Научная статья на тему 'Готовность школьника к безопасному дорожному движению'

Готовность школьника к безопасному дорожному движению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ / ПДД (ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ) / ДТП (ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ) / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич, Сафонов Евгений Юрьевич, Уметбаев Зайнитдин Мухитдинович

В статье дается анализ детского травматизма в России в сфере дорожного движения. Указываются причины их роста. Рассмотрены педагогические аспекты готовности детей и подростков к безопасной жизни в транспортной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич, Сафонов Евгений Юрьевич, Уметбаев Зайнитдин Мухитдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность школьника к безопасному дорожному движению»

УДК 378

Сергеев Алексей Николаевич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Магнитогорского государственного университета, caf_tmpo@masu.ru, Магнитогорск

Сафонов Евгений Юрьевич

Аспирант кафедры теории и методики профессионального образования Магнитогорского государственного университета, caf_tmpo@masu.ru, Магнитогорск

Уметбаев Зайнитдин Мухитдинович

Доктор педагогических наук, профессор, первый проректор Магнитогорского государственного университета, pedagog@masu.ru, Магнитогорск

ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА К БЕЗОПАСНОМУ ДОРОЖНОМУ ДВИЖЕНИЮ

Sergeev Alexey Nikolaevich

The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair of the theory and technique of vocational training of Magnitogorsk state university, caf_tmpo@masu.ru, Magnitogorsk

Safonov Evgenie Jurevich

The post-graduate student of chair of the theory and technique of vocational training of Magnitogorsk state university, caf_tmpo@masu.ru, Magnitogorsk

Umetbaev Zaynytdyn Muhitdynovych

Doctor of pedagogic, professor, prorector MSU, pedagog@masu.ru, Magnitogorsk

READINESS OF THE SCHOOLBOY FOR SAFE TRAFFIC

В современном мире одним из важнейших социально-образовательных проблем является травматизм детей в сфере дорожного движения. В России ежегодно погибают и получают травмы до 27 тысяч детей и подростков до 16 лет, 80% из них становятся инвалидами. Количество травмированных детей из года в год растет. Ее обострение, с одной стороны, вызвано «взрывной» автомобилизацией населения, особенно в последние два десятилетия, а с другой стороны, недостаточный рост готовности детей к безопасной жизни их в транспортной сфере.

Исследуя механизм наезда автомобиля на пешехода, И. К. Коршаков определил, что из числа погибших примерно 70% виновными были сами пешеходы, значительную долю из которых (25%) составили дети до 10 лет, игравшие или перебегавшие ее.

Возрастной анализ травматизма, проведенный А. М. Якуповым показал следующее. Среди пострадавших в ДТП: дети до 7 лет - 23%, от 7 до

14 лет - 66,6%, от 14 до 17 лет - 10,4%. Доля учащихся школ примерно 50-65%, дошкольников, посещающих детские сады - 20-22%, а неопределимых в них 6,5-13,8%, учащихся системы начального среднего профессионального звена - 23-3%.

Из всех причин травмирования детей в процессе их движения наиболее часто встречается следующее: переход в неустановленном месте - 34-38%, внезапный выход из-за укрытия 17-21%, игры и хождение по проезжей части 15-19% и по вине водителя 15-36%. Более половины происшествий объясняется невнимательностью детей.

Первопричины дорожно-транспортных происшествий, выявленные некоторыми авторами, по вине или неосторожности детей и подростков, убедительно показывают, что только выполнением требований правил дорожного движения без знания причинно-следственного механизма возникновения ДТП (последовательность: причина - следствие - результат) и безопасного (безошибочного, верного) действия в конкретной ситуации не может быть в полной мере гарантированна безопасность участников дорожного движения. Для безопасного участия школьников в дорожном движении необходима их специальная подготовка, в процессе которой нужно:

а) сформировать необходимые знания законов безопасности движения, правил безопасного участия в транспортной среде и правил дорожного движения;

б) сформировать специальные умения и закрепить их в навыки и привычки безопасного участия в транспортных процессах (законов и правил безопасности на транспорте, выполнение ПДД и т. п.);

в) уметь анализировать и предвидеть развитие ситуации в сфере дорожного движения.

Функция самоконтроля, особенно на ранних стадиях становления личности, является производной от формирования интересов, потребностей, социальных отношений. Поэтому, становление самоконтроля, формирование соответствующей мотивации к усвоению и выполнение правил безопасного поведения в условиях транспортной среды служат предваряющим этапом, на котором строится воспитание положительных установок безопасного участия школьника в транспортных процессах.

Рассматривая проблему формирования безопасного поведения учащегося в сфере дорожного движения, необходимо учитывать то, что его поведение тесно связано с «поведением» окружающей среды. С изменением этой среды изменяется и человек, его психология, поведение, переживание, реакция и восприятие.

Известно, что восприятие - это не только набор данных при получении информации, но и очень сложный познавательный процесс, включающий мышление и принятие решений. Установлено, что окружающую среду человек воспринимает не как набор объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, ароматов. Она воспринимается как целое на фоне, которого можно различить отдельные детали. Вместе с тем, восприятие среды всегда и цельно и избирательно.

Достоверно то, что окружающая среда влияет на человека своим химическим составом и физической конфигурацией. Она по разному скомпонован-

ная и созданная природой и человеком, настолько огромна и разнообразна, что в то время как физическое, химическое и биологическое влияние окружающей среды на человека сравнительно хорошо изучено и зафиксировано, о психологическом влиянии на ее создателя человека мы знаем значительно меньше. Тем не менее, психологическое влияние среды на человека является очень значительным. Даже внезапно начавшийся дождь может эмоционально негативно отразиться на человеке, тем самым рассеяв его внимание.

Надо полагать, что воздействие транспортной среды на участников движения существенно увеличивает их долю риска, а иногда прямо способствует неправильной оценке обстановки. В результате этого, поведение окружающих. Нетрудно убедиться, что во многих случаях причиной дорожно-транспортных происшествий является именно человеческий фактор, а «фактор среды» по своему способствует их возникновению.

В психологических исследованиях был выявлен целый ряд человеческих качеств, которые негативно сказываются на результате взаимодействия элементов системы «человек - транспортное средство - дорога и среда»: водитель, пешеход, пассажир, регулировщик движения. Основными из них по отношению к детям являются: несформированные способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию событий; повышенная тревожность и неуверенность в себе, высокая напряженность, взвинченность, несдержанность, склонность к конфликтам; безразличие к общественному мнению; неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения; чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, ветреность; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность. Таким образом, дети не защищены психологически от опасностей дороги. Это может происходить из-за плохо и недостаточно сформированных знаний безопасного поведения на дороге, или может быть следствием психологических особенностей ребенка.

К факторам способным повлиять на эффективную работу, по формированию у детей высокого уровня культуры относим, во-первых, обязательный учет психологического состояния учащихся и их поведения в дорожных ситуациях; во-вторых, учет возраста школьника, его индивидуальных физических и физиологических особенностей, функциональное состояние организма, уровень интеллекта и воспитанности. Среди перечисленных выше факторов функциональное состояние организма является, по нашему мнению, часто решающим и по сути результирующим.

Отдельного рассмотрения при формировании культуры требуют психические свойства личности. Известно, что особенности человека проявляются в таких психических свойствах, как темперамент, направленность личности, характер и ее способности. Роль этих качеств сложно переоценить, ведь в течении всей жизни человек будет самосовершенствоваться в них. И, безусловно, здесь учащимся нужна помощь педагогов.

Быть или не быть дорожно-транспортному происшествию - эта дилемма связана не только с подготовкой и квалификацией участников движения. Су-

щественную роль здесь играет природная способность к пространственной и временной ориентации. По утверждению специалистов, умение предвидеть - это не только знать, но и, прежде всего, уметь быстро выбрать дорожной задачи нужный вариант решения. Таким образом, необходимо развивать умение прогнозирования не только на дорогах, но и в повседневных делах.

Психологические исследования определяют два главных фактора ошибок человека, которые могут привести к происшествиям - стресс и отсутствие стабильности. Чаще эти факторы совмещаются в одном человеке.

Человек, который соблюдает меры безопасности оправдывает себя подбирая множество предлогов и объяснений своему поведению, человек же сознательный не ищет себе оправданий, а просто следует правилам безопасности.

Как предотвратить дорожно-транспортные происшествия? На наш взгляд, это возможно с помощью знаний и представлений об опасности и ДТП. «Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты».

Эффективность организации подготовки учащихся к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе может быть достигнута только при системном подходе к формированию у них высокого уровня ответственности за свою и жизнь других.

Анализ существующих педагогических теорий, в том числе специального предметного обучения и воспитания, и опыта их реализации в педагогической практике убеждает в том, что формирование личности детей обязано упреждать развитие социальных отношений, а не только успевать за ними. Но сложившаяся практика в России, как утверждает З. Н. Тюмасеева «продолжает строится в большинстве своем лишь на основе таких ведущих существенных отраслях науки и практики, как психология и педагогика, а также осуществляемой государством общей политики в стране, при этом зачастую игнорируются достижения, как в биологии, так и в генетике, экологии человека, социологии при этом построении».

За последние десятилетия существенно изменился порядок требований, предъявляемый современным обществом к участникам транспортных процессов. Предотвращение аварийных ситуаций, зачастую переходящих в транспортные происшествия, можно добиться только при условии если каждый участник движения - это специально обученная и подготовленная личность, у которой зарождена и развита потребность быть безопасным участником транспортного процесса; с развитым чувством ответственности за последствия своих поступков; высокоорганизованная и дисциплинированная, обладающая чувством такта и умением сдерживать и управлять своим эмоциональным состоянием, с высоким уровнем внутренней культуры; активная в социальной и интеллектуальной сферах, уверенная в собственных силах и имеющая основания для этой уверенности; способная самостоятельно анализировать происходящее, принимать адекватно складывающимся ситуациям безопасные решения и реализовать их, не нанося ущерба, ни себе, ни окружающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.