Научная статья на тему 'Педагогическое стимулирование позитивной установки как условие развития социально-адаптационных умений учащихся начальной школы'

Педагогическое стимулирование позитивной установки как условие развития социально-адаптационных умений учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ / ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дятлова Светлана Дмитриевна, Кириченко Ирина Ивановна, Савинков Леонид Августович, Хлоповских Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается стимулирование позитивной установки, как условие развития социально-адаптационных умений учащихся начальной школы; анализируется сущность и структура понятия «позитивная установка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое стимулирование позитивной установки как условие развития социально-адаптационных умений учащихся начальной школы»

УДК 378.01

Дятлова Светлана Дмитриевна

Аспирант кафедры педагогики ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», dyatlovasd@mail.ru, Магнитогорск

Кириченко Ирина Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», irina_ik@mail.ru, Магнитогорск

Савинков Леонид Августович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», pedagog@masu.ru, Магнитогорск

Хлоповских Ольга Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», pedagog@masu.ru, Магнитогорск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОАДАПТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Djatlova Svetlana Dmitrievna

The post-graduate student of chair of pedagogics of FBGOU VPO «Magnitogorsk state university», dyatlovasd@mail.ru, Magnitogorsk

Kirichenko Irina Ivanovna

The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofpedagogics of FBGOU VPO «Magnitogorsk state university», irina_ik@mail.ru, Magnitogorsk

Savinkov Leonid Avgustovich

The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair of pedagogics of FBGOU VPO «Magnitogorsk state university», pedagog@masu.ru, Magnitogorsk

Hlopovskyh Olga Gennadevna

The candidate ofpedagogical sciences, the senior lecturer of chair ofpedagogics of FBGOU VPO «Magnitogorsk state university», pedagog@masu.ru, Magnitogorsk

PEDAGOGICAL STIMULATION OF POSITIVE INSTALLATION AS THE CONDITION OF Development OF SOCIALLY-ADAPTABLE ABILITIES OF PUPILS OF ELEMENTARY School

Преобразования, происходящие в современном мире, приводят к тому, что адаптационные процессы приобретают особую актуальность, захватывают практически все слои общества, становятся практически непрерывными, а умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение. Повышается роль образования в осуществлении процессов социальной адаптации в целом и формировании социально-адаптационных умений в частности.

Интерес государства к сфере образования вызван не только влиянием на процессы мобильности, поддержки той или иной социально-классовой структуры общества. Институты образования выполняют ответственную функцию социального контроля. Школа - основной, базисный институт в современном образовании. Ее собственная функция - обучение. Организация школы закрепляет определенные взаимоотношения между обучающим и учащимся и производно от них - взаимоотношения с другими лицами. Каждая школа имеет некий стандарт обучения; ее задача - довести учащегося до определенной степени дееготовности к выполнению конкретных обязанностей, функций. Школа призвана воспитывать граждан, способных к пониманию и уважению норм права, институтов гражданского общества. В настоящее время определенный уровень функциональной грамотности нужен в пользовании инфраструктурой современного транспорта, коммуникативных, бытовых средств. Отсутствие функциональной грамотности (знания правил безопасности при обращении с электрическими, химическими и другими вредными средствами, правил движения, пользования информационными системами, правил гигиены и пр.) у современного человека чревато риском для здоровья, опасно для окружающих, ведет к катастрофам.

Практика показывает, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования социально-адаптационных умений, поскольку именно в этот период происходит вхождение в школьную жизнь, ученик ориентируется на опыт социальных отношений со сверстниками, согласовывает собственные требования и притязания с реальными возможностями окружения, сталкивается с проблемой социальной адаптации, которая закладывает базу его будущей успешной интеграции в общество, самореализации, создает условия освоения новых социальных ролей. Включение ребенка в новую среду требует установления связей с ней, выполнения тех требований, что предъявляет к нему школьная система обучения. Процесс адаптации связан с повышением активности личности, с формированием новых личностных качеств.

Для любого школьника разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ... активность. Принципиальное отличие педагогической поддержки от других приемов педагогической деятельности состоит в том, что личностная проблема ученика обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого. В таком случае ученик сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей, т. е. проявляет определенную свободу действий, становится субъектом своей жизнедеятельности.

Вышесказанное актуализирует проблему специфики педагогической поддержки, как особого вида педагогической деятельность, отличного от обучения и воспитания, и требующего от педагога умения управлять динамикой развития ученика.

Анализ проблемы педагогической поддержки развития социально-адаптационных умений учащихся начальной школы в процессе обучения позволил нам выделить несколько организационно-педагогических условий, одно из которых - осуществление педагогического стимулирования позитивной установки на развитие социально-адаптационных умений у учащихся начальной школы.

Рассмотрим предложенное условие более подробно.

При организации самостоятельной деятельности учащихся не следует забывать о создании побудительных стимулов для этой деятельности.

З. И. Равкин пишет, что «... специфика педагогического стимулирования, его отличие от социального и экономического, прежде всего проявляется в особенностях руководства этим процессом, которое должно строиться на гармоническом сочетании элементов внушения, убеждения и разъяснения с созданием таких условий, при которых становится все менее необходимым и уступает место системе взаимодействующих побудителей внешнего и внутреннего характера» [8, с. 12].

При выборе стимулов учителю необходимо помнить о ряде факторов, влияющих на позитивную установку как прямо, так и косвенно: воспитание, отношение ученика к предмету, к учителю, к школьным обязанностям, к классу и др.

В психологии «установка» чаше всего рассматривается как готовность к определенной деятельности. Установка проявляется в форме реагирования, пробуждения личности к действиям согласно ее позиции. Впервые термин «моторная установка» употребляется в трудах немецких психологов Мюллера и Шумана в 1889 году. Понятие же «установки сознания» ввел К. Мар-бе в 1901 году в связи с изучением проблем готовности субъекта к активной деятельности. Ватт, а вслед за ним и Н. Ах в 1905 году, анализируя познавательную деятельность человека, в т. ч. и решение познавательных задач, пришли к выводу:

- существует самостоятельная единица психологического анализа (задача, инструкция), названная ими «установкой»;

- сама установка носит неосознанный характер, вытекает из цели действия;

- цель, задачи, доминирующая тенденция, предвосхищение результата выступают как средство осмысления сущности установки [4].

Дальнейшее изучение установки связано с именем Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка - это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке [11].

Следовательно, установку можно отнести к одному из компонентов структуры целенаправленной деятельности личности. Установка, как внутреннее состояние личности, определяет устойчивость и направленность деятельности человека.

Одним из основных признаков установки, по мнению Узнадзе, является то, что она определяет собой состояние, которое создается в каждом конкретном случае на основе взаимосвязи двух факторов - потребности и ситуации. В ведущей потребности отражена ситуация и запланированы акты поведения, которые в последствии разворачиваются в определенном отрезке пространства и времени. Иначе говоря, установка - это состояние субъекта, его модус [11].

Следующим признаком установки есть ее подвижность, заключающаяся в том, что она отражает в самой себе все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают реализацию поведения. Следовательно, если установка не сдерживается какой-либо внешней силой, то она проявляется в виде определенной активности, актов поведения, которые в ней же и заложены. Ситуация для реализации поведения предполагается изначально данной, так как это непременное условие возникновения установки. Тенденцию перехода в активность вносит в установку потребность. Следовательно, второй особенностью установки является ее динамичность.

Третья особенность заключается в ее целостной природе. Это значит, что она всегда является состоянием самого субъекта поведения. Отсюда вывод, что установка определяет весь процесс активности. На основе наличия факта потребности живой организм превращается в индивид, в субъект поведения, а воздействующая на него внешняя реальность - в ситуацию удовлетворения потребности.

Четвертым свойством установки есть ее исчезновение после реализации актов поведения, приводящих субъект к переживанию удовлетворения потребности. Таким образом, установка является переходным состоянием, после ее реализации всегда возникает какая-либо другая установка.

Последний признак заключается в том, что она определяет весь ход течения сознания, а потому сама не становится предметом его непосредственного созерцания. Она может быть постигнута только путем логического мышления [12].

Д. Н. Узнадзе связывает установку с потребностями, мотивами, с направленностью личности. Он разработал оригинальную теорию установки с по-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ... мощью метода «фиксированной установки». Сама фиксированная установка выступает как целостное состояние личности, возникающее в процессе уравновешивания отношений между индивидом и средой, определяющими всю психическую деятельность личности.

Понятие «установки» в социальных науках ввели У И. Томис и Ф. Зна-нецкий, которые рассматривают ее как предрасположение ума индивида к соответствующим социальным ценностям [3]. По определению Д. Статта, установка, или аттитюд (от фр, attitude - «поза, готовность к выполнению какого-либо действия), - это «устойчивая, сохраняющаяся на протяжении длительного времени, приобретенная предрасположенность реагировать на определенные явления определенным образом» [11 ,с. 273].

Установки возникают в русле реализации социальных отношений между людьми, которые М. Вебер в соответствии с концепцией понимающей социологии рассматривал как поведение, так и действия людей в соотнесенности с поведением и действиями других людей. Таким образом, согласно М. Веберу, социальное действие - это действие, учитывающее установки других людей [2].

Установка на образование в педагогике рассматривается как устойчивая ориентация на усвоение новых знаний, умений и навыков, выражающая субъективную предрасположенность к продолжению образования; зависит от системы ценностных ориентаций личности, ее образовательного уровня и от общей социальной направленности [7].

По нашему мнению наиболее полно и точно раскрывает понятие «установка» Д. Кревенс: «Установка - это достаточно устойчивая и продолжительная внутренняя готовность (или предготовность) к каким-либо действиям, состояниям или оценкам, которая определяет поведение человека в определенных ситуациях, возникновение у него симпатии или антипатии по отношению к каким-либо объектам, готовность или неготовность достигать каких-то результатов» [6, с. 19].

Установки возникают в русле реализации социальных отношений между людьми, которые М. Вебер в соответствии с концепцией понимающей социологии рассматривал как поведение, так и действия людей в соотнесенности с поведением и действиями других людей. Возникновение установки связано с тем обстоятельством, что в процессе социальных взаимодействий на протяжении своей жизни человек усваивает своеобразную систему типизации явлений окружающей действительности. Эти типы в основном формируются его предшественниками и современниками как наиболее приемлемые средства приспособления к вещам, к людям и принимаются в таком качестве той группой, в которой человек родился, являясь, таким образом, неотъемлемой принадлежностью социокультурного наследия, которое получает ребенок в процессе социализации. Процесс формирования установок связан также с самотипизацией, проявляющейся в том, что человек в известной мере типизирует свою ситуацию в социальном мире и те различные отношения, которые связывают его с другими людьми и культурными объ-

ектами [12]. Совокупность данных типизации образует своеобразную схему соотнесения, в рамках которой надлежит интерпретировать социокультурный и физический мир, типически трактуя различные факты и события для решения типичных проблем. В результате посредством типизации происходит преобразование индивидуальных действий уникальных людей в типичные функции типичных социальных ролей, проистекающие из типичных мотивов, нацеленных на достижение типичных результатов.

В результате социальная структура общества может рассматриваться как «сумма типизации и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия» [12, с. 59]. Это происходит на основе принятия индивидом установок других людей по отношению к себе, и осуществляется последующая кристаллизация этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая в соответствии с концепциями основоположника символического интеракционизма Дж. Мида может быть названа «установкой обобщенного другого» [5, с. 39]. Таким образом, задаются «естественные установки» человека по отношению к внешнему миру, соответствующие «естественным установкам» других людей, которые практически так же понимают объективации, с помощью которых упорядочен наш мир.

Рассматривая структуру установки важно подчеркнуть, что она имеет иерархическую уровневую природу, и это является психологическим механизмом регуляции поведения и деятельности личности. Интересной в этой связи является иерархическая классификация установок в контексте взаимоотношений деятельности и установки в интерпретации А. Г. Асмолова [1].

Автор считает что, одним из ведущих уровней является смысловая установка, представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности и тем самым придающей ей устойчивый и стабильный характер. Смысловые установки могут быть осознаваемы и не осознаваемы субъектом. Особенность смысловой установки в том, что она «цементирует» общую направленность деятельности в целом и является ориентиром по отношению к установкам нижележащих уровней целевой и операциональной.

Следующий, более низкий уровень - это целевая установка, под ней понимается готовность субъекта совершить поведение сообразно стоящей перед ним цели. Ее основной качественной характеристикой является сильное воздействие на избирательность восприятия. Целевая установка - это своего рода готовность, вызванная предвосхищаемым, осознаваемым образом результата действия.

Третья иерархическая ступень - это операциональная установка, предполагающая готовность к осуществлению определенного способа действия, опирающегося на прошлый опыт поведения. В свое время Узнадзе писал, что именно в значениях, социальных нормах содержатся те схемы действий - готовые формулы, образцы поведения, которые передаются из поколения в поколение [102]. Если образ предвосхищаемого условия и фактически наступившее условие ситуации совпадают, то включающаяся здесь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ... операциональная установка приводит к осуществлению операций, посредством которых может быть достигнута цель.

В связи с этим в структуре установок можно выделить три основных компонента:

Когнитивный компонент - связан с рационально обоснованным мнением человека об объекте.

Аффективный (эмоциональный) компонент - соотносится с чувствами, которые вызывает у человека объект.

Конативный компонент - нацелен на вероятное поведение человека в отношении определенного объекта [9].

Таким образом, процесс формирования установки связан с изменением убеждений, чувств, а в итоге и поведения человека.

Объектом для установки может быть все, на что реагирует человек: любой символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея. Как показывают психологические исследования, наши симпатии и антипатии, наши установки приобретаются не столько в результате контактов с психологическими объектами, сколько в результатах контактов с группами, в которых уже сформировались сильные положительные или отрицательные реакции на эти объекты. Когда что-то нравится или не нравится, одобряется или не одобряется, можно сказать, что в отношении этого объекта существует позитивная или негативная установка.

Объектом для позитивной установки в нашем исследовании является повышение эффективности развития социально-адаптационных умений учащихся начальной школы в процессе обучения. Когнитивный компонент позитивной установки на повышение эффективности развития социальноадаптационных умений учащихся начальной школы в процессе обучения предполагает рационально обоснованное мнение об объеме и степени усвоения школьником знаний и социально-адаптационного опыта; аффективный (эмоциональный) компонент - сформированное эмоционально-ценностное отношение ученика к развитию социально-адаптационных умений в процессе обучения, ее субъектам, результатам, осознание ценности самосовершенствования; конативный компонент нацелен на способность реализовать свой личный индивидуально-социальный опыт, усвоение социальных норм и сформированная потребность их выполнения.

Формирование позитивных установок может осуществляться при воздействии на когнитивную сферу за счет использования информационного метода. Он влияет на убеждения человека, которые, в свою очередь, являются составным элементом его установок. В попытках воздействовать на позитивные установки ученика особенно часто используется эмоциональный компонент установок. В качестве положительных стимулов могут использоваться темы, связанные с ощущением счастья, благополучия, стабильности, вызывающие положительные эмоции. Конативный компонент позитивной установки может быть выражен в ряде рациональных действий, предполагающих, что субъект, действующий после ознакомления с объектом, имеет яс-

ное и четкое представление о целях, средствах, последствиях, основывается на рациональном рассмотрении альтернативных средств достижения цели, взаимоотношения цели с другими ожидаемыми результатами использования данных средств.

Итак, повышение эффективности развития социально-адаптационных умений учащихся начальной школы в процессе обучения в большей степени подразумевает познавательную установку, имеющую определяющее значение в процессе обучения. Являясь избирательной направленностью личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями, позитивная познавательная установка выступает главным показателем готовности к учебно-познавательной деятельности. Она обеспечивает включение младших школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1979. - 150 с.

2. Вебер, М. Избранное. Образ общества [Текст] / М. Вебер. - М.: Юристъ, 1994. - 704 с.

3. Готлиб, A. ^ Становление маркетинговой ориентации отечественных предприятий [Текст] / А. С. Готлиб, Г. С. Зеленцова // СОЦИС: Социологические исследования. - 1995. -№8. - С. 60-62.

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

5. Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности [Текст]: Учеб. пособие / М. Е. Дуранов, И. М. Дуранов, М. Е. Жернов, О. В. Лешер. - Магнитогорск, 2000.

6. Кревенс, Д. Стратегический маркетинг. Изд. 6-е. [Текст] / Д. Кревенс. - М.: Вильяме, 2003.

7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2011. - 464 с.

8. Равкин, З. И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования [Текст] / З. И. Равкин // Советская педагогика. - 1974. - № 10. - С. 60-79.

9. Сиволапов, А. В. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия [Электронный ресурс] // om.urorao.m/mdex.php?mode= &exmod=diskus2.

10. Узнадзе, Д. И. Основные положения теории установки / Д. И. Узнадзе. -Тбилиси: ТГУ, 1961. - 215 с.

11. Узнадзе Д. Н. Общая психология [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2004. - 416 с.

12. Шибутани Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. - М.: Феникс, 2002. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.