О. М. Барышникова
Т ЕДАГОГИКА С. ФРЕНЕ: РЕАЛИЯ ИЛИ ИСТОРИЯ
УДК 371.48 ББК 74.03
Статья характеризует основные положения педагогической теории С. Френе. Рассматривается возможность использования идей этого педагога в современной российской школе. Определяются особенности и трудности интеграции данной педагогической системы в школьное образование России.
Ключевые слова: педагогика С. Френе; философия образования; содержание образования; гуманизм и демократизация в образовании.
O. M. Baryshnikova
CELESTIN FREINET PEDAGOGY: REALITY OR HISTORY
The article describes the basic ideas of pedagogical theory by Cnlestin Freinet. Regarded are the possibilities to use his ideas in the modern Russian school. The author of the article defines the peculiarities and difficulties of integrating this pedagogical system into schooling in Russia.
Key words: Freinet pedagogy; philosophy of education; content of education; humanism and democratization in education.
Несмотря на ставшие привычными с конца XX в. пропагандистские лозунги гуманистических принципов в образовании и декларацию его демократизации, так же привычно продол-
жают господствовать в стенах школы авторитаризм и закрытость. Причиной тому является то, что российская школа получила в наследство от советской и бережно сохраняет функциональный
механизм, позволяющий поддерживать экономическую, социальную, политическую систему авторитарного государства и культивировать поведение ответственного послушания. В системе со строгой иерархической структурой официальные инструкции сверху не помогают сделать образование более открытым, гуманным, демократичным и гибким. В контексте проблем самопознания педагогической действительности в России и модернизации системы образования очевидный интерес представляет опыт педагогики С. Френе, начавшей свое развитие в середине 20-х гг. XX в. и продолжающей развиваться сегодня, так как она демонстрирует пример общественного педагогического движения, проводящего реформы снизу.
В Россию педагогика С. Френе была принесена «на волне педагоги -ческой революции начала девяностых годов» [7], когда изменение политической и экономической ситуации в стране позволило педагогам сотрудничать на международном уровне, что вызвало активное импортирование зарубежных педагогических технологий. Благодаря последователям и приверженцам педагогики С. Френе, приезжавшим в разные города России, педагогические идеи и методы французского педагога-реформатора стали объектом пристального внимания широкой общественности: учителей школ, преподавателей и студентов педагогических вузов. Имеющиеся на сегодня опыт и результаты освоения и интеграции новой зарубежной педагогической технологии наглядно
показывают, нужна ли она российской школе.
Прежде чем обратиться к истории освоения педагогики С. Френе в России, раскроем кратко ее основные характеристики. В узком значении как авторская концепция она представляет собой целостную систему с присущими ей компонентами: философией, методологией, содержанием образования. Философия образования представлена гуманистическими и демократическими педагогическими основаниями С. Френе, которые он почерпнул из классического наследия педагогов-гуманистов, коммунистической концепции К. Мар кса и
B. И. Ленина и прагматической философии Дж. Дьюи. Методология образования строится на системе ан-трополого-педагогических взглядов
C. Френе, которая сводится к центральной категории «экспериментального нащупывания», отражающей механизм естественного познания человеком окружающей среды и динамичного развития. Содержание образования в школе С. Френе включает традиционные структурные компоненты: воспитание физическое, умственное, трудовое, эстетическое, нравственное и гражданское. Мотивационная, информационная и контрольно-корректирующая функции обучения исполняются посредством определенных форм и средств (работа в мастерских, введение коммуникационных средств и методов, индивидуальная и групповая деятельность, информационные и контрольные материалы, индивидуальные учебные планы), являющихся резким
противопоставлением традиционной классно-урочной системе. В логике их использования формируются модели деятельности учителя и учащихся, предполагающие органическое слияние познавательного процесса с эмоционально-чувственным восприятием, осознание познавательной потребности, понимание и усвоение знаний, а также их практическую верификацию; опору на активность и самостоятельность учащихся за счет применения рациональных методов педагогического управления; учет интересов и мотивов учащихся.
Педагогика С. Френе в широком значении представляет собой поле творческой деятельности учителей и воспитателей около 30 стран мира, стремящихся изменить школу по трем пунктам: обеспечить свободное развитие ребенка в школе; обеспечить соблюдение права ребенка на самоопределение и саморазвитие не на словах, а на деле; ввести горизонтальный механизм школьной организации и профессионального совершенствования педагогов. Такие качества педагогического объединения, как сотрудничество, креативность, экспериментальность, динамичность, гибкость, демократичность, обеспечивают географическое расширение педагогики С. Френе.
Интеграционный процесс педагогики С. Френе в образовательное пространство России начался в Москве, в школе № 1203, которую в 1991-1992 гг. впервые удостоили визитом преподаватели французской школы Френе и в течение 10 дней вели уроки, покорив сердца детей и
о \Т/ о о
учителей. Шелание российский учителей закрепить традицию проведения таких встреч привело к созданию проекта «Сотрудничество педагогов для педагогики сотрудничества», в рамках которого при поддержке посольства Франции, Минобразования России и Ассоциации «Современная школа» были проведены стажировки по педагогике С. Френе в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Кисловодске, Саратове, Таганроге, Челябинске, Нягани, Самаре, в Йошкар-Оле, Набережных Челнах, Казани [6]. В 1994 году была создана Ассоциация педагогов Френе в России [9].
Наиболее активное внедрение методов педагогики С. Френе до сих пор осуществляется в образовательных учреждениях города Саратова, преподаватели которых принимали участие в семинарах и зарубежных стажировках и сегодня поддерживают международные контакты с организацией педагогов С. Френе. Этот же город представляет Россию в международном учебно-телекоммуникационном проекте «Виртуальный Образовательный класс», который объединяет педагогов и учащихся из разных стран. Этот проект начал действовать в 2008 г. под руководством президента международной организации преподавателей-практиков, последователей педагогики С. Френе Мишеля Мюля (Франция). Деятельность участников в рамках проекта направлена на учебное исследование и строится на основе двух важных принципов: «открытие себя другим» и «сотрудничество в творчестве». Целью является обмен
проектными работами по всемирной компьютерной сети между учащимися разных стран и обмен информацией между учителями о методиках обучения в системе С. Френе [1].
В практике обучения для решения различных педагогических проблем отечественного образования были использованы такие идеи С. Френе, как выпуск печатных изданий и организация обучения на коммуникативной основе, организация индивидуального планирования и самоконтроля, информатизация образования, создание школьниками СМИ и использование их в учебно-воспитательном процессе; воспитание познавательной самостоятельности (О. М. Пиляй) и реализация сотрудничества на уроках иностранного языка (Т. И. Зелиб); организация самооценивания в вузе (С. Б. Мир онова).
К. Е. Сумнительный, исследуя проблемы адаптации педагогики С. Френе в России, приходит к выводу, что распространение идей французского педагога носило локальный и персонифицированный характер. Модель школы С. Френе не получила широкого распространения, что связано с меньшей распространённостью (по сравнению с другими альтернативными педагогическими системами) ее за рубежом. Характерна остановка этого процесса после активного обсуждения и всеобщего признания педагогических идей С. Френе на этапе использования отдельными учителями-практиками в отечественной системе традиционного обучения. Причина этого в сложности тройного профес-
сионального и нравственного выбора педагога, вставшего на путь реализации западной технологии: либо новые технологии диктуют новые задачи обучения, либо существующие образовательные реалии (программы, стандарты, задачи) обусловливают трансформацию новых методов в процессе их адаптации к традиционной системе, либо «деструктивное влияние» новых методов обучения заставляет педагога отказаться от их применения [3].
Итак, процессы интеграции педагогики С. Френе в образовательное пространство России имело свои особенности и трудности. К особенностям относится следующее. Во-первых, использование педагогики С. Френе в российских школах осуществлялось в относительно крупных городах, в то время как педагогика С. Френе на Западе наиболее востребована и используется как целостная система в некрупных сельских школах. Во-вторых, педагогические методы С. Френе, хотя и не системно, но стали активнее внедряться учителями в учебный процесс в классах среднего, старшего звена и даже в высшей школе. В-третьих, целостный системный образовательный процесс, по С. Френе, оказался возможным лишь в частной школе, в то время как педагогика С. Френе ориентирована на использование ее в государственной.
Трудности интеграции педагогической системы С. Френе в школьное образование в России представляются в следующем:
1. Традиционные ментальные стереотипы учителей, родителей, управ-
ленцев, не вмещающие демократичный характер взаимоотношений (учителей и учащихся, учителей и родителей, учителей, родителей и управленцев). С этим связана, считает А. Шейнина, устойчивая ориентация «российского педагогического сознания на фронтально-коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса, что крайне затрудняет использование индивидуальных технологий, построенных на достижении детьми личного успеха, автономного движения по индивидуальной траектории» [5]. Этим же вызвано подозрительное отношение к учителю (как со стороны учеников, так и со стороны учителей и родителей), исполняющему роль старшего товарища и консультанта в образовательном процессе и не претендующего на авторитет своей власти и мудрости, а также отторжение технологий, в которых учитель теряет традиционную авторитарную позицию.
2. Вертикальная система образования, характерная для России, существующая дифференциация
учебных предметов и школьных дисциплин, следование государственным стандартам и программам. Эти условия не позволяют творческим учите -лям экспериментировать. Классно-урочная система обучения не оставляет места для проведения форм организации учебного процесса по системе С. Френе. Реализация новых, нетрадиционных методов работы во внеурочном режиме оказывается слишком затратной относительно времени и сил учителей и учащихся, и поэтому нецелесообразной.
3. Материальное и техническое оснащение, которым располагают школы, не позволяют применять педагогику С. Френе, ведь в ней за счет обогащения образовательной среды и происходит замена вербального обучения активным, деятельностным и продуктивным, причем для учащегося, а не учителя.
Несмотря на трудности интеграции педагогики С. Френе, российские педагоги выражают уверенность в том, что она нужна отечественной школе [7]. Востребованность многих технологических находок С. Френе на фоне стремления российских педагогов улучшения отечественного образования и повышения его качества не вызывает сомнения [5]. А те трудности, с которыми столкнулась педагогика С. Френе в процессе интеграции, указывают на проблемные зоны отечественной системы образования, сопротивляющиеся современным тенденциям гуманизации и демократизации. Именно в этом усматривается положительный потенциал педагогики С. Френе, который она несет современной отечественной школе.
Рассматривая педагогику С. Френе как фермент лучших педагогических традиций гуманизма и демократии в образовании, можно утверждать, что она способна указать российской школе верный путь в этом направлении. Перспективы решения проблем гуманизации и демократизации в современном отечественном образовании включают ориентацию учебного процесса на интересы личности и обеспечение для учащихся в школе условий
для саморазвития и самореализации, преодоление вертикальной системы управления образованием и включение общественно-государственных, внут-ришкольных механизмов, создание в школе условий для усвоения детьми ценностей гражданского общества и опыта демократичного поведения [2.
С. 2-21, 8. С. 12-24].
К сожалению, ситуация в школьном образовании такова, что по большей части участники педагогического процесса не готовы воспринять такого рода изменения в силу сформированных стереотипов мышления. Поэтому знакомство России с педагогикой С. Френе необходимо рассматривать в первую очередь как условие становления педагогического сознания, соответствующего современным тенденциям развития гуманизма и демократии. Во-первых, она демонстрирует, что личностно ориентированный подход к организации условий для саморазвития и самореализации учащихся предполагает не введение дополнительных видов самостоятельной работы, как это у нас представляется, а смену форм и видов учебной деятельности в принципе, а также ее планирования и контроля. Во-вторых, привычке спокойно (в свободе от личной ответственности) существовать под гнетом системы и следовать указаниям сверху она предоставляет альтернативу ответственного соучастия и самоопределения педагогов в организации школьного обучения, а также учащихся в учебной деятельности и школьной жизни.
В-третьих, педагогика С. Френе — это образец построения демократичного уклада в школе, который предполагает не просто объявление учащимся ряда обязанностей и допуск представителей до собраний педагогического коллектива, что имеет место в отечественной школе, а достижение гармоничного соотношения прав и обязанностей в сочетании с личной социальной активностью и ответственностью.
Безусловно, современной российской школе на пути к гуманизму и демократии есть чему поучиться у педагогики С. Френе, в первую очередь, очевидно, социальной активности, которой так не хватает нашему учителю, «забитому» должностными инструкциями, программными требованиями, неадекватным поведением детей и, наконец, бедственным материальным положением, но такому терпеливому и безропотно преданному системе. Поэтому, выражая надежду, что истинные, на гуманистической и демократической основе педагогические реформы в российской школе станут реальностью, хочется напомнить слова С. Френе, что «при всем стремлении властей к переменам они не могут быть продиктованы сверху» [4. С. 42] и что «сознательный учитель — это прежде всего человек, ... активно действующий, это человек, который борется в рамках общественных, профсоюзных, политических организаций за создание благоприятных условий для дальнейшей педагогической деятельности» [4. С. 258].
Список литературы
1. Желонкина, Т. А. Учебный телекоммуникационный проект как одна из форм внеклассной работы и способов повышения мотивации к изучению французского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wiki. saripkro.ru / index.php saripkro .ru / index.php Дата обращения: 09.11.11.
2. Корнетов, Г. Б. Ребенок — школа — общество: созидание демократии / Г. Б. Корнетов // Демократическая школа. —
2007. - № 2. - С. 2-21.
3. Сумнительный, К. Е. Теоретическое осмысление и практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании второй половины XX в. : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / К. Е. Сумнительный. — М. : Институт теории и истории педагогики
РАО, 2008. - 400 с.
4. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе. - М. : Прогресс, 1990. - 304 с.
5. Шейнина, А. Биография новой школы. Школа Френе / А. Шейнина, В. Редюхин // 1 сентября. - 2002. -№ 10. - С. 27-34.
6. Шейнина, А. Моя педагогика Френе / А. Шейнина / / Интернет -
государство учителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// pedsovet-intergu.ru/indexasp?main=downlo ad&id=671 — Дата обращения: 15.11.11.
7. Шейнина, А. Свободный текст педагогики Френе / А. Шейнина, В. Редюхин // А. Русаков Эпоха великих открытий в школе 90-х гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.altruism. ru/sengine.cgi/5/7/8/22/3/4/2 — Дата обращения: 12.10.11.
8. Шиянов, Е. Н. Гуманизация как глобальная тенденция развития современного образования / Е. Н. Шиянов // Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (Ставрополь, 2002) : материалы. — Ставрополь: СКИПКРО, 2002. -С. 12-24.
9. Herzog, S. Die internationalen Treffen [Электронный ресурс ] / S. Herzog // Herbert Hagstedt (Hrsg.) FreinetPädagogik heute. Beiträge zum internationalen Celestin-Freinet-Symposion in Kassel, DSV. — Режим доступа: http://www. freinet-kooperative.de/start/index.php?clie nt=2&lang=2&parent=68&subid=68& subid=68&idcat=75&idside=41 — Дата обращения: 19.09.11.