ педагогическая риторика как учебный предмет во взаимодействии с дисциплиной «Русский язык и культура речи» выступает в качестве основы, включающей актуальную проблематику современной лингвистики и лингвоэтнологии.
Цель дисциплины - на базе категорий, законов и принципов общей риторики использовать компетент-ностную модель профессиональной речевой подготовки будущих бакалавров в рамках частной - педагогической - риторики. Профессионально-ориентированный курс риторики позволяет сформировать коммуникативную компетентность будущих выпускников. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: владеть способностью и готовностью ориентироваться
в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства); владеть способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода; владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке; создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; владеть способностью и готовностью изучать и накапливать педагогический репертуар речевых жанров; владеть способностью и готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, ансамбле, хоре, с оркестром, хором) на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры), к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений народного музыкального искусства и культуры.
Вышеизложенное приводит к формулированию следующих задач, стоящих перед педагогической риторикой: дать представление о базовых понятиях педагогической риторики: общение - речевая деятельность - педагогические речевые жанры речи; рассмотреть ситуации профессионального общения в сфере обучения, особенности коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности обучаемых; выработать практические навыки создания профессионально-значимых типов высказываний; совершенствовать коммуникативные способности, выработать систему речевого самосовершенствования; способствовать формированию открытой для делового общения коммуникативной личности, имеющей высокий рейтинг в системе социальных ценностей.
Педагогическая риторика - основа культуры речи специалиста, одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а
также практика ее оптимизации. Педагогика - одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которой важность особенностей речевого поведения человека (педагога), последствия его умения (или неумения) владеть словом трудно переоценить [5, с. 129].
Педагогическая риторика - синтетическая прикладная дисциплина, формирующая влиятельную аргументацию в процессе преподавания - учения - образования и практически обеспечивающая логику форм выразительного речевого воздействия и взаимодействия в учебной ситуации и в системе коммуникативных намерений, характерных для различных видов, структур и этапов учебно-воспитательной деятельности [3].
Таким образом, можно констатировать, что подлинное владение словом, искусством и техникой общения достигается педагогом благодаря педагогической риторике, являющейся обоснованным мотивом, раскрывающим прекрасные перспективы для будущих учителей в качестве ораторов, так необходимых в современной педагогической действительности.
Результаты высшего профессионального образования, выраженные на языке компетенций - это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.
Список литературы:
1. Голуб, И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию/И.Б. Голуб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- 384с.
2. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пос. для студ.пед. универ. / А.К. Михальская. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998.
- 432 с.
3. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 480 с.
4. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князков. - Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
5. Усанова О.Г. Педагогическая риторика как основа профессиональной компетентности специалиста. Теория и практика педагогики и психологии высшего образования: Вестник./ЧГАКИ. - Челябинск, 2003. - Вып. 9 (№2). - С. 129 - 134.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Хроменков Петр Александрович
д.п.н., профессор, ГОУ ВПО Московский государственный областной университет, Москва
АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты авторского исследования проблемы развития высшего педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, которая обеспечивает его содержательную, методическую, языковую и технологическую интеграцию. Обосновывается необходимость разработки развивающего ресурса в образовательной среде вуза и доказывается эффективность образовательного процесса посредством внедрения в него широкого спектра множественных многосторонних межнаучных связей педагогики.
ABSTRACT. The article presents the author's research results of the problem of higher education development on the basis of interscientific communication that provides its content, methodical, language and technological integration. The necessity of the creation of the developing source in the university educational environment is grounded and the