НАУЧНАЯ ШКОЛА
УДК 37
С.В. Тетерский
Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи1
Впервые клиповое сознание рассматривается как последствие неумения человека управлять своими идентичностями — самопрезентациями, самооценкой и оценкой других. Обосновывается использование в образовательном процессе форсайт-метода «Качели времени», включающего клиповые видеоряды, который позволяет поддерживать в воспитаннике и его окружении «доидентичную» позицию нацеленности на насыщенную радостными событиями позитивную жизнь здесь и сейчас, управлять своими идентичностями, как игровыми ролями, а не как смыслами жизни.
Ключевые слова: воспитание, идентичность, «качели времени», клиповое сознание, ответственность, позитивность, самооценка, форсайт.
Проведенная в декабре 2013 года специалистами МГГУ имени М.А. Шолохова под руководством В.Д. Нечаева систематизация результатов исследования среды российских школьников в семье и общеобразовательной организации и ожиданий учащихся с точки зрения воспитательного воздействия, обеспечивающего становление гражданского самосознания, а также комплексная оценка деятельности российских школ о практике применения моделей, обеспечивающих становление гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях при введении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, позволили определить основные направления модернизации современной образовательной организации.
Ребенок, его ближайшее окружение, прежде всего семья, друзья, образовательное учреждение, для
1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от 10.12.2013 № 08.028.11.0082).
© Тетерский С.В., 2014
56
Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи
трансляции новых гражданских ценностей и моделей поведения нуждаются в позитивных моделях и технологиях взаимодействия граждан и власти.
Формирование политической культуры, национального и гражданского самосознания школьников в современной России требует целенаправленного регулирования процессов, связанных с трансляцией социальных и политических норм, ценностей, моделей поведения и правил политической игры, характерных для демократического государства.
Современная школа нуждается в интересных, оригинальных, нестандартных методах работы, направленных на формирование гражданского и национального самосознания школьников, отражающих позитивные характеристики России в целом, власти и отдельных ее представителей, государственных институтов и административных структур.
Политическая и экономическая стабильность государства — это результат духовного единства народа, каждый представитель которого объединен с другими общими моральными ценностями и несет персональную ответственность за происходящие с ним и с его окружением события.
Сильное государство — это объединение сильных духом граждан.
Как только возникает критическая масса безответственных людей, которые считают, что их успешность не обеспечивает кто-то другой (другие), возникает хаос и так называемый «кризис», который, как известно «в голове».
Видение человеком себя как творца собственной истории и истории своего рода или безответственность и поиск в этом виновных — все это обнаруживается в его ролевом поведении, обозначаемом как «идентичность».
Идентичность — это представление человека о своей единичности (особенности), выраженное в его взаимодействии с другими людьми.
Идентичность создается самим человеком, но оценивается (получает ценность) только окружающими.
Другими словами, идентичность — это публичная самопрезентация человека. Рассказ человека о своей уникальности для мира, в котором он либо в руководящей позиции (ответственность), либо в подчиненной (безответственность).
Но есть и оборотная сторона идентичности. Она позволяет разглядывать других людей, создавая образ того, на кого устремлен взгляд смотрящего, то есть оценка человека другим людям ставится только исходя из его личной самооценки. Адекватная самооценка позволяет адекватно воспринимать действительность. Заниженная — видеть мир и людей в негативе, находя в этом оправдание своей безответственности; завышенная — делает других недосягаемыми авторитетами, которым нужно подчиняться и поклоняться.
Идентичность как самопрезентация, как самооценка и оценка других — проявляется в различных ролях, которые человек играет на протяжении всей своей жизни.
С религиозной точки зрения идентичность — это маски-роли, которыми человек прикрывает свою первозданную наготу. Изгнанный из рая,
57
Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи
человек создал себе маску, вначале, как существо познающее, потом — обманывающее, страдающее, работающее, рожающее, воспитывающее.
Идентичность — это процесс примирения защитных масок, позволяющих познать или скрыть основной смысл жизни.
Что такое «обретение Бога как смысл жизни»? Или «спасение души как смысл жизни»? Это самоуспокоение, которое позволяет иногда использовать маски идентификации, не допуская какой-то одной из них взять господство над человеком, захватить его.
Идентичность с научной точки зрения — это временные игровые роли. Человек полноценно живет, пока играет в идентичность.
Я — важный эксперт. Умный.
Я — великий тренер. Эффективный.
Я — мать-героиня. Уставшая.
Я — одинокая и никому не нужная. Страдаю.
Я — скромная бездельница. В ожидании чуда.
Я — благотворитель и меценат. Социально ответственный.
Публичная демонстрация любых из этих и многих других ролей — это, во-первых, самооценка, во-вторых, самопрезентация, необходимая для повышения или понижения авторитета в глазах окружающих.
На самом деле, чтобы найти себя, нужно снять с себя все маски идентичности. Полное одиночество — плодотворное время жизни (жизнетворящее время), поскольку человеку приходится просто быть, даже не задумываясь «кто я и зачем я?».
Оперативно подобрать ответ на вопросы «кто я и зачем я?» позволяет как раз одна из масок-ролей: вот это мой смысл.
Другие согласятся, если в это же время находятся под подобными масками. Или засомневаются, если в них превалирует другая роль.
Учитель уютно чувствует себя в окружении учащихся, менеджер — среди подчиненных. Поменяться ролями — большой риск быть непонятным, непризнанным.
При этом часто одно название идентичности у разных людей совсем не означает одинаковость ее содержания.
Под маской патриота может скрываться нацист. Под маской семьянина — садист. Садист может оказаться патриотом и даже героем.
И все же объединения людей чаще всего связаны не только с их потребностями и интересами, но и с их общей идентичностью.
Человеку комфортно чувствовать себя в окружении себе подобных, потому что это закрепляет его артистические способности и дарит внутреннее успокоение.
Человек, нашедший смысл своей жизни в выборе одной из масок идентичности, начинает выстраивать оборонительную или нападающую позицию по отношению к иным, вне его игрового поля, людям.
Человек в одной «супермаске» доставляет дискомфорт окружающим. Боясь быть опозоренным в своей некомпетентности, он становится мнительным, подозрительным, останавливаясь в развитии.
58
Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи
Человек в одной маске чаще всего испытывает неудовлетворенность в жизни, потому что ему хочется большего, чем есть сейчас. Стать самым первым в своей идентичности среди себе подобных — это значит принять на себя ответственность, отодвинув себя от самого себя на задворки сознания и поведения. Самопожертвование чаще всего намного опасней эгоизма.
И если многоликий человек легко переключается с одной роли на другую, супермаска включает механизм самоуничтожения, который способен иногда «смыть взрывом» окружающих.
«Я так устаю на этой работе».
«Какая же я заботливая мама-жена, все только для них».
«Я никому не нужный, всеми забытый пенсионер».
«Не могу отдыхать, пока на Земле войны и катастрофы...»
Усталость от чего-то или от кого-то — это верный признак захватывающей человека супермаски. Смена роли или полное одиночество — вот две возможности для отдыха и приведения себя в чувство реальности.
Подчинять свою жизнь одной роли представляется опасным как для человека, так и для его окружения. Но и накопление многообразных масок идентичности губительно. Чем больше у человека слоев разных идентичностей — тем слабее он без них.
Я тот, что я делаю сейчас.
Жизнь — это процесс накопления масок идентичности, для того чтобы не задумываться о своей пустоте и чтобы прикрывать от других свою «первозданную наготу».
Человек ищет смысл жизни в надежде, что это достижение чего-то или кого-то, а не наслаждение от всего, что его окружает в данный момент. От всех возможностей, имеющихся здесь и сейчас.
«Церковь подскажет мне смысл жизни».
«А я найду смысл жизни, съездив в Индию».
«Мой смысл жизни — в служении другим».
Частое мелькание ролей, событий, настроений, увлечений, людей, мест, безрезультатный поиск себя (в семьях, друзьях, работах, учебах, путешествиях, лечениях) порождает клиповое сознание, отмечаемое специалистами педагогики и психологии в разных частях мира.
Отечественный философ Ф.И. Гиренок один из первых употребил в России термин «клиповое мышление»: «...вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое. реагирующее только на удар» [2, с. 123].
Термин «клиповое мышление» закрепился в науке в конце 90-х годов ХХ века, и им стали обозначать особенность человека воспринимать мир
59
Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи
посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [1, с. 110—112].
За рубежом термин «клиповое мышление» рассматривается более широко, как «клиповая культура». Американский футуролог Э. Тоффлер рассматривает клиповую культуру в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума [3, с. 11].
В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [4].
Но очень важно понять, что не телевизор и Интернет делают мышление клиповым, первопричина этого — в бездумном переключении своих идентичностей как каналов на пульте телевизора.
Люди-пульты легко идут на контакт, быстро откликаются, но не могут долго удерживать связи, все время пытаются сменить тему, заняться чем-то другим. Известный факт, что большая часть современных детей с интересом пишет сочинения, но крайне трудно — изложения. Им сложно передать чужие мысли.
Но в клиповом мышлении можно найти и положительные моменты, если рассматривать его как приобретенную способность быстрого переключения сознания для глубокого короткого сосредоточения на ярких движущихся визуальных образах и как защитную реакцию организма на информационную перегрузку.
Не использовать в современной системе образования актуальные внешкольные факторы воспитания: компьютеры, компьютерные игры, Интернет, мобильные телефоны, доступ к новой музыке, общение в чате, возможность свободно «бродить» по сети, редактировать «фотки», отрывки из фильмов, играть в онлайн-игры с новыми участниками и др. — это значит оставаться за задворках педагогики, уподобляясь страусу, прячущему голову в песок.
Использование клипового видеоряда в образовательном процессе, когда на экране происходит управляемая смена ролевых масок, позволяет организовать немедленную реакцию окружающей среды на запросы воспитанников.
Здесь главная задача педагога — при опоре на клипы выработать у зрителей способность сосредоточивать свое внимание на настоящем моменте
60
Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи
(«здесь и сейчас»), на одном предмете, осознавать и постигать связи между событиями, принимать взвешенные решения и кооперироваться друг с другом.
Таким образом, педагог, используя видеоклип, сможет помочь воспитаннику свободно воспринимать и интерпретировать видеоряд, погружаясь в действительность.
Одним из эффективных методов современного воспитания выступают «качели времени» — форсайт-технология управления позитивными переменами через моделирование известного будущего, в которой уникальный набор видеоклипов дополняется чтением первоисточников, конспектированием, тестированием, интерактивным взаимодействием.
Предусмотрительность, предвидение, взгляд в будущее — стремительно занимают умы и лексикон целеустремленных и ответственных за свою жизнь людей. Метод «качели времени» позволяет воспитаннику здесь и сейчас:
— совершать действия, сориентированные на надлежащий эффект при видении идеального будущего;
— выработать рекомендации для целедостижения, планирования, программирования, проектирования, вообще, управления на основе сопоставления данных из будущего и нормативов здесь и сейчас.
«Качели времени» — это процесс построения видения будущего как уже прошедшего самый короткий путь между будущим и настоящим. Взгляд на будущее как уже свершившееся. Он нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата.
Существенной особенностью «качелей времени» является то, что благодаря им будущее может быть представлено различным образом, в виде:
— повествовательного изложения со слов человека или группы людей (субъективное будущее);
— повествовательного описания с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов, сделанных якобы после достигнутого результата (аналитическое будущее);
— результатов тестирования, анкетирования, всевозможных справок, возможных свидетельств будущего (объективное будущее);
— планов и программ действия, протоколов, заявленных обязательств, характеристик, доверенностей, составленных по специальным формам (тактическое будущее);
— отчетной продукции о достигнутом результате, проделанной работе, о полученной сумме и прочее (фиксирующее будущее).
Метод «качели времени» — оперативный метод визуализации позитивного образа будущего, корректирующий желаемые результаты человека или компании через конкретные действия здесь и сейчас.
«Качели времени» позволяют за короткий промежуток времени осознать не потребительскую, а исходящую позицию, принять ответственность за свою жизнь и будущее своей Родины.
61
Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи
Важная позиция при использовании видеоряда в процессе образования — усиление чувства сопереживания и ответственности, возможность оперативно создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. Делая упор на эмоции, легче мотивировать воспитанника руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Современные образовательные форсайт-технологии позволяют выстраивать уникальную цепочку из последовательности действий от полученного в будущем результата до существующего положения, в котором человек получает радость от происходящего и от открывающихся возможностей, кооперации с близкими.
Заложенная в методе «качели времени» идея управления позитивными переменами, в сочетании с активной гражданской деятельностью, позволяет поддерживать в воспитаннике и его окружении «доидентичную» позицию нацеленности на насыщенную радостными событиями жизнь, успешность и возможность самостоятельного принятия оптимальных решений, управлениями своими идентичностями как игровыми ролями, а не как смыслами жизни.
Это открытие нового мощного резерва для повышения качества своей жизни — приоритетная общественно-государственная задача, предполагающая субъектную позицию гражданина Российской Федерации, гордящегося за успехи своей Родины, уверенного в будущем и активно действующего в настоящем.
Удовлетворенность качеством своей жизни во многом достигается благодаря продолжительному конструктивному и оптимистическому настроению. А настроение — это прежде всего состояние разума. Твердая уверенность человека в том, что он наделен огромным потенциалом, здоровьем, способностями к достижению успеха, что он имеет определенную миссию и управляет своими идентичностями, — все это укрепляет дух и проявляется в виде позитивных действий.
Литература
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Т. 5: Личность и группа в условиях социальных изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009. С. 110—112.
2. Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М: Лабиринт, 1995. С. 123.
3. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М.: АСТ, 2002. 557 с.
4. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. [Электронный ресурс] // Ineternum. 2010. № 1. URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_ clip.htm от 02.01.2012.
62