УДК 378:796.01
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ
Т.Н. Третьякова - доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет Челябинск
О.С. Третьякова - кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск
COMPUTER TESTING AS THE MODERN METHOD OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN SPORTS HIGH SCHOOL
T.N. Tretyakova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Yugno-Uralskiy State University Chelyabinsk
O.S. Tretyakova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Uralskiy State University of physical culture Chelyabinsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: тестирование, компьютерное тестирование, педагогическая диагностика.
Аннотация. Среди различных аспектов использования современных информационных технологий в образовании выделяют применение компьютерной техники в педагогическом тестировании результатов профессиональной подготовки, современный уровень развития которой делает возможным автоматизацию тестового контроля, обеспечивая завершенный цикл стандартизации оценки знаний. В законодательных актах об образовании компьютерное тестирование официально признано одним из основных методов оценки качества знаний. В статье приведен анализ понятия компьютерного тестирования, определены задачи тестирования. На основе квалиметрического подхода представлена модель учебного процесса, в которой компьютерное тестирование выполняет не только контролирующую, но и обучающую и корректирующую функции, способствуя повышению качества профессиональной подготовки студентов туристских специальностей в спортивном вузе.
Key words: testing, computer testing, pedagogical diagnostics.
Annotation. Among various aspects in using modern computer technologies in the sphere of education the application of computer techniques in pedagogical testing of results of professional training is allocated, modern level of development makes it possible to automate test check, providing a complete cycle of standardization of knowledge. In legislative acts about education computer testing is officially acknowledged to be the basic method of an estimation of the quality of knowledge. In the article the analysis of concept of computer testing is resulted, testing problems are defined. On the basis of qualimetric approach the model of educational process in which computer testing carries out not only supervising, but also training and correcting functions is presented, promoting improvement of training quality of students of touristic specialities in sports institute of higher education.
Проблема педагогической диагностики актуальна и значима для решения вопросов совершенствования преподавания и непрерывного повышения квалификации субъектов образовательного процесса. Педагогическая диагностика не только выявляет уровень профессиональных знаний обучающихся, но и создает основу для определения затруднений в процессе обучения, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления.
Предметом педагогической диагностики может быть: воспитанность личности; степень сформированности каких-то личностных качеств; обученность и образованность личности; поведение и деятельность обучающихся; воспитательное влияние в зоне социального окружения; педагогическое общение и др. Ограничивая рамки нашего исследования, мы в качестве предмета диагностической педагогической деятельности выбрали сформированность компетенций у будущих специалистов туриндустрии в учебном процессе.
Оценивая традиционные методы диагностирования, мы пришли к заключению, что наиболее эффективным является метод тестирования, который обладает рядом преимуществ:
- высокая объективность метода (исключается влияние субъективных факторов);
- тестовая оценка может быть более дифференцирована (возможно использование шкал с большой градацией);
- высокая эффективность тестирования (позволяет проводить оценку знаний больших групп обучаемых с быстрой обработкой результатов);
- позволяет оценить - насколько точен полученный результат.
Вместе с тем, тестовый контроль имеет ограничения в применении, поскольку с помощью тестов сложно оценить глубинное понимание предмета, овладение стилем мышления, свойственного изучаемой дисциплине, хотя в принципе это возможно. Однако отметим, что в настоящее время многие педагоги ориентируются на педагогическое тестирование как наиболее объективную, независимую диагностичную систему измерения учебных достижений обучающихся, предоставляющую возможность массовой, быстрой, многомерной диагностики результатов их учебно-познавательной деятельности.
В современной научно - педагогической литературе можно найти различные определения понятия тестирования в контексте педагогической диагностики (табл. 1).
Контент-анализ показал, что тестирование является педагогическим явлением, имеющим многоаспектное определение, несколько дефиниций.
Под педагогическим тестированием мы понимаем метод оценки качества обучения, представляющий стандартизованную процедуру измерения, обработки и анализа результатов
Таблица 1
Понятие тестирования в контексте педагогической диагностики
Автор / Источник Определение
В.С. Аванесов [1] - это одна из наиболее технологических форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества
К. Ингенкамп [3] - метод педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике
Т.Е. Климова [4] - процесс и результат применения тестов и других диагностических методик для изучения и оценки свойств, качеств объекта измерения
Педагогический энциклопедический словарь [6] - стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижение испытуемого по различным учебным предметам
Стандарт отрасли: педагогическое тестирование: термины и определения [8] - совокупность организационный и методических мероприятий, объединенных общей целью и требованиями к педагогическому тесту и предназначенных для подготовки и проведения формализованной процедуры предъявления этого теста тестируемым, обработки, анализа, интерпретации и выдачи результатов педагогического тестирования
Л.А. Сучкова [9] - стандартизированная процедура измерения образовательных достижений учащихся, обработки, количественного и качественного анализа результатов, направленная на объективную экспертизу качества образования
учебных достижений обучающихся.
Таким образом, тестирование становится современной парадигмой объективного оценивания образовательных достижений, основными задачи которого являются:
- объективное оценивание степени достижения студентами требований образовательных стандартов;
- формирование в среде студентов, работников образования, в обществе устойчивого позитивного стереотипа о необходимости и неизбежности повсеместного внедрения объективных показателей образовательных достижений в практику принятия управленческих решений;
- разработку научных основ создания, исследования свойств и применения тестов;
- внедрение стандартизованных процедур проведения тестирования как процедур объективного оценивания образовательных достижений;
- обеспечение необходимого разнообразия в адаптации возможностей тестирования к потребностям студентов, преподавателей, образовательных учреждений, органов управления образованием, возникающих у них при решении их специфических профессиональных задач (создание пополняемого пакета образовательно-управленческих услуг).
Основным инструментом тестирования является тест, составленный из ряда тестовых заданий. В педагогической литературе используются различные названия тестов, применяемых для измерения качества знаний учащихся: «педагогические тесты», «дидактические тесты», «предметные тесты», «тесты учебных достижений», «тесты успешности обучения». Мы считаем, что все они могут быть обобщены в одном понятии: «педагогические тесты», которым и будем пользоваться в дальнейшем. Педагогический тест следует рассматривать в трех измерениях: как систему тестовых заданий, зафиксированную заранее технологию проведения тестирования и отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов.
Актуальность проблемы педагогического тестирования обусловлена проведением централизованного тестирования в рамках оценки образовательной деятельности вузов, внедрением единого государственного экзамена во всех регионах России, выявивших проблемы неподготовленности как самих тестируемых, так и тестирующих к данной форме диагностики.
Это зачастую является своеобразным препятствием для тестируемых, поскольку процедура тестирования, выполняющая обучающую функцию, в учебном процессе используется нерегулярно в связи с отсутствием соответствующей методической подготовки субъектов образовательного процесса: с одной стороны, преподаватели, не умеющие использовать в своей работе тестирование как новую форму измерения качества знаний обучаемых и отслеживания сформированности их компетенций, а с другой стороны -студенты, образовательная деятельность которых не стимулируется самостоятельным достижением высоких показателей в учебе, самоконтроля за усвоением теоретических знаний и практических навыков, как основы качества профессиональной подготовки будущего специалиста туриндустрии в процессе обучения.
Тестирование на основе компьютерных информационных технологий официально признано основным средством диагностики качества знаний в проекте Федерального закона «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» [7].
Современный уровень развития вычислительной техники и внедрение компьютеров в учебный процесс делают возможным автоматизацию тестового контроля, обеспечивая завершенный цикл стандартизации диагностики качества знаний, формирования профессиональных компетенций в период обучения в вузе. Как показывает опыт использования диагностического комплекса качества знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, автоматизация не только облегчает труд преподавателя, экономит время у тестируемого, но и снимает психологическую нагрузку, переводя объект-субъектные отношения «студент-преподаватель» на «ПЭВМ-студент»; позволяет активизировать процесс контроля и повысить качество «знаниевых» показателей.
Под использованием компьютерного тестирования в учебном процессе как основы формирования компетенций у будущих специалистов туриндустрии мы понимаем целенаправленную деятельность преподавателя, связанную с разработкой тестов учебных достижений, проведением тестирования, обработкой и представлением полученных результатов с использованием компьютерной техники и информационных технологий, и студента с его стремлением получить максимальный результат в процессе обучения в вузе.
При компьютерном тестировании имеется возможность учета индивидуальных особенностей студентов в зависимости от превалирующего у них канала восприятия, например, аудиального, речевого, визуального. Современные мультимедиа компоненты
позволяют применять звуковое, речевое, видео и анимационное сопровождение заданий. Время ответа на вопрос легко ограничить на программном уровне, при этом общее время тестирования можно задавать достаточно четко, позволяя укладываться во временные рамки занятия.
Упрощение организации диагностики знаний при работе с обучающими компьютерными средами нам видится в том, что диагностика осуществляется в рамках тех же сред, что и обучение. Это обеспечивает достоверность результатов диагностики, ее надежность и валидностъ. Получаемая в процессе работы студента с компьютерной обучающей средой информация может быть использована для создания индивидуальной системы контроля, когда само тестирование происходит в режиме диалога пользователя с компьютером, в чем реализуется информационно-коммуникативная функция компьютерного тестирования [5]. У преподавателей появляется возможность работать с большим объемом дидактических материалов, быстро их структурировать и корректировать, компоновать новые, накапливать их, производить обмен опытом с коллегами.
Кроме того, компьютерные тесты обладают скрытыми возможностями, проявляющимися только по мере накопления опыта самостоятельной работы. Как показывает практика, на компьютерном занятии преобладает деловая и спокойная обстановка, общение с преподавателем идет на предметной компьютеризированной основе. Отмечается, что ограничение времени способствует активизации работы студентов над заданием.
При компьютерной проверке студенты не отрицают пробелы в своих знаниях, компьютер зачастую ассоциируется у них с предельно «честным» аппаратом, хотя очевидно, что тестовые задания составлены все теми же «придирчивыми преподавателями». Поскольку часть функций контроля и оценивания знаний переданы компьютеру, то этот процесс проходит более бесконфликтно.
Компьютерное тестирование выполняет стимулирующую и организационную функции. Повышается объективность проведения проверки усвоенных знаний и умений, сформированных компетенций. Измерение можно считать объективным, если удается максимально исключить интерсубьектные воздействия субъектов компьютерного тестирования. Это требование включает в себя ограничение, исключение или контролируемость субъективных воздействий со стороны тестолога на результат измерении [3]. Компьютер позволяет это сделать благодаря стандартизации процедуры проверки.
Появляется возможность анализа результатов тестирования: анализа особенностей усвоения терминов и понятий (особенно взятых из разных учебных циклов), особенностей понимания смыслового содержания заданий, соотнесения содержания заданий с содержанием программ обучения, жизненным опытом и т.п. Анализ позволяет проводить кроме контроля знаний еще и коррекционную работу. Коррекционная работа предполагает широкие возможности для диалога тестируемого и тестирующего. Благодаря немедленной оценке своих действий студент может скорректировать их, и, если необходимо, воспользоваться помощью (программы, учебные пособия, комплекс информационно-методического обеспечения или педагог-тестолог). Результаты компьютерного тестирования позволяют провести содержательный анализ ответов с выявлением причин неудач и предложением способа устранения выявленных пробелов в знаниях обучаемых [2].
Современные компьютерные тесты позволяют отслеживать процессуальную сторону выполнения заданий: время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения к подсказке (если она имеется), время на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа, траекторию движения «мыши» при выборе варианта ответа и т.п., что недостижимо при проведении группового тестирования в обычном виде на бумажном носителе или в форме устного монолога (в редких случаях - диалога). Появляется возможность параллельно с основными задачами тестирования проводить еще и психологический анализ.
В учебном процессе компьютерное тестирование выполняет контролирующую и рефлексивно-формирующую функции, выступая в качестве инструмента для самоконтроля студентов. В любое удобное для студента время он имеет возможность проверить уровень своих знаний по теме, разделу и сделать соответствующие выводы. Преподавателю при проведении текущей диагностики знаний, промежуточных аттестаций в межсессионный период, повторения изученного материала, тренинга студентов с помощью компьютерного тестирования не приходится много говорить, поскольку студент более самостоятелен, четко представляет результат своей работы и знает, что может воспользоваться помощью, предоставляемой программой, комплексом информационно-методического обеспечения и, в крайнем случае, обратиться к преподавателю. Появляется поколение преподавателей, которые способны давать возможность студентам обучаться самостоятельно.
Рис. 1. Квалиметрический подход к компьютерному тестированию в учебном процессе формирования компетенций специалиста туриндустрии в учебном процессе вуза пока
остается недостаточно исследованной в педагогической науке и практике.
Идея объединения в учебном процессе задач компьютерной диагностики и системы
формирования компетенций специалиста туриндустрии, как результата профессиональной
подготовки выпускника была реализована в процессе проведения данного диссертационного
исследования на основе квалиметрического подхода к компьютерному тестированию в процессе профессиональной подготовки (рис. 1).
Таким образом, анализ состояния проблемы диагностики средствами компьютерного тестирования позволяет сделать вывод о том, что при диагностике сформированности компетенций у будущего специалиста туриндустрии компьютерное тестирование выполняет ряд функций: информационно-коммуникативную, мотивационно-оценочную (стимулирующую), организационную, прогностическую, рефлексивно-формирующую, развивающую, познавательную, интегрирующую.
Функции компьютерного тестирования учебном процессе вуза обусловлены структурой и содержанием компетенций специалиста туриндустрии, на основе выделения которых определяется содержание основной образовательной программы, предметная профессиональная область деятельности («знаниевый» компонент). Функции компьютерного тестирования определяют формы, методы и средства компьютерного тестирования.
Литература
1. Аванесов, В.С. Тесты в социологическом исследовании / В.С. Аванесов. - М., 1982. - 199 с.
2. Валов, А.М. Условия успешности применения компьютерного педагогического тестирования в обучении физике : дис. ... канд. пед. наук / А.М. Валов. - Новосибирск, 2003. - 235 с.
3. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - пер. с нем. - М. : Педагогика, 1991. -
240 с.
4. Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика : учеб. пособие / Т.Е. Климова. - Магнитогорск : МаГУ, 2000. - 124 с.
5. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
7. Проект Федерального закона «О государственном образовательном стандарте основного общего образования». - М. : Педагогика, 1997. - 45 с.
8. Стандарт отрасли : педагогическое тестирование : термины и определения : вторая редакция / под ред. В.А. Хлебникова. - М. : Центр тестирования Минобразования РФ, 2002. - 23 с.
9. Сучкова, Л.А. Централизованное тестирование как средство экспертизы качества образования : дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Сучкова. - Ростов н/Д., 2000. - 234 с.
Literature
1. Avanesov, V.S. Tests in sociological research / V.S. Avanesov. - M., 1982. - 199 p.
2. Valov, A.M. Conditions of success of the use of computer pedagogical testing in teaching physicist : dis. ... Cand. of Ped. Sciences / A.M. Valov. - Novosibirsk, 2003. - 235 p.
3. Ingepkamp, K. Pedagogical diagnostics : K. Ingenkamp. - translation from Ger. - M. : Pedagogics, 1991.
- 240 p.
4. Klimova, T.E. Pedagogical diagnostics : a tutorial / T.E. Klimova. - Magnitogorsk : MaSU, 2000. - 128 p.
5. Matros, D.Sh. Quality management of education on the basis of new information technology and educational monitoring / D.Sh. Matros, D.M. Polev, N.N. Melnikova. - M. : Pedagogical society in Russia, 2002. - 528 p.
6. Pedagogical encyclopedic dictionary / chief editor B.M. Bim-Bad. - M. : The big Russian encyclopedia, 2002. - 528 p.
7. The project of the Federal law "About the state educational standard of the basic general education". - M. : Pedagogics, 1997. - 45p.
8. The branch standard : pedagogical testing : terms and definitions : second edition / edit by V.A. Khlebnikov. - M. : Russian center of testing of the Ministry of Education, 2002. - 23 p.
9. Suchkova, L.A. Centralized testing as a mean of assessment of the quality of education : dis. ... Cand. of Ped. Sciences / L.A. Suchkova. - Rostov n/D., 2000. - 234 p.
Статья поступила в редакцию 03.10.2011 г.