Научная статья на тему 'Условия повышения качества профессиональной подготовки педагогов в вузе средствами педагогического тестирования*'

Условия повышения качества профессиональной подготовки педагогов в вузе средствами педагогического тестирования* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL TESTING / VOCATIONAL TRAINING / THE VOCATIONAL TRAINING QUALITY ASSURANCE / THE LICHNOSTNO-FOCUSED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриеш В. А.

Статья посвящена характеристике условий повышения качества профессиональной подготовки педагогов в вузе средствами педагогического тестирования: внедрение в образовательной процесс вуза авторской модели повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования; управление познавательной деятельностью будущих педагогов; реализация личностно ориентированного подхода в организации педагогического тестирования; обеспечение положительной мотивации студентов к процедуре тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриеш В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF PEDAGOGICS IN HIGH SCHOOL MEANS OF PEDAGOGICAL TESTING

Article is devoted the characteristic of conditions of improvement of quality of vocational training of pedagogics in high school by means of pedagogical testing: introduction in educational process of high school of authors model of improvement of quality of vocational training of students by means of pedagogical testing; management of informative activity of the future teachers; realization of the lichnostnofocused approach in the organization of pedagogical testing; maintenance of positive motivation of students to testing procedure.

Текст научной работы на тему «Условия повышения качества профессиональной подготовки педагогов в вузе средствами педагогического тестирования*»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

В.А. АНДРИЕШ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования Орловского государственного университета Тел. 8 910 827 7188; vaandr2009@yandex.ru

Статья посвящена характеристике условий повышения качества профессиональной подготовки педагогов в вузе средствами педагогического тестирования: внедрение в образовательной процесс вуза авторской модели повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования; управление познавательной деятельностью будущих педагогов; реализация личностно ориентированного подхода в организации педагогического тестирования; обеспечение положительной мотивации студентов к процедуре тестирования.

Ключевые слова: педагогическое тестирование, профессиональная подготовка, контроль качества профессиональной подготовки, личностно ориентированный подход.

Одной из традиционных и неизменно актуальных проблем в современной педагогической теории и практики является проблема повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки педагогических кадров представлены в трудах Е.П. Белозерцева, Е.Н. Богданова, О.С. Гребе-нюка, И.В. Дубровиной, И.А. Зимней, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Г.Б. Сухоб-ской и др. Разработке содержательных аспектов профессиональной подготовки педагогов посвящены исследования Н. Аккерман, А.Н. Ганичевой, В.И. Гребенникова, В.И. Зацепина, О.Л. Зверевой, И.В. Власюк, Т.Ю. Гущиной, Г.И. Куцебо, С.Г. Кра-моренко, П.П. Пивненко, О.А. Шостакович и др. Вместе с тем, вопросы повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов остаются остроактуальными и практически значимыми.

Согласно анализу взглядов различных авторов (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько , Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, С.М. Василевский, Г.И. Вергелис, Л.С.Выготский,

А.Н. Небаба, П.И. Пидкасистый) к основным средствам повышения качества профессиональной подготовки студентов, наиболее часто применяемым в высших учебных заведениях, относятся учебные (деловые) игры, создание проблемных ситуаций, решение педагогических задач, модульный контроль, педагогическое тестирование и др.

© В. А. Андриеш

* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 годы»

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ*

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

fcSCjg

Особое место среди них занимает педагогическое тестирование, очевидными достоинствами ко -торого являются универсальный охват всех стадий процесса обучения; высокая степень объективности, позитивное стимулирующее воздействие на учебную деятельность обучающихся, возможность его использования для контроля знаний, умений и навыков, и, как следствие, для повышения качества профессиональной подготовки студентов в целом (B.C. Аванесов, В.П. Беспалько, Д.В. Люсин, Б.У. Родионов, А.О. Та-тур, М.Б. Челышкова и др.).

Теоретический анализ литературы и проведенное на факультете педагогики и психологии ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» опытно-экспериментальное исследование (20062009 гг.) позволяют определить условия повышения качества профессиональной подготовки педагогов средствами педагогического тестирования. В их числе - разработка и внедрение в образовательный процесс вуза модели повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования; управление с помощью предложенной модели познавательной деятельностью студентов, предполагающей систематическое и планомерное применение педагогического тестирования в образовательном процессе вуза как средства контроля и оценки качества профессиональной подготовки обучающихся; реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического тестирования обучающихся; обеспечение положительной мотивации студентов к применению педагогического тестирования. Обоснуем значимость реализации в вузе каждого из названных условий.

Разработка и внедрение в образовательный процесс вуза авторской модели повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования.

Модель повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами педагогического тестирования представляет собою дидактическую систему, включающую ряд взаимосвязанных компонентов: целевого, методологического, средств повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, педагогических условий, технологического, контрольно-оценочного и критериального (рис. 1).

Предназначение целевого компонента модели заключается в целеполагании каждого этапа обу-

чения. От него зависит результативность всего дальнейшего процесса обучения. Под результативностью, в данном случае, понимается степень достижения студентами социально значимых дидактических целей, которые должны быть сформированы у выпускника вуза. Методологический компонент определяется совокупностью подходов, на базе которых организуется педагогическое тестирование в высшей школе. В контексте настоящего исследования в него вошли системный, личностно-ориентированный, компетентностный и технологический подходы.

Следующему компоненту - средства повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, - в отличие от традиционной методики обучения, характерна вариативность форм, обеспечивающая управление познавательной деятельностью студентов, к которым в настоящем исследовании относятся учебная (дидактическая) игра, проблемные ситуации, педагогические задачи, модульный контроль и педагогическое тестирование. Оптимальное соотношение организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности обеспечивает поэтапное формирование у студентов необходимых знаний, умений и навыков. Однако, основной упор делается на педагогическое тестирование как средство повышения качества профессиональной подготовки обучающихся.

Очень важен технологический компонент, обеспечивающий логику организации педагогического тестирования на всем этапе изучения той или иной дисциплины. В своей структуре он имеет целевой, содержательный, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный блоки. Контрольно-оценочный компонент определяет виды, формы и способы организации педагогического тестирования. В частности, были определены следующие виды тестового контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Чрезвычайно важным моментом разработанной модели является установление активной обратной связи (на основе результатов педагогического тестирования), осуществляемой преподавателем между конечным и промежуточными этапами учебной деятельности. Здесь уточняются цели и содержание обучения, пересматриваются подходы к выбору организационных форм и методов профессиональной подготовки студентов.

Управление познавательной деятельностью

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

Социальный заказ

ГОС ВПО

Качество профессиональной подготовки выпускника вуза

^ Цель - повышение качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического Пестирования

Основные подходы к организации контроля и оценки качества профессиональной

подготовки студентов

Системный Личностно- Компетентностный Технологический

ориентир ованный

Средства повышения качества профе ссиональной подготовки студентов

Учебные (деловые) игры Решение педагогических задач Создание проблемных ситуаций Педагогическое тестирование

П ед аг о г и ч е с к и е усл о в и я , сп о со б ствующ и е п о в ыш ен и ю к ач еств а профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования

Разработка и внедрение в образовательный процесс вуза теоретической модели повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования Реализация системы управления познавательной деятельностью студентов, предполагающей систематическое и планомерное применение педагогического тестирования Реализация личностноориентированного подхода в организации педагогического тестирования обучающихся Обеспечение положи -тельной мотивации обучающихся к применению педагогического тестирования в образовательном процессе

Технология педагогического тестирования

Целевой компонент Ь- Содержательный компонент ь- Организационно- деятельностный ► Контрольнооценочный компонент

компонент

Виды контроля для реализации системы педагогических тестов

Текущий контроль

Промежуточный

Итоговый контроль

Формы контроля с применением педагогического тестирования

Письменный опрос по пройденной теме Письменный опрос по пройденному модулю Зачет в форме письменного опроса по всем темам дисциплины

Критерии качества профессиональной подготовки студентов

Профессиональная компетентность Профессиональная позиция Творческий стиль учения Качество решения тестовых заданий

Результат: уровень качества профессиональной подготовки студентов

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рисунок 1 - Модель повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами

педагогического тестирования

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

студентов, предполагающее систематическое и планомерное применение педагогического тестирования в образовательном процессе вуза как средства контроля и оценки качества профессиональной подготовки обучающихся.

Данное условие нашло свое отражение в двух аспектах. С одной стороны, оно было реализовано в учебном процессе путем органичного сочетания лекционного и семинарско-практического методов обучения. Так, изучение основных вопросов дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитания детей раннего и дошкольного возраста» проходит в форме классических лекций с использованием мультимедийных технологий. Семинарско-практическая работа со студентами нашла свое отражение в использовании деловых игр, занятий-реклам, занятий-аукционов, выполнении творческих профессионально-ориентированных заданий, разборе проблемных педагогических ситуаций. Так, например, семинар по теме «Становление семейной педагогики как науки» был проведен в форме деловой игры - «Научная педагогическая конференция». При этом студенты брали на себя роль ученых, руководителей научных лабораторий, практических работников и готовили сообщения на 4-5 минут, в которых раскрывали взгляды педагогов прошлого о домашнем воспитании, о проблемах семейной педагогики на современном этапе, о тенденциях ее дальнейшего развития. Пока одни участники конференции выступали, остальные фиксировали основные идеи сообщений для того, чтобы на основе этих записей «издать» сборник тезисов материалов конференции. Такая форма работы давала возможность студентам увидеть данную проблему в развитии, выработать свое видение и отношение к ней, взглянуть на проблему с позиции современных условий. Занятия-аукционы предоставляют широкие возможности для творческого самовыражения студентов. Например, для обсуждения студентам была предложена проблема «Педагогическая поддержка семей с детьми». Предварительно за 1-2 недели до проведения занятия, студенты знакомятся с литературой по проблеме, делятся на творческие группы и составляют программу работы с семьями социального риска (неполными, многодетными, молодыми семьями). На аукционе продаются свидетельства на проекты, которые получат те группы студентов, чья программа окажется наиболее интересной и рациональной. Такое

выполнение учебных заданий в подгруппах обусловило необходимость установления дружеских, взаимоотношений друг к другу и т.п. Организация работы в микрогруппах (по 4-5 человек) с назначением экспертов по оценке деятельности каждого студента с «включением» игровой профессиональной ситуации была направлена на развитие рефлексии собственной деятельности и поведения. Апробация подобных форм занятий показала, что их использование позволяет управлять учебнопознавательной активностью студентов, создать на занятиях элемент состязательности, стимулировать обучающихся на глубокое осмысление проблем, выносимых на обсуждение, способствует формированию умения принятия групповых и индивидуальных решений, их обоснования. Тот факт, что от знаний каждого студента в творческой группе зависит общая оценка команды, способствует развитию у него личной ответственности за качество своей индивидуальной подготовки.

Второй аспект данного условия заключается в том, что наряду с активными формами применялось и педагогическое тестирование, которое проводилось систематически на всех видах занятий, за исключением лекционных, что способствовало гарантированному достижению поставленных целей обучения. Основными видами тестового контроля выступили текущий, промежуточный и итоговый. Во время текущего контроля, проводимого на каждом семинарском и практическом занятиях, педагогическое тестирование применялось в форме письменного опроса по пройденной теме. Во время промежуточного контроля педагогическое тестирование проводилось в форме письменного опроса по пройденному модулю в рамках самостоятельной работы под руководством преподавателя. Во время итогового контроля, осуществляемого на зачете, педагогическое тестирование использовалось как письменный опрос по всем пройденным темам дисциплины. По результатам систематического контроля уточнялись цели и содержание обучения, пересматривались подходы к выбору организационных форм и методов обучения.

Осуществление личностно ориентированного подхода в организации педагогического тестирования обучающихся.

Проанализировав взгляды различных авторов по вопросам личностно-ориентированного обучения в высшей школе (А.Н. Майоров, Е.И. Маш-биц, А.Н. Небаба, П.И. Образцов, Ю.М. Орлов,

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

В. Сериков), были выделены следующие аспекты применения педагогического тестирования в контексте личностно ориентированного подхода:

• предоставление свободы выбора - задачи обучения должны учитывать не только требования государственного образовательного стандарта, учебной программы той или иной дисциплины, но и запросы, интересы и устремления студентов, что одновременно позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подходы;

• максимально возможное снятие внешнего контроля - минимизация применения наград и наказаний за результаты тестирования способствует формированию внутренней мотивации при наличии интересных тестовых заданий с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания (оценочные показатели) применялись не для контроля, а для информирования студентов об успешности их деятельности, об уровне их профессиональной компетентности. Это выражалось в определении перспектив обучения: студентам посредством оценки, полученной за выполнение теста, указывались перспективы его развития, возможности продвижения вперед, будущие уровни достижений и целей. Важное место в реализации данного условия занимал и стиль сообщения педагогической оценки студентам за результаты выполнения тестов. Преподаватель не просто аргументировал полученные результаты, но при этом демонстрировал гуманное и уважительное отношение к личному достоинству обучающихся.

Еще одним условием, оказывающим непосред-

ственное влияние на повышение качества профессиональной педагогической подготовки студентов, является обеспечение положительной мотивации обучающихся к применению педагогического тестирования.

Формирование внутренней положительной мотивации возможно путем создания ситуации успеха в учении. Для этого при проектировании педагогических тестов важно предусмотреть градацию учебного материала с учетом зоны ближайшего развития для групп студентов с разным уровнем подготовки и учебными навыками. Другими словами, речь идет о создании банка данных с педагогическими тестами разной степени сложности, применение которых позволяет осуществлять контроль одного и того же учебного материала с учетом уровня знаний, способностей и возможностей обучающихся. Следовательно, результаты текущей тестовой диагностики дают возможность оценить знания и умения студентов, распределить их в подгруппы по степени подготовки, а значит, дифференцировать процесс обучения. Итоговое тестирование, в свою очередь, позволяет объективно оценить уровень подготовки студентов с учетом разработанных преподавателем критериев оценки.

Резюмируя сказанное, важно отметить, что только комплексное воплощение всех вышеописанных условий может способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих педагогов средствами педагогического тестирования.

Библиографический список

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: учеб. пособие / В.С. Аванесов. - М.: Исследовательский центр. - 1989. - 214 с.

2. Андриеш В. А. Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами педагогического тестирования / В. А. Андриеш // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 9. - С. 3-9.

3. Архангельский В.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / В.И. Архангельский. - М., 1974. - 166 с.

4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - Волгоград: ВолГУ, 2001. - 84 с.

5. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 204 с.

6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: ИРПО, 1995. - 336 с.

7. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. - Орел, 2004. - 64 с.

8. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 1998. - 97 с.

9. Люсин Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов: учебное пособие для слушателей курсов повышения педагогической квалификации - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 1993. - 355 с.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

fcSCjg

10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования / А.Н. Майоров - M.: Народное образование, 2000. - 351 с.

11. Небаба А.Н. Формирование готовности студентов к развитию учебной деятельности : 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук / Анна Николаевна Небаба. - Ростов-на-Д., 2003. - 27 с.: Библиогр. : 27 с.

12. Оценка качества профессионального образования / Под общей редакцией В.И. Байденко, Дж. Ван Занворта. - М., 2001. - С. 40-63.

13. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 280 с.

14. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. - М.: МГУ, 1972. - С. 260-273.

15. Raven, J. Quality of Life, the Development of Competence, and Higer Education. Higer Education, 13, 3193-404, 1984.

V. А. АNDRIESH

CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF PEDAGOGICS IN HIGH SCHOOL MEANS OF PEDAGOGICAL TESTING

Article is devoted the characteristic of conditions of improvement of quality of vocational training of pedagogics in high school by means of pedagogical testing: introduction in educational process of high school of author’s model of improvement of quality of vocational training of students by means of pedagogical testing; management of informative activity of the future teachers; realization of the lichnostno-focused approach in the organization ofpedagogical testing; maintenance ofpositive motivation of students to testing procedure.

Key words: pedagogical testing, vocational training, the vocational training quality assurance, the lichnostno-focused approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.