Научная статья на тему 'Педагогическое тестирование в системе качества образовательного процесса'

Педагогическое тестирование в системе качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любиева М. В., Буданова Л. Г.

Статья посвящена педагогическому тестированию в системе качества образовательного процесса. В Украине уделяется много внимания вопросам повышения качества образования. Подчеркнуто, что тестирование решает проблему однозначности и воспроизводимости оценки знаний. Наличие эталонов правильных ответов подразумевает одинаковые для всех преподавателей критерии оценки, что позволяет сравнивать учебные достижения студентов в различных группах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое тестирование в системе качества образовательного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Любиева М.В., Буданова Л.Г. Национальный фармацевтический университет

Аннотация. Статья посвящена педагогическому тестированию в системе качества образовательного процесса. В Украине уделяется много внимания вопросам повышения качества образования. Подчеркнуто, что тестирование решает проблему однозначности и воспроизводимости оценки знаний. Наличие эталонов правильных ответов подразумевает одинаковые для всех преподавателей критерии оценки, что позволяет сравнивать учебные достижения студентов в различных группах Ключевые слова: качество образования, контроль знаний, тестирование, студенты.

Анотащя. Любieва М.В., Буданова Л.Г. Педагопчне тестування у систем якосл освггнього процесу.

Стаття присвячена педагопчному тестуванню у системi якосп освггнього процесу. В Украхш придметься багато уваги питанням тдвищення якосп освгга. Наголошено, що тестування вирiшуe проблему однозначносл та ввдтворювання оцiнки знань. Присутнiсть еталонiв вiрних вiдповiдей мае на увазi однаковi для уах викладачiв критерп оцiнки, що дозволяе порiвнювати навчальнi досягнення студентiв в рiзних групах. Ключовi слова: яккть оcвiти, контроль знань, тестування, студенти.

Annotation. Ljubieva M.V., Budanova L.G. Pedagogical testing in the system of quality of educational process.

The article is dedicated to pedagogical testing in the system of quality of educational process. In Ukraine one pay attention to the questions of development of education quality questions. It has been underlined that testing decides the problem of knowledge estimation uniqueness and reproducibility. The availability of right answers implies identical for all teachers estimation criteria that allows us to compare students' educational achievements in different groups. Keywords: education quality, knowledge control, testing, students.

Введение.

В Украине, как и в других странах мира, в последнее время уделяется много внимания вопросам повышения качества образования. Интеллектуальный потенциал общества, напрямую определяющийся качеством высшего образования, является важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической самостоятельности страны, фактором ее выживания [1, 3-5].

Работа выполнена по плану НИР кафедры иностранных языков Национального фармацевтического университета Украины.

Формулирование цели работы.

Цель работы данного исследования - определить место педагогического тестирования в системе качества образовательного процесса. Результаты исследования.

Под качеством образования одни понимают качество обучения, сводя его к процентному количеству учащихся, закончивших отчетный период без троек. Другие сводят качество образования к степени развития личности. Третьи, под качеством образования понимают процент трудоустроенных выпускников вузов, четвертые видят качество в количестве доцентов и профессоров, обучающих студентов [2, 7-8]..

В международном стандарте качество определяется как «степень соответствия присущих характеристик требованиям» [6]. В образовании требования определяют различные участники образовательного процесса, как внешние (государство, общество, работодатели, семьи студентов), так и внутренние (студенты, преподаватели, обслуживающий персонал).

Выделяют семь основных факторов, сгруппированных по трем направлениям, от которых зависит качество образования.

1. Качество субъекта получения образования (абитуриента, студента, слушателя, аспиранта).

2. Качество объекта предоставления образовательных услуг (образовательные учреждения).

2.1. Качество управления (назначение, цели, принципы, методы, структура, организация планирования).

2.2. Качество проекта предоставляемых образовательных услуг (структура и содержание программ

обучения).

2.3. Качество ресурсного обеспечения процесса предоставления образовательных услуг:

-материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, расходные материалы);

-методического (учебная литература, пособия, сборники задач, тренажеры); -кадрового (профессорско-преподавательский и вспомогательный персонал); -финансового [7-8]..

3. Качество процесса предоставления образовательных услуг

3.1. Качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных

услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы).

3.2. Качество контроля за процессом предоставления образовательных услуг.

3.3. Качество контроля результатов предоставления образовательных услуг.

Для того, чтобы иметь возможность оценить качество образования при проведении контролирующих мероприятий, необходимо ввести понятие нормы или эталона.

Норма качества образования - выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, государства [2].

Оценка качества образования есть мера качества. Оценка качества может быть внешней или внутренней

Внешняя оценка дается качеству образования государством, социумом, профессиональной средой. Достаточно эффективной, универсальной внешней оценкой социума считается конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда, или результат его адаптации.

Под внутренней понимается оценка, данная самой личностью или учреждением, осуществляющим образовательный процесс. Такая оценка необходима для осуществления обратной связи и коррекции образовательного процесса. Особое значение в образовательном процессе принадлежит контролированию и оцениванию знаний и умений студента. Особую ценность контролирующие мероприятия приобретают тогда, когда они используются не от случая к случаю, а представляют собой систему длительного непрерывного контроля.

Учитывая, что качество усвоения учащимися характеризуется различными уровнями усвоения (деятельности), то и мониторинг качества обучения может проводиться на различных уровнях:

1-й уровень- уровень представления (знакомства).

2-й уровень - уровень воспроизведения.

3-й уровень - уровень умений и навыков.

4-й уровень - уровень творчества.

Один из важнейших вопросов технологии мониторинга - использование средств и методов контроля усвоения учебного материала. Здесь могут быть привлечены контрольные вопросы, задания, задачи и др., однако наиболее эффективным является использование педагогических тестов. Преимущества педагогического тестирования перед традиционными методами контроля знаний:

1. Более высокая объективность контроля. В оценке, выставляемой на основе традиционных методов контроля, существенным оказывается субъективный компонент. Если тест достаточно качественный, то влияние субъективных факторов исключается, и получаемая оценка может рассматриваться как объективная.

2. Более дифференцированная оценка. Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены, если необходимо, в шкалах, содержащих много градаций оценки, что обеспечивает более высокую точность измерений учебных достижений.

3. Более высокая эффективность. Тесты можно одновременно проводить на больших группах студентов. Обработка результатов для получения окончательных оценок проводится легче и быстрее, чем, скажем, проверка контрольных работ. Особенно велика экономия времени, когда в форме тестирования проводятся экзамены.

Конечно, у тестирования как метода контроля есть и свои ограничения. Легче всего с помощью тестов проверять овладение просто организованным учебным материалом. Проверка глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине, с помощью тестов затруднена, хотя в принципе возможна. Отсутствие непосредственного контакта со студентом, с одной стороны, делает контроль более объективным, но, с другой стороны, повышает вероятность влияния на результат других случайных факторов.

Преодолеть эти недостатки помогает правильно организованная дидактическая система оценки качества обучения, в которой тесты занимают подобающее место. Наилучший эффект дает сочетание применения тестовых и традиционных методов контроля.

Особо эффективно автоматизированное тестирование. Использование компьютерных технологий для автоматического контроля знаний облегчает проверку работ и централизованное хранение результатов, а также получение различных статистических данных.

Виды педагогического тестирования знаний и умений учащихся:

- входное: при начале обучения;

- текущее: в течение периода обучения;

- рубежное: по окончании изучения раздела, темы;

- итоговое: по окончанию изучения дисциплины;

- отсроченное: спустя какое-то время после изучения темы.

Выводы.

Таким образом, педагогическое тестирование занимает определенное самостоятельное место в общей системе качества образовательного процесса в вузе. При его правильной организации и обучении преподавательского состава, педагогическое тестирование помогает учащемуся критически оценить свои успехи, позволяет получать информацию о том, как происходит овладение студентами учебным материалом, какие элементы учебного процесса недостаточно эффективны, какие корректирующие мероприятия следует внести в содержание и форму познавательной деятельности студентов.

Дальнейшие исследования предполагаются по вопросу диагностики и оценивания профессиональных знаний студентов в системе фармацевтического образования.

Литература:

1. Аванесов В.С. Вопросы объективизации оценки результатов обучения. М. НИИВШ, отдел научной информации. 1976 - 66с.

2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: 1982. - 199с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 218с.

4. Булах I.G. Тестолопя як методолопчна основа вимiрювання знань. - Ки1в: ЦМК МОЗ Укра1ни, 1994. - 27с.

5. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора пед. наук: 13.00.02 / АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения - М., 1989. - 50с.

6. Оцшка знань студенпв та якосп тдготовки фамвщв (методичш та методолопчш аспекти): Навч. поабник /А.Й. Ягодзшський, А.О. Муромцева, Л.В. 1ванова та ш.; Одеський держ. економiчний ун-т. - К., 1997. -216с.

7. Tests: a comprehensive reference for assessments in psychology, education, and business. 4th edition. Taddy Maddox, general editor. 1997. - 513рр.

8. William A. Mehrens, Irvin J. Lehmann. Measurement and Evaluation. Education and Psychology 4-d ed. -Winston, Philadelphia, 1991 - 145рр.

Поступила в редакцию 14.12.2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.