Научная статья на тему 'О культуре межнационального общения'

О культуре межнационального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О культуре межнационального общения»

114

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

ТРУДЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ 3. Т. ГАСАНОВА

О КУЛЬТУРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 338 с.

В монографии разработаны методология и теория воспитания культуры межнационального общения (воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) с учетом перемен, происшедших в последнее время в России, странах СНГ, мире. Осуществлен анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания. Работа становится структурообразующей основой для разработки учебных пособий по воспитанию культуры межнационального общения у школьников, студентов вузов и училищ, курсантов

военных учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации кадров.

Российское общество переживает сложный переходный этап социально-экономического и духовного развития. В своей совокупности эти процессы осложняют реализацию целей образования и воспитания, а резкая поляризация и расслоение населения по социально-экономическому положению отрицательно влияют на межнациональные отношения в стране, осложняют исторически сложившиеся связи людей разных наций и конфессий.

Остается непреложным тот факт, что в России и других странах СНГ оказалась разрушенной в ходе реформаторских преобразований отечественная система патриотического и интернационального воспитания, что составляло духовный фундамент и системообразующую основу культуры межнациональных отношений народов нашего Союза.

В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, основанной на признании приоритета воспитания у граждан культуры межнационального общения (российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости) подчеркнута, необходимость: "Обеспечивать разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования,

Психолого-педагогические науки •••

повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях".

Данная ориентация стратегии государственной национальной политики востребовала новые подходы к разработке методологии и теории формирования культуры межнационального общения с учетом социально-экономических и этнополитических изменений, происходящих на территории бывшего Союза, а также открыто проявляющихся в наше время этноконфессиональных предпочтений народов, входящих в федерацию.

Восполнению этого существенного пробела посвящена рецензируемая монография Гасанова З.Т. Основная заслуга автора состоит в том, что на основе анализа сложившихся в последний период социально-

экономических, межнациональных и межличностных отношений, выявления приоритетов отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания, автору удалось осуществить фундаментальное исследование проблемы воспитания культуры межнационального общения, разработать теоретико-методологические основы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Данная работа внесла смыслообразующий вклад в концепцию и технологию разработки курсов, программ, учебно-методических комплектов по воспитанию культуры межнационального общения, что в значительной мере способствует обеспечению социального заказа федеративного государства в области образования.

Необходимо подчеркнуть весьма существенную особенность данного исследования. Автор раскрывает сущность процесса воспитания культуры межнационального общения, не ограничиваясь традиционной педагогической интерпретацией, а вскрывает его глубинные психологические «механизмы», характеризующие

формирование чувств, сознания и самосознания личности и социаль-

115

ных популяций, культуры общения; имперское мышление, этнические стереотипы и др.

Первый раздел монографии содержит педагогический контекст рассмотрения национальных отношений, под воздействием которых функционирует процесс этнической и межэтнической социализации детей, молодежи, всех социальных групп населения. Здесь автор пытается определить наиболее оптимальные пути и средства педагогического регулирования процесса межэтнической социализации. В этой связи показано, как общая цель воспитания культуры межнационального общения, сопряженная с потребностями и интересами многонационального общества, воплощается и конкретно реализуется в динамике национальных отношений на различных уровнях. Это касается отношений народов и стран мира в целом, народов и стран в рамках Европейского Союза и СНГ; отношений народов федеративных государств, образованных иммигрантами; отношений народов многонациональных субъектов федеративных государств; специфики и условий жизни малочисленных народов, этнических групп и беженцев.

В последующих разделах книги разработаны психолого-

педагогические основы процесса воспитания культуры межнационального общения. Раскрыты целеполагающие принципы гражданского воспитания с учетом интересов этно-конфессионального состава населения и характером взаимоотношений народов, входящих в федерацию. Раскрыты сущностные стороны обеспечения взаимосвязи местного, национального, общенационального (федеративного) и общечеловеческого компонентов содержания школьного и вузовского образования. Показана научная несостоятельность позиций изоляционизма и ограничений по этническим признакам в области образования, что вызывает негативные тенденции противопос-

116

Известия ДГПУ, №2, 2009

тавления образовательных учреждений различных республик, областей и национальных округов. Особое внимание уделено сравнительному анализу отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания.

В монографии представлены теоретические и практические аспекты, характеризующие содержание процесса воспитания культуры межнационального общения. В общей совокупности он включает, по мнению автора, следующие компоненты: а) сообщение индивиду или отдельной популяции определенного круга знаний; б) формирование национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих чувств и сознания на основе эмоционально акцентированного осмысления воспринимаемых знаний, их "перевода" в личные взгляды и убеждения, в) накопление позитивного опыта культуры общения людьми разных наций и конфессий, осмысление в качестве внутренней потребности человека необходимости преодолевать личностнопсихологические барьеры в процессе межнационального общения, особенно при возникновении сложных конфликтных ситуаций; отсюда исключительно значимое место в этих процессах занимает формирование положительной мотивации поступков и поведения в общении с людьми разных национальностей.

В заключительных разделах исследования автор обращается к рассмотрению правовых, моральноэтических и религиозных проблем воспитания культуры межнационального общения. Рассматривая статус и иерархию нормативных актов, регулирующих отношения людей и социальных общностей, Гасанов З.Т. правомерно считает, что нормы ме-

ждународного права приоритетны по отношению к национальной правовой системе. Одновременно он обращает внимание на необходимость лабильного правового регулирования межнациональных отношений внутри федеративной системы как одного из приоритетных показателей их высокой культуры. Здесь же вполне уместно и логично автор показывает социальную роль образовательновоспитательных учреждений, культурно-просветительной деятельности, нацеленных на повышение правовой культуры детей, молодежи, взрослой части населения, формирование гражданственности, чувства патриотизма, интернационализма и дружбы народов.

Рассмотрение проблем правового регулирования межнациональных отношений автор закономерно соотносит с морально-этическими нормами, их регулятивными функциями в сфере межнациональных и межличностных отношений. В книге убедительно показано, что моральное воспитание означает многомерный и противоречивый процесс освоения индивидом принципов и норм морали на основе свободного выбора ценностных ориентации в жизненном самоопределении, включая отношение к людям других национальностей и конфессиональных предпочтений.

В целом монография З. Т. Гасанова представляет фундаментальное исследование одного из стратегических направлений становления и развития гражданского общества, обустройства его межнациональной, образовательной и духовной культуры.

(Перепечатано из ж. «Педагогика», №2, 1999)

Филонов Г.Н.,

д.филос.н., академик РАО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.