Научная статья на тему 'Молодежь как группа риска и основные техники манипуляции при вовлечении в экстремистские организации'

Молодежь как группа риска и основные техники манипуляции при вовлечении в экстремистские организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1157
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ / ГРУППА РИСКА / ВИКТИМНЫЕ КАЧЕСТВА / ВЕРБОВКА В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУННЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / INFORMATION WARFARE / MIND CONTROL / GROUP RISK / VICTIMIZATION QUALITY / THE RECRUITMENT INTO EXTREMIST ORGANIZATIONS / TUNNEL VISION / VIDEO THINKING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильюк Е. В.

В ходе информационных войн основной акцент воздействия делается на молодежь будущее России. Молодые люди являются группой риска при вовлечении в силу несформированности личности, Я-концепции, системы ценностных ориентаций, клипового мышления, нерешенности социальных и материальных вопросов. Подбираются молодые люди со сниженной самооценкой, «недолюбленные», одинокие. К ним применяются такие техники, как «бомбардировка любовью», «баланс услуг», техники на основе нейро-лингвистического программирования (ведение, якорение, мысли-вирусы). В результате формируется новая личность с «тоннельным мышлением», черно-белым восприятием действительности. Осуществляется «индоктринация» личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth as a risk group and basic manipulation techniques when involving in extremist organizations

In the course of information wars, the main emphasis is on the impact on young people the future of Russia. Young people are at risk when they are involved due to the lack of personality, Self-concept, system of value orientations, clip thinking, unresolved social and material issues. Selected young people with reduced self-esteem, “under-loved”, alone. Apply such techniques as a “bombardment of love”, “balance of services”, technology based on neuro-linguistic programming (maintenance, anchoring, thought-viruses). As a result, a new personality is formed with “tunnel thinking”, black-and-white perception of reality. The “indoctrination” of the personality is carried out.

Текст научной работы на тему «Молодежь как группа риска и основные техники манипуляции при вовлечении в экстремистские организации»

Т Т ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ \/_АСПЕКТЫ ПРЕСТУПНОСТИ

Т УДК 343.9 С. 26—35

Ильюк Е. В.

МОЛОДЕЖЬ КАК ГРУППА РИСКА И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ МАНИПУЛЯЦИИ ПРИ ВОВЛЕЧЕНИИ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В ходе информационных войн основной аки/'нт воздействия делается на молодежь — будущее России. Молодые люди являются группой риска при вовлечении в силу несформированности личности, Я-концепции, системы ценностных ориентации, клипового мышления, нерешенности социальных и материальных вопросов. Подбираются молодые люди со сниженной самооценкой, «недолюбленные», одинокие. К ним применяются такие техники, как «бомбардировка любовью», «баланс услуг», техники на основе нейро-лингвистического программирования, (ведение, якорение, мысли-вирусы). В результате формируется новая личность с <тоннельным мышлением», черно-белым восприятием действительности. Осуществляется «индоктринация» личности.

Ключевые слова: информационные войны, управление сознанием, группа риска, виктимные качества, вербовка в экстремистские организации, туннельное мышление, клиповое мышление.

Введение

Современные войны — это войны информационные п психологические, с использованием i ш фор ма цион но-пс i гсоло-гического воздействия на массы людей п в отношении конкретных людей в целях вовлечения в ряды «воинов».

Техники воздействия на сознание людей активно разрабатывались в XX веке. Они активно применялись во время II мировой войны. Начиная с 1950 г. начали ис-потьзоваться термины «промывание мозгов», «управление сознанием», «переформатирование» сознания, при котором происходит ¡вменение .ппчности; меняется я-концепция, установки, жизненные принципы, взг.пяды. Разработкой данных технологий занимается Центр прикладных ненасильственных акций и стратегий CANVAS1 в Бе.пграде п другие организации.

1 CANVAS — Центр прикладных ненасильственных акций II стратегий (The Center For Applied Actions and Strategies), который занимается реализацией

«Промывание мозгов» или «переформатирование сознания» осуществляется в ходе вербовки или вовлечения в экстре-мисткую организацию.

Описание исследования Выделяют три категории граждан, потенциально предрасположенных быть завербованными: это молодежь, трудовые мигранты и заключенные

1 Фактор личностной незрелости, отсутствия четких идеалов, смыслов жизни, невостребованность в обществе При незначительном жизненном опыте они объективно не способны оценить последствия вовлечения.

методов «ненасильственного свержения власти». CANVAS работает под эгидой американских Freedom House и Нащгонального фонда в поддержку демократии, его спонсорами являются фонд Рокфеллера, фонд Сороса, Международный республиканский институт, Институт Эйнштейна. Существует с 200.3 г. https://cont.ws/aiiliabelous/577823 (дата обращения: 20.04.2019).

Молодые люди с ^сформировавшейся личностью, с ограниченным, «плоским», неразвитым мышлением, лпчностно не.зрелые особенно податливы к психологическому влиянию.

Молодые люди больше склонны к экстремизму и террористическому способу разрешения проблем, ведь подростковый возраст н юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла п ценности жизни. У него нет мечты и нет цели, и он не любит об этом говорить, он не хочет, чтобы его трогали. «Оставьте меня в покое». Отсутствие индивидуальности ставит отпечаток на убеждениях. Человеком легко управлять, чем пользуются СМИ и манипуляторы.

Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» —«они».

Молодому человеку группы риска присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

Объектом вербовщиков становятся молодые люди — романтики, идеалисты, изгоп и просто не адаптированные к взрослой жизни, которые не хотят мириться с окружающим их социальным неравенством. Инстинкт самосохранения у молодежи снижен, а социальных обязанностей еще нет.

Самодостаточная личность с внутренней системой осознанных жизненных ориентиров максимально защищена от постороннего влияния. Отсутствие осознанных жизненных, ценностных ориентиров повышает вероятность заполнения мировоззренческого пространства идеями «борьбы за справедливость».

2 Фактор образования. Легче всего попадаются на уловки боевиков малообразованные молодые люди.

В 90-е годы в России развитие школьного образования было направлено на формирование «потребителя» (и потребителя идеологии тоже), а не креативного мышления у талантливой молодежи. ЕГЭ не способствует развитию творческого, креативного мышления, способствует только развитию кратковременной памяти.

Недостаток образования и несфор-мированность, неразвитость сознания, отсутствие критического восприятия информации способствуют формированию «дихотомии» мышления: черное — белое, без полутонов, плоское восприятие мира, что и нужно экстремистам.

«Дефицит образования и информации порождает деструктивное, разрушительное отношение к иным культурам, убеждениям и верованиям... точно также, как необразован современный исламский фундаментализм. И чем менее он образован, тем более нетерпим и терро-рпстичен» [4, с. 136].

Недостатки современного образования, которые относятся к условиям, облегчающим вовлечение в деструктивные организации: не формирует мировоззрение, которое позволяет сохранить пндпви-дуа.тьную психологическую стабильность; потребптельекая культура ведет к легкой потере ориентиров и смысла жизни; характерен негативизм обывательского мировосприятия, при котором популярно «чтиво» со сценами насилия.

3 «Клиповое» мышление молодежи. Клиповое мышление делает человека, группу более уязвимым с точки зрения управления, поскольку оно утрачивает в достаточной мере аналитические, критические, скептические подходы к восприятию информации. В отличие от понятийного мышления, клиповое уступает способностью проводить критический анализ серьезной социально-политической и экономической проблемы, в связи с получением поверхностных знаний. Преимущества такого мышления — способность легко адаптироваться в условиях «информационной перегрузки».

Клиповое мышление облегчает манипулирование, основанное на внушении, сила воздействия которого зависит от степени ослабления сознательного контроля над воспринимаемой информацией. А сила воздействия во многом зависит от доступности и наглядности, лаконичности информации. Эффективность воздействия усиливается в случае совпадения с интересами и потребностями людей. Клиповое мышление стало одним из благоприятных факторов для

27

информационной войны, облегчающих манипулирование сознанием.

Авторитарность и ригидность мышления приводят к тому, что террористы не могут вести общение в режиме диалога. Либо выслушивают авторитета, либо сами произносят монологи [4, с. 138]. Также п Свидетели Иеговы: развитие коммуникативных навыков отрабатывается с одной целью — с целью вербовки.

4 Одиночество. Одна из податливых «групп риска» — детп-сироты. Основой афганского движения «Талибан» были «со.пдаты ислама», сироты — дети афганцев, убитых во время гражданской войны [4, с. 199]. Одиночество, ощущение покинутости характерно для таких детей. Недолюбленность приводит к гипертрофированной жажде любви.

В террористы рекрутируются неудачники, социально дезадаптированные люди. Они страдали от одиночества, у них не складывались отношения с представителями противоположного пола.

Начинает действовать механизм компенсации. Компенсация (гиперком-пенсацпя) — когда неудовлетворённость, неразвитость, отсутствие, в одной сфере жизни (пли нескольких), .заполняется, замещается развитием в другой сфере (или нескольких). Пустота в одной сфере психики заполняется внешними факторами, пустота в душе чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в социальных сетях, или фантазированием, уход в «светлое» будущее, мечтательность.

Условие отсутствия открытых доверительных отношений с родителями, эмоциональной поддержки родителей, п контроля со стороны родителей. Тогда дети становятся уязвимы в отношении негативного влияния сверстников, социальных сетей, негативной деструктивной информации при вовлечении в группы смерти пли деструктивные организации. В Свидетелях Иеговы и других сектах — детей приводят родители, когда приходят сами, и дети не имеют ни физической возможности, ни воли противодействовать родителям.

Наиболее слабым психологическим звеном дпя вербовки являются девушки. Некритичное отношение к словам

и поступкам, излишняя доверчивость, жажда любви и желание проявить свою преданность, делает девушек легкой добычей для манипулирования. Во все времена девушки испытывали потребность в сильных чувствах влюбленности, ждали появления героя, готовы были ради любимого человека совершать самоотверженные поступки. «Жених» Варвары Карауловой был профессиональным вербовщиком и успешно завербовал несколько «невест».

Низкая пли сниженная самооценка, которая формируется у детей в семьях с физическим, психологическим, сексуальным насилием; при психологическом пли физическом насилии со стороны учителей, воспитателей, тренеров; ощущение беспросветной бедности и нищеты, недоступности доступных другим социальных благ, ощущение принадлежности к низшим слоям общества, жизнь «на дне» общества, вынужденность выживать, а не жить. Самооценку далее еще более снижают; нет талантов, нет способностей (в ИГИЛ), греховность.

Желание испытать сильные эмоции, склонность к экстремальному поведению: реализовать агрессию, выйти .замуж за истинного мусульманина.

Указанные выше факторы усиливаются тем, что молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации неподконтрольности и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах. Это молодые люди, имеющие материальные, жилищные проблемы, обиженные и «злобленные на окружающих, жертвы в семейных и личных отношениях. При этом готовность к протестным действиям возрастает из-за низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнIггельного заработка.

У бедных при значительном социальном расслоении в уровне доходов и жизни возникает ущербность, связанная с дефицитом социальных благ и желание мести, связанное с комплексом «установления справедливости».

Дети с психическими расстройствами особенно уязвимы для неблагоприятных воздействий внешней среды, которые могут стать «триггерами» ухудшения их психического состояния. У детей, вовлеченных в «группы смерти», диагностировали тревоги, депрессии, жизненные ситуации ребенок воспринимает как безвыходные. Среди них могут быть и «дети инцеста».

Целевой группой для вербовщиков ИГИЛ является мусульманская молодежь с низким социальным статусом паи немусульманская молодежь с огромным количеством личных проблем [3, с. 17].

Террористы рекрутируют любых граждан, им нужны все. «Исламское государство» узаконило рабство, возродив рынки невольников и невольниц.

Сегодня иеговисты верят и внушают веру, что история земли должна закончиться кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде Архангела Михаила незримо сойдет на землю в своем «Втором пришествии», возглавит воинство Иеговы, которое физически истребит всех «неверных». Раньше секта учила, что в битве верные иеговисты получат оружие в руки п будут помогать Христу-Миха-плу расправиться со всеми «неверными». Дети, выросшие и воспитанные в сектах иеговистов, рассказывали, что им запрещено было участвовать в праздниках, отмечать Дни рождения, играть и дружить с «неверными». Вследствие этого социализации в обществе и коллективе у них не было. Их учили, что вот-вот придет Иегова п тогда ему дадут в руки автомат, п они должны будут «уложить всех своих соучеников»1

То, чему учили в секте, было реализовано Владиславом Росляковым 17 октября 2018 г. в Керченском колледже. Его родители — адепты секты «Свидетели Иеговы», мать — Галина Рослякова, более двадцати лет была адептом Секты «Свидетели Иеговы» работала санитаркой в Онкоцентре, где можно было заниматься вербовкой больных). С раннего возраста мальчик вынужден был посещать все собрания Секты.

«Вербовщики» обучены методам вербовки, их навыки отработаны. Обучение

1 http://pokrov-kalt.an.prihod.ru/svideteli-iegovy/

проходит в специальных школах по определенным технологиям. «Свидетели Иеговы» обучаются в «Школе теократического служения» в Галааде (Пенспльва-ння). Вербовщики в ИГИЛ проходят обучение в лагерях боевиков. Обучение включает навыки применения нейро-лингвистического программирования. В частности, программа «боевого НЛП» включает навыки встраивания депрессий н тревожностей в процессе разговора, пошаговую инструкцию по разрушению я-концепции, идентичности, удержание проблемных состояний, разрушение любви и дружбы, встраивание «мыслей-вирусов» (например, фобии, страх «конца света»), «кладбище ресурсов».

Универсальный алгоритм сетевой вербовки включает в себя основные этапы, предусматривающие движение от диагностики и калибровки потенциального объекта для вербовки, до непосредственного контакта и формулировки прикладных задач, выполнения заданий, после решения которых у нового адепта не будет пути обратно.

Вербовщики на первом этапе поиска потенциальных кандидатов производят сбор информации об объекте воздействия и выяснение его «слабых мест», «грехов», для усиления «чувства вины» и дальнейшей манипуляции. Вербовщик вступает в виртуальное или реальное общение с выбранной жертвой.

Выясняются фрустрпрованные (неу-довлетвоенные) потребности: хочешь замуж? Обеспечим мужем. Не хватает денег?Получишь столько, сколько хочешь. Хочешь учиться, но нет денег на образование? Направим на обучение, на тренинги личностного роста, в Школу теократического служения, или в лагерь боевиков.

Например, предлагают заполнить очень подробные анкеты о себе, близком окружении, близких родственниках с указанием интимных подробностей, состоянии здоровья. Проводят тщательный анализ актуальных желаний человека, его психологических проблем и ценностных ориентации. Составляется психологический портрет объекта и разрабатывается стратегия воздействия.

При контакте осуществляется закидывание приманки, крючка. Чтобы

зацепить «на крючок», нужен «повод»: измерим уровень стресса бесплатно, прочитаем лекцию о вреде наркотиков в школах бесплатно, вербуют на бизнес-тренингах, тренингах личностного роста; там, где человек ослаблен, у него снижен иммунитет, он находится в сложной жизненной ситуации (в наркологическом диспансере, больнице).

Цель первых контактов — создать чувство безопасности, психологического комфорта, иллюзию «понимания» и удовлетворения потребности в любви.

В современном обществе наиболее распространенной манерой общения является агрессивная, распространенным отношением к другому человеку — равнодушие. А в группе единомышленников в экстр емисткой организации новичка встречают с любовью, заботой, происходит «бомбардировка любовью», поскольку единомышленники - должны заменить «семью», стать «суррогатной семьей» [1, с. 157]. Вербовщик готов стать для жертвы новым учителем, наставником, другом, единомышленником, любимым человеком.

При вовлечении в экстремпсткпе организации «эксплуатируется» потребность в принадлежности к группе. Принимая роль члена той или иной этнической общности, исповедуя ту пли иную религию или идеологию, вступая в какую-либо профессиональную группу, человек неизбежно оказывается должен разделять убеждения, ценности, интересы этого объединения. Вольно или невольно, в любой группе сознание человека подвергается внешнему контролю. Сначала — уступчивость, которая потом превращается в твердую внутреннюю убежденность.

Одновременно на этом этапе вербовщик пытается вытолкнуть жертву из её привычного круга общения, призывает «порвать с людьми, которые тебя не ценят», «обрести новых друзей», «игнорировать родственников, которые не понимают твоей уникальности». Вербовщик старается представить социум и ближайшее окружение враждебным жертве. Работа ведется по дискредитации окружающего мира, сначала подчеркивается порочность этого мира, а потом

предлагаются пути выхода: «социальная справедливость» в модели, предлагаемой «Исламским государством».

Изоляция человека от близкого окружения и социума в целом является обязательным условием вербовки. Путем давления на личность вербовщики вынуждают человека отказаться от всех прежних контактов п отношений, которые могут помешать его обработке и вовлечению в ряды террористов. Секта, деструктивная организация отделяют своих членов от прежних систем социальной поддержки, чтобы они были исключительно в окружении «своей» группы. Изолируя от общества, семьи и друзей, экстремисты лишают его тем самым доступа к людям, которые могли бы поддержать его первоначальные взгляды.

Настоящая семья должна «уйти в тень», для успешного «переформатирования сознания» необходим разрыв родственных п всех социальных связей. Происходит погружение в информационный «вакуум», ставится «блок» на информацию; не получать информацию извне (не смотреть телевизор, не читать газет). Поэтому мероприятия по интенсивному психологическому воздействию проводятся за городом, вдали от привычного окружения.

Происходит «погружение» в другую «сред}7»: в ней своя униформа, другая лексика («одитпнг», «клирование»), другой распорядок дня, присваивается новое имя, может быть другое летоисчисление. Происходит подмена понятий и искажение смыслов. Например, слово «любить» может иметь новый смысл, понятие ответственности и вины (всю вину возьмет на себя организация). Искажают значения религиозных понятий: Джихад — это, прежде всего, не борьба с неверными, а усердие. Шахпд — не смертник, а «свидетельствующий» [3, с. 17].

Вербовщику в экстремпсткие организации нужно создать у человека психологическую зависимость, когда индивидуальные принципы и ценности заменяются чужими установками и программами действий. Молодые люди в лице вербовщика находят внимательного понимающего человека и, принимая его помощи, начинают чувствовать себя обязанными

на ответные просьбы. Такой прием использования вежливости, благодарности человека называется «балансом услуг».

Постепенно создается психологическая зависимость от манипулятора, готовность разделить с ним его убеждения н выполнять его указания. Созданная любовная зависимость снижает способность оценивать партнера объективно, осознавать последствия собственных посту-и ков.

На первом этапе вербовки наводчик вычисляет потенциальную жертву, выявляет проблемы у члена группы. Затем в работу включается мотиватор, который сначала давит на существующие проблемы, преувеличивает их, а потом показывает «выход» — «прекрасный мир» «Исламского государства». Мотиватор заставляет поверить «клиента», что он может сделать нечто очень важное, внести вклад в общее дело, направленное на «спасение» человечества.

Вслед за установлением доверия к вербовщику осуществляется методика «ведения» человека» (термин нейро-лпнгвистпческого программирования). Готовность «объекта» к личной встрече п выполнению заданий, вступлению в организацию определяется по изменению контента странички в социальных сетях, характера ответов на контрольные вопросы, однозначно-стереотипной реакции на оценку происходящих событий.

Применяется рефрейминг1 смысла — переоценка факта, события, целей. Через рефрейминг происходит подмена социальных и личностных целей, а так же формируется образ врага и внедряется система «свой — чужой».

В процессе «переформатирования сознания» происходит «индоктрина-цпя», т. е. изменение смыслов. Индоктринация — это процесс некритического присвоения чужих идей пли доктрин, результат «промывания мозгов», зомбирован ия или действия других методов «контроля сознания». Корень слова «индоктринация»—доктрина (doctrina — от латинского «учение, научная дни философская теория, система, руководящий принцип»).

1 Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, даже противоположную.

Этапы «нндоктринацин»2 были названы Куртом Левиным в работе «Теория изменений» (1947 г.), к ним относятся «размораживание», «изменение», «замораживание».

«Разморозка» происходит с помоиц>ю манппулятивных, экстремальных техник (недоедание, недосыпание, снижение иммунитета, хроническая усталость, переутомление), в результате объект воздействия на ПСИХИК}' доводят до состояни я полностью подконтро.тьного манипулятору. Объект отказывается от прошлого и прежних социальных связей. Снижается уверенность в себе и увеличивается зависимость от мнения новой группы. Объект становится уступчивым, приспосабливается к ситуации и мнению группы.

На этапе «изменения» происходит «индоктринация» — т. е. замена прежних установок, взглядов на новые, смена группы. Объекту создается новая личность, он принимает новое имя, новые установки, новую веру п идеологию. Он становится полностью подконтрольным организации.

Индоктринация лежит в основе многочисленных ритуалов, «правил» хорошего поведения, народных традиций, религиозных церемоний. Способами могут быть долгие молитвы, изнурительные тренировки, наркотические средства. Индоктринация связана с четким противопоставлением «мы — они».

На этапе «заморозки» фиксируется измененное состояние.

Терроризм как человеконенавистническая деятельность наносит ущерб базовым ценностям личности, влияя на формирование взглядов, убеждений и таких понятий, как « цель жизни», «смысл жизни», «жизненные ориентиры».

В ходе психологической обработки у человека создается новая система «якорей» (термин нейролингвпстического программирования). Происходит «привязка» состояний человека к шаблонам поведения, формируется система запрограммированных реакций на определенные действия.

Когда сознание жертв становится ограниченным, «туннельным», оно

2 Индоктринация представляет собой процесс некритического присвоения чужих идей или док-

трин.

заполняется внушенными извне установками. Адепты готовы выполнять чужие программы и даже преодолевать естественный инстинкт самосохранения, жертвуя собой. Ценность человеческой жп.зни при этом снижается. Террористы атакуют не конкретного врага, а образ врага, спроецированный на население.

Суженное, «туннельное» восприятие действительности, полное неприятие иных взглядов, является содержанием понятия «фанатизма». В основе фанатизма всегда лежит вера, не просто противостоящая рациональному восприятию, а полностью заменяющая его [4, с. 212]. Логика террориста п сектанта — это логика верующего человека. Верптв идею, в пдею служения, в свою высочайшую миссию. Ему не нужны рациональные доказательства, он верит потому, что верит.

Для того, чтобы «отключить сознание» (критику, логику, установки, жизненный опыт и другие составляющие), необходимо активировать бессознательное (страх за свою жизнь, страх смерти, инстинкты — размножения, защиты жизни) п эмоции. Когда «зашкаливают» эмоции — человек перестает обдумывать и критически оценивать ситуацию. Ольшанский отмечает; «Отстаивая свои взгляды, они апеллируют не к разуму, а к чувствам, верованиям и предрассудкам людей, к примитивному сознанию и инстинктам толпы, массы» [4, с. 174].

Используется феномен психологического заражения, который является бессознательным процессом.

Чтобы раскачать эмоции, применяются:

1) физическая активность — танец, прыжки;

2) пение хором, выкрики, нашнды1 (песнопения, в которых содержится прямой призыв к джихаду);

3) «раскачивание эмоций» через механизм эмоционального «заражения» в толпе. Примером толпы, которую «ведут эмоции», является восточный базар. В толпе человек теряет чувство

1 В современный период термин нашид (а также уншуда) используется как эквивалент «гимна» Нашид (араб. — мусульманское песнопение,

традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов. Нашид (мн. ч. анашнд, нашанд. ан-шад) был фрагментом ораторского искусства, песнопения, гимна и формы вокальной музыки.

индивидуальности, а ответственность размывается. Происходит депндпв идеализация и размывание ответственности. В современном мире через социальные сети используются техники манипулирования «астр отурф инг» — искусственное формирование определенного общественного мнения.

4) Манипулирование людьми включает приемы использования самой сильной эмоции — страха, страха за свою жизнь, страха смерти. Страх перед концом света постоянно нагнетается и подкрепляется; мир обречен, спасутся только адепты («оч 11 ще иные» — « клиров а н н ы е»). Все тоталитарные секты распространяют веру в то, что все, кроме них, неизбежно погпбнут Террористы сеют страх терактами.

Террор в переводе с латыни — страх, ужас. Термин введен Аристотелем. Современный террор направлен на доведение индивидов до такого состояния, при котором коллективное бессознательное преобладает над разумом, народ трансформируется в утратившую духов но-нравственный потенциал толпу, в неуправляемую массу, не способную к организованным, конструктивным действиям.

5) Эффект от манипуляции значительно усиливается, если люди видят, что остальные члены группы верят сказанному. Действует групповая самоцензура и групповое давление, которые создают иллюзию единодушия.

В человеке заложена боязнь противостоять чужому мнению, страх быть «белой вороной». Влияние на саз на н не оказывают современные технологии создания «нужного» общественного мнения (в СМИ, соцсетях) —«астротурфпнг».

Искажение смыслов происходит по принципу «правила Платона» (прием «трех ДА»). Первые две — три фразы верные — о добре к ближнему, заботе о ближних, и незаметно монолог «съезжает» к замене понятий, например, о том, что «смертники» напрямую попадают в рай. Движение «Хама.з» учило своих боевиков: «Смерть за Аллаха — дорога в рай». Психология шахэда основана на вере в религиозную идею святости «воина Аллаха», без раздумий отдающего свою жизнь

во имя Аллаха и вознаграждаемого за это немедленным попаданпем в pan, где его ожидают роскошные еда, напиткп, а также семьдесят девственниц для удовольствий [4, с. 150].

В ходе коммуникации происходит встраивание мыслей — вирусов. Например, повтор фразы: «Годы уходят, а ты так ничего и не сделал в этой жизни»1.

Используется подтасовка фактов, игра на необразованности или незнании определенной информации, манипулирование тенденциозно п одобр а н н ы ми новостями и эмоциональная риторика.

Искаженные программирующие фразы многократно повторяются. Повторы — это прием манипуляции. Достаточно 10 мин. методичного воздействия, и внушение осуществилось, минимальное число прочтений — 7—8, оптимальное для воздействия от 12 раз — это уже внушающее воздействие. Именно поэтому на собраниях «Свидетели Иеговы» много раз повторяют одни и те же фразы. Правила у них такие: «нужно стукаться головой в стену, не переставая, п тогда стена разрушится» -

Религпя — это флаг. Д. В. Ольшанский отмечает, что Хомейни первым милитаризировал и террор пзровал ислам. Для противостояния Западу был использован терроризм под маской ислама [4, с. 253]. Флаг религии паи религиозная форма очень удобны для «переформатирования сознания», чтобы повести за собой в «Крестовые походы». Ее инструмент — «вера», привычные ритуалы, а научные доказательства не важны и не нужны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старая система ценностей, система личностных смыслов заменяется на новую не на основе логики, а на основе «веры» и «эмоционального заражения». Принятие доктрины террористов осуществляется без критического осмысления. Доктрина воспринимается на уровне абсолютной веры и человек «на основе веры» принимает искаженную картину мира

Все, кто «критикует», задает вопросы, пытаясь понять на основе логики, а не

' URL: https://www.mk.ru/social/2018/10/30/ sposoby-verbo vki -t.erroris to v -s tano vy atsy а - vs е-izoshhrennee-ot.-gadaniy-do-igr.html

принимает «на веру», объявляются «врагами», к ним применяются санкции. Если «включено» сознание, если остался осмысленный взгляд на происходящее, вопросы неизбежно возникают, потому что при вовлечении в организацию многие вопросы закрыты, «замалчиваются», «лишняя» информация новичкам не предоставляется. Например, они пока не знают, что расплатятся с ними, возможно, «фальшивыми деньгами».

«Новобранец» делает отступление невозможным, когда берет ряд обязательств, когда жертвует свое имущество, вербует новых членов. Вербовка завершается при переходе жертвы к непосредственной деятельности в интересах организации. После решения конкретной практической задачи вербуемый становится полноценным членом экстремистской группировки. Символично, когда перед террористической операцией, в момент, когда смертники садятся в машину, двери машины завариваются [4, с. 188].

В результате «новобранец» оказывается в закрытой среде, в закрытой группе, выйти из которой сложно, с прекращенными прежними социальными связями, без достойной работы п с неоконченным образованием; с измененным, «переформатированным сознанием», с ощущением «поломанной судьбы», «поломанной жизни».

Заключение

Адепты-неофиты не могут самостоятельно принимать решения, брать ответственность за свои действия, за свою судьбу, возникает «выученная беспомощность». Покинуть организацию — означает потерять самоидентичность. Адепты теряют индивидуальность, индивидуальное сознан не, имеют низкую самооценку. Они слились с группой, групповое мышление превалирует над индивидуальным, вследствие этого вероятен «Стокгольмский синдром» как психологическая зависимость от агрессора.

Заново переформатировать сознание невозможно, в психологическом плане это требует от личности «второго рождения». Поэтому появляются психологические последствия, называемые

«афганский синдром», «недовоевавшие» [4, с. 241—245].

Обобщая сказанное выше, следует отметить, что наличие указанных в исследовании впктимных качеств у детей и молодежи, способствует их вербовки в экстремистские организации. Все это должны учитывать не только представители

правоохранительных органов и спецслужб, но и те лица, на которых возложено законом воспитание детей, а также те, кто может оказаться рядом в силу социально-профессиональной деятель -ностп. Знание впктимных качеств, предрасположенности и склонности детей, позволит выявить группу риска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багмет, А. М. Расследование преступлений, связанных с экстремиеткой н террористической деятельностью: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А. М. Багмет, В. В. Бычков, М. Ю. Зелеиков. — М. : Юинтн-Дана, 2019.

2. Кочеиов, М. М. Судебно-психологическая экспертиза / М. М. Коченов. — М., 1977. — 57 с.

3. Кузьмеико, Н. С. К вопросу о противодействии идеологии терроризма в Крыму / Н. С. Ку-зь-меико // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. — 2017. — № 1. — Том 3 (69). — С. 13—21.

4. Ольшанский, Д. В. Психология терроризма / Д. В. Ольшанский. — СПб. : Питер, 2002.

5. Петракова, А. С. Пределы манипуляции сознанием личности: социально-философский анализ : монография / А. С. Петракова. — Краснодар, 2012.

REFERENCES

1. Bagmet, А. М. Rassledovanie prestupleniy, svyazannykli s ekstremistkoy i terroristicheskoy deyatelnostyu: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki "Yurisprudentsiya" / A. M. Bagmet, V. V. Bychkov, M. Yu. Zelenkov. — M. : Yuniti-Dana, 2019.

2. Koehenov, M. M. Sudebno-psikhalogicheskay a ekspertiza / M, M. Koehenov. — M., 1977. — 57 s.

3. Kuzmenko, N. S. К voprosu о protivodeystvii ideologii terrorizma v [\jymu / N. S. Kuzinenko // Uchenye zapiski Ivrymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kulturologiya. — 2017. — № 1. — Tom 3 (69). — S. 13—21.

4. Olshanskiy, D. V. Psikliologiya terrorizma / D. V. Olshanskiy. — SPb. : Piter, 2002.

5. Petrakova, A, S. Predely manipulyatsii soznaniem lichnosti: sotsialno-filosofskiy analiz : monografiya / A. S. Petrakova. — Krasnodar, 2012.

ИЛЬЮК Елена Вадимовна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых и гуманитарных дисциплин, Екатеринбургский филиал Московской академии Следственного факультета России. E-mail: Elena.ilyuk@mail.m.

Ilyuk E. V.

YOUTH AS A RISK GROUP AND BASIC MANIPULATION TECHNIQUES WHEN INVOLVING IN EXTREMIST ORGANIZATIONS

In the course of information wars, the main emphasis is on the impact on young people - the future of Russia. Young people are at risk when they are involved due to the lack of personality, Self-coneept, system of value orientations, clip thinking, unresolved social and material issues. Selected young people with reduced self-esteem, "under-loved", alone. Apply such techniques as a "bombardment of love", "balance of services", technology based on neuro-linguistic programming (maintenance, anchoring, thought-viruses). As a result, a new personality is formed with "tunnel thinking", black-and-white perception of reality. The "indoctrination " of the personality is carried out.

Keywords: information warfare, mind control, group risk, victimization quality, the recruitment into extremist organizations, tunnel vision, video thinking.

ILYUK Elena Vadimovna — Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law and Humanitarian Disciplines, Yekaterinburg Branch of the Moscow Academy of the Investigative Department of Russia. E-mail: Elena.ilyuk@mail.ru.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.