Лукаш C.H., Эпоева К.В., Волков О.П.
педагогика казачества как фактор укрепления национального единства
Стратегия научно - технологического развития Российской Федерации, утвержденная указом Президента в декабре 2016 года, выделяет возможность эффективного ответа российского общества на глобальные вызовы современности с учетом «взаимодействия человека и социальных институтов, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» [12]. В условиях современных цивилизационных вызовов Россия остается одной из немногих стран, которая по выражению Президента России В.В.Путина «не торгует своим суверенитетом», проводя независимую политику, отстаивающую многополярность и цивилизационное многообразие. Выступая на совещании Совета безопасности России 03.07.2015 года Президент России подчеркнул: «Необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков — и политических, и экономических, и информационных, и других, и на этой основе скорректировать стратегию национальной безопасности России» [6].
Одним из глобальных вызовов России в историко - культурной ее ретроспективе является проблема национального единства российского общества. На решение данной проблемы нацелены, в частности, стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».
В образовательной сфере конкретизации процессов национальной консолидации и построении единой системы национального образования во многом способствовали Федеральные государственные образовательные стандарты, а также Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые определили национальный воспитательный идеал как высоконравственную личность, «укорененную в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [9,с.5]. Концепцией определены и содержательные ориентиры
духовно - нравственного развития личности, воспитания и социализации, коими являются «базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России» [9,с.29].
Таким образом, стандарты и концепция определили не только целевые установки, ориентиры и компетенции, но и выявили императивы в построении национальной системы образования с учетом цивилизационных особенностей России, как страны многонациональной, поликонфессиональной, бережно хранящей свой многонациональный состав. В этой связи одной из актуальных исследовательских задач выступает определение соответствующих методологических подходов, в которых наиболее плодотворно могут реализоваться идеи национально-цивилизационной идентичности россиян, выявление системообразующих феноменов, составляющих органическую социокультурную ткань российского общества. Одним из таких феноменов является культура российского казачества.
в процессе своего развития казачья культура, эволюционируя от монотеистической общности к некоему общероссийскому явлению, включающему в себя представителей разных народов и религиозных конфессий (некоторые казачьи войска к середине XIX века являли собой многонациональные и поликонфессиональные образования), выработала определенные социальные парадигмы, которые обрели метакультурный характер, выходящие в своих ценностных основаниях за пределы субъэтнической и сословной сущности казачества, сделавшись центрами общенационального единения и сплочения россиян [11].
Одной из таких ярких парадигм выступает идея «российскости», под которой понимается обретение народами, входящими в состав российского государства российского самосознания, их интеграция в общекультурное российское поле, признание России своим Отечеством, выработка общих культурно-воспитательных парадигм. Концепция базируется на постулатах существования наряду с официальной «имперской» Россией другой России -всегда готовой к взаимодействию с регионами, бережно хранящей свое главное богатство - многонациональный состав [4].
Казачество, как особое военно-служивое сословие и носитель, в определенной мере, российской цивилизационной идеи, несло в своем статусе все признаки «российскости», выступая первым, проверенным в деле, алгоритмом «совместничества» России и включаемых в ее орбиту народов. Российское государство в концепции «российскости» выступает, зачастую, как опосредованный фактор, а ведущее значение приобретают непосредственные контакты народов между собой, их воздействие и взаимовоздействие. «Если официальная «державность» диктовала и признавала одну («верноподданническую») тональность, то РОССИИСКОСТЬ воплощалась в куда более пёстрых и гибких формах взаимодействия и даже взаимовоздействия» [3,с.5]. В этом плане казачество, выступающее авангардом движения России
на Юг и Восток, брало на себя с успехом миссию «российскости», успешно позиционируя российскую культуру и осуществляя культурные заимствования у новых народов. Наиболее ярко этот процесс наблюдался в культуре терских и кубанских казаков, заимствовавших элементы быта, одежды, оружия у горцев. Однако и горцы переняли у казаков немало: способы ведения хозяйства, сельскохозяйственную технику, усовершенствовали строительство домов и т.д. «Интеграция и партнёрство в социокультурной и иных сферах дополнялись... формированием с XVIII в. у народов. российского самосознания, осознания себя россиянами на основе общей государственности и интеграции, выработки общих культурных черт», - отмечает С.Л. Дударев [8,с.12].
К середине XIX века казачество становится активным проводником и выразителем идеи «российскости» в направлении расширения границ российской цивилизации, в отношении к вновь присоединяемым народам, успешно позиционируя российскую культуру и осуществляя культурные заимствования у новых народов, осуществляя, тем самым, важную цивилизационную миссию, вводящую народы в российское культурно-историческое пространство, выполняя роль своеобразного «плавильного котла» в формировании российской национальной идентичности [11].
Другим несомненным достижением казачьей культуры явилось то, что она внесла свою весомую лепту в консолидацию общественного сознания вокруг формирования совершенного образа человека российской национальной культуры. Педагогическое осмысление данной коннотации с позиций историко - культурологического, цивилизационного подхода значимо для современного отечественного образования, ибо человек культуры - цель личностно -ориентированного образования культурологического типа. Беглый экскурс названий работ по проблематике «человека культуры», представленных в сборнике статей IV Международного педагогического форума «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России», дает нам такие срезы: «глобальный класс», «сетевая социализация», «языковая личность», «мультикультурная личность», «гражданин мира» [5]. Отсутствие единого понимания содержательного наполнения понятия «человек культуры» лишь усугубляет возрастающее противоречие между российской культурно - педагогической традицией, где духовное и нравственное воспитание всегда рассматривалось как базовая часть образования, и современным уровнем образовательной практики, утрачивающим, в силу ряда причин, одно из своих главных смыслообразующих звеньев - духовно нравственное воспитание.
Российское образование всегда отличала духовно - нравственная составляющая, выступающая некой ментальной константой. В этой связи в российской образовательной ситуации обостряются споры вокруг одного из коренных методологических противоречий российской культуры - диалектики традиционного и того, что пытается прийти к нам под видом инновационного, неся, зачастую, явный разрушительный эффект. В российской истории данное
противоречие выражается в известном противостоянии западничества и почвенничества.
Необходимо отметить, что если модернистская составляющая современной образовательной парадигмы, в соответствии с Болонскими требованиями, довольно четко рефлексируется и позиционируется (в образовательную систему, например, настоятельно внедряются вестернизированные образчики формирования мировоззрения, оценки знаний, педагогических технологий и т.п.), то традиционная основа образования осмысливается откровенно слабо (количество значимых исследований в этой области исчисляется единицами). Известный российский теоретик образования А.Г. Бермус, отмечая данное противоречие, указывает на то, что в российском социуме сложились все предпосылки для детрадиционализации общества, т.е. искажения содержания и ослабления роли традиций в его жизни [1,с.114]. Причина лежит на поверхности: традиционный преемственный опыт и ценности, передаваемые из поколения в поколение, за последнее столетие неоднократно подвергались не только девальвации, но и полному остракизму, а носители их подвергались серьезным репрессиям. В то же время, становится ясным, что модернизация отечественной педагогики невозможна без привлечения всего историко - культурного пласта российской цивилизации.
Разрешение этого противоречия возможно в методологическом переосмыслении социальных процессов постсовременного общества. В частности, общей тенденцией постсовременности, успешно противостоящей культурной унификации и детрадиционализации, выступает явление глокализации - диалектического взаимодействия локального и глобального, обусловливающего смещение локальных процессов на уровень глобальных и превращение их в процессы, сохраняющие и усиливающие региональные отличия и разнообразия. Одним из свойств постсовременного общества с позиций глокализации является обращённость в прошлое, ибо «возврат к достижениям прошлых эпох, переосмысление накопленного опыта даёт человечеству шанс к подлинному прогрессу» [7,с.21]. При всех педагогических новациях для современной культурно-образовательной парадигмы весьма значимо обращение к мудрости прошлого, к традиции, ибо «...нельзя забывать, что воспитание призвано удерживать национальную традицию, которая является фундаментом восстановления культуросообразных форм бытия современного нам общества» [2,с.19].
С учетом опоры на российскую культурно - историческую педагогическую традицию, а также на такие базовые общероссийские ценности как гражданственность, патриотизм, справедливость и следует обратиться к содержательному анализу тех идей, которые составляют единую ткань российской культуры и цивилизации, «работают» на целостность, на «российскость» нашей державы, сплачивая нацию в единое целое. На этом поле, в первую очередь, и исследует искать содержательное наполнение понятия «человек российской культуры». Именно таковой и предстает перед нами культура российского
феномена казачества.
Проведенные нами историко - педагогические исследования показывают, что идеалы казачьего образа жизни в XIX столетии находят своих сторонников среди представителей разных сословий: крестьян, мещан, дворянства и даже высшей аристократии. Великие русские писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой в поисках примеров лучшей народной доли обращаются к казачеству, к его социальному устройству, к его ценностям, видя в них приемлемые формы и смыслы жизни для российского общества, формируя тем самым совершенный образ-идеал человека российской национальной культуры [10].
Таким образом, с точки зрения этнологии и социальной педагогики правомерно говорить о культуре казачества как об интегрирующей составляющей российской нации. В своем культурогенезе казачество, выступая как этносоциальное явление, выполняло еще и чрезвычайно важную объединительную функцию в создании евразийской общности -российской нации, закладывая предпосылки для формирования национально-цивилизационной российской идентичности, преодолевающей этнические и конфессиональные различия в российском обществе.
Подобный посыл весьма значим, поскольку устанавливает историко-социальные связи и объединительные парадигмы, работающие на целостность российской государственности и единения россиян, что является важным фактором национального строительства современной России. Такие стержневые ценности казачьей метакультуры как «служение Отечеству не за страх, а за совесть»; народовластные, демократические основы мироустройства; веротерпимость; свободное личностное развитие; патриотизм и державность; труд как основа казачьего жизнеустройства востребованы в социальной жизни современного российского общества, пытающегося найти адекватные ответы на вызовы современности. Вполне правомочно в этой связи конкретизация воспитательного потенциала казачьей культуры, рассматривающая его как общенациональную российскую культурно - образовательную ценность, воплощающую парадигму «российскости», народовластный вектор российского социального развития и образующую плодотворное воспитательное пространство для трансформации традиций прошлого в инновации сегодняшнего дня [10].
Естественный процесс общенационального российского строительства, выразителем которого выступала, в том числе, казачья культура, был прерван известными событиями отечественной истории в 1917 году. Однако, возрождение казачества в 90 - х годах XX столетия открыло другую его сторону - педагогический, воспитательный потенциал культуры казачества, основывающийся на ценностях российского народовластия, на традициях государственности и служения Отечеству. Прерванная цивилизационная миссия культуры российского казачества в формировании российской национальной идентичности продолжилась в современном феномене педагогики казачества, основанной на традициях культуры казачества. Динамично развиваясь в
образовательном пространстве краев и областей Юга России, включая в себя сотни образовательных учреждений, десятки тысяч участников (в том числе и представителей разных народов), современная педагогика казачества возрождает в воспитательном пространстве широкого социума востребованные ныне ценности российской цивилизации: любовь к России и своей малой родине, служение Отечеству «не за страх, а за совесть», народовластие, гражданственность, веротерпимость.
Воспитательной целью в педагогике казачества, реализуемой в современном российском образовательном пространстве, выступает человек российской национальной культуры, открытый для восприятия других культур, воплощающий в себе традиции «российскости», соизмеряющий свои действия по ценностям, исторически присущим казачьей культуре, таким как: свобода, народовластие, патриотизм, социальная ответственность, культурный плюрализм, служение Отечеству; активно реализующий себя в различных профессиональных, гражданских, общественных, семейных и иных отношениях.
С учетом вышеизложенного современную педагогику казачества целесообразно интерпретировать как фактор укрепления национального единства россиян. В этой связи актуальной научной задачей является теоретическая разработка и экспериментальная апробация социально -педагогической модели воспитания человека российской национальной культуры на основе воспитательного потенциала культуры российского казачества, реализующего национально-культурные традиции цивилизационного единства российского общества. На практике эта задача конкретизируется в создание научно - педагогического комплекса, включающего в себя университет, общеобразовательные школы, казачьи общества, учреждения дополнительного образования как структуры опережающего образования, способного стать «точкой роста» для перехода воспитательного пространства педагогики казачества на иной, более качественный, уровень, в котором проблемы национально-цивилизационной идентичности и воспитания человека российской культуры решаются наиболее эффективно. Одним из звеньев решения данной задачи является предложенное авторами статьи учебно - методическое пособие по программе курсов подготовки студентов для работы в казачьих классах образовательных учреждений «Педагогика казачества в системе высшего профессионального образования», ставшего лауреатом всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бермус, А. Г. Новые смыслы гуманитарных наук и педагогического познания / Гуманитарная методология исследования модернизационных процессов в педагогическом образовании: монография / Коллектив авторов. Ростов - на - Дону: Издательство Южного фндерального университета, 2013. С. 103 - 119.
2. Бондаревская, Е.В. Концепция и стратегия воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2007. 80с.
3. Виноградов, В.Б. Российскость как парадигма северокавказского историко-культурного единства в составе России / В.Б. Виноградов // Российскость в истории Северного Кавказа. Армавир: РИО АГПУ, 2002. С. 3-11.
4. Виноградов, В.Б. Процесс осознания «российскости» в исторических судьбах Северного Кавказа (историографический обзор) / В.Б. Виноградов // Российский Северный Кавказ: факты, события, люди. /Под ред. С.Л.Дударева. М.-Армавир: РИО АГПУ, 2006. С.14-17.
5. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности -основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов - на - Дону: Дониздат. 2012. 320с.
6. Выступление президента России В.В. Путина на Совете национальной безопасности 03.07.2015г.- // [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/ president/news/49862
7. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Изд - во «Эксмо», 2003. С 448с.
8. Дударев, С.Л. Новое слово о «российскости» / С.Л. Дударев // «Российскость» в истории Северного Кавказа. - Армавир: РИО АГПУ, 2002. С. 11-13.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.М. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 45 с.
10. Лукаш, С. Н. Казачество Юга России: от традиций к инновациям: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Армавир: РИО АГПА, 2014. 344 с.
11. Лукаш, С.Н. «Российскость» как базовая парадигма человека культуры / С.Н. Лукаш // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: ВГСПУ «Перемена». 2016. №1. С.60-66.
12. Стратегия научно - технологического развития Российской Федерации // [Электронный ресурс] http://sntr-rf.ru/