Н.В. СЕРДЮК, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
Академии управления МВД России Т. 8-906-724-41-10; [email protected]
ПЕДАГОГИКА ПОНИМАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье рассматривается концепция педагогики понимания в органах внутренних дел, положенная в основу профессионального взаимодействия руководителя и сотрудников.
Ключеые слова: профессиональное взаимодействие, диалог, понимание, профессиональная деятельность, личностно ориентированное содержание взаимодействия, понимающий контекст.
Содержание профессиональной деятельности руководителя органа внутренних дел - часть социально-педагогического опыта, изоморфная профессиональной культуре. Оно фиксируется в управленческих текстах профессиональной культуры (распоряжениях, приказах, программах и др.). Содержание профессиональной деятельности, исходя из ее задач, будет преобразовано конкретным руководителем и подчиненным сотрудником в содержание профессионального взаимодействия. Содержание профессионального взаимодействия включает в себя субкультуру непосредственных участников этого процесса. Очевидно, что содержание профессиональной деятельности не тождественно содержанию профессионального взаимодействия. Содержание профессиональной деятельности анонимно, стандартно, статично, внеличностно. Содержание профессионального взаимодействия всегда личностно, создается «здесь и сейчас» в конкретной профессионально-педагогической ситуации именно этими сотрудниками и конкретным руководителем.
Содержание профессионального взаимодействия сотрудников органов внутренних дел - результат корреспондирования профессиональной культуры (содержания профессиональной деятельности) и субкультур непосредственных участников педагогического процесса.
До начала живого педагогического процесса результата профессионального взаимодействия не существует, ему еще предстоит быть созданным в этом процессе, выступить продуктом встречи различных культур.
Содержание профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел часто представлено текстами профессиональной культуры (рапорты, приказы, распоряжения и др.). Однако не всякий текст профессиональной культуры становится текстом педагогическим по сути. Педагогическим этот текст станет для конкретного сотрудника при условии, что перед ним не безлично-вещная информация, а послание автора текста - руководителя, который ожидает прежде всего нравственной встречи со своим читателем-сотрудником. Именно поэтому стало возможным и особую педагогическую ценность приобрело Обращение министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск № 1/5758 от 1 августа 2005 г., основанное на реанимации нравственных начал в профессиональной деятельности. Именно «обращение», а не приказ, распоряжение и пр. По существу этот герменевтический опыт является пока уникальным, никем не по© Н.В. Сердюк
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
вторенным в управленческой деятельности высшего звена Министерства внутренних дел Российской Федерации.
«Готовых» управленческих текстов, как и «готовых» управленческих решений как таковых, не существует. Есть тексты - звенья, фрагменты профессиональной культуры (их подборка, содержание, оформление отражают также и педагогическую культуру руководителя или ее отсутствие), которым суждено стать стратегической или тактической основой в процессе взаимодействия конкретных сотрудников и конкретного ру -ководителя. Не существует (во всяком случае, до начала процесса профессионального взаимодействия) исчерпывающего перечня профессиональных задач и их сборников. Текстам еще предстоит быть переведенными на язык внутренней ментальной речи непосредственными участниками процесса профессионального взаимодействия, еще появятся собственные вопросы, означающие понимание сотрудником конкретной профессиональной ситуации.
Руководитель вносит в содержание профессиональной деятельности свое видение, свое эмоционально-ценностное отношение, сомнения, свои вопросы, находит в этом фрагменте профессиональной культуры собственные мысли. Обращаясь к сотрудникам, он создает предпосылки для построения «живого» знания, актуализирует их профессиональный и жизненный опыт, создает условия для его обогащения, организует совместную работу по осмыслению содержания профессиональной деятельности.
Дидактический контекст создается руководителем и сотрудниками на этапах опосредованного и непосредственного взаимодействия. Результатом опосредованного взаимодействия выступает сценарий предстоящего профессионального поступка, вызревшее управленческое решение, включающее преобразованный руководителем фрагмент содержания профессиональной деятельности и отражение его профессиональной культуры. За этим преобразованием скрыты предыстория отношений руководителя и сотрудников, их предполагаемые представления о данной теме, задачи, которые для себя поставил руководитель, понимание им места данного управленческого решения в структуре профессиональной деятельности. Сценарий предстоящего управленческого решения (педа-
гогический алгоритм преобразования содержания профессиональной деятельности в содержание профессионального взаимодействия: кон -кретное поручение сотруднику и пр.) - следствие заочного участия сотрудников в его очной разработке руководителем. Этот сценарий включается в понимающий контекст очного (на совещании, коллегии, например) взаимодействия руководителя и сотрудника и претерпевает изменения, корректируется в процессе профессиональной деятельности.
Понимающий контекст в профессиональных отношениях - результат деятельности ру -ководителя и сотрудника, отражающий сложное диалогическое взаимодействие своего и чужого профессионального опыта, слова и действия, мысли и чувства на разных педагогических уровнях осмысления. Он предполагает создание «встречных» текстов, поиск собственных смыслов, корректирует дидактический контекст [4, 31].
К продуктивному взаимодействию призывает сотрудника и опыт эффективного руководителя. Как посредник между миром профессиональной культуры и субъективным миром сотрудника, эффективный руководитель-педагог персонифицирует знание и оформляет жизненным контекстом.
Чтобы обеспечить понимание, т. е. превращение «чужого» знания в «свое», руководителю необходимо раскрыть не только значение того или иного элемента содержания профессиональной деятельности, но и его смысл в профессиональном контексте и в связи с другими элементами социального опыта: знаниями, умениями, навыками, опытом профессиональной деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений сотрудников, т. е. профессиональным диалогом.
Диалог и понимание - вот что сегодня необходимо органам внутренних дел на современном этапе, чтобы быть эффективными, по-настоящему выполнять социально-обслуживающую функцию по отношению к населению.
Подлинно диалогическое взаимодействие «руководитель-сотрудник» способно обогатить процесс профессиональной деятельности особым смысловым отношением, наполнить его действительно личностно ориентированным содержанием. Через понимание руководитель включает
себя в культуру сотрудника, во взаимодействии духовно обогащаются оба, созидая себя и друг друга.
Сегодня подлинное понимание как способ становления руководителя в ареале профессиональ-
ной культуры является условием существования и развития профессиональной культуры в целом и самого руководителя в частности, культуры эффективных взаимоотношений и взаимодействия с кол -легами, с гражданским обществом [5, 4].
Библиографический список
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
2. Кузнецов А.И. Герменевтика и гуманитарное познание - М., 1991.
3. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. - М., 1995.
4. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания. - М., 2007.
5. Сердюк Н.В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел. - М., 2008.
N.V. SERDUK
The article concerns the concept of pedagogic of understanding implemented in the activities of the interior bodies leader, its principles, forms and methods as well as its techniques and means to achieve high results in operational activity.