НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Педагогическое тестирование: компетентностный подход, возможности и ошибки*
Максимов С.Л., Мещерякова М.А.
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
На примере оценочных средств дисциплины «Инфекционные болезни» показаны возможные пути решения отдельных актуальных проблем использования педагогического тестирования. Приведены примеры реализации требований к композиции заданий в тестовой форме, даны рекомендации к использованию заданий различных форм (с выбором ответов, на установление соответствия, на определение правильной последовательности, открытой формы). Предложены методологические подходы, позволяющие объективно измерять уровень профессиональных компетенций, сформированных в процессе обучения при проведении итогового контроля по дисциплине.
Ключевые слова:
компетентностный подход, педагогический контроль, педагогическое тестирование, композиция тестовых заданий, инфекционные болезни
Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 4. С. 26-31.
Статья поступила в редакцию: 14.12.2016. Принята в печать: 05.06.2017.
Pedagogical testing: competency approach, opportunities and errors
MaksimovS.L., A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry
Meshcheryakova M.A. of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
On the example of evaluation tools of the discipline "Infectious Diseases" shows possible ways of solving certain actual problems of using pedagogical testing. Examples are given of the requirements for the composition of tasks in a test form, recommendations for the use of tasks of various forms (with the choice of answers, the establishment of conformity, the definition of the correct sequence, open form). Methodological approaches are proposed that allow to objectively measure the level of professional competencies formed in the process of training when conducting final control over the discipline.
Keywords:
competence approach, higher medical education, pedagogical control, pedagogical testing, composition of test tasks, infectious diseases
Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2017; (4): 26-31.
Received: 14.12.2016. Accepted: 05.06.2017.
* Материалы статьи доложены и обсуждены на выездном заседании Учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи 2 ноября 2016 г.
В настоящее время в среде преподавателей существует большой разброс мнений о применении тестирования при изучении дисциплин, в том числе дисциплины «инфекционные болезни»: от полного неприятия до возведения его в ранг педагогической панацеи. Между тем уже четко определены преимущества этого метода педагогического контроля (т.е. измерения знаний и умений обучаемых): объективность, быстрота, технологичность, охват всего учебного материала, возможность использовать математические методы для обработки результатов. Тестирование в настоящее время используется в качестве одного из этапов Государственной итоговой аттестации выпускников вузов медицинских специальностей и первичной аккредитации врачей.
Изучением проблем тестирования обучающихся занимается прикладная тестология - междисциплинарная наука, занимающаяся разработкой педагогических тестов с оценкой их эффективного применения. В теории педагогического тестирования в настоящее время еще очень много нерешенных проблем. Применение тестирования в реальной педагогической деятельности и сейчас позволяет заметно повысить детальность и точность оценивания результатов обучения, рационально управлять учебным процессом. А для того чтобы педагогическое тестирование перестало быть модной (а для многих и непонятной) игрушкой и заняло приличествующее ему место в педагогическом процессе, требуется большая работа не столько ученых, сколько самих преподавателей дисциплин.
Не претендуя на всесторонний анализ организации и проведения педагогического тестирования при изучении дисциплин основной образовательной программы ФГОС ВО врачебных специальностей, остановимся на отдельных актуальных проблемах использования этого метода педагогического контроля на примере измерительных материалов дисциплины «инфекционные болезни».
Первая проблема продолжает существовать, несмотря на многолетний опыт использования тестирования в учебном процессе высшей медицинской школы. Она заключается в несоблюдении основных требований к композиции заданий тестовой формы: краткость, логическая форма высказывания, адекватная инструкция к выполнению, однозначность.
При составлении задания в тестовой форме необходимо стремиться к максимальной краткости, тщательно отбирая необходимую информацию (термины, символы, рисунки и пр.). Сведения как бы спрессовываются, выделяется главное, принципиальное, общее, отсеивается малонужная информация. Работа над заданиями в этом направлении имеет неожиданную пользу для разработки другой составляющей педагогического процесса - целей и содержания обучения. Преподаватели вынуждены лучше организовывать, систематизировать и обобщать учебную информацию, а цели обучения формулируются более точно и диагностично.
Логическая форма высказывания является универсальным средством четкого выражения мысли человеком. Выполняя задание в любой тестовой форме, испытуемый превращает утверждение в истинное или ложное - это естественный процесс мышления. Поэтому задание должно иметь утвердительную форму высказывания. Нельзя, например, использовать формулировки: «Все верно, кроме...»; «Для этого явления не харак-
терно...», «Все ответы правильны.», «Все ответы неправильные. ». Также нельзя использовать вопросительную форму («Что характерно для патогенеза.? Какой из нижеперечисленных симптомов характерен для.?) или форму императива («Укажите ведущий симптом при.», «Выберите метод, наиболее достоверно подтверждающий диагноз.»).
Четкая инструкция имеет большое значение в композиции тестовых заданий. Адекватная форме и содержанию задания, она позволяет довести до сознания испытуемых все требования, заложенные в задании. В противном случае смысл задания будет не понят, что приведет к ошибочным ответам.
Однозначными должны быть и смысл задания, и оценка его выполнения. В науке может существовать несколько мнений по проблеме, каждый преподаватель может иметь свою индивидуальную точку зрения на решение вопроса. Такое часто наблюдается, например, в клинических дисциплинах медицины. В содержание заданий нельзя включать спорные ситуации. Под однозначностью понимаются также общие для всех заданий и всех испытуемых правила оценки результатов выполнения. Например, порядок начисления баллов за выполнение задания.
В практике педагогического тестирования чаще всего используются задания с выбором одного или нескольких правильных ответов [1], что было вызвано невозможностью широкого использования компьютерных программ и ручным способом обработки результатов. Однако в тестировании используются и задания других форм: на определение правильной последовательности [2], на установление соответствия [3] и открытой формы [4].
В настоящее время электронные педагогические технологии интенсивно внедряются в высшей школе, появляется возможность использовать преимущества этих форм заданий, позволяющих более точно определить уровень достижения педагогических целей.
Так, знание алгоритма диагностического поиска при определенном синдроме, действий врача при аварийной или экстренной ситуации целесообразно проверить заданием на установление правильной последовательности действий (пример 1). Выполняя задание, испытуемые должны в пустые клетки правого столбца вставить номер варианта в соответствии с правильной последовательностью действия, события и пр. В таблице примера 1 в правом столбце уже внесена правильная последовательность действий врача.
Умение проводить дифференциальную диагностику может быть проверено тестовым заданием на установление соответствия (пример 2). При выполнении задания к каждому элементу левого столбика подбирается элемент правого. В правом столбике обязательно должны быть дистракторы - элементы, не соответствующие ни одному элементу левого столбика.
Знание определений понятий можно проверить тестовым заданием открытой формы (пример 3), которое представляет собой законченное утверждение с пропущенными ключевыми словами. Испытуемый должен вписать недостающие в утверждении слова. В примере пропущенные слова выделены курсивом и подчеркиванием.
Вторая и, наверное, самая основная проблема в педагогическом тестировании - реализация компетентностного подхода. Этот подход предполагает формулирование результатов
Пример 1. Определите алгоритм действий врача при аварийной ситуации: во время стоматологического приема пациент, состоящий на диспансерном учете в Центре СПИДа (ВИЧ-инфекция, стадия III), укусил стоматолога за палец с нарушением целостности кожного покрова.
№ варианта Действие врача Правильная
действия последовательность действий
1 Сообщить заведующему отделением об аварийной ситуации 5
2 Составить акт о несчастном случае на производстве 7
3 Обработать перчатки дезинфицирующим раствором 1
4 Заполнить журнал учета аварийных ситуаций 6
5 Промыть рану проточной водой 3
6 Снять резиновые перчатки 2
7 Провести экспресс-тест на ВИЧ-инфекцию с биологическим материалом пациента 4
Пример 2. Установите соответствие.
Диагноз Выявленные маркеры
1. Острый гепатит D. 2. Острый гепатит В и ВИЧ-инфекция. 3. Острый гепатит В c дельта-агентом. 4. Хронический гепатит В и ВИЧ-инфекция. A) HBsAg, агЛЖВс ^М, эпй+ПУ. Б) HBsAg, ап1ЖВс ап!1^У ^М. B) HBsAg, ап1ЖВс ^М, ап!ЖСУ ^в. Г) HBsAg, ап!ЖВс ап1Ж!У Д) HBsAg, anti-HBcIgM,anti-HDV ^М.
Правильные варианты ответов: 1 - Б, 2 - А, 3 - Д, 4 -Г.
Пример 3. Дополните фразы.
Антропонозы - заболевания, (резервуаром) которых является (человек). Патогенность - способность (возбудителя) вызывать (болезнь).
обучения (специальности в целом и отдельной дисциплине) в виде компетенций - общекультурных и профессиональных. Способность и готовность выполнять сложное профессиональное действие могут быть сформированы в учебном процессе при создании условий вовлечения студента в эту деятельность. Компетентностный подход необходимо реализовывать и при проведении педагогического контроля, т.е. измерять уровень компетенции, состоящей из знаний, умений и навыков. Можно ли измерить компетенцию тестированием?
Принято считать, что задания в тестовой форме определяют наличие или отсутствие только знаний. Понятно, что задания в тестовой форме вряд ли позволят нам определить у студента умение выполнять определенный вид деятельности, т.е. компетенцию. Но составляющие вида деятельности - практические умения - определить вполне реально.
Умственные практические умения, по своей сути, являются логическими операциями над понятиями. Для композиции тестового задания на определение умений используют специальные приемы: классические логические операции (подведение под понятие, классификация, вывод следствия и пр.) [1] и короткие ситуационные задачи (примеры 4, 5) [2].
Третья проблема - содержание отдельных заданий и тестов. Содержание оценочных средств как для текущего контроля, так и для определения результатов освоения дисциплины в целом должно соответствовать целям изучения темы, раздела, дисциплины. Так как тестирование не может оценить умение решать комплексные профессиональные задачи (т.е. измерить компетентность в целом), оно используется в сочетании с экспертным методом контроля - собеседова-
нием по решению ситуационных клинических задач. Поэтому при разработке тестовых заданий прежде всего нужно определить, какие знания и умения будут диагностироваться тестированием, какие будут вынесены на собеседование, чтобы проконтролировать достижение всех целей обучения. При анализе банка контрольно-измерительных материалов (фонд оценочных средств) очень часто выявляется отсутствие заданий, предназначенных для диагностики достижения некоторых целей, что совершенно недопустимо. Если эти знания и умения не контролируются в учебном процессе, возможно, они не существенны, и их не нужно вносить в перечень результатов обучения.
Возможны 2 подхода к разработке оценочных средств и методике проведения экзамена.
Первый подход - при разработке материалов для экзамена, проанализировав цели изучения дисциплины, выбрать те, достижение которых будет оцениваться тестированием, и составить банк заданий, ориентированных на их содержание. Например, определение тестированием знания клинической картины инфекционных заболеваний, протекающих в типичной форме (пример б); основных принципов лечения инфекционных болезней (пример 7), показаний к амбулаторному лечению или госпитализации инфекционных больных, правил диспансерного наблюдения, принципов профилактики инфекционных болезней (пример 8) и пр. Тогда тестированием определяют как бы минимальный уровень компетентности, возможность допуска испытуемого к более глубокому исследованию ее уровня на этапе собеседования по решению профессиональных задач. А для собеседования составляют ситуационные задачи по диагно-
Пример 4. Задания на выявление знания и умственного умения (подведение под понятие).
Варианты тестовых заданий, предназначенных для определения:
знаний признаков степеней обезвоживания умения определять степень обезвоживания Потеря массы тела на 7-9% соответствует степени обезвоживания: 1) 0; 2) I; 3) II; 4) III*; 5) IV.
При обезвоживании III степени процент потери массы тела составляет: 1) до 1%; 2) 3%; 3) 4-6%; 4) 7-9%*; 5) свыше 10%.
* - правильный ответ.
Пример 5. Ситуационная задача на постановку диагноза как задание в тестовой форме. Тестовое задание с одним правильным вариантом ответа.
Лихорадка, боль в мышцах при движении и в покое, одутловатость лица, эозинофилия в крови характерны для:
1) цистицеркоза;
2) клонорхоза;
3)трихинеллеза*;
4) аскаридоза;
5) трихоцефалеза.
* - правильный ответ.
Пример 6. Задания на знание типичной клинической картины инфекционной болезни.
Тестовые задания с одним правильным вариантом ответа
1. При тяжелом течении пищевой токсикоинфекции: 2. Для малярийного приступа характерна триада симптомов:
а) возможно развитие обезвоживания*; а) озноб, лихорадка, потоотделение*;
б) возможна высокая лихорадка длительностью до 5 сут б) озноб, головная боль, потоотделение;
и более; в) головная боль, лихорадка, рвота;
в) боль в животе обычно носит постоянный характер; г) миалгия, озноб, лихорадка;
г) жидкий стул предшествует появлению рвоты; д) рвота, лихорадка, потоотделение.
д) в испражнениях присутствуют примесь слизи и крови.
* - правильный ответ.
Пример 7. Задания на знание основных принципов лечения инфекционных болезней.
Тестовые задания с одним правильным вариантом ответа
1. Основным методом лечения холеры является: 2. Для лечения тропической малярии применяют:
а) дезинтоксикационная терапия; а) гентамицин;
б) дегидратационная терапия; б) трихопол;
в) регидратационная терапия*; в) мефлохин*;
г) антибактериальная терапия; г) аспаркам;
д)вакцинотерапия. д) нитроксолин.
* - правильный ответ.
Пример 8. Задание на знание показаний к госпитализации и лечению инфекционных больных. 1. Больному желтушной формой гепатита А средней степени тяжести показаны:
а) амбулаторное лечение: режим полупостельный, диета, симптоматическая терапия;
б) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета, симптоматическая терапия;
в) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета, симптоматическая и дезинтоксикационная терапия*;
г) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета;
д) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета; симптоматическая, дезинтоксикационная и этиотропная терапия.
* - правильный ответ.
Пример 9. Задача на выяснение знаний этиологии, клиники, типичных осложнений; умения определить клинический диагноз, тактику лечения и профилактики болезни.
Задача 1. Больной, 19 лет, житель Москвы. Заболел остро 29.09, когда появились озноб, ломота в мышцах, умеренная головная боль, снизился аппетит, поднялась температура тела до 38,0 °C. В течение последующих 3 дней лихорадил, появились тошнота, рвота после еды. Принимал парацетамол. Вызвал бригаду скорой медицинской помощи, которая госпитализировала пациента в инфекционную больницу с диагнозом «Острое респираторное заболевание».
При осмотре: кожный покров и склеры желтушны. Печень увеличена, выступает на 2 см из-под края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Стул оформленный, обесцвечен. Дизурии нет, моча темного цвета.
Эпидемиологический анамнез: учащийся, наличие парентеральных вмешательств отрицает, холост, половой жизнью не живет, живет в общежитии, питается в столовой. Ходил в поход 1,5 мес назад.
Задания с одним правильным вариантом ответа.
Предварительный клинический диагноз с учетом описанных синдромов:
а) острое респираторное заболевание;
б) острый вирусный гепатит*;
в) бактериальное пищевое отравление;
г) аденовирусная инфекция;
д) лекарственный гепатит.
1. Лабораторное исследование, позволяющее поставить окончательный диагноз:
а) клинический анализ крови;
б) клинический анализ мочи;
в) бактериологический анализ кала;
г) биохимический анализ крови;
д) иммуноферментный анализ крови*.
2. Наиболее характерными изменениями биохимических параметров крови для выставленного вами диагноза болезни будут:
а) увеличение общего билирубина и его фракций;
б) увеличение АЛТ, АСТ <10 норм;
в) увеличение преимущественно непрямой фракции билирубина, АЛТ, АСТ;
г) повышение активности АЛТ, АСТ >10 норм, увеличение преимущественно прямой фракции билирубина*;
д) увеличение преимущественно прямой фракции билирубина, ЩФ, ГГТП.
3. Характерным типом желтухи при этой болезни является:
а) надпеченочная желтуха;
б) подпеченочная желтуха;
в) печеночная желтуха*;
г) смешанная желтуха;
д) холестатическая желтуха.
4. Возможное осложнение при этой болезни:
а) разрыв селезенки;
б) гепаторенальный синдром;
в) отек головного мозга;
г) острая почечная недостаточность;
д) острая печеночная энцефалопатия*.
5. При подтверждении диагноза этому пациенту показано:
а) амбулаторное лечение: режим полупостельный, диета, симптоматическая терапия;
б) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета, симптоматическая терапия;
в) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета, симптоматическая и дезинтоксикационная терапия*;
г) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета;
д) госпитализация и лечение в стационаре: режим полупостельный, диета; симптоматическая, дезинтоксикационная и этиотропная терапия.
* - правильный вариант ответа.
стике, лечению, реабилитации больных различными заболеваниями и их профилактике, решение которых продемонстрирует способность и готовность студента выполнять профессиональную деятельность в полном объеме, т.е. компетентность.
Второй подход - все оценочные средства разрабатывают как ситуационные задачи с серией заданий в тестовой форме. При этом можно использовать как задания с выбором ответов, так и другие формы заданий. Содержание этих заданий должно отражать знание и умения, составляющие цели обучения, и касаться этиологии, патогенеза, лечения, профилактики, осложне-
ний и прочего (пример 9). После тестирования можно провести собеседование по задачам, которые студент решил, выбрав те, например, в которых большинство ответов было неверными, или по задачам из разных тем.
В настоящее время благодаря развитию электронных технологий обучения педагогическое тестирование вступает в период бурного развития, положительные результаты которого могут быть достигнуты лишь с опорой на научно обоснованные пути реализации компетентностного подхода к высшему образованию вообще и медицинскому в частности.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Максимов Семен Леонидович - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Мещерякова Мария Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и технологии педагогической деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М. : Центр тестирования, 2010. 155 с.
2. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000. 1б8 с.
3. Мещерякова М.А. Система педагогического тестирования в преподавании учебной дисциплины медицинских специальностей (учебное пособие для преподавателей). М. : ММА им. И.М. Сеченова, 2002. 90 с.
4. Терапевтическая стоматология. Вариативные клинические ситуации с интергативными заданиями в тестовой форме (с обоснованием правильных ответов : учебное пособие для подготовки к итоговой государственной аттестации выпускников стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Г.М. Барера. М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. 192 с.
REFERENCES
1. Avanesov V.S. Form of test tasks. Moscow: Testing Center; 2010: 155 p. (in Russian)
2. Neyman Yu.M., Khlebnikov V.A. Introduction to the theory of modeling and parametrization of pedagogical tests. Moscow; 2000: 168 p. (in Russian)
3. Meshcheryakova M.A. The system of pedagogical testing in medical specialties discipline teaching (textbook for teachers). Moscow: I.M. Sechenov Moscow Medical Academy; 2002: 90 p. (in Russian)
4. Therapeutic dentistry. Variative clinical situations with interrogative tasks in the test form (with justification of correct answers: study guide for preparation for the final state certification of graduates of medical colleges dental faculties. Edited by G.M. Barer. Moscow: All-Russian Educational Scientific and Methodological Center for Continuing Medical and Pharmaceutical Education of the Ministry of Health of the Russian Federation; 2003: 192 p. (in Russian)