Научная статья на тему 'Педагогическое тестирование как средство оценивания результатов обучения школьников'

Педагогическое тестирование как средство оценивания результатов обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахриева А. Ю.

Статья посвящена современным средствам оценивания результатов обучения школьников. Рассматриваются такие понятия как «педагогические измерения», «тестирование», «композиция тестовых заданий». В публикации анализируются проблемы педагогического тестирования, даются примеры тестовых заданий различных форм с подробным изложением технологии составления заданий, достоинствами и недостатками тех или иных форм тестовых заданий на примере гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое тестирование как средство оценивания результатов обучения школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Ахриева А.Ю.*

Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва

Статья посвящена современным средствам оценивания результатов обучения школьников. Рассматриваются такие понятия как «педагогические измерения», «тестирование», «композиция тестовых заданий». В публикации анализируются проблемы педагогического тестирования, даются примеры тестовых заданий различных форм с подробным изложением технологии составления заданий, достоинствами и недостатками тех или иных форм тестовых заданий на примере гуманитарных дисциплин.

Современное общество перешло в принципиально иную эпоху своего существования. Новое время диктует свои условия и требует совсем другой организации общества. Неизбежна модернизация и сферы образования.

В современном мире во всех сферах жизни значительную роль играет категория качества.

Следует оценить, насколько российские выпускники конкурентоспособны, значит, нужно «измерить» качество образования (в данном случае одну из его составляющих - обучения). На смену традиционному контролю приходят педагогические измерения, представленные в виде тестов.

Слово «тест» вызывает самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова «test», (проба, испытание, проверка). В общем, по этому вопросу нет единства мнений. В науке проводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия.

В российской научной литературе существует несколько подходов к определению термина «тест», например:

- тест - это совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области [8];

- тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств

* Аспирант кафедры Технологий и профессионального образования.

личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения [7].

Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам. В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

Именно форма и содержание являются главными компонентами процесса создания тестовых заданий. Цель композиции - создание таких заданий, которые можно было бы включить в тест и использовать как в традиционно организованном учебном процессе, так и в автоматизированных системах контроля знаний.

В процессе создания к заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- логическая форма высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Правильная форма заданий - это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста.

Если к заданиям даются готовые ответы на выбор, то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа. Это первая форма.

Технология создания таких заданий состоит из следующих этапов:

- формулировка вопроса;

- подготовка ответа на него;

- переформулировка вопроса в утверждение;

- подбор дистракторов (правдоподобных, но неверных ответов).

Примеры заданий:

- Существительные могут изменяться по:

1. падежам, родам;

2. падежам, числам;

3. родам, числам.

- Местоимениями являются слова:

1. обе;

2. каждый;

3. где-то;

4. что-нибудь;

5. некто;

6. когда;

7. сколько.

С помощью заданий с выбором ответа можно проверить как знания понятий, фактов, так и умения опознавательного и квалификационного характера. Задания с выбором одного правильного ответа лучше всего использовать на начальном этапе усвоения знаний. Анализ выбора неправильных ответов тестируемыми может помочь в определении наиболее распространенных ошибок, что поможет наметить программу коррекции знаний и умений учащихся.

Недостатками заданий с выбором ответов являются, во-первых, риск, что тестируемый запомнит неправильный ответ как верный, во-вторых, в таких заданиях самая большая вероятность угадывания, в-третьих, найти правильный ответ легче, чем сформулировать самому, так как в предложенных ответах не требуется обоснования.

Во второй форме задание сформулировано так, что готового ответа нет; каждому испытуемому во время тестирования ответ приходится вписывать самому, в отведенном для этого месте. Такие задания можно назвать заданиями открытой формы. После дополнения задания определенным ответом получается истинное или ложное высказывание.

Технология создания такого задания включает в себя следующие этапы:

- составление вопроса,

- формулировка ответа на него,

- исключение из ответа ключевого слова,

- замена его пробелом.

Инструкция к такому заданию выглядит следующим образом: «Допишите на месте прочерка слово или словосочетание».

Пример задания:

Правописание личных окончаний глаголов зависит от_

Обобщающие рекомендации по разработке заданий открытой формы [1]:

- содержание задания должно быть понятно всем, без исключения,

испытуемым;

- содержание задания пишется прописными буквами;

- все утверждения делаются, по возможности, короткими;

- добавлять лучше как можно меньше слов или знаков;

- добавлять что-то одно;

- добавляемое слово для лучшего понимания желательно ставить ближе к концу задания.

С помощью заданий открытой формы можно проверить знания терминов, а также умения опознавательного характера. Преимуществами заданий открытой формы являются более широкие возможности для оценки уровня овладения учащимся системой предмета (содержательная валидность), для диагностики результатов обучения и проблем в обучении, такие задания вызывают больший интерес у учащихся, чем задания с выбором ответа.

Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, можно назвать заданиями на установление соответствия. Это третья форма.

Чаще всего задания этого типа имеют вид таблицы, где каждому элементу левого столбца соответствует один или несколько элементов правого, при этом частей левого столбца может быть в два раза меньше, чем правого. Если количество элементов в обеих частях совпадет, то последнюю пару при незнании можно вычислить методом исключения. В правом столбце могут содержаться дистракторы, то есть элементы, не имеющие отношения ни к одному из названных частей в правом. Для разграничения столбцов используют цифры в правом и буквенные обозначения в левом.

Инструкция к таким заданиям имеет следующий вид: «Установите соответствие...».

Пример задания:

Установите соответствие слов частям речи:

Части речи Слова

1. Местоимение а) иной

2. Наречие б) почему

3. Числительное в) когда-то

г) оба

д) весь

е) в течение

ж) по своему

з) по-прежнему

Задания на соответствие применяются как в текущем, так и в итоговом контроле, они проверяют знания о взаимосвязи, родо-видовых отношениях явлений.

И, наконец, в тех случаях, когда требуется установить правильную последовательность вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях используются задания на установление правильной последовательности. Это четвертая форма заданий.

Тестируемому дается случайная последовательность каких-либо фактов, и ему необходимо слева от каждого перечисления проставить его порядковый номер в верной, по мнению отвечающего, последовательности. По В. Аване-сову [2], можно выделить несколько вариантов последовательностей:

- историческая последовательность;

- последовательность технологических действий;

- последовательность различных процессов (в том числе лингвистических);

- цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.

Инструкция к заданиям на установление последовательности выглядит следующим образом: «Установите правильную последовательность...».

Пример задания:

Установите правильную последовательность действий при морфемном разборе:

- выделение корня;

- выделение окончания;

- выделение приставки;

- выделение постфикса.

Задания на установление последовательности могут проверить алгоритмические, процессуальные умения.

Каждая из перечисленных форм позволяет проверить специфические виды знаний. Выбор форм зависит от цели тестирования и содержания теста, от технических возможностей и уровня подготовленности преподавателей в области теории и методики тестового контроля знаний.

Список литературы:

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов педагогических вузов. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.

2. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. - М.: Исследовательский центр, 1994. - 135 с.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. -СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

4. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. - М.: МГУП, 2000. - 161 с.

5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б.Челышкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. - СПб.: Образование и культура, 1996. - 304 с.

7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М., «Интеллект-центр», 2001. - 296 с.

8. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: учеб. пособие. - М.: ИЦ, 1995. - С. 33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

© Васильева А.А.*

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета,

г. Нижнекамск

В статье рассматривается понятие «поликультурное образование» применительно к формированию личности студента. В России поликультурное образование является демократическим ответом на потребности многонационального населения. Следует учитывать, что народы России, сохраняя ведущую роль русской культуры, представляют одновременно различные цивилизованные типы и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях образования. В свою очередь, необходимость толерантного сосуществования большинства населения с этническими и национальными меньшинствами порождает потребность поликультурного образования как приоритета современной политики.

В последние годы образование и культура в современном мире далеко отошли друг от друга, что само по себе свидетельствует о глубоких переменах в обществе. Суть этих перемен - в возникновении массовой культуры, создаваемой и транслируемой средствами массовой коммуникации. Массовая культура лишена четко выраженной окраски, оказывает воздействие на современного человека ничуть не меньше, чем национальная культура. Образование утрачивает при этом функцию формирования национального самосознания, ставя перед собой задачу подготовки человека к профессиональной деятельности в той или иной отрасли материального и духовного производства.

Плюрализация - одна из наисовременнейших тенденций мирового процесса реформирования образования - вызвана к жизни углубляющейся демократизацией, все более охватывающей социальные структуры мирового

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.