Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)'

ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюшкина Елена Анатольевна

С внедрением дистанционных форм обучения в высших учебных заведениях, значительно выросло количество научных исследований и публикаций, посвященных проблемам дистанционного обучения. Анализ научных работ свидетельствует, что проведено значительное количество научных исследований по вопросам дистанционного обучения. Проблема формирования готовности студентов высших учебных педагогических заведений к деятельности тьютора исследована в том ключе, что тьютор охарактеризован как педагог, сопровождающий построение и реализацию образовательной программы субъектов дистанционного обучения. Деятельность тьютора предусматривает обучение студентов путем поддержки их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Специфика дистанционного обучения требует, чтобы тьюторы были знакомы с особенностями и средствами взаимодействия через интернет в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. Тьюторами должны быть преподаватели, которые хорошо осведомлены в соответствующей предметной области, с высокого уровня профессиональными компетентностями, которые имеют сформированные навыки применения информационных технологий (телеконференции, форумы, чат-сессии) для взаимодействия со студентами. Для такого успешного сетевого взаимодействия необходимо уметь: проводить оценивание актуальности проблем, прогнозировать их актуальность на коллективном обсуждении; выбирать способ взаимодействия, время, количество участников обсуждения и т. др.; обеспечить предварительную содержательную и организационную подготовку участников взаимодействия через сеть; последовательно раскрывать суть проблемы; следить за развитием дискуссии; обеспечивать психологически комфортную атмосферу для участников дистанционного обучения. Актуальность таких навыков определяется из-за необходимости оперативного взаимодействия как с обучающимися, так и с преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюшкина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING PEDAGOGY IN HIGHER EDUCATION (PROS AND CONS)

With the introduction of distance learning in higher education institutions, the number of scientific studies and publications devoted to the problems of distance learning has significantly increased. The analysis of scientific papers shows that a significant amount of scientific research on distance learning has been conducted. The problem of formation of readiness of students of higher educational pedagogical institutions for the tutor’s activity is investigated in the sense that the tutor is characterized as a teacher who accompanies the construction and implementation of the educational program of distance learning subjects. The tutor’s activity provides for the training of students by supporting their independent educational and cognitive activities. The specifics of distance learning require tutors to be familiar with the features and means of interaction through the network during the performance of their professional duties. Tutors should be teachers who are knowledgeable in the relevant subject area, with high-level professional competencies, who have developed skills in using information technology (teleconferences, forums, chat sessions) to interact with students. For such a successful network interaction, it is necessary to be able to: assess the relevance of problems, predict their relevance in a collective discussion; choose the method of interaction, time, number of participants in the discussion, etc.; to provide preliminary substantive and organizational training of participants of interaction through the network; to consistently disclose the essence of the problem; to monitor the development of the discussion; to provide a psychologically comfortable atmosphere for participants of distance learning. The relevance of such skills is determined due to the need for operational interaction with both students and teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)»

Педагогика в высшем образовании в дистанционном формате (плюсы и минусы)

Илюшкина Елена Анатольевна,

старший преподаватель, кафедра ТОЭ, МЭИ E-mail: Elenaa97@mail.ru

С внедрением дистанционных форм обучения в высших учебных заведениях, значительно выросло количество научных исследований и публикаций, посвященных проблемам дистанционного обучения. Анализ научных работ свидетельствует, что проведено значительное количество научных исследований по вопросам дистанционного обучения. Проблема формирования готовности студентов высших учебных педагогических заведений к деятельности тьютора исследована в том ключе, что тьютор охарактеризован как педагог, сопровождающий построение и реализацию образовательной программы субъектов дистанционного обучения. Деятельность тьютора предусматривает обучение студентов путем поддержки их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Специфика дистанционного обучения требует, чтобы тьюторы были знакомы с особенностями и средствами взаимодействия через интернет в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. Тьюторами должны быть преподаватели, которые хорошо осведомлены в соответствующей предметной области, с высокого уровня профессиональными компетентностями, которые имеют сформированные навыки применения информационных технологий (телеконференции, форумы, чат-сессии) для взаимодействия со студентами. Для такого успешного сетевого взаимодействия необходимо уметь: проводить оценивание актуальности проблем, прогнозировать их актуальность на коллективном обсуждении; выбирать способ взаимодействия, время, количество участников обсуждения и т. др.; обеспечить предварительную содержательную и организационную подготовку участников взаимодействия через сеть; последовательно раскрывать суть проблемы; следить за развитием дискуссии; обеспечивать психологически комфортную атмосферу для участников дистанционного обучения. Актуальность таких навыков определяется из-за необходимости оперативного взаимодействия как с обучающимися, так и с преподавателями.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, структура, развитие.

о с

CJ

Роль тьютора в учебном процессе имеет большое значение, потому что он не только должен активно участвовать в жизни группы студентов, но и предоставлять необходимые рекомендации и советы по поведению участников в группе дистанционного обучения. Во время проведения курса тьютор может выступать в роли инструктора и наставника, вместе с тем во время проведения форума и чата он может участвовать в форуме наравне со студентами. Необходимо отметить, что тьютор должен контролировать процесс общения и следить за соблюдением участниками речевого этикета общения [4].

Рассмотрим некоторые рекомендации тьютору по эффективному проведению дистанционного курса. Перед созданием дистанционного курса тьютора необходимо проанализировать важные составляющие для обеспечения эффективности курса: общение, контроль и объективное оценивание (тестирование) [8]. В отличие от технологических форм заочного курса или диалоговых телепередач, дистанционное образование основывается на реальном общении участников образовательного процесса через сеть. Главная особенность дистанционного обучения - активное общение и взаимодействие студентов и преподавателя. В процессе дистанционного обучения студенты должны иметь возможность использовать такие средства общения: электронная почта, форум обсуждения и система чата [1].

Главные способы преодоления трудностей, возникающих в дистанционном обучении (низкий уровень заинтересованности у студентов во время обсуждения актуальных вопросов в форуме, непостоянный взаимосвязь участников друг с другом, неактивное участие в конце курса):

- тьютор должен с уважением относиться к студентам. В начале обучения следует предложить студентам заполнить анкету со сведениями о себе. Сообщения, отправленные студенту, должны быть направлены на помощь студенту чувствовать себя более уверенно и настраиваться на позитивный лад;

- тьютор должен способствовать созданию позитивного эмоционального климата в группе во время обучения. Как можно чаще использовать различные средства общения между участниками, чтобы поощрять взаимодействие и строить коллективное доверие [3];

- тьютору следует быть всегда на связи. Каждый день необходимо проверять участие студентов в учебе, просматривать электронную почту, отвечать на полученные письма от участников

учебного процесса, оказывать помощь студенту, если у него возникли проблемы в процессе обучения;

- должна быть правильно построена структура курса. Необходимо помнить основное назначение курса. Тьютор должен подать материалы курса в необходимой логической последовательности;

- объективное оценивание результатов участников.

Для преподавателя учреждения высшего образования самыми актуальными являются задача проектирования технологий обучения, с помощью которых подается его содержание. Технология обучения является составляющей образовательной технологии, в которой основными сставляющими являются средства, методы и формы организации обучения. Если педагогическая технология относится ко всему процессу образования в целом, то технологии обучения - к обучению отдельным дисциплинам [7].

Существует также понятие профессионально ориентированных технологий обучения, когда имеются в виду технологии, с помощью которых обеспечивается формирование у студентов компетенций, важных для их будущей профессиональной деятельности.

Деятельностное обучение математических и информатических дисциплин в учреждении высшего образования - это целостная система освещения и изучения опыта предыдущих поколений в предметной области, направлена на освоение студентами предметных компетенций, необходимых специалисту в будущей профессиональной деятельности [9].

Основным правилом при построении новой образовательной среды можно считать соблюдение принципа педагогической взвешенности и целесообразности применения любых технологий, в частности технологий дистанционного обучения. Что касается педагогической мудрости и целесообразности, то это означает, что главной целью должно быть интеллектуальное развитие учащихся, их мировоззрения, логического, творческого мышления, а мультимедийные технологии предполагается рассматривать лишь как инструмент, средство повышения эффективности процесса обучения, развития интеллектуального потенциала студентов, формирование системы общекультурных и профессиональных компетенций [5].

Под психолого-педагогическими условиями обучения понимают совокупность взаимосвязанных факторов, которые являются определяющими для реализации целенаправленного процесса формирования профессиональных компетентно-стей будущих учителей, которые являются основой способности специалиста осуществлять профессиональную деятельность, решать проблемы, возникающие в реальных ситуациях, с опорой на имеющиеся знания, умения, навыки, жизненный опыт. Это прежде всего сознательно создаваемые в педагогическом процессе психолого-

педагогические условия на базе объективно существующих возможностей использования современных информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных педагогических задач [2].

Факторы влияния на успешность формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов целесообразно подразделить на факторы:

- связанные с использованием технологий дистанционного обучения;

- связанные с содержанием, средствами, формами и методами профессионального обучения;

- связанные с личностными характеристиками субъектов обучения.

В случае использования технологий дистанционного обучения на базе информационной среды Moodle все факторы тесно связаны друг с другом, на основе учета чего создается дополнительные возможности для формирования профессиональных знаний, умений и навыков и профессионального направления подготовки специалиста.

К средствам сетевых технологий следует относить технические и программные средства учебного назначения И.В. Роберт и А.П. Самойленко предлагают наиболее общую классификацию использования сетевых технологий в профессиональном образовании [6]:

- как средств обучения;

- как средств, для усовершенствования представления учебных материалов;

- как инструментов познания окружающей действительности и самопознания;

- как средств развития личности студента;

- как объектов изучения в рамках освоения дисциплин компьютерного цикла;

- как основу информационно-методического обеспечения обучения и управления учебным процессом профессионального обучения;

- как средств коммуникаций [10];

- как средств автоматизации обработки результатов эксперимента и управления;

- как средств автоматизации контроля и коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;

- как средств поддержки интеллектуального досуга.

Использование средств современных информционно-коммуникационных технологий способствует становлению системы профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов путем формирования комплекса взаимосвязанных компетенций и эффективных средств диагностики уровней их развития. Все это обусловливает необходимость создания теоретически обоснованного отбора средств формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов.

Как уже отмечалось, подготовка будущих специалистов может быть эффективной лишь при условии, что в процессе обучения будут ак-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тивно участвовать сами студенты. Профессиональное самосовершенствование будущего педагога - это сознательный, постоянный целенаправленный процесс повышения уровня своего профессионально-педагогического мастерства. В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между имеющимся уровнем профессионализма и некоторым кажущимся его состоянием. Для преодоления этих противоречий целесообразно формировать у студентов навыки самообразования, самообучения, самовоспитания, обучения на протяжении всей жизни.

Особенностью высшего образования является подготовка человека к продуктивной, творческой деятельности. Особенно важна направленность на творческую деятельность именно будущего учителя, поскольку владение основами и способностью к творческой, продуктивной деятельности, сформированное в студенческие годы, в будущем позволит учителю выявить свою индивидуальность, воспитывать такие же черты личности у учащихся.

Литература

1. Антипова, Ю.Н. Подходы к оценке эффективности обучения и воспитания в рамках дистанционного обучения / Ю.Н. Антипова // Техническое творчество молодежи. - 2020. -№ 5(123). - С. 16-19.

2. Власова, И.В. Актуальность применения смешанного обучения в преподавании иностранных языков студентам дистанционного обучения / И.В. Власова, А.А. Нечаева // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 64-2. - С. 38-42.

3. Константинов, И.А. Модель конкуренции в системе российского высшего образования / И.А. Константинов, В.А. Гончарова // Управление образованием: теория и практика. -2021. - № 3(43). - С. 111-120. - DOI 10.25726/ е5024-4229-4002-е.

4. Логинова, Н.С. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере обобщения опыта дистанционного обучения в АГМУ) / Н.С. Логинова, А.Ю. Бендрикова, С.И. Дегтярев // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. - 2021. - № 3. -С. 6-19.

5. Нугманов, Д.Т. Сравнительный анализ систем дистанционного обучения для создания сервиса обучения математическим дисциплинам / Д.Т. Нугманов // Сборник избранных статей научной сессии ТУСУР. - 2019. - № 1-2. - С. 29-31.

6. Технологические особенности создания курсов для онлайн-обучения / М.В. Лукина, О.Б. Егорова, А.А. Бойцев [и др.] // Управление образованием: теория и практика. - 2021. - № 3(43). -С. 78-90. - DOI 10.25726/у0879-1235-7394-с.

7. Хадасевич, Н.Р. Дистанционное обучение как форма, метод и технология обучения персона-

ла / Н.Р. Хадасевич, Ю.Н. Задоя // Интеграция наук. - 2019. - № 1(24). - С. 199-201.

8. Халиков, А.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях / А.А. Халиков, К.А. Мусамедова, О.А. Ибрагимова // Вестник научных конференций. - 2017. -№ 3-6(19). - С. 171-173.

9. Шатуновский, В.Л. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В.Л. Шатуновский, Е.А. Шатуновская // Вестник науки и образования. - 2020. - № 9-1(87). - С. 53-56.

10. Якобюк, Л.И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения / Л.И. Якобюк // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5(84). -С. 179-181. - DOI 10.24411/1991-5497-202000923.

DISTANCE LEARNING PEDAGOGY IN HIGHER EDUCATION (PROS AND CONS)

Ilyushkina E.A.

MPEI

With the introduction of distance learning in higher education institutions, the number of scientific studies and publications devoted to the problems of distance learning has significantly increased. The analysis of scientific papers shows that a significant amount of scientific research on distance learning has been conducted. The problem of formation of readiness of students of higher educational pedagogical institutions for the tutor's activity is investigated in the sense that the tutor is characterized as a teacher who accompanies the construction and implementation of the educational program of distance learning subjects. The tutor's activity provides for the training of students by supporting their independent educational and cognitive activities. The specifics of distance learning require tutors to be familiar with the features and means of interaction through the network during the performance of their professional duties. Tutors should be teachers who are knowledgeable in the relevant subject area, with high-level professional competencies, who have developed skills in using information technology (teleconferences, forums, chat sessions) to interact with students. For such a successful network interaction, it is necessary to be able to: assess the relevance of problems, predict their relevance in a collective discussion; choose the method of interaction, time, number of participants in the discussion, etc.; to provide preliminary substantive and organizational training of participants of interaction through the network; to consistently disclose the essence of the problem; to monitor the development of the discussion; to provide a psychologically comfortable atmosphere for participants of distance learning. The relevance of such skills is determined due to the need for operational interaction with both students and teachers.

Keywords: distance learning, pandemic, structure, development. References

1. Antipova, Yu.N. Approaches to assessing the effectiveness of training and education in the framework of distance learning / Yu.N. Antipova // Technical creativity of youth. - 2020. - No. 5 (123). - S. 16-19.

2. Vlasova, IV Relevance of the use of blended learning in teaching foreign languages to distance learning students / IV Vlasova, AA Nechaeva // Problems of modern pedagogical education. -2019. - No. 64-2. - S. 38-42.

3. Konstantinov, IA Model of competition in the system of Russian higher education / IA Konstantinov, VA Goncharova // Education management: theory and practice. - 2021. - No. 3 (43). - S. 111-120. - DOI 10.25726 / e5024-4229-4002-e.

4. Loginova, N.S. Distance learning: problems and solutions (on the example of generalizing the experience of distance learning in ASMU) / N.S. Loginova, A. Yu. Bendrikova, S.I. De-

gtyarev // Intercultural communication in education and medicine. - 2021. - No. 3. - P. 6-19.

5. Nugmanov, DT Comparative analysis of distance learning systems for creating a service for teaching mathematical disciplines / DT Nugmanov // Collection of selected articles of the scientific session of TUSUR. - 2019. - No. 1-2. - S. 29-31.

6. Technological features of creating courses for online learning / MV Lukina, OB Egorova, AA Boytsev [and others] // Education management: theory and practice. - 2021. - No. 3 (43). - S. 7890. - DOI 10.25726 / y0879-1235-7394-c.

7. Khadasevich, NR Distance learning as a form, method and technology of personnel training / NR Khadasevich, Yu.N. Zadoya // Integration of Sciences. - 2019. - No. 1 (24). - S. 199-201.

8. Khalikov, A.A. Analysis of distance learning methods and implementation of distance learning in educational institutions / A.A. Khalikov, K.A. Musamedova, O.A. Ibragimova // Bulletin of scientific conferences. - 2017. - No. 3-6 (19). - S. 171-173.

9. Shatunovsky, V.L. Once again about distance learning (organization and provision of distance learning) / V.L. Shatunovsky, E.A. Shatunovskaya // Bulletin of Science and Education. -2020. - No. 9-1 (87). - S. 53-56.

10. Yakobyuk, LI Study of the influence of distance learning during a pandemic on learning outcomes / LI Yakobyuk // World of science, culture, education. - 2020. - No. 5 (84). - S. 179-181. -DOI 10.24411 / 1991-5497-2020-00923.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.