Научная статья на тему 'К проблеме качества образования учащихся средней общеобразовательной школы'

К проблеме качества образования учащихся средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деденко Наталья Ивановна, Савинков Леонид Августович, Дятлова Светлана Дмитриевна

В статье рассматриваются некоторые подходы к пониманию «качества образования»; выделяются характеристики качества образования; особенности определения качества образования в современной общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деденко Наталья Ивановна, Савинков Леонид Августович, Дятлова Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме качества образования учащихся средней общеобразовательной школы»

УДК378.01:78

Деденко Наталья Ивановна

Начальник отдела мониторинга и прогнозирования управление образования администрации Сургутского района, dedenko@admsr.ru, Сургут

Савинков Леонид Августович

Доктор педагогический наук, профессор кафедры педагогики ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», pedagog@masu.ru, Магнитогорск

Дятлова Светлана Дмитриевна

Аспирант кафедры педагогики ФБГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», dyatlovasd@mail.ru, Магнитогорск

К ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИя УЧАщИХСя СРЕДНЕЙ общеобразовательной ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые подходы к пониманию «качества образования»; выделяются характеристики качества образования; особенности определения качества образования в современной общеобразовательной школе.

Ключевые слова: качество, качество образования

Dedenko Natalia Ivanovna

The Chief ofdepartment ofmonitoring andforecasting in board of formation ofadministration of the Surgut area, dedenko@admsr.ru, Surgut

Savinkov Leonid Avgustovich

The doctor pedagogical sciences, the professor of chair ofpedagogics of FSBEE HPE «Magnitogorsk state university», pedagog@masu.ru, Magnitogorsk

Djatlova Svetlana Dmitrievna

The post-graduate student of chair of pedagogics of FSBEE HPE «Magnitogorsk state university», dyatlovasd@mail.ru, Magnitogorsk

TO THE PROBLEM OF QUALITY OF FORMATION OF PUPILS OF AVERAGE COMPREHENSIVE SCHOOL

Abstract. In article some approaches to understanding of " quality of formation» are considered; characteristics of quality of formation are allocated; features of definition of quality of formation at modern comprehensive school.

Keywords: quality, quality of formation

Принципиально новые политические и социально-экономические условия выдвигают иные требования к подготовке обучающихся на всех уровнях образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования, одной из ключевых идей которой является идея о необходимости формирования нового качества российского образования. Новое качество требует иных критериев его оценки. В проекте Национальной доктрины развития российского образования отмечается

необходимость осуществления мер по обеспечению высокого качества образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; целостность системы и качество образования; взаимодействие ступеней образования и его качество; фундамен-тализация образования и его качество, факторы, обуславливающие качество образования;

рыночная среда и качество образования; механизм управления качеством образованием, информационные технологии, мониторинг и качество образования; система управления качеством образования и др.

Качество как понятие трактуется неоднозначно: существенные признаки, свойства, особенности, отличающие один предмет или явление от другого; свойство, достоинство, степень пригодности к чему-либо. Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено к различным моделям образовательной практики и понимается как совокупность существенных потребительских свойств продукции, образовательных услуг, значимых для потребителя. При такой трактовке выделяют два признака качества любой продукции (услуг): наличие у нее определенных свойств и ценностей, востребованных потребителем.

В законе Российской Федерации об образовании качество образования выпускников трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Следует отметить, что понятие «качество» приобретает специфические своеобразные характеристики на уровне разрабатываемых в регионе концепций и моделей системы управления качеством образования.

В контексте различных методологических и теоретических подходов сложились неоднозначные представления и о качестве образования. В личностно-ориентированном образовании - это уровень развития личности, ее направленности и способностей. В культуросообразной модели качество определяется как творчество личности. В аспекте деятельностного подхода под качеством понимается заданный объем знаний и умений, как результат обучения и воспитания. Системный подход обусловливает понимание качества как готовность выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую. Авторы по-разному трактуют понятие «качество образования», обнаруживая его характеристики или в компонентах педагогического процесса или в конечном результате, т.е. в уровне развития личности. В науке сделана попытка найти зависимости

педагогического процесса, обеспечивающие качество образования и качество результата профессиональной подготовки.

В документах Европейского Союза отмечено, что качество образования «должно соответствовать ценностям, целям и задачам трех групп пользователей: учащихся, покупателей образовательных услуг на рынке труда и общества в целом». Сходное определение понятия «качество образования» дано в проекте Кодекса Российской Федерации об образовании: «Качество образования - это способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству». Качество образования - это, прежде всего, функция качества составных частей всей образовательной системы. Качество образования как результата определяется качеством образовательного процесса. В этом смысле можно считать, что система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям или стандартам.

Повышение требований к качеству товаров и услуг в условиях обострившейся конкуренции, возникшей в результате расширения экономических связей, заставляет сегодня по-новому переосмыслить концепцию качества. Качество рассматривается теперь как универсальный инструмент управления всеми аспектами деятельности организации с точки зрения ее непрерывного усовершенствования посредством усиления конкурентоспособности. Качество - это всемирный приоритет, символ цивилизованного развития и будущей выживаемости цивилизации. Проблема качества образования может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения педагогики изучается эффективность образовательных процессов, их роль в формировании определенной системы личностных качеств, профессиональной

компетенции выпускника вуза, а с точки зрения экономики - качество проявляется в результативности работы, «отдаче» на производстве. Е. В. Бондаревская считает, что качество образования предусматривает не только хорошее усвоение некоторой суммы знаний по определенным предметным областям, но и формирование свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности [1; 2]. Качество образования - это такой уровень протекания образовательных процессов, при котором их субъекты получают все духовные и материальные предпосылки для самореализации и самосовершенствования, для восприятия всех ценностей, общечеловеческих смыслов и информации, накопленных в мировой культуре, и развития своего «Я» в ходе адаптации к постоянно усложняющимся условиям жизни. Качество образования чаще всего рассматривается как совокупность знаний, а в рамках ком-петентност-ного подхода как наличие комплекса профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику вуза адаптироваться к условиям производства. Понятие качества образования с трудом поддается определению, поскольку оно является многомерным и обладает сложной динамикой развития, которая обусловлена как изменениями в деятельности учебных заведений, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.

В ряде работ качество выражает существенную определенность, обусловленную ее способностью удовлетворять ее потребности (В. Тихомиров, Ю. Рубин, В. Самойлов, М. Н. Поташник, К. Шевченко

А. М. Моисеев, Е. А. Ямбург и др.). Как утверждают многие авторы, качество образования не самоцель, а способ достижения достойной человека жизни. Под качеством образования они понимают соотношение операционально заданных целей и результатов, спрогнозированых в зоне потенциального развития обучающегося. А. А. Аветисов под качеством образования понимает качество функционирования системы образования, показателем которого является достижение личностью заданного (нормативного) уровня образования. Это говорит о том, что состояние образовательного процесса оценивается по результату этого процесса.

Б. С. Гершунский рассматривает качество образования как социально-экономическую и социально-культурную категорию, обусловленную экономическим, интеллектуальным и нравственным потенциалом страны. Исходя из этого, при оценивании качества образования, необходимо учитывать собственно педагогические и образовательные параметры, критерии и те, которые находятся вне сферы образования (библиотеки, музеи, спортивные площадки, стадионы) и др. [3]. В работах В. Тихомирова, Ю. Рубина,

В. Самойлова, высказано мнение об основных факторах обеспечивающих качество образования - тестирование, диагностирование, учебно-методическое сопровождение, образовательные развивающие технологии, профессиональные тренинги, что можно назвать педагогическим сопровождением учебного процесса [8]. С. Е. Шишова и В. А. Кальней качество образования понимают как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп). Качество образования выступает совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие каких-либо качеств и свойств личности. Под качеством образования авторы понимают степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от представляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач [10]. На наш взгляд, данное понятие является достаточно общим определением и не позволяет выделить те характеристики, по которым можно определить качество образования. Остается открытым вопрос в исследованиях о зависимости качества образования от личностных качеств обучающегося, чья деятельность направлена на получение качества образования.

А. М. Моисеев трактует качество образования как важнейший показатель успеха учреждения, важнейшую системообразующую задачу и направление деятельности

системы управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих учащихся, воспитанников, общества [5]. А. М. Моисеев, изучая пути достижения качества образования, отмечает необходимость решения комплекса задач: моделирование и прогноза перспективных требований к выпускнику школы, т.е. создание модели, образа выпускника; обеспечение оперативного или опережающего реагирования системы управления на отклонения реального качества образования от требуемого образца; смена требований к существенным свойствам результатов образования и моделей выпускников, переход их в новое качество; диагностирование имеющегося уровня качества образования. Под качеством образования понимается качество функционирования системы образования, показателем которого является достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обученности (подготовленности). В работе А. М. Моисеева мы обнаруживаем посыл о том, что качество образования зависит от обучающегося и его личностных качеств.

В работах Ю. А. Конаржевского, П. И. Третьякова указано [4; 9], что качество образования зависит от психологизации процесса управления, горизонтальной системы профессионального сотрудничества, мотивационной ориентации руководителя и педагогов, культуры деятельности всех субъектов учреждения. В свою очередь Б. А. Прудковский замечает [7], что оценка качества образовательной структуры должна производиться не только по результатам оценки степени подготовленности выпускников, но и на основании оценки образовательного процесса, т.е. объективных компонентов системы (образовательная программа, цель и задачи деятельности учреждения, технологии, организация среды, источники финансирования и т п.). Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей (личность, программы, технологии, средства и т.д.).

В. П. Панасюк рассматривает качество образования как «...совокупность свойств, которое обуславливает его способность вы-

полнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности, в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств» [6, с. 17]. Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что развитие личностных качеств студентов обусловит достижение качества образования. Именно воспитание ответственности как личностного качества обеспечивает успех студенту в учении.

Говоря о качестве образования, мы ориентированы на развитие личности выпускника школы и количественные и качественные характеристики компонентов педагогического процесса. Образовательный стандарт задает эталонный уровень, образовательный ценз, который должен быть достигнут личностью при создании оптимальных педагогических условий. Основным дискуссионным вопросом в педагогической науке является проблема объекта оценивания качества образования - результат или процесс. На наш взгляд, результат обучения зависит от качества организации процесса обучения.

Анализ различных трактовок понятия «качество» позволил определить его как многомерное и многообразное понятие, которое необходимо учитывать в системе обеспечения качества.

Таким образом, в контексте личностноориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности; с позиций системного подхода -системой знаний; в аспекте деятельностного подхода - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений; в кулыуросообразной модели - развитием творческих способностей личности. Несмотря на то, что различные авторы качество образования понимают как процесс образования и как его результат, в целом сегодня в науке и практике ориентированы на оценку качества образования по его результату, который в современной трактовке определен как целевая установка на освоение выпускником компетенций.

Библиографический список

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с.

2. Бондаревская, Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 697 с.

4. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 439 с.

5. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Основы стратегического управления школой. - М.: Изд-во «Центр педагогического образования», 2008. -256 с.

6. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 1998. - 49 с.

7. Прудковский Б., Качалов В. По поводу оценки качества // Высшее образование в России. -1999. - №2. - С. 54-58.

8. Тихомиров В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко К. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. - 1999. - №6. -

С. 21-25.

9. Третьяков П. И. Управление школой по результатам. - М., 1997.

10. Шишова С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998. - 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.