Психолого-педагогические науки
• ••
117
ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
3. Т. ГАСАНОВ
ПЕДАГОГИКА
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ
Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. М., 1999. 390 с. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим дисциплинам.
В пособии излагаются методология и теория воспитания культуры межнационального общения (этническая и межэтническая социализация личности; сущность и содержание процесса воспитания; правовые, морально-этические и религиозные основы воспитания), осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания интернационализма, патриотизма. В ряду наук, знания которых автор интегрировал, психология занимает центральное место. Педагогическое и психологическое знания в пособии взаимосвязаны и взаимообусловлены. В силу этого оно по существу является изложением содержания не только педагогики,
но и психологии межнационального общения.
Предназначено для студентов университетов и педагогических вузов, учителей школ и слушателей курсов повышения квалификации кадров, а также для курсантов военных учебных заведений.
Народы мира стремятся, с одной стороны, к взаимосближению, а с другой, к сохранению собственной социокультурной идентичности. В связи с этим усиливается взаимозависимость народов, интернационализируются все стороны человеческой жизнедеятельности. Насущными становятся интеграционные процессы международного сотрудничества.
В то же время интернационализация мировых явлений сопровождается разрывом научно-технического, экономического и культурного развития разных народов и государств, усилением напряженности между развитыми и слаборазвитыми странами, державными и малочисленными народами. Все более расширяющиеся связи народов не предохраняют бывшие колониальные и зависимые страны от экспансионистских притязаний бывших империй в области экономики, идеологии, культуры.
В чувствах, сознании и поведении части представителей державных наций проявляются пережитки идеологии шовинизма, национальной и религиозной исключительности.
Таким образом, объективно сложившиеся взаимоотношения народов мира, многонациональных госу-
дарств и регионов обусловливают необходимость воспитания у детей и взрослых культуры межнационального общения. Будущее противоречивого и единого человеческого сообщества, многонациональных государств и регионов зависит не только от деятельности международных ор-
118
Известия ДГПУ, №2, 2009
ганизаций и государственных органов власти по регулированию отношений народов, но и во все возрастающей мере от воспитания граждан в духе признания равенства народов, веротерпимости, формирования общечеловеческих, патриотических и национальных чувств. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств, противоречивость отношений народов рождают множество сложных проблем, в разрешении которых важное место занимает воспитание у детей и молодежи культуры межнационального общения.
Цивилизованное решение множества вопросов, возникающих в сфере взаимоотношений народов, в значительной мере зависит от научной компетентности, политической, психологической и педагогической культуры лиц, обладающих реальной властью в многонациональном государстве. Поэтому в подготовке и повышении квалификации государственных служащих большое значение имеет формирование у них концептуальной базы педагогики и психологии межнационального общения.
Произошедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные резким переходом общества из одного состояния в другое, осложнили межнациональные и межконфессиональные отношения, обострили межэтнические конфликты, провоцируя вооруженные столкновения на межнациональной почве. В условиях нестабильности и отсутствия новых идеологических установок становится весьма сложным определить концептуально ориентированную перспективу, которая бы позволила знать, какого гражданина следует воспитать, какие качества необходимо у него формировать. Неправомерное противопоставление отечественному духовному наследию системы общечеловеческих ценностей привели к отказу от традиционно сложившегося воспитательного опыта, отрицательному отношению к
воспитанию вообще, снятию общественного и административного контроля за решением задач воспитания.
В результате распада Советского Союза дестабилизировалась жизнь населения всего постсоветского пространства, серьезные осложнения претерпели межличностные и межнациональные отношения. В особо сложной и противоречивой обстановке происходят отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирование у них нового российского патриотизма.
Все это требует новых подходов к разработке методологии и теории воспитания российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости и значительно повышает роль учебных заведений в выполнении социального заказа федеративного государства по воспитанию граждан страны. В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 15 июля 1999 г. №909) сказано: «обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомление детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».
Вышеизложенное убеждает в необходимости воспитания у детей, молодежи, всего населения культуры межнационального общения и выделения педагогики межнационального общения в самостоятельную ветвь педагогической науки.
Предметом педагогики межнационального общения является воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Она разрабатывает методологию и теорию воспитания культуры межнационального общения; изучает цель, задачи, принципы,
Психолого-педагогические науки •••
методы, формы воспитания; раскрывает сущность и содержание процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости; обобщает опыт воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания. Педагогика межнационального общения также исследует условия этнической и межэтнической социализации личности (вхождение индивида в систему отношений народов мира, своей страны, республики, региона и усвоение им влияния межнациональных отношений различных уровней).
Педагогика межнационального общения как обязательная вузовская учебная дисциплина вошла в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №940). Она стала узаконенным компонентом государственной педагогической политики. Предлагаемое пособие служит внедрению этой дисциплины в учебный процесс высшего профессионального образования.
Педагогическая интеграция знаний ряда наук (философии, социологии, этнологии, языкознания, социальной и общей психологии), анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимоуважения позволили разработать методологические и теоретические основы педагогики межнационального общения, представляющие собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знаний. Характерной особенностью данного пособия является оснащенность его содержания психологическим знанием, которое в значительной степени составляет сущность самого процесса воспитания культуры межнационального общения (формирование чувств, сознания, самосознания и культуры общения; имперское мышление и этнические стереотипы и т.д.). В силу этого оно по существу является не
119
только педагогикой, но и психологией межнационального общения.
Первый раздел пособия содержит педагогический анализ национальных отношений, под воздействием которых происходит этническая и межэтническая социализация детей и взрослых. В нем определены пути и средства педагогического регулирования процесса межэтнической социализации. Показано, как общая цель воспитания культуры межнационального общения, обусловленная потребностями и интересами многонационального общества, детализируется в конкретных задачах, вытекающих из условий и особенностей развития национальных отношений на различных уровнях: а) отношений народов и стран мира в целом; б) отношений народов и стран в рамках Европейского Союза и Содружества Независимых Государств; в) отношений народов федеративных государств, образованных иммигрантами; г) отношений народов обычных многонациональных государств; д) отношений народов многонациональных субъектов федеративных государств; е) специфики и условий жизни малочисленных народов, этнических групп, национальных меньшинств, диаспоры и беженцев.
Во втором разделе рассматриваются психолого-педагогические основы процесса воспитания культуры межнационального общения, определены цели, задачи, принципы воспитания граждан многонационального государства в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения и характером взаимоотношений народов, входящих в федерацию. В нем теоретически обосновывается необходимость взаимосвязи местного, национального, общенационального (федеративного) и общечеловеческого компонентов содержания школьного и вузовского образования. Раскрытию роли национальной школы в достижении взаимопонимания и уважения между людьми, народами, расовыми,
120
Известия ДГПУ, №2, 2009
этническими и религиозными группами отводится важное место. При этом показана несостоятельность изоляционистской политики в области образования, которая объективно ведет к противопоставлению школ различных республик, областей, национальных округов. Осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания. Определены пути дифференцированного подхода к использованию этого подхода с учетом тех изменений, которые произошли в России и других странах СНГ. Обоснована необходимость воплощения общероссийской объединительной идеи через воспитание у граждан российского (государственного) патриотизма и дружбы народов страны.
Теоретическое и практическое значение содержания процесса воспитания культуры межнационального общения раскрывается в следующих аспектах: а) сообщение индивиду или группе определенного круга знаний; б) организация эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждения (формирование национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих чувств и сознания); в) организация позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и конфессий, воспитание умения преодолевать личностно-психологические барьеры в межнациональном общении; г) формирование положительной мотивации поступков и поведения в процессе общения с людьми разных национальностей. Во втором разделе также рассказывается о том, какую роль в процессе воспитания играет разработка понятийно-терминологического аппарата, который отражает изменения, произошедшие в общественном сознании.
В третьем разделе анализируются правовые, морально-этические и религиозные основы воспитания культуры межнационального общения. Из
• • •
нормативных систем, определяющих отношения людей и социальных общностей, основополагающей является система правового регулирования взаимоотношений граждан, народов, стран, многонациональных госу-
дарств. Нормы международного права приоритетны по отношению к национальной системе права. Правовое регулирование отношений людей и народов федеративного государства характеризуется обязательностью выполнения его правил всеми гражданами и субъектами страны. Ведущей функцией правовой системы являются поддержка и защита прав народов, составляющих федерацию, прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии. Деятельность учреждений образования и культуры нацелена на повышение у граждан правовой культуры, формирования у них чувства патриотизма и дружбы народов.
В числе нормативных систем, регулирующих поведение людей в обществе, важное место занимают морально-этические нормы. Моральное воспитание - это освоение индивидом нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам и правилам морали. Оно призвано формировать у людей умения и навыки преодоления национальных, религиозных и культурных барьеров, научить их находить равновесие между личным и общественным. Такое сочетание личного и общественного особо важно в условиях безумной погони за деньгами, роскошью, властью. В нормативную систему, регулирующую отношения людей разных конфессий и наций, входят и религиозные нормы. Поэтому при организации воспитания детей и молодежи в духе мира между народами и веротерпимости следует учитывать и разумно использовать влияние религии на различные сферы общественной жизни, государства, права, культуры, образования, нацио-
Психолого-педагогические науки •••
нальных и семейно-бытовых отношений.
Пособие рассчитано на студентов университетов и педагогических вузов, учителей школ и слушателей курсов повышения квалификации кадров. Оно рекомендуется также курсантам военных учебных заведений, выпускники которых призваны воспитывать военнослужащих и сотрудников в духе российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.
Вопросы и задания для самоконтроля, а также литература для самостоятельной работы (по каждой главе) помогут студентам усвоить зна-
121
ния, умения и навыки, необходимые для эффективной организации процесса воспитания культуры межнационального общения.
Учебное пособие соответствует программе курса «Педагогика межнационального общения», разработанной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При изучении настоящего пособия полезно одновременно ознакомиться с программой, в которой определена система знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению студентами.
Гасанов З.Т., д.п.н., профессор