ПЕДАГОГИКА ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Наталия Владимировна ШАРКОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента
и технологий социально-культурной деятельности
Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: 7948493@ mail.ru
В статье представлен аналитический обзор современного уровня развития педагогики досуга. Обосновывается значимость специализации её функций, определяющаяся сочетаемостью педагогических факторов, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность специалиста социокультурной сферы, педагога дополнительного образования; досуговую деятельность социального субъекта: зрителя, слушателя, читателя, воспитанника самодеятельного коллектива; общекультурное развитие участников педагогического процесса учреждений культуры и дополнительного образования. Автор выделяет структурные составляющие педагогики досуга: изначальное эвристическое основание и изначальное теоретическое основание, нацеленные на расширение педагогического контекста смысла досуга в виде основы для его оценки в терминах оппозиций: «творческий - репродуктивный»; «эффективный - пассивный», «содержательный - ограниченный». Конкретизирована система закономерностей и принципов конструктивного развития педагогики досуга, а также её специфических задач. Ключевые слова: гуманитарное знание, педагогический процесс в учреждениях культуры и дополнительного образования, человековедческие технологии, активный досуг.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROVISIONS OF PEDAGOGY LEISURE AS AN INDUSTRY OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE
Natalia V. Sharkovskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
of the Department of Management and Technology of Social and Cultural Activities,
the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: 7948493 @ mail.ru
The article presents an analytical review of the modern level of development of leisure pedagogy. The importance of the specialization of its functions, which is determined by the compatibility of pedagogical factors governing the professional and pedagogical activities of a specialist in the social and cultural sphere, an additional education teacher, is substantiated; leisure activities of a social subject: the viewer, listener, reader, alumni of the amateur group; general cultural development of participants in the pedagogical process of cultural institutions and additional education. The author identifies the structural components of the pedagogy of leisure: the initial heuristic basis and the initial theoretical basis aimed at expanding the pedagogical context of the meaning of leisure as a basis for its evaluation in opposition terms: "creative - reproductive"; "Effective -passive", "meaningful - limited". The system of laws and principles of the constructive development of the pedagogy of leisure, as well as its specific tasks, is specified.
Key words: humanitarian knowledge, pedagogical process in cultural institutions and additional education, human-wise technologies, active leisure.
Возможность целостного понимания сущности педагогики досуга выражена в раскрытии смыслового значения её объекта, предмета, структуры, функций, а также соотношения с базовыми науками о человеке и обществе. Объект педагогики досуга - познание содержательных основ активного досуга, выступающего в качестве педагогического средства формирования личности в воспитательном пространстве общекультурной реальности. Предметом её исследования является организация досу-говой деятельности, направленная на совершенствование культурной жизнедеятельности личности в процессе взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования. Отличительной чертой актуальности данной отрасли гуманитарного знания является специфика субъект-объект-субъектных отношений, обусловленная включённостью реального субъекта, выполняющего разные социальные роли (зрителя, слушателя, читателя, воспитанника самодеятельного коллектива) в конкретную культурную среду как мотиватора его личностной и деятельност-ной самореализации в свободное время.
Авторы учебных пособий по педагогике досуга (Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова, Л. В. Секретова, И. Ю. Исаева, Е. С. Данилова, Н. А. Опарина, Н. Г. Панова и другие) различно интерпретируют паритетность понятий «педагогика» и «досуг». Среди чаще всего встречающихся суждений выделяются: педагогика более выразительное по своей сути понятие, чем досуг; педагогика и досуг выступают не только как суверенные, но и как пересекающиеся понятия в сфере гуманитарного знания; понятия «педагогика» и «досуг» находятся в соотношении друг с другом как категории «общее» и «особенное». Множественность научных мнений о взаимосоответствии данных понятий детерминирована наличием авторских комплексов понятийно-терминологического аппарата программных исследований формирования основ культуры досуга в целостном педагогическом процессе, базирующихся на разных поисковых научно-методических подходах.
Являясь относительно автономной дисциплиной, педагогика досуга охватывает спектр теоретических и прикладных проблем, в том числе связанных:
• с осмыслением процессов становления и развития духовной культуры личности, в частности приобщения к общемировым ценностям в свободное от основных занятий время; выбором инструментария человековед-ческих технологий досуговой практики на основе принятых в обществе культурных образцов и этических норм, регулирующих социальное поведение субъекта;
• с расширением комплекса информационно-методического обеспечения организации досуга, оцениванием его профессионально-прикладной эффективности; реализацией правил осуществления целенаправленных
и спонтанных межличностных взаимодействий в многозначных вариациях педагогических ситуаций с учётом пространственно-временного ресурса;
• с совершенствованием подготовки будущих специалистов социокультурной сферы на основе формирования их лидерских качеств, активной жизненной позиции, исследования динамики развития их творческих инициатив в период прохождения учебных, производственных практик, мониторинга восприятия и оценивания ими новых идей в сфере культуры и искусства;
• с определением сущности продуктивной досуговой деятельности различных возрастных категорий посетителей; воспитанием культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения в системе отношений «мир культуры - человек»;
• с идентификацией специфики инновационности в сфере организации досуга и введением инноваций в педагогический процесс учреждений культуры;
• с аккумулированием, обобщением и трансляцией социально-педагогического опыта отраслевых учреждений культуры, дополнительного образования по укреплению и ориентированию ценностных установок личности на культурный досуг в виде нормативных параметров её собственного жизнеосуществления.
Способы решения названных проблем коррелируют с переосмыслением специализации индикаторов функций педагогики досуга: магистральных (теоретическая, технологическая), социально-регулятивных (гуманистическая, фасилитационная, просветительная, коммуникативная), которые, в свою очередь, определяются сочетаемостью трёх категориально значимых педагогических факторов. К ним отнесены:
а) профессионально-педагогическая деятельность специалиста социокультурной сферы, педагога дополнительного образования, которая рассматривается в виде системной последовательности предметных действий, направленных на разработку организационных, социально-педагогических условий, значимых для реализации внешних и внутренних форм, совокупности приёмов создания моделей активного досуга. Стержень структурного основания данной деятельности - профессиональные компетентности, раскрывающиеся через объединённые педагогические умения и навыки, в том числе: умения формулировать общие и частные цели, обусловленные разработкой и реализацией тематических общекультурных проектов; умения формировать личностно-психологические и педагогические качества субъектов социальных институтов, развивать их любительские познавательные интересы, коммуникативные навыки, повышать эффективность их досуговой деятельности и т.д.;
б) досуговая деятельность социального субъекта: зрителя, слушателя, читателя, воспитанника как динамическая система его взаимоотношений
с миром материальной и духовной культуры, в процессе которых происходит сопряжение ценностных стандартов и ориентиров с общим ценностно-смысловым полем их повседневной досуговой практики. Связующие звенья осуществления данной деятельности: содержательность (знание приёмов получения, осмысления доступной социальной информации по интересующим разновидностям досуга); общая направленность (глубинное понимание смысла активного досуга как психолого-педагогической основы развития личностных качеств); мотивированность (стремления, желания воплощать в жизнь духовные запросы, вызывающие эмоциональный отклик на макро- и микрособытия культурной значимости); рефлексивность как субъектный ресурс продуктивного или пассивного досугового времяпрепровождения;
в) общекультурное развитие и саморазвитие участников педагогического процесса, уровневая характеристика которого понимается как последовательная трансформация мира их базовой культуры на основе формирования эстетических и других оснований оценок окружающей действительности, ориентации в ней, реализации правил «эмоциональной самокоррекции» социального поведения при вхождении в новую культурную среду как «пространства коллективной жизнедеятельности общества» [5, с. 150] и интеграции в ней. Учёт динамики иерархии мотивов, обусловленных социально-культурной активностью, позволяет определить мотивационно-смысловую сферу конкретного участника педагогического процесса отраслевого учреждения культуры: специалиста социокультурной сферы или субъекта (индивидуального, коллективного), выполняющего ту или иную социальную роль, и, соответственно, сформировать общекультурные компетентности [6, с. 8-10].
Педагогика досуга - гетерогенная по своей содержательности и структуре система, находящаяся в «стадии обновления в связи с трансформированием общей методологической платформы гуманитарных наук» [2] и, соответственно, состоящая из ряда уровней философского, психологического, педагогического и культурологического знания, а также множественности видов научно-педагогической деятельности. На уровне общефилософской рефлексии выделяются и описываются следующие основания педагогики досуга: различные культурно-исторические аспекты феномена досуга, их вариации; дифференцированные уровни знания о сущности досуга (теоретический, эмпирический, метатеоретический); регулятивы активной досуговой деятельности: свобода выбора, культурное благо, жизненный смысл, универсальные человеческие ценности, культурная среда. Общенаучный уровень определяет степень вхождения педагогики досуга в систему смежных гуманитарных дисциплин, использование комплекса методологических подходов: системно-деятельност-ного, аксиологического, междисциплинарного. Отправным положением
выступает теория познания, обусловливающая понимание сущности закономерностей организации досуговой деятельности, знание технологий управления ею; выявление когнитивного отношения субъекта к окружающему миру культуры: духовной, материальной, возможностей его результативного познания. Конкретно-научный уровень предусматривает ориентированность педагогического процесса учреждений культуры и дополнительного образования на установление и раскрытие существенных закономерностей в виде тенденций развития и функционирования той или иной сферы досуга, выраженных в содержании, вариативных формах и методах его целенаправленной организации. Уровень частного исследования обусловливает логику подбора человековедческих технологий (гуманитарных, воспитательных, развивающих, в том числе диалоговых технологий) в соответствии с целями, возможностями и условиями как профессионально-педагогической деятельности специалистов социокультурной сферы, так и организованной досуговой деятельности участников общекультурных мероприятий, проектов; взаимосвязь данных технологий с педагогическим мастерством конкретного специалиста.
Образуя сложную систему, данные уровни методологии науки позволяют выделить следующие структурные составляющие педагогики досуга:
• изначальное эвристическое основание, вбирающее в себя совокупность педагогических предикатов, способствующих рациональному соотношению цели, средства и результата при воспроизведении практического знания о специфике досуговой деятельности, образцов его трансляции из других гуманитарных сфер науки; достижению результативности экспериментальной работы по организации позитивного досуга и неформального общения субъектов, реализации ключевых запросов их социально-досу-говой практики в отраслевых учреждениях культуры и дополнительного образования;
• изначальное теоретическое основание, в состав которого входит совокупность принципов и методов педагогического исследования сущности досуга, критериев и показателей их выбора, позволяющих охарактеризовать содержание конкретной сферы его реализации, придать ей новый ценностно-значимый смысл; расширить культурный, в том числе педагогический контекст смысла досуга в виде основы для его оценки в терминах таких оппозиций, как: «творческий - репродуктивный»; «эффективный - пассивный», «содержательный - ограниченный».
Разная степень соотносимости структурных компонентов, их внешних и внутренних элементов способствует появлению разноплановых концепций организованного досуга и методических приёмов их описания. Наиболее известными теориями - формами реализации педагогического знания о сущности досуга, упорядоченном характере его проектирования, являются педагогические концепции досуга А. Ф. Воловика [1], Ю. А. Стрель-
цова [3], С. А. Шмакова [4]. В этих концепциях, решающих главным образом задачи описания значительного эмпирического материала, связанного с культурно-досуговой деятельностью личности, построение предмета исследования нацелено на вычленение ведущего вида активного досуга в зависимости от возрастных особенностей субъектов.
Реальный процесс конструктивного развития педагогики досуга, ориентируемый изменением понимания структуры научного знания, в частности технологического и практико-ориентированного его аспектов, базируется на следующих принципах: гуманизации, основанием которого являются социальные установки личности как уникальной целостной системы, направленные на возможность её творческой самоактуализации в свободное время; культуросообразности, нацеленного на принятие во внимание баланса социальных и культурных ценностных ориентиров, духовных идеалов, их динамики как одного из ведущих источников поведения личности в досуговом пространстве; плюрализации, обусловленного правом каждого субъекта принять личное или коллективное решение об использовании тех или иных форм, методов осуществления досуга в соответствии со своей свободной волей; вариативности, определяемого наличием множественной разновидности социально-педагогических технологий, в том числе альтернативных, их практико-ориентированной направленностью, а также различием особенностей досуговых предпочтений субъектов; индивидуализации, связанного с потребностью человека в продуктивном досуге в соответствии с уровнем сформированности базовых концептов культуры межличностного общения, здорового образа жизни, духовно-нравственной и информационной культуры.
Отсюда формулируется основополагающая задача педагогики досуга - дать содержательное представление о культурных ценностях посредством приобщения личности к духовному наследию современной цивилизации для приобретения полноценных знаний об основных законах развития культурной жизнедеятельности общества, их последующей реализации в собственной жизни. Специфические задачи: выявление сущностных основ досуга, то есть определение диапазона (степени охвата знаний о нём, научного интереса изучения его направлений) и предназначения конкретных его видов; разработка технологических требований осуществления традиционных, инновационных форм развивающей досуговой деятельности; создание и корректура специфических условий достижения воспитательного и предметного результатов в отраслевых учреждениях культуры и системе дополнительного образования; конструирование моделей продуктивной досуговой деятельности, обусловленной разными социальными ролями личности.
Поиск результативного решения данных задач в педагогическом процессе учреждений культуры и дополнительного образования детерминиро-
ван определёнными закономерностями. Среди них: системообразующие - неразрывность видов трудовой, профессиональной и досуговой деятельности обусловлена социальными и личностными ресурсами субъекта как основы его общественного развития; структурные - предопределённость подбора форм и методов организации досуговой деятельности способами ознакомления личности с многообразными вариантами проведения свободного времени; функциональные - достижение положительного результата в приобщении личности к духовным ценностям обусловлено её социальным поведением в культурной среде; развивающие - непрерывная трансформация элементов модели досуга конкретной личности закономерно определена её духовными потребностями, психологическими и возрастными особенностями.
Педагогика досуга предусматривает поиск ответов на вопросы: а) «Для чего организовывать досуг?», другими словами, как выявлять цели досуговой деятельности, связанные с мотивирующими факторами субъектов, то есть с проявлением духовных потребностей, эмоций в виде источников социально-культурной активности; б) «Как организовывать досуг?», иными словами, как осуществлять подбор педагогических принципов, технологий, способствующих достижению эффективной координации досуговой деятельности. Соответственно, ведущими понятиями педагогики досуга являются: педагогический процесс в отраслевых учреждениях культуры и дополнительного образования, специалист социокультурной сферы, субъект организованного досуга, самодеятельный коллектив, культурные ценности, любительский интерес, воспитательное пространство, человеко-ведческие технологии, социальное поведение, социокультурная среда. Каждое из этих понятий взаимосвязано с другими понятиями и выступает в виде составного элемента целостной педагогической системы.
Выше представленная структура научных оснований педагогики досуга определяет её связность с другими науками о человеке и обществе. Связь педагогики досуга с философией значима для понимания роли досуга в исторически изменяющемся социальном контексте, его влияния на культурную жизнь человека. Педагогика досуга связана с психологией, с такими её отраслями, как возрастная, педагогическая, социальная психология и психология искусства. Знание специалистом социокультурной сферы специфики возрастных стадий психического развития личности, прогнозирование психолого-педагогических условий актуализации мотивов выбора сфер досуговой деятельности определяет сущность его профессиональной деятельности. Наличие взаимосвязей между педагогикой досуга и психологией искусства обусловлено тем, что процесс культурного развития и саморазвития личности осуществляется на основе духовного восприятия и создания художественных ценностей не только в рабочее, но и в свободное время, тем самым влияя на межличностные досуговые
взаимоотношения. Педагогика досуга, являясь одной из отраслей педагогики - сложной системы педагогических наук, выступающей непременным условием развития её теории и практики, традиционно связана с общей педагогикой, возрастной педагогикой, историей педагогики и образования, а также с частными методиками. Педагогика досуга связана с социологией, которая позволяет исследовать структуру взаимодействия в подсистемах «специалист социокультурной сферы - социальный субъект», «социальные субъекты - социальный субъект досуговой деятельности». Педагогика досуга также использует культурологические знания, которые важны для рефлексии процесса познания социального и культурного опыта индивида, реализующегося в его ценностных ориентациях, нормах и правилах поведения в социокультурных институтах. Особое место в комплексе взаимосвязанных с педагогикой досуга гуманитарных дисциплин занимает социально-культурная деятельность (теория, история и методика), позволяющая рассматривать процесс развития личности на основе специфически культурного освоения окружающего мира с помощью целого спектра технологий. Одновременно педагогика досуга связана с социокультурным менеджментом и дизайном социокультурной среды, которые изучают особенности управления педагогическими системами таких институтов социализации, как культурно-досуговые центры, спортивно-оздоровительные комплексы, центры дополнительного образования и т.д., с целью проектирования комфортного пространства активного отдыха.
Будучи взаимосвязанной с другими науками, педагогика досуга вносит вклад в решение проблем интегрального познания личности, в том числе вопросов гуманитарной экспертизы её социальной экологии, выявления и анализа взаимообусловленных педагогических факторов формирования отношения личности к активному досугу в учреждениях культуры и дополнительного образования; использует теоретические интерпретации отдельных исследований, представленных в науках, изучающих человека и общество с целью актуализации педагогического инструментария организации продуктивной досуговой деятельности.
Литература
1. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга : учебник. - Москва : Флинта, 1998. - 232 с.
2. Развитие методологии междисциплинарных исследований в области воспитания и социализации детей : сборник научных статей / под ред. Г. Н. Филонова, И. В. Усольцевой. - Москва : ИСВ РАО, 2014. - 149 с.
3. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга : учебное пособие. - Москва : МГУКИ, 2008. - 272 с.
4. Теория, методика и практика воспитания и организации досуговой деятельности школьников (по материалам работ профессора С. А. Шмакова). Справочник. - Липецк, 2008. - 351 с.
5. Флиер А. Я. Социальные параметры культурной среды // Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России : сборник научных статей / отв. ред. А. В. Костина. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2013. - С. 149-154.
6. Шарковская Н. В. Введение в педагогику досуга : учебное пособие. - Москва : МГИК, 2017. - 124 с.