Научная статья на тему 'Форма тестовых заданий'

Форма тестовых заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3606
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / ФОРМА / ЗАКРЫТАЯ ФОРМА / ОТКРЫТАЯ ФОРМА / ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ / TEST TASK / FORM / CLOSED FORM / OPEN FORM / TASKS OF ESTABLISHING THE COMPLIANCE / TASKS OF DETERMINING THE CORRECT SEQUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанова О.А.

Статья посвящена проблеме определения формы тестовых заданий. Представлена общепринятая классификация форм тестовых заданий в педагогической литературе (четыре вида форм тестовых заданий), а также в литературе по методике изучения иностранных языков (одиннадцать видов форм тестовых заданий). Автор пишет о назначении тестовых заданий разных форм. Приводятся принципы построения заданий разной формы. Указываются преимущества тех или иных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORM OF TEST TASKS

The article is devoted to the problem of determining the form of tests. It presents the standard classification offorms of test tasks in the pedagogical literature (four types of forms of test tasks), and also in practice of studying of foreign languages (eleven types offorms of test tasks). The author writes about the purpose of test tasks of different forms. The principles of construction of tasks of different forms are given. The advantages of certain tasks are indicated.

Текст научной работы на тему «Форма тестовых заданий»

УДК 378.147.88 ЕФАНОВА О.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, институт иностранных языков, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: sunny21@inbox.ru

UDC 378.147.88 EFANOVA O.A.

Candidate of Pedagogic, associate professor, Department of foreign languages, Institute of foreign languages, Orel State

University E-mail: sunny21@inbox.ru

ФОРМА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ FORM OF TEST TASKS

Статья посвящена проблеме определения формы тестовых заданий. Представлена общепринятая классификация форм тестовых заданий в педагогической литературе (четыре вида форм тестовых заданий), а также в литературе по методике изучения иностранных языков (одиннадцать видов форм тестовых заданий). Автор пишет о назначении тестовых заданий разных форм. Приводятся принципы построения заданий разной формы. Указываются преимущества тех или иных заданий.

Ключевые слова: тестовое задание, форма, закрытая форма, открытая форма, задания на установление соответствия , задания на определение правильной последовательности.

The article is devoted to the problem of determining the form of tests. It presents the standard classification offorms of test tasks in the pedagogical literature (four types of forms of test tasks), and also in practice of studying of foreign languages (eleven types offorms of test tasks). The author writes about the purpose of test tasks of different forms. The principles of construction of tasks of different forms are given. The advantages of certain tasks are indicated.

Keywords: test task, form, closed form, open form, tasks of establishing the compliance, tasks of determining the correct sequence.

Для увеличения эффективности тестового контроля сформированности общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров различных направлений подготовки, а также для обеспечения адекватности поставленной цели проверки полученным результатам исследования, большую роль играет выбор соответствующего вида (формы) тестовых заданий.

Содержание теста связано с его формой. Профессионально составленный тест - это удачное соединение содержания с формой. Если правильно подобрать форму представления, то можно лучше понять содержание теста. В отличие от других видов контрольных работ в тестовых заданиях ответ часто входит в состав самого задания.

Форму тестового задания можно определить как способ выполнения задания тестируемым. В форме тестового задания может быть выражено не любое содержание учебного материала.

В зарубежной и отечественной тестологии недостаточно освещен анализ форм заданий в тестовой форме, существуют разные точки зрения относительно их количества и названий. Термины «форма» и «тип» теста употребляются часто как синонимы. Определенную трудность представляет описание свойств разных форм теста и требований, по которым можно отличить одну форму от другой. Отсутствие признаков, по которым можно провести разграничение между тестом и другими формами контроля, не дает возможность создавать новые форм и классифи-

цировать уже имеющиеся.

Ряд авторов (В.С. Аванесов, К.В. Брянкин, Т.М. Балыхина, В.И. Звонников, В.А. Коккота, А.Н. Майоров, Н.В. Майстренко, Н.П. Пучков, Т.М. Фоменко, М.Б. Челышкова) [2, 3, 6, 7, 9, 11, 13,14] различают четыре формы тестовых заданий: закрытая, открытая, на установление соответствия и определение правильной последовательности.

В тестовых заданиях закрытой формы необходимо выбрать один ответ из нескольких предложенных. Составными частями таких заданий являются инструкция, само задание с вариантами ответа и эталон правильного ответа. Неправильный, но правдоподобный вариант ответа называется дистрактором. Дистракторов обычно бывает не более пяти. При составлении теста многие разработчики стараются увеличить количество дистракторов, чтобы исключить возможность угадывания тестируемым правильного варианта ответа. Все дистракторы задания должны быть выбраны в качестве правильного ответа. Если никто из тестируемых не выбрал один из дистракторов как правильный ответ, то его следует заменить для улучшения задания..

Как отмечает В.С. Аванесов, задания закрытой формы делятся на следующие типы:

• «с двумя вариантами ответа (альтернативный выбор), где испытуемый должен выбрать один из двух предложенных ответов;

• с тремя и более вариантами ответа (множествен-

© Ефанова О.А. © Efanova O.A.

ный выбор), которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны явления, сходны по написанию или звучанию;

• на сравнение величин;

• с выбором нескольких правильных ответов, когда испытуемому нужно не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа (число правильных ответов может быть как известно, так и неизвестно испытуемым);

• на логический выбор из трех утверждений;

• на «квазипрофессиональную» ситуацию;

• на причинно-следственные отношения;

• с пропусками частей предложения;

• с подчеркиванием частей предложения;

• с привязкой к одному информационному блоку» [2, с. 45-50].

Задания закрытой формы предназначены для «выявления и оценки фактологических знаний, а также определений, законов, правил, закономерностей и других единиц системного знания» [10, с. 6].

Принципами построения вариантов ответа в закрытых тестовых заданиях являются следующие:

1. Принцип противоречия означает использование полярных вариантов ответа, когда второй вариант ответа отрицает первый (используются отрицательная частица «не», отрицательные предлоги и слова).

2. Принцип противоположности допускает три или четыре варианта ответа, среди которых встречаются антонимы, переходные понятия и состояния.

3. Принцип однородности предполагает использование однокоренных слов, слов со схожими окончаниями или термины по изучаемой теме, то есть ответы принадлежат к одному виду, стилю или отражают основные стороны явления.

4. По принципу кумуляции (накапливания) ответы строятся так, что последующий аккумулирует (вбирает в себя) предыдущие (от меньшего количества слов в ответах к большему и наоборот).

5. Принцип сочетания подразумевает, что варианты ответа представляют собой комбинации слов, сочетающихся друг с другом. Сочетаться могут однородные пары ответов, одно понятие с несколькими другими или ответы могут сочетаться по цепочке (то есть последнее слово первого ответа является первым словом во втором ответе и т. д.

6. Принцип прямого или обратного градуирования предполагает построение ступенчатых вариантов ответа (например, возрастает, не изменяется, уменьшается).

7. Принцип противопоставления заключается в противопоставлении пар ответов.

8. Принцип фасетности содержания тестового задания. Фасет означает составление нескольких вариантов одного задания. Количество фасетов в задании может быть различным, оно зависит от содержания задания и числа требуемых при разработке теста параллельных вариантов данного теста.

9. Принцип импликации, согласно которому содержание имеет форму условия «если ..., то ...».

10. Принцип составления ответов на задание, правильных в разной степени. Такие задания предназначены для проверки сопоставительных знаний [1, с. 20-42].

• Преимущества заданий закрытой формы:

• надежность и валидность;

• объективность оценивания (есть эталон правильного ответа);

• отсутствие ошибок при формулировании своего ответа;

• несложная обработка полученных данных;

• сокращение времени, затрачиваемого на проведение тестирования;

• удобство и простота заполнения бланка ответов;

• возможность охватить проверкой большого объема изученного материала;

• возможность применения компьютера для обработки полученных данных;

• низкая вероятность угадывания правильного ответа;

• получение информации о содержании, валидности и надежности самого теста;

• полнота охвата по уровням усвоения знаний (от запоминания до анализа и применения полученных знаний);

• эффективность (быстрота проведения тестирования позволяет проверить большой объем усвоенных знаний за меньшее время);

• технологичность (тесты можно перевести в компьютерную форму представления, что позволяет проверять их автоматически);

• обратная связь (дистракторы, которые выбрал испытуемый, позволяют выявить его пробелы в обучении).

Если в задании требуется вписать ответ вместо пропуска, то это задание открытой формы.

Существует два вида заданий открытой формы: задания на дополнение и задания свободного изложения. В заданиях свободного изложения тестируемый должен вписать вместо пропуска развернутый ответ (несколько слов, словосочетаний или предложений), но необходимо, чтобы правильный ответ был только один, что сопряжено с трудностями для составителя теста. В заданиях на дополнение вместо пропуска следует вписать одно слово.

В структуру тестового задания открытой формы входят инструкция, само тестовое задание и эталон правильного ответа [4, с. 4-5]. Инструкция поясняет, какие действия следует произвести тестируемому для успешного выполнения тестового задания. Могут приводиться примеры выполнения аналогичных заданий. В качестве эталона правильного ответа выступает недостающее слово, словосочетание, предложение, которое испытуемый должен вписать вместо пропуска в тестовом задании. Эталон ответа дает возможность упростить процесс проверки теста.

Задания открытой формы позволяют проверить «знание испытуемым терминов, определения понятий, имен, дат, качеств, умение применять элементарные правила, действия и операции, например, подстановки, вычисления, преобразования и проверки» [10, с. 5].

Оценивать задания открытой формы достаточно сложно, так как тестируемый может дать не тот ответ, который составитель теста предполагал в качестве эталона правильного ответа. Чтобы правильный ответ был единственно возможным, следует тщательно формулировать тестовое задание.

Принципами построения тестовых заданий открытой формы являются следующие:

1. Принцип логичности содержания задания. Задание

является логически правильно составленным, если его содержание и форма помогают знающим обучающимся найти правильный ответ.

2. Фасетность (вариативность) содержания задания.

3. Принцип параллельности заданий (параллельные задания могут быть похожи по содержанию задания; по содержанию задания и форме представления; по содержанию задания, форме представления и трудности задания).

4. Принцип обратимости, предполагающий использование обратных утверждений.

5. Принцип логического соответствия определяемого понятия определяющему понятию.

6. Краткость.

7. Принцип неотрицательности, не рекомендующий использовать отрицательные частицы, а также определять понятия с помощью не входящих в него элементов [1, с. 71-79].

Преимуществами заданий открытого типа являются:

• краткость, однозначность формулировки ответа;

• задания интересны и разнообразны по содержанию;

• необходимость вспомнить правильный ответ, воспроизведя его по памяти;

• не требуется составлять варианты ответа;

• простота составления тестовых заданий;

• простота проверки теста;

• низкая вероятность угадывания правильного ответа.

Если в тестовом задании требуется соотнести между собой элементы двух множеств, то такое задание называется заданием на установление соответствия. Во втором множестве должно быть на 20-30% больше количество элементов, чем в первом множестве.

Чтобы правильно решить тестовые задания на установление соответствия, необходимо владение ассоциативными знаниями. «Одному элементу первого множества может соответствовать один элемент второго множества, или нескольким элементам первого множества может соответствовать один элемент второго множества» [10, с. 7].

Назначение заданий на соответствие - «установление степени усвоения тестируемым связей и отношений, которые существуют между различными элементами системы знаний» [10, с. 7].

Основным принципом построения заданий на установление соответствия является принцип фасетности (вариативно сти).

Тестовые задания на установление соответствия обладают следующим рядом преимуществ:

• возможность быстро оценить уровень владения учебным материалом по определенной дисциплине;

• простота составления тестового задания;

• невозможность угадать правильный ответ.

Если в задании требуется выявить правильную последовательность действий, явлений или событий, то такие задания называются заданиями на установление правильной последовательности. По форме эти задания могут быть закрытыми и открытыми. С помощью них можно проверить развитие алгоритмического мышления, умение установить правильную последовательность исторических событий, технических процессов и операций, событий сюжета художественных произведений. Испытуемые должны знать, в каком порядке они должны располагать элементы,

например в алфавитном или хронологическом порядке, от большего к меньшему или наоборот.

Целью выполнения заданий на определение правильной последовательности является «оценка степени усвоения связей и отношений порядка (подчиненности, следования и т.д.) между элементами системы знаний» [10, с. 8].

В.С. Аванесов выделяет следующие варианты правильной последовательности:

1. «последовательность исторических событий;

2. последовательность технологических действий и операций;

3. последовательность различных процессов;

4. цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений» [1, с. 99].

Основным принципом, по которому строятся задания на установление правильной последовательности, является принцип фасетности (вариативности) содержания.

Преимуществами заданий на установление правильной последовательности являются:

• краткость;

• невозможность угадать правильный ответ;

• простота проверки теста.

Кроме этих основных форм тестовых заданий Е.Н. Ролина описывает задания на логическое сравнение, состоящие из: 1) «инструкции («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»); 2) вариантов ответа (утверждение истинно, утверждение ложно, невозможно установить истинность или ложность утверждения); 3) содержания задания, данного в форме утверждения; 4) эталона ответа» [12, с. 117-118].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как пишут Н.В. Батурина, В. В. Воног, Т.В. Жавнер и А.В. Конышева [5, 8], в методике обучения иностранному языку существуют следующие виды форм тестовых заданий:

• множественный выбор (выбор одного варианта ответа из трех и более предложенных);

• альтернативный выбор (выбор одного варианта из двух предложенных);

• перекрестный выбор (подбор пар из двух элементов по определенным признакам);

• трансформация (изменение порядка слов в предложении или изменение формы слова);

• замена / подстановка (изменение предложения путем подстановки одних частей речи вместо других);

• упорядочение (составление связного текста из разрозненных частей или составление предложения из слов);

• завершение (постановка вместо пропуска предложенного слова в определенной форме или самостоятельное завершение предложения);

• ответы на вопросы;

• внутриязыковое перефразирование (пересказ, передача своими словами содержания какого-либо текста);

• межъязыковое перефразирование (перевод);

• клоуз-тест (восстановление опущенных слов в тексте).

Каждая форма тестового задания отражает определенные элементы содержания учебного материала. Выбор используемой формы обусловлен целями тестирования, содержанием, техническими возможностями и уровнями владения преподавателем теорией и методикой тестового контроля.

Форма заданий, из которых состоит тест, влияет на форму всего теста. «Тест называется моноформным, если он состоит из заданий одной формы, а если же в тест включаются заданий разной формы, то он называется полиформным» [2, с. 100].

Таким образом, анализ литературы по тестологии показал, что тестовая форма представления позволяет соединять в одном предложении содержание задания и ответ обучающегося. Форма тестового задания представляет собой внешний вид предлагаемого испытуемому тестового задания и способ выполнения теста. Большинство тестологов различают четыре формы тестовых заданий: закрытая и открытая форма, на установление соответствия и на определение правильной последовательности. В заданиях закрытой формы предлагаются варианты ответа, из которых нужно выбрать один или несколько ответов. В тестовых заданиях открытой формы свой ответ тестируемый должен вписать вместо пропуска. Задания на установление соответствия предусматривают соотнесение между собой элементов двух множеств. В заданиях

на определение правильной последовательности следует расположить их в правильном порядке события, действия или явления. Е.Н. Ролина выделила также задания на логическое сравнение (определение истинности или ложности утверждения). В методике обучения иностранным языкам различают следующие формы тестовых заданий: множественный, альтернативный и перекрестный выбор, трансформация, замена, подстановка, упорядочение, завершение, ответы на вопросы, внутриязыковое и межъязыковое перефразирование, клоуз-тест. Для эффективной организации тестового контроля необходимо учитывать специфику разных форм тестовых заданий, осуществлять поиск оптимальной формы тестового задания, наилучшим образом отражающей содержание теста и анализируемой предметной области. На выбор формы тестового задания влияют цели проведения тестирования, содержание учебного материала, специфика проверяемого уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков, технические возможности и уровень владения данным тестологом методами и приемами тестового контроля.

Библиографический список:

1. АванесовВ.С. Композиция тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2002. 240 с.

2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994. 136 с.

3. Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного). М.: МГУП, 2004. 242 с.

4. БорзыхЕ.А. Разработка заданий в тестовой форме. Оренбург, 2009. 19 с.

5. Воног В.В. Тестирование в формате «задание с множественным выбором» для студентов инженерных направлений бакалавриата как форма контроля обученности английскому языку / В.В. Воног, Н.В. Батурина, Т.В. Жавнер // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2. Т. 3. С. 23-26.

6. Звонников В.И. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения [Текст] / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 30 с.

7. КоккотаВ.А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высш. шк., 1989. 127 с.

8. КонышеваА.В. Контроль результатов обучения иностранным языкам. СПб: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2004. 144 с.

9. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2002. 296 с.

10. Методика разработки тестовых материалов. - Челябинск: Изд-во УМО ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧКИПТиХП». 29 с.

11. Пучков Н.П., Брянкин К.В., МайстренкоН.В. Разработка банков тестовых заданий. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

64 с.

12. РолинаЕ.Н. Тестирование как один из методов педагогического контроля знаний и умений студентов в преподавании истории. // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 11 декабря 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3. С. 116-119.

13. Фоменко Т.М. Тесты как форма контроля. М.: Просвещение, 2008. 176 с.

14. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.

References

1. Avanesov VS. The composition of test tasks. M.: Testing Center, 2002. 240 p.

2. Avanesov VS. Scientific problems of test control of knowledge. M., 1994. 136 p.

3. Balykhina T.M. Fundamentals of test theory and practice of testing (in the aspect of Russian as a foreign language). M.: MGUP, 2004. 242 p.

4. BorzikhE.A. Development of tasks in the test form. Orenburg, 2009. 19 p.

5. Vonog V.V. Testing format «setting multiple choice» for engineering students of the bachelor as a form of control of proficiency of the English language. // Vestnik of Kemerovo State University. 2015. No. 2. Vol. 3. Pp. 23-26.

6. Zvonnikov VI. Evaluation of the quality of training students under the requirements of the federal state standard of higher education: creation of Fund assessment tools for the evaluation of University students in the implementation of competence-oriented main educational program of higher education of new generation [Text] / V.I. Zvonnikov, M.B. Chelyshkova. M.: Research center for the quality of training, 2010. - 30 p.

7. Kokkota V.A. Linguo-didactic testing. M.: Higher. SHK., 1989. 127 p

8. KonyshevaA.V. Control of results of teaching foreign languages. St. Petersburg: KARO, Mn.: Publishing house «Four quarters», 2004. 144 p.

9. MayorovA.N. Theory and practice of creation of tests for the education system. M., 2002. 296 p.

10. Methods of development of test materials. - Chelyabinsk: Publishing house of Association of secondary special educational establishment «Skeptic». 29 p.

11. Puchkov N.P. Developing banks of test tasks. Tambov: Publishing house Tamb. state tech. university, 2009. 64 p.

12. Rolina E.N. Testing as one of the methods of pedagogical control of students' knowledge and skills in teaching history. // Educational environment today: development strategies: proceedings of the IV International scientific and practical conference (Cheboksary, December 11, 2015) / redkol.: O.N. Shirokov [et al.]. - Cheboksary: CNS «Interactive plus», 2015. No. 3. Pp. 116-119.

13. Fomenko T.M. Tests as a form of control. M.: Education, 2008. 176 p.

14. Chelyshkova M.B. Theory and practice of construction of pedagogical tests. Moscow: Logos, 2002. 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.