Научная статья на тему 'Педагогика казачества как фактор укрепления национального единства'

Педагогика казачества как фактор укрепления национального единства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА КАЗАЧЕСТВА / PEDAGOGY OF THE COSSACKS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА / THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF COSSACK CULTURE / "РОССИЙСКОСТЬ" / ЧЕЛОВЕК РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / A MAN OF RUSSIAN NATIONAL CULTURE / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / "RUSSIANNESS"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукаш Сергей Николаевич, Эпоева Кнарик Владимировна, Волков Олег Петрович

В статье анализируется воспитательный потенциал культуры казачества с позиций формирования национально цивилизационной идентичности российского общества. Актуальной научной задачей в этой связи является теоретическая разработка и экспериментальная апробация социально педагогической модели воспитания человека российской национальной культуры на основе воспитательного потенциала культуры российского казачества, реализующего национально-культурные традиции цивилизационного единства российского общества. Авторы обосновывают тезис о том, что прерванная сто лет назад цивилизационная миссия культуры российского казачества в формировании российской национальной идентичности продолжилась в современном феномене педагогики казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF THE COSSACKS AS A FACTOR OF STRENGTHENING NATIONAL UNITY

The article analyzes the educational potential of Cossack culture from the standpoint of the formation of the national and civilizational identity of Russian society. Current scientific challenge in this connection is the theoretical development and experimental approbation of the social and pedagogical model of the person’s education of the Russian national culture on the basis of the educational potential of the Russian Cossacks culture, which realizes the national and cultural traditions of the civilizational unity of Russian society. The authors explained the thesis that the civilizational mission of the culture of the Russian Cossacks that was interrupted a hundred years ago in the formation of the Russian national identity continued in the contemporary phenomenon of Cossack pedagogy

Текст научной работы на тему «Педагогика казачества как фактор укрепления национального единства»

Лукаш C.H., Эпоева К.В., Волков О.П.

педагогика казачества как фактор укрепления национального единства

Стратегия научно - технологического развития Российской Федерации, утвержденная указом Президента в декабре 2016 года, выделяет возможность эффективного ответа российского общества на глобальные вызовы современности с учетом «взаимодействия человека и социальных институтов, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» [12]. В условиях современных цивилизационных вызовов Россия остается одной из немногих стран, которая по выражению Президента России В.В.Путина «не торгует своим суверенитетом», проводя независимую политику, отстаивающую многополярность и цивилизационное многообразие. Выступая на совещании Совета безопасности России 03.07.2015 года Президент России подчеркнул: «Необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков — и политических, и экономических, и информационных, и других, и на этой основе скорректировать стратегию национальной безопасности России» [6].

Одним из глобальных вызовов России в историко - культурной ее ретроспективе является проблема национального единства российского общества. На решение данной проблемы нацелены, в частности, стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

В образовательной сфере конкретизации процессов национальной консолидации и построении единой системы национального образования во многом способствовали Федеральные государственные образовательные стандарты, а также Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые определили национальный воспитательный идеал как высоконравственную личность, «укорененную в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [9,с.5]. Концепцией определены и содержательные ориентиры

духовно - нравственного развития личности, воспитания и социализации, коими являются «базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России» [9,с.29].

Таким образом, стандарты и концепция определили не только целевые установки, ориентиры и компетенции, но и выявили императивы в построении национальной системы образования с учетом цивилизационных особенностей России, как страны многонациональной, поликонфессиональной, бережно хранящей свой многонациональный состав. В этой связи одной из актуальных исследовательских задач выступает определение соответствующих методологических подходов, в которых наиболее плодотворно могут реализоваться идеи национально-цивилизационной идентичности россиян, выявление системообразующих феноменов, составляющих органическую социокультурную ткань российского общества. Одним из таких феноменов является культура российского казачества.

в процессе своего развития казачья культура, эволюционируя от монотеистической общности к некоему общероссийскому явлению, включающему в себя представителей разных народов и религиозных конфессий (некоторые казачьи войска к середине XIX века являли собой многонациональные и поликонфессиональные образования), выработала определенные социальные парадигмы, которые обрели метакультурный характер, выходящие в своих ценностных основаниях за пределы субъэтнической и сословной сущности казачества, сделавшись центрами общенационального единения и сплочения россиян [11].

Одной из таких ярких парадигм выступает идея «российскости», под которой понимается обретение народами, входящими в состав российского государства российского самосознания, их интеграция в общекультурное российское поле, признание России своим Отечеством, выработка общих культурно-воспитательных парадигм. Концепция базируется на постулатах существования наряду с официальной «имперской» Россией другой России -всегда готовой к взаимодействию с регионами, бережно хранящей свое главное богатство - многонациональный состав [4].

Казачество, как особое военно-служивое сословие и носитель, в определенной мере, российской цивилизационной идеи, несло в своем статусе все признаки «российскости», выступая первым, проверенным в деле, алгоритмом «совместничества» России и включаемых в ее орбиту народов. Российское государство в концепции «российскости» выступает, зачастую, как опосредованный фактор, а ведущее значение приобретают непосредственные контакты народов между собой, их воздействие и взаимовоздействие. «Если официальная «державность» диктовала и признавала одну («верноподданническую») тональность, то РОССИИСКОСТЬ воплощалась в куда более пёстрых и гибких формах взаимодействия и даже взаимовоздействия» [3,с.5]. В этом плане казачество, выступающее авангардом движения России

на Юг и Восток, брало на себя с успехом миссию «российскости», успешно позиционируя российскую культуру и осуществляя культурные заимствования у новых народов. Наиболее ярко этот процесс наблюдался в культуре терских и кубанских казаков, заимствовавших элементы быта, одежды, оружия у горцев. Однако и горцы переняли у казаков немало: способы ведения хозяйства, сельскохозяйственную технику, усовершенствовали строительство домов и т.д. «Интеграция и партнёрство в социокультурной и иных сферах дополнялись... формированием с XVIII в. у народов. российского самосознания, осознания себя россиянами на основе общей государственности и интеграции, выработки общих культурных черт», - отмечает С.Л. Дударев [8,с.12].

К середине XIX века казачество становится активным проводником и выразителем идеи «российскости» в направлении расширения границ российской цивилизации, в отношении к вновь присоединяемым народам, успешно позиционируя российскую культуру и осуществляя культурные заимствования у новых народов, осуществляя, тем самым, важную цивилизационную миссию, вводящую народы в российское культурно-историческое пространство, выполняя роль своеобразного «плавильного котла» в формировании российской национальной идентичности [11].

Другим несомненным достижением казачьей культуры явилось то, что она внесла свою весомую лепту в консолидацию общественного сознания вокруг формирования совершенного образа человека российской национальной культуры. Педагогическое осмысление данной коннотации с позиций историко - культурологического, цивилизационного подхода значимо для современного отечественного образования, ибо человек культуры - цель личностно -ориентированного образования культурологического типа. Беглый экскурс названий работ по проблематике «человека культуры», представленных в сборнике статей IV Международного педагогического форума «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России», дает нам такие срезы: «глобальный класс», «сетевая социализация», «языковая личность», «мультикультурная личность», «гражданин мира» [5]. Отсутствие единого понимания содержательного наполнения понятия «человек культуры» лишь усугубляет возрастающее противоречие между российской культурно - педагогической традицией, где духовное и нравственное воспитание всегда рассматривалось как базовая часть образования, и современным уровнем образовательной практики, утрачивающим, в силу ряда причин, одно из своих главных смыслообразующих звеньев - духовно нравственное воспитание.

Российское образование всегда отличала духовно - нравственная составляющая, выступающая некой ментальной константой. В этой связи в российской образовательной ситуации обостряются споры вокруг одного из коренных методологических противоречий российской культуры - диалектики традиционного и того, что пытается прийти к нам под видом инновационного, неся, зачастую, явный разрушительный эффект. В российской истории данное

противоречие выражается в известном противостоянии западничества и почвенничества.

Необходимо отметить, что если модернистская составляющая современной образовательной парадигмы, в соответствии с Болонскими требованиями, довольно четко рефлексируется и позиционируется (в образовательную систему, например, настоятельно внедряются вестернизированные образчики формирования мировоззрения, оценки знаний, педагогических технологий и т.п.), то традиционная основа образования осмысливается откровенно слабо (количество значимых исследований в этой области исчисляется единицами). Известный российский теоретик образования А.Г. Бермус, отмечая данное противоречие, указывает на то, что в российском социуме сложились все предпосылки для детрадиционализации общества, т.е. искажения содержания и ослабления роли традиций в его жизни [1,с.114]. Причина лежит на поверхности: традиционный преемственный опыт и ценности, передаваемые из поколения в поколение, за последнее столетие неоднократно подвергались не только девальвации, но и полному остракизму, а носители их подвергались серьезным репрессиям. В то же время, становится ясным, что модернизация отечественной педагогики невозможна без привлечения всего историко - культурного пласта российской цивилизации.

Разрешение этого противоречия возможно в методологическом переосмыслении социальных процессов постсовременного общества. В частности, общей тенденцией постсовременности, успешно противостоящей культурной унификации и детрадиционализации, выступает явление глокализации - диалектического взаимодействия локального и глобального, обусловливающего смещение локальных процессов на уровень глобальных и превращение их в процессы, сохраняющие и усиливающие региональные отличия и разнообразия. Одним из свойств постсовременного общества с позиций глокализации является обращённость в прошлое, ибо «возврат к достижениям прошлых эпох, переосмысление накопленного опыта даёт человечеству шанс к подлинному прогрессу» [7,с.21]. При всех педагогических новациях для современной культурно-образовательной парадигмы весьма значимо обращение к мудрости прошлого, к традиции, ибо «...нельзя забывать, что воспитание призвано удерживать национальную традицию, которая является фундаментом восстановления культуросообразных форм бытия современного нам общества» [2,с.19].

С учетом опоры на российскую культурно - историческую педагогическую традицию, а также на такие базовые общероссийские ценности как гражданственность, патриотизм, справедливость и следует обратиться к содержательному анализу тех идей, которые составляют единую ткань российской культуры и цивилизации, «работают» на целостность, на «российскость» нашей державы, сплачивая нацию в единое целое. На этом поле, в первую очередь, и исследует искать содержательное наполнение понятия «человек российской культуры». Именно таковой и предстает перед нами культура российского

феномена казачества.

Проведенные нами историко - педагогические исследования показывают, что идеалы казачьего образа жизни в XIX столетии находят своих сторонников среди представителей разных сословий: крестьян, мещан, дворянства и даже высшей аристократии. Великие русские писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой в поисках примеров лучшей народной доли обращаются к казачеству, к его социальному устройству, к его ценностям, видя в них приемлемые формы и смыслы жизни для российского общества, формируя тем самым совершенный образ-идеал человека российской национальной культуры [10].

Таким образом, с точки зрения этнологии и социальной педагогики правомерно говорить о культуре казачества как об интегрирующей составляющей российской нации. В своем культурогенезе казачество, выступая как этносоциальное явление, выполняло еще и чрезвычайно важную объединительную функцию в создании евразийской общности -российской нации, закладывая предпосылки для формирования национально-цивилизационной российской идентичности, преодолевающей этнические и конфессиональные различия в российском обществе.

Подобный посыл весьма значим, поскольку устанавливает историко-социальные связи и объединительные парадигмы, работающие на целостность российской государственности и единения россиян, что является важным фактором национального строительства современной России. Такие стержневые ценности казачьей метакультуры как «служение Отечеству не за страх, а за совесть»; народовластные, демократические основы мироустройства; веротерпимость; свободное личностное развитие; патриотизм и державность; труд как основа казачьего жизнеустройства востребованы в социальной жизни современного российского общества, пытающегося найти адекватные ответы на вызовы современности. Вполне правомочно в этой связи конкретизация воспитательного потенциала казачьей культуры, рассматривающая его как общенациональную российскую культурно - образовательную ценность, воплощающую парадигму «российскости», народовластный вектор российского социального развития и образующую плодотворное воспитательное пространство для трансформации традиций прошлого в инновации сегодняшнего дня [10].

Естественный процесс общенационального российского строительства, выразителем которого выступала, в том числе, казачья культура, был прерван известными событиями отечественной истории в 1917 году. Однако, возрождение казачества в 90 - х годах XX столетия открыло другую его сторону - педагогический, воспитательный потенциал культуры казачества, основывающийся на ценностях российского народовластия, на традициях государственности и служения Отечеству. Прерванная цивилизационная миссия культуры российского казачества в формировании российской национальной идентичности продолжилась в современном феномене педагогики казачества, основанной на традициях культуры казачества. Динамично развиваясь в

образовательном пространстве краев и областей Юга России, включая в себя сотни образовательных учреждений, десятки тысяч участников (в том числе и представителей разных народов), современная педагогика казачества возрождает в воспитательном пространстве широкого социума востребованные ныне ценности российской цивилизации: любовь к России и своей малой родине, служение Отечеству «не за страх, а за совесть», народовластие, гражданственность, веротерпимость.

Воспитательной целью в педагогике казачества, реализуемой в современном российском образовательном пространстве, выступает человек российской национальной культуры, открытый для восприятия других культур, воплощающий в себе традиции «российскости», соизмеряющий свои действия по ценностям, исторически присущим казачьей культуре, таким как: свобода, народовластие, патриотизм, социальная ответственность, культурный плюрализм, служение Отечеству; активно реализующий себя в различных профессиональных, гражданских, общественных, семейных и иных отношениях.

С учетом вышеизложенного современную педагогику казачества целесообразно интерпретировать как фактор укрепления национального единства россиян. В этой связи актуальной научной задачей является теоретическая разработка и экспериментальная апробация социально -педагогической модели воспитания человека российской национальной культуры на основе воспитательного потенциала культуры российского казачества, реализующего национально-культурные традиции цивилизационного единства российского общества. На практике эта задача конкретизируется в создание научно - педагогического комплекса, включающего в себя университет, общеобразовательные школы, казачьи общества, учреждения дополнительного образования как структуры опережающего образования, способного стать «точкой роста» для перехода воспитательного пространства педагогики казачества на иной, более качественный, уровень, в котором проблемы национально-цивилизационной идентичности и воспитания человека российской культуры решаются наиболее эффективно. Одним из звеньев решения данной задачи является предложенное авторами статьи учебно - методическое пособие по программе курсов подготовки студентов для работы в казачьих классах образовательных учреждений «Педагогика казачества в системе высшего профессионального образования», ставшего лауреатом всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бермус, А. Г. Новые смыслы гуманитарных наук и педагогического познания / Гуманитарная методология исследования модернизационных процессов в педагогическом образовании: монография / Коллектив авторов. Ростов - на - Дону: Издательство Южного фндерального университета, 2013. С. 103 - 119.

2. Бондаревская, Е.В. Концепция и стратегия воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2007. 80с.

3. Виноградов, В.Б. Российскость как парадигма северокавказского историко-культурного единства в составе России / В.Б. Виноградов // Российскость в истории Северного Кавказа. Армавир: РИО АГПУ, 2002. С. 3-11.

4. Виноградов, В.Б. Процесс осознания «российскости» в исторических судьбах Северного Кавказа (историографический обзор) / В.Б. Виноградов // Российский Северный Кавказ: факты, события, люди. /Под ред. С.Л.Дударева. М.-Армавир: РИО АГПУ, 2006. С.14-17.

5. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности -основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов - на - Дону: Дониздат. 2012. 320с.

6. Выступление президента России В.В. Путина на Совете национальной безопасности 03.07.2015г.- // [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/ president/news/49862

7. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Изд - во «Эксмо», 2003. С 448с.

8. Дударев, С.Л. Новое слово о «российскости» / С.Л. Дударев // «Российскость» в истории Северного Кавказа. - Армавир: РИО АГПУ, 2002. С. 11-13.

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.М. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 45 с.

10. Лукаш, С. Н. Казачество Юга России: от традиций к инновациям: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Армавир: РИО АГПА, 2014. 344 с.

11. Лукаш, С.Н. «Российскость» как базовая парадигма человека культуры / С.Н. Лукаш // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: ВГСПУ «Перемена». 2016. №1. С.60-66.

12. Стратегия научно - технологического развития Российской Федерации // [Электронный ресурс] http://sntr-rf.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.