Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КУРС "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ": ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ОНЛАЙН-КУРС "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ": ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРС / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов А.М., Давлетова Н.Х., Назаренко А.С., Шамсувалеева Э.Ш.

Цель: обоснование организационно-педагогических подходов и дидактических особенностей применения онлайн-курсов при реализации основных образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта. Методы и организация исследования. Применены такие теоретические методы, как моделирование, анализ, синтез, обобщение, а также эмпирические методы, такие как наблюдение и анкетирование. Для оценки удовлетворенности студентов онлайн-курсом «Основы медицинских знаний» был проведен анкетный опрос 191 студента 1 и 2-го курсов бакалавриата Поволжского ГУФКСиТ, прошедших обучение. Результаты исследования и их обсуждение. Онлайн-курс «Основы медицинских знаний» - это обучающий курс с массовым интерактивным участием. Он представляет собой структурированные учебные материалы, размещённые в цифровом виде на платформе (сайте) в сети Интернет, доступные для изучения и прохождения контроля усвоения учебного материала. При этом онлайн-курс - это четко структурированный электронный методический продукт, не только состоящий из уже привычных видеолекций для простого ознакомления, но и содержащий огромный блок заданий, требующих выполнения студентами, и не требующих ручной проверки со стороны преподавателя. Онлайн-курс тесно связан с балльно-рейтинговой системой оценки обучающихся за счет хорошо продуманной и организованной самостоятельной работы. Признание вузом результатов освоения обучающимся онлайн-курса в качестве результата изучения учебной дисциплины может осуществляться в форме перезачета или переаттестации. Заключение. Анкетирование обучающихся, решение ими ситуационных задач и тестирование доказали, что реализация разработанного онлайн-курса позволяет сформировать у будущих специалистов необходимые компетенции при сохранении удовлетворенности организацией учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов А.М., Давлетова Н.Х., Назаренко А.С., Шамсувалеева Э.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE COURSE "BASICS OF MEDICAL KNOWLEDGE": ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS AND DIDACTIC FEATURES IN THE IMPLEMENTATION OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The purpose: Substantiation of organizational and pedagogical approaches and didactic features of the use of online courses in the implementation of the main educational programs of higher education in the field of physical culture and sports. Research methods and organization. Such theoretical methods as modeling, analysis, synthesis, generalization, as well as such empirical methods as observation and questionnaire were applied. To assess students’ satisfaction with the online course "Basics of Medical Knowledge", a questionnaire survey was conducted of 191 students of the 1st and 2nd courses of the bachelor's degree of the Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, who had completed their course training. Results and discussion. The online course "Basics of Medical Knowledge" is a training course with massive interactive participation. It includes structured educational materials placed in digital form on a platform (website) on the Internet, available for studying and controlling of the assimilation of educational material. At the same time, the online course is a structured electronic methodological product, consisting not only of the video lectures for simple familiarization, but containing a huge block of tasks that require students to complete, and do not require manual verification by the teacher. The online course is closely related to the point-rating system for assessing students through well-considered and organized independent work. The recognition by the university of the results of mastering the online course by the student as a result of the studying the academic discipline can be carried out in the form of re-attestation. Conclusion. The survey of students, their solution of situational problems and testing proved that the implementation of the developed online course allows the formation of the necessary competencies in future specialists while maintaining satisfaction with the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КУРС "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ": ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 378 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-64-72

ОНЛАЙН-КУРС «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.М. Галимов1, Н.Х. Давлетова1,2, А.С. Назаренко1, Э.Ш. Шамсувалеева1

поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия 2Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия

Аннотация

Цель: обоснование организационно-педагогических подходов и дидактических особенностей применения онлайн-курсов при реализации основных образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта.

Методы и организация исследования. Применены такие теоретические методы, как моделирование, анализ, синтез, обобщение, а также эмпирические методы, такие как наблюдение и анкетирование. Для оценки удовлетворенности студентов онлайн-курсом «Основы медицинских знаний» был проведен анкетный опрос 191 студента 1 и 2-го курсов бакалавриата Поволжского ГУФКСиТ, прошедших обучение.

Результаты исследования и их обсуждение. Онлайн-курс «Основы медицинских знаний» - это обучающий курс с массовым интерактивным участием. Он представляет собой структурированные учебные материалы, размещённые в цифровом виде на платформе (сайте) в сети Интернет, доступные для изучения и прохождения контроля усвоения учебного материала. При этом онлайн-курс - это четко структурированный электронный методический продукт, не только состоящий из уже привычных видеолекций для простого ознакомления, но и содержащий огромный блок заданий, требующих выполнения студентами, и не требующих ручной проверки со стороны преподавателя. Онлайн-курс тесно связан с балльно-рейтинговой системой оценки обучающихся за счет хорошо продуманной и организованной самостоятельной работы. Признание вузом результатов освоения обучающимся онлайн-курса в качестве результата изучения учебной дисциплины может осуществляться в форме перезачета или переаттестации.

Заключение. Анкетирование обучающихся, решение ими ситуационных задач и тестирование доказали, что реализация разработанного онлайн-курса позволяет сформировать у будущих специалистов необходимые компетенции при сохранении удовлетворенности организацией учебного процесса. Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-курс, учебный процесс, физкультурное образование.

ONLINE COURSE «BASICS OF MEDICAL KNOWLEDGE»: ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL

CONDITIONS AND DIDACTIC FEATURES IN THE IMPLEMENTATION OF TRAINING SPECIALISTS

IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

A.M. Galimov1, e-mail: almazga@rambler.ru; ORCID: 0000-0002-7911-4937

N.ΠDavletova12, e-mail: davletova0681@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2014-1746

A.S. Nazarenko1, e-mail: hard@inbox.ru; ORCID: 0000-0002-3067-8395.

E.Sh. Shamsuvaleeva1, e-mail: el.w.w@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6633-3356

1 Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

2Kazan State Medical University, Kazan, Russia

Abstract

The purpose: Substantiation of organizational and pedagogical approaches and didactic features of the use of online courses in the implementation of the main educational programs of higher education in the field of physical culture and sports.

Research methods and organization. Such theoretical methods as modeling, analysis, synthesis, generalization, as well as such empirical methods as observation and questionnaire were applied. To assess students' satisfac-

tion with the online course "Basics of Medical Knowledge", a questionnaire survey was conducted of 191 students of the 1st and 2nd courses of the bachelor's degree of the Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, who had completed their course training.

Results and discussion. The online course "Basics of Medical Knowledge" is a training course with massive interactive participation. It includes structured educational materials placed in digital form on a platform (website) on the Internet, available for studying and controlling of the assimilation of educational material. At the same time, the online course is a structured electronic methodological product, consisting not only of the video lectures for simple familiarization, but containing a huge block of tasks that require students to complete, and do not require manual verification by the teacher. The online course is closely related to the point-rating system for assessing students through well-considered and organized independent work. The recognition by the university of the results of mastering the online course by the student as a result of the studying the academic discipline can be carried out in the form of re-attestation.

Conclusion. The survey of students, their solution of situational problems and testing proved that the implementation of the developed online course allows the formation of the necessary competencies in future specialists while maintaining satisfaction with the organization of the educational process. Key words: distance learning, online course, educational process, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Пандемия COVID-19 вызвала необходимость поднять вопросы дистанционного обучения и применения обучающих онлайн-курсов на новый уровень обсуждения. В настоящее время нет ни одной образовательной организации, которая не ставила бы развитие дистанционных технологий обучения в качестве одной из задач своего развития. На уровне образовательных организаций высшего образования особую актуальность приобрела проблема применения онлайн-курсов. Например, авторы доклада «Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы» отмечают, что в будущем принципиальным изменением в системе высшего образования должно стать появление новой цифровой дидактики, связанной с изменением роли преподавателя и появлением таких моделей, как тьютор, фасилитатор, модератор учебного процесса [1]. Авторы другого доклада—«2018 NMC Horizon Report: Higher Education Edition» — считают, что развитие онлайн-образования является одним из ключевых трендов в высшем образовании во всем мире. В докладе отмечается, что эффективность онлайн-обучения, а также мобильного и смешанного обучения не подлежит сомнению. Более того, по мнению авторов, если в образовательном учреждении отсутствует эффективная стратегия по интеграции этих подходов, можно говорить о том, что у такого вуза нет будущего [6].

Есть мнение, что достоинства МООК, с точки зрения преподавателей, заключаются в предоставлении возможности лучше организовать учебный процесс, в доступности и мобильности обучения, в более полной реализации профессиональных и личных целей преподавателя, а также ресурсоэффективно-сти [2,7]. При этом проведенный Агентством стратегических инициатив опрос обучающихся о дистанционном обучении в университетах России в период пандемии корона-вируса показал, что больше 60% студентов не отметили улучшение качества обучения после перехода на удаленную форму [3,4]. Высокий образовательный потенциал смешанного и онлайн-обучения, с одной стороны, и необходимость разработки и реализации новой модели образовательного процесса, основанной на цифровой дидактике, с другой, подтверждают актуальность исследований в области теории и практики применения онлайн-курсов в высшем образовании. Существует проблема не только создания качественного электронного образовательного ресурса, но и проблема того, что считать качественным при организации процесса обучения в условиях цифрового общества [5,8,9,11]. Часто при создании ЭОР профессиональными программистами, не имеющими педагогического опыта, получаются яркие продукты без четкой ориентации на конкретную дисциплину, из-за чего возникают проблемы с адаптацией ресурса для использования, а при создании

непосредственно преподавателями — дидактические материалы не очень совершенные с точки зрения использования возможностей компьютера, но содержательные по информационно-методическому наполнению и четко ориентированные на потребителя [12]. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма с 2011 года развивает дистанционное обучение на базе системы Moodle, обеспечивая каждую учебную дисциплину электронным учебно-методическим комплексом. Это позволило вузу обеспечить непрерывный учебный процесс для студентов-спортсменов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях [2]. Наработанный вузом опыт в организации дистанционного обучения позволил, начиная с 2020-2021 учебного года, приступить к реализации дисциплины «Основы медицинских знаний», входящей во все образовательные программы, путем реализации онлайн-курса. Это первый опыт разработки и применения онлайн-курса среди вузов физической культуры России. Целью настоящего исследования является обоснование организационно-педагогических подходов и дидактических особенностей применения онлайн-курсов при реализации основных образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Онлайн-курс «Основы медицинских знаний» был создан в рамках гранта Министерства науки и высшего образования России «Предоставление к 2024 году не менее 20 процентам обучающихся по образовательным программам высшего образования возможности осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню». В исследовании авторами применены такие теоретические методы, как моделирование, ана-

лиз, синтез, обобщение, а также эмпирические методы, такие как наблюдение и анкетирование. Для оценки удовлетворенности студентов онлайн-курсом «Основы медицинских знаний» был проведен анкетный опрос 191 студента 1 и 2-го курсов бакалавриата Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, прошедших обучение.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS 20.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опыт применения разработанного нами он-лайн-курса «Основы медицинских знаний» в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры» и ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» позволил определить и апробировать основные организационно-педагогические условия внедрения онлайн-кур-сов в высшем образовании. Важно отметить, что онлайн-курс должен быть разработан так, чтобы его можно было применить при реализации образовательных программам высшего образования независимо от форм обучения и форм реализации ОПОП ВО. Решается эта задача реализацией технологии модульного предоставления учебного материала внутри онлайн-курса. Видимо поэтому, среди преимуществ освоения учебной дисциплины в онлайн-формате более 66% опрошенных студентов отметили именно гибкость учебного процесса (рисунок 1).

Еще одним организационно-педагогическим условием является то, что онлайн-курс должен вводиться как элемент образовательной программы, обязательный для освоения определенным контингентом обучающихся. При этом обучающийся должен дать письменное согласие на изучение учебной дисциплины путем освоения онлайн-курса, что тем более актуально в связи с полученными результатами анкетирования студентов (рисунок 2).

Рисунок 1 - Преимущества реализации дисциплины в онлайн-формате Figure 1 - Benefits of implementing the discipline online

Соответствие онлайн-курса учебной дисциплине является одним из ключевых моментов, при котором объем онлайн-курса, то есть время его освоения в часах, определяется вузом и должно соответствовать объему дисциплины по ОПОП ВО.

Признание вузом результатов освоения обучающимся онлайн-курса в качестве результата изучения учебной дисциплины может осуществляться в форме перезачета или переаттестации.

Процедура перезачета применяется, если вуз признает результаты освоения обучающимся онлайн-курса идентичными результатам изучения учебной дисциплины по ОПОП ВО. В этом случае промежуточная аттестация по дисциплине сводится к простому переносу оценки из сертификата об освоении онлайн-

курса в экзаменационную или зачетную ведомость и зачетную книжку, т.е. перезачет результатов полностью освобождает обучающегося от необходимости повторного изучения соответствующей учебной дисциплины и прохождения по ней промежуточной аттестации.

При применении процедуры переаттестации обучающийся освобождается от необходимости повторного изучения соответствующей дисциплины полностью или частично, но не освобождается от промежуточной аттестации по этой дисциплине в виде сдачи зачета или экзамена.

Вуз, в котором обучается студент, должен назначить преподавателя-тьютора, который обеспечит сопровождение обучающихся и проведет консультации в рамках освоения

Рисунок 2 - Желание студентов в дальнейшем осваивать дисциплины в онлайн-формате Figure 2 - The desire of students to further master disciplines online

онлаин-курса, а также осуществит перезачет или переаттестацию результатов при проме-жуточнои аттестации по соответствующеи дисциплине в рамках ОПОП ВО. Мы считаем, что именно преподавателем-тьютором определяется рабочее время, необходимое для изучения онлаИн-курса, соответствующее общему объему учебной работы обучающегося по соответствующей дисциплине учебного плана.

Еще одним важным организационно-педагогическим условием является определение объема оплачиваемой учебной нагрузки преподавателя-тьютора. Другими словами, руководство образовательной организации высшего образования должно определить объем нагрузки преподавателя-тьютора для включения в его индивидуальный план учебной работы, а также закрепить свое решение внутренним локальным актом. В качестве одного из примеров решения данной задачи можем представить методику, принятую в ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ». Методика заключается в том, что преподавателю, курирующему реализацию онлаИн-курса, устанавливается индивидуальная учебная нагрузка за осуществление учебно-организационной работы (таблица 1).

Любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее взаимосвязанными звеньями — целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и обуча-

ющегося, изменение в одном из которых обусловливает изменения во всех других. В связи с изменением средств учебной работы преподавателям и студентам приходится строить принципиально новые отношения и осваивать новые формы деятельности.

В соответствии с учебным планом дисциплина «Основы медицинских знаний» относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и изучается на 2-м курсе по очной форме обучения (виды промежуточной аттестации — зачет). Онлайн-курс «Основы медицинских знаний» состоит из 11 тем, распределенных на два модуля, и зачетного (экзаменационного) теста. Каждая тема включает в себя (рисунок 3):

— лекцию, состоящую из четырех видеофрагментов со средней продолжительностью 11 минут каждый и четырех тестов, по 5 заданий в каждом (всего 11 лекций);

— от одной до трех интерактивных практических работ (ПР), требующих решения ситуационных задач (всего 16 работ);

— от одной до четырех самостоятельных работ (СР) по теме (всего 27 работ).

После просмотра видеолекции и выполнения тестов по изучаемой теме для студентов открываются соответствующие практические и самостоятельные работы. Условие перехода от одного видеофрагмента к другому в пределах одной лекции и дальнейшего открытия практических и самостоятельных работ — выполнение теста с 50% и более правильных ответов.

Таблица 1 - Методика расчета учебной нагрузки преподавателя-тьютора Table 1 - Methodology for calculating the teaching load of a teacher-tutor

Вид учебно-организационной деятельности / Type of educational and organizational activities Контингент обучающихся / Contingent of students Объем учебной нагрузки (академический час) / Study load (academic hour)

Проведение установочной (вводной) лекции / Conducting an introductory lecture учебный поток / training class 2

Консультации с обучающимися по ходу освоения учебной программы / Consulting students in the course of mastering the curriculum на каждого обучающегося / for each student 0,3

Ведение электронного журнала по дисциплине / Keeping a weblog on a discipline академическая группа / academic group 2

Оформление ведомости промежуточной аттестации, осуществление записи в зачетных книжках обучающихся / Registration of an interim certification sheet, making an entry in the student's record books академическая группа / academic group 2

Онлайн-курс «Основы медицинских знаний»

11 тем С \ Итоговое тестирование V J

11 лекций 16 практических заданий х. J ( \ 27 самостоятельных работ

44 видеофрагмента 44 теста

Рисунок 3 - Виды учебной работы при освоении онлайн-курса Figure 3 - Types of educational work when mastering an online course

Ситуационные задачи практических работ представляют собой описание конкретной жизненной ситуации, требующей принятия единственно правильного решения и грамотных действий тренера или учителя физической культуры в спортзале, на уличной тренировке или в спортивном лагере. Самостоятельные работы направлены на закрепление изученного материала по теме через развитие критического мышления. Средства Moodle позволяют преподавателю реализовывать современные педагогические технологии, поддерживать учебный процесс на всех его этапах: от подачи лекционного материала до контроля и коррекции результатов обучения. При этом каждый студент получает возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную траекторию, поскольку число попыток для освоения каждого задания неограниченно, и любой участник курса для увеличения количества набранных баллов может возвращаться к проработке заданий неоднократно в удобном для себя режиме.

На всех этапах учебного процесса в среде Moodle при любых затруднениях студенту доступна методическая поддержка со стороны преподавателя и техническая поддержка со стороны сотрудников отдела информационных технологий, а также поддержка одно-группников — таких же пользователей среды Moodle. В платформе Moodle заложено колоссальное число функциональных возможностей [10].

Для решения ситуационных и самостоятельных задач студенту необходимо дать

оценку правильности порядка действий, привести в соответствие причины и следствие, факты и доказательства, этиологию заболеваний и их профилактику, создать инструктивные документы, найти ошибки в действиях по оказанию первой помощи, соотнести рисунки с текстом, вставить пропущенные слова, отсортировать данные задания или обобщить показатели. Для этого Moodle предоставляет функциональные продукты с возможностью перетаскивания (слов, картинок), создания схем, сортировки, вставки слов и фраз в текст, создания эссе, поиска ошибок в видеороликах, создания тестов с множественным выбором или заданий на соответствие. Перечисленные типы продуктов не требуют ручной проверки преподавателями. Автоматическая оценка работы студентов — огромное преимущество разработанного курса, что позволило только за один семестр обучения аттестовать 703 студента. Современные средства оценивания позволяют преподавателю выстраивать шкалы оценки, понятные всем участникам образовательного процесса, которые способствуют мотивации студентов к самореализации в семестре и приобретению соответствующих компетенций (таблица 2). Изучение всех видеолекций онлайн-курса и выполнение прикрепленных к ним тестовых заданий в совокупности оценивается в 10 баллов, всех практических работ — 32, самостоятельных — 8 баллов. Таким образом, в рамках текущей аттестации студент может получить максимально 50 баллов.

Таблица 2 - Структура балльно-рейтинговой оценки онлайн-курса Table 2 - The structure of the score-rating assessment of the online course

Лекции / Lectures Практические работы / Practical work Самостоятельные работы / Independent work Итого баллов/

Число / Number Балл / Score Всего / Total Число / Number Балл / Score Всего / Total Число / Number Балл / Score Всего / Total Total points

Первый модуль / First module 5 1 5 8 2 16 13 0,31 4 25

Второй модуль / Second module 6 0,83 5 8 2 16 14 0,29 4 25

Текущая аттестация / Current certification 10 32 8 50

Итоговое тестирование / Final testing 50

Онлайн-курс / Online course 100

Для прохождения промежуточной (итоговой по онлайн-курсу) аттестации студенту следует выбрать необходимую форму контроля: зачет или экзамен. Обе формы промежуточной аттестации осуществляются в виде выполнения онлайн-теста, который оценивается максимально в 50 баллов. Таким образом, по итогам текущей и промежуточной аттестации студент может получить максимально 100 баллов. Время реализации онлайн-курса ограничено продолжительностью учебного семестра. После успешного освоения онлайн-курса и прохождения промежуточной аттестации студент получает сертификат, подтверждающий факт освоения конкретным лицом учебного материала в установленном объеме (в зачетных единицах и академических часах), а также содержащий информацию о периоде обучения и итоговую оценку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, онлайн-курс «Основы медицинских знаний» — это обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. Он представляет собой структурированные учебные материалы, размещённые в цифровом виде на платформе (сайте) в сети Интернет, доступные для изучения и

прохождения контроля усвоения учебного материала либо свободно, либо после регистрации пользователя (обучающегося). При этом онлайн-курс «Основы медицинских знаний» — это четкий структурированный электронный методический продукт, состоящий не только из уже привычных видеолекций для простого ознакомления, но и содержащий огромный блок заданий, требующих выполнения студентами и не требующих ручной проверки со стороны преподавателя. Онлайн-курс тесно связан с балльно-рейтинговой системой оценки обучающихся за счет хорошо продуманной и организованной самостоятельной работы. Поскольку на тренера и учителя физкультуры ложится очень высокая ответственность за здоровье воспитанников и за отсутствие травматизма на занятиях, каждая тема предполагает приобретение навыка конструктивного мышления и конструктивных действий при выявлении у воспитанников симптомов патологий с отсроченными последствиями и при состояниях, требующих срочной медицинской помощи, а также при учете противопоказаний и ограничений к выполнению физических упражнений и предотвращении травм.

В рамках онлайн-курса «Основы медицинских знаний» формирование практических навыков происходит непосредственно в

процессе обучения через решение кейсов с описанием определенной проблемной ситуации, разбор которой требует практических навыков следования алгоритмам действий при оказании первой помощи, применении на практике основ десмургии и

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический доклад «Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы». URL: http://viu.tsu. ru/upload/2_5249500202460514728.pdf (дата обращения: 17.10.2020)

2. Галимов, А.М. Интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки в вузах спортивного профиля: монография / А.М. Галимов, Л.Н. Ботова, Ф.Р. Зотова, А.С. Назаренко // Казань: ООО «Олитех», 2019. - 178с.

3. Покровская, Т.Ю. Опыт внедрения элементов дистанционного обучения в рамках освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе / Т.Ю. Покровская, Ш.Р. Юсупов, Е.Б. Титова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - № 1. -С. 59-65. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-1-59-65

4. Студенты заявили АСИ о нехватке инфраструктуры для удаленного обучения. URL: https://asi.ru/ news/136852 (дата обращения - 12.12.2020 г.).

5. Шатуновский, В.Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В.Л Шатуновский, Е.А. Шатуновская // Вестник науки и образования. - № 9-1 (87). -2020. - С. 53-56.

6. 2018 NMC Horizon Report: Higher Education Edition. URL: https://library.educause.edu/

REFERENCES

1. Analytical report "Higher education: lessons of the pandemic. Operational and strategic measures for the development of the system". URL: http://viu.tsu. ru/upload/2_5249500202460514728.pdf (date of access: 17.10.2020)

2. Galimov, A.M. Integration of the educational process and sports training in sports profile universities: monograph / A.M. Galimov, L. N. Botova, F. R. Zotova, A. S. Nazarenko / / Kazan: LLC "Olitech", 2019. - 178 p.

3. Pokrovskaya, T. Yu. The experience of implementation of distance learning elements within the framework of mastering the discipline "Physical Culture and Sport" at the university / T. Yu. Pokrovskaya, Sh. R. Yusupov, E. B. Titova / / Science and sport: current trends. 2021. No. 1. pp. 59-65. DOI: 10.36028/23088826-2021-9-1-59-65

4. Students told ASI about the lack of infrastructure for distance learning. URL: https://asi.ru/news/136852 (date of access 12.12.2020).

5. Shatunovsky, V. L. One more time on the distance learning (organization and provision of distance learning) / V. L. Shatunovsky, E. A. Shatunovskaya // Bulletin of Science and Education. № 9-1 (87). 2020. pp. 53-56.

6. 2018 NMC Horizon Report: Higher Education Edition. URL: https://library.educause.edu/

выявлении симптомов патологии учителем физкультуры или тренером. Освоение алгоритмов начинается с изучения материалов видеолекций и совершенствуется в процессе решения кейсов, выполнения тестовых, практических и самостоятельных заданий.

resources/2018/8/2018-nmc-horizon-report (дата обращения: 17.10.2020).

7. Crow J, Murray JA. Online Distance Learning in Biomedical Sciences: Community, Belonging and Presence. Adv Exp Med Biol. 2020;1235:165-178. doi: 10.1007/978-3-030-37639-0_10.

8. Schweiker S.S., Levonis S.M. A quick guide to producing a virtual chemistry course for online education. Future Med Chem. 2020 Jul;12(14):1289-1291. doi: 10.4155/fmc-2020-0103.

9. Quality Improvement in Online Course Development: Igniting the Online Teaching Team. Comput Inform Nurs. 2019 Jul;37(7):386-387. doi: 10.1097/01. NCN.0000569104.08357.02.

10. Mahajan R, Gupta P, Singh T. Massive Open Online Courses: Concept and Implications. Indian Pediatr. 2019 Jun 15;56(6):489-495.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. De Jong PGM, Pickering JD, Hendriks RA, Swinnerton BJ, Goshtasbpour F, Reinders MEJ. Twelve tips for integrating massive open online course content into classroom teaching. Med Teach. 2020 Apr;42(4):393-397. doi: 10.1080/0142159X.2019.1571569.

12. Ginda M, Richey MC, Cousino M, Börner K. Visualizing learner engagement, performance, and trajectories to evaluate and optimize online course design. PLoS One. 2019 May 6;14(5):e0215964. doi: 10.1371/ journal.pone.0215964.

resources/2018/8/2018-nmc-horizon-report (date of access: 17.10.2020).

7. Crow J, Murray JA. Online Distance Learning in Biomedical Sciences: Community, Belonging and Presence. Adv Exp Med Biol. 2020;1235:165-178. DOI: 10.1007/978-3-030-37639-0_10.

8. Schweiker S.S., Levonis S.M. A quick guide to producing a virtual chemistry course for online education. Future Med Chem. 2020 Jul;12(14):1289-1291. DOI: 10.4155/fmc-2020-0103.

9. Quality Improvement in Online Course Development: Igniting the Online Teaching Team. Comput Inform Nurs. 2019 Jul;37(7):386-387. doi: 10.1097/01. NCN.0000569104.08357.02.

10. Mahajan R, Gupta P, Singh T. Massive Open Online Courses: Concept and Implications. Indian Pediatr. 2019 Jun 15;56(6):489-495.

11. De Jong PGM, Pickering JD, Hendriks RA, Swinnerton BJ, Goshtasbpour F, Reinders MEJ. Twelve tips for integrating massive open online course content into classroom teaching. Med Teach. 2020 Apr;42(4):393-397. doi: 10.1080/0142159X.2019.1571569.

12. Ginda M, Richey MC, Cousino M, Börner K. Visualizing learner engagement, performance, and trajectories to evaluate and optimize online course design. PLoS One. 2019 May 6;14(5):e0215964. DOI: 10.1371/ journal.pone.0215964.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Галимов Алмаз Мирзанурович (Galimov Almaz Mirzanurovich) - доктор педагогических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-mail: almazga@rambler.ru; ORCID: 0000-0002-7911-4937.

Давлетова Наиля Ханифовна (Davletova Nailja Chanifovna) - кандидат медицинских наук; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казанский государственный медицинский университет; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-mail: davletova0681@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2014-1746.

Назаренко Андрей Сергеевич (Nazarenko Andrej Sergeevich) - кандидат биологических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-mail: hard@inbox.ru; ORCID: 0000-0002-3067-8395.

Шамсувалеева Эльмира Шамильевна (Shamsuvaleeva Jel'mira Shamil'evna) - кандидат биологических наук; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-mail: el.w.w@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6633-3356.

Поступила в редакцию 15 июля 2021 г. Принята к публикации 15 августа 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Галимов, А.М. Онлайн-курс «Основы медицинских знаний»: организационно-педагогические условия и дидактические особенности реализации в подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта / А.М. Галимов, Н.Х. Давлетов, А.С. Назаренко, Э.Ш. Шамсувалеева, И.Я. Хасаншин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 64-72. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-64-72

FOR CITATION

Galimov A.M., Davletova N.Ch., Nazarenko A.S., Shamsuvaleeva E.Sh. Online course «basics of medical knowledge»: organizational and pedagogical conditions and didactic features in the implementation of training specialists in the sphere of physical culture and sport. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 64-72 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-93-64-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.