Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Лариса Леонидовна

В статье представлены результаты экспериментальной работы по педагогическому сопровождению творческого развития детей старшего дошкольного возраста в художественном труде. Несмотря на большое количество работ, посвященных творческому развитию детей дошкольного возраста, изучение этой проблемы до сих пор сохраняет актуальность, что связано с осознанием педагогами важности и необходимости творческого развития детей дошкольного возраста и отсутствием отработанного инструментария реализации возможностей для педагогического сопровождения. На основе количественных данных констатирующего этапа эксперимента автор выделяет особенности творческого развития детей пяти - шести лет. Качественные данные эксперимента позволили выявить, что дошкольники вносили новое, свое в предложенный материал, дополняли его знакомыми образами. Они предлагали варианты решения знакомых проблем, основываясь на собственном опыте. При создании поделок образы у детей чаще всего повторялись, замысел отличался неустойчивостью. У испытуемых был ярко выражен интерес к художественно-эстетической деятельности, наблюдалась эмоциональная включенность. На основании данных диагностики в статье представлена модель педагогического сопровождения творческого развития детей старшего дошкольного возраста в художественном труде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN ARTISTIC WORK

The article presents the results of experimental work on pedagogical support of creative development of senior preschoolers in artistic work. Despite the large number of works devoted to the creative development of preschool children, the study of this problem still remains relevant. This is due to teachers’ awareness of the importance and necessity of creative development of preschool children and the lack of proven tools for implementing opportunities for pedagogical support. Based on the quantitative data of the ascertaining stage of the experiment, the author highlights the features of the creative development of 5- and 6-year-old children. Qualitative data of the experiment revealed that preschoolers introduced something new into the proposed material, supplemented it with familiar images. They offered solutions to familiar problems based on their own experience. When creating crafts, the images, that the children had, were most often repeated, the idea was unstable. The children had a pronounced interest in artistic and aesthetic activities, emotional involvement was also observed. Based on the diagnostic data, the article presents a model of pedagogical support for the creative development of senior preschool children in artistic work.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ»

УДК 373.2.036.5 DOI 10.26293/chgpu.2022.114.1.021

Л. Л. Ильина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по педагогическому сопровождению творческого развития детей старшего дошкольного возраста в художественном труде. Несмотря на большое количество работ, посвященных творческому развитию детей дошкольного возраста, изучение этой проблемы до сих пор сохраняет актуальность, что связано с осознанием педагогами важности и необходимости творческого развития детей дошкольного возраста и отсутствием отработанного инструментария реализации возможностей для педагогического сопровождения.

На основе количественных данных констатирующего этапа эксперимента автор выделяет особенности творческого развития детей пяти - шести лет. Качественные данные эксперимента позволили выявить, что дошкольники вносили новое, свое в предложенный материал, дополняли его знакомыми образами. Они предлагали варианты решения знакомых проблем, основываясь на собственном опыте. При создании поделок образы у детей чаще всего повторялись, замысел отличался неустойчивостью. У испытуемых был ярко выражен интерес к художественно-эстетической деятельности, наблюдалась эмоциональная включенность. На основании данных диагностики в статье представлена модель педагогического сопровождения творческого развития детей старшего дошкольного возраста в художественном труде.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, творческое развитие, дети дошкольного возраста, художественный труд, дошкольная образовательная организация

L. L. Ilyina

PEDAGOGICAL SUPPORT OF CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN ARTISTIC WORK

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents the results of experimental work on pedagogical support of creative development of senior preschoolers in artistic work. Despite the large number of works devoted to the creative development of preschool children, the study of this problem still remains relevant. This is due to teachers' awareness of the importance and necessity of creative development of preschool children and the lack of proven tools for implementing opportunities for pedagogical support.

Based on the quantitative data of the ascertaining stage of the experiment, the author highlights the features of the creative development of 5- and 6-year-old children. Qualitative data of the experiment revealed that preschoolers introduced something new into the proposed material, supplemented it with familiar images. They offered solutions to familiar problems based on their own experience. When creating crafts, the images, that the children had. were most often repeated, the idea was unstable. The children had a pronounced interest in artistic and aesthetic activities, emotional involvement was also observed. Based on the diagnostic data, the article presents a model of pedagogical support for the creative development of senior preschool children in artistic work.

Keywords: pedagogical support, creative development, preschool children, artistic work, preschool educational organization

Введение. Высокий темп социальных изменений обусловливает потребность общества в накоплении индивидуально-творческого потенциала, который позволит выйти на новые рубежи развития. Россия в современных условиях нуждается в личности, способной к самореализации, творчеству, умеющей адекватно оценивать себя и свои возможности в сложных социальных ситуациях.

Интерес к данной теме вызван целевыми ориентирами дошкольного образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Так, в документе отмечено, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деткой деятельности, творческой инициативой, умением ставить цель, обдумывать ее достижение, осуществлять замысел и оценивать полученный результат [14].

Творческое развитие является важной составляющей в формировании личности. Мы согласны с мнением Г. Е. Жуковой и В. С. Головачевой, что творческая потребность самореализовываться в разных видах деятельности влияет на развитие познавательной активности ребенка, проявление созидательного и плодотворного поведения [8].

Опираясь на исследование О. Драгункиной, мы можем констатировать, что творческое развитие дошкольников заключается в реализации возможностей ребенка в рамках личностно-значимой, творческой деятельности [5].

Мы согласны с выводами Т. Ендовицкой, что в результате творческой деятельности происходит раскрытие потенциала личности и переход способностей из потенциальных в актуальные. Успешность реализации ребенка в будущем в разнообразных жизненных сферах связана с умением реализовывать свой потенциал в соответствии с личными интересами и потребностями [7].

Итак, мы можем отметить, что творческое развитие выступает как форма целенаправленной активности личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности.

Несмотря на богатство теоретических разработок, нами установлено противоречие между задачей формирования личности, способной к творческому решению разнообразных проблем, поставленной перед системой образования в соответствии с существующим социальным запросом общества, и недостаточно эффективным ее решением в практике творческого развития детей дошкольного возраста.

Проблема исследования состоит в определении модели педагогического сопровождения творческого развития детей старшего дошкольного возраста в художественном труде на основе результатов диагностического среза.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность нашего исследования обусловлена изменениями в обществе и современной педагогической практикой, которые первостепенную роль отводят проблеме творческого развития детей. В. Г. Березина, И. Л. Ви-кентьев, С. Ю. Модестов ориентируют образовательный процесс новой социокультурной среды в направлении максимальной креативности [2]. В целевых ориентирах развития дошкольного образования отмечена важность развития у детей дошкольного возраста умения гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в жизненных ситуациях.

Опираясь на наше теоретическое исследование, мы пришли к выводу о необходимости создания условий для формирования творческой личности в соответствии с ее интересами и наклонностями [9].

Важнейшей задачей развития творчества является педагогическое сопровождение, определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования

творчества ребенка дошкольного возраста. Художественный ручной труд обладает широкими возможностями для развития творчества у старших дошкольников. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка. В процессе художественного ручного труда, создавая красивые предметы, ребенок учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили работы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В исследовании использовались теоретические (анализ педагогической, психологической литературы по изучаемой проблеме) и эмпирические методы (методики «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко) [6], «Как спасти зайку» (В. Кудрявцев, В. Синельников) [10], диагностическое задание «Подарок для мамы». Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 116», МБДОУ «Детский сад № 113», МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары Чувашской Республики. Всего в эксперименте участвовало 128 детей пяти-шести лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Творческая деятельность, по мнению Д. Б. Богоявленской, определяется как способ самоутверждения, самовыражения [3] и проявляется в самореализации личности при создании материальных и духовных ценностей.

Творчество выражается в различных видах деятельности При этом А. Маслоу подчеркивает, что настоящее творчество проявляется у человека как в искусстве, науке, так и в повседневной жизни [11]. По его мнению, творчество приобретает свою значимость только для самого человека, носит субъективный характер и заложено внутри него 11 I ].

В отечественной науке основополагающим является понимание творчества с позиции деятельностного подхода. Так, с точки зрения С. JI. Рубинштейна, творческой является любая деятельность, в которой создается новое и оригинальное [13].

В. И. Андреев раскрывает признаки творческой деятельности, которые проявляются целостно. К таким признакам ученый относит самостоятельность и критичность мышления, способность к анализу и синтезу, индивидуальность и др. [1].

Проблема творческого развития дошкольников нашла отражение в фундаментальных исследованиях. Так, теоретико-методологические основы развития творчества отражены в работах Б. Г. Ананьева, Л. С Выготского, А. В. Запорожца, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, А. М. Матюшкина. Я. А. Пономарева, С. Rogers, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теп-лова и др.

В научной литературе освещены вопросы, связанные с развитием творчества детей, выделением их особенностей (О. М. Дьяченко, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина и др.).

Педагогическое сопровождение необходимо в работе дошкольной образовательной организации для повышения уровня развития творческого развития детей и качества работы воспитателей.

О. С. Газман определяет педагогическое сопровождение как форму педагогической деятельности, направленную на создание условий для личностного развития и самореализации человека, развитие его самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [4].

Основными принципами педагогического сопровождения ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, по мнению В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой, являются рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого (на стороне ребенка), непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации [12].

Таким образом, под педагогическим сопровождением творческого развития дошкольников мы понимаем специально организованное систематическое взаимодействие

педагога с ребенком, направленное на развитие творческих способностей детей, креативности, оригинальности, самостоятельности в творчестве.

Одним из этапов педагогического сопровождения является диагностика творческого развития детей дошкольного возраста.

На основании анализа теоретических источников мы выделили критерии сформированное™ творческого развития детей пяти-шести лет: высокий уровень развития творческого воображения, умение переносить знакомые свойства в новые условия, оригинальность в создании новых образов, эмоциональность.

С целью выявления уровня развития творческого воображения использовалась методика «Дорисуй фигуру». Ребенку было предложено дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилось определенное изображение. Обработку данных проводили по таким критериям, как оригинальность изображения, коэффициент оригинальности, а также смотрели, превращается фигура в какое-либо изображение или нет.

Результаты диагностического обследования по методике «Дорисуй фигуру» позволили нам сделать вывод о преобладании среднего (35,9 % в ЭГ и 29,7 % в КГ) и низкого (42,2% в ЭГ и 46,9% в КГ) уровней развития творческого воображения детей пяти-шести лет.

На основании количественных данных можно выделить особенности развития творческого воображения у детей пяти-шести лет. Так, изображения большой части детей были схематичные, без деталей, контурные. Многие испытуемые не понимали задание и рисовали рядом свою картинку, не соотнося его с изображением. Воспитанники с высоким уровнем развития творческого воображения (21,9 % в ЭГ и 23,4 % в КГ) видели фигуру и использовали ее как часть своего рисунка. Дорисовывание и дополнение деталями фигуры обеспечивало оригинальность изображения.

С целью выявления способности преобразовывать определенную задачу и переносить знакомые свойства в новые условия использовалась методика «Как спасти зайку». Экспериментатор рассказывал историю про зайца и просил ребенка помочь ему, используя предметы, расположенные на столе.

По результатам обследования по методике «Как спасти зайку» большинство детей пяти-шести лет продемонстрировали средний уровень (43,8 % в ЭГ и 48,4 % в КГ) сформированное™ способности к надситуативно-преобразовательному характеру творческих решений. Воспитанники выбирали решение, которое лежало «на поверхности»: ведро, палочку и т. д. Испытуемые решали задание с элементами простейшего символизма, т. е. что видели, то и выбирали. Дошкольники с высоким уровнем (15,6 % детей в ЭГ и 18,8 % в КГ) переносили знакомые условия в новую ситуацию. Так, из бумаги они предлагали сделать кораблик, из палочки - плот и др. Испытуемые с низким уровнем (40,6 % в ЭГ и 32,8 % в КГ) не принимали задачу педагога и выбирали любой понравившийся предмет.

С целью выявления уровня сформированное™ творческих способностей в художественном ручном труде (диагностическое задание «Подарок для мамы») мы предложили испытуемым сделать поделку для мамы из разных материалов (цветная бумага, нитки, листья, ветки, крупа (гречка, пшено), фасоль, кусочки ткани, вата, пластилин, клей, ножницы, щетинная кисть).

Данные обследования по методике «Подарок для мамы» свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности творческих способностей в художественном ручном труде показали 10,9 % детей в ЭГ и 9 % в КГ; средний уровень составил 39,1 % в ЭГ и 42,2 % в КГ, низкий уровень - 50 % в ЭГ и 43,7 % в КГ. При изготовлении поделки воспитанники использовали два-три однообразных материла в соответствии с конструктивной задачей, не дополняя образ деталями. Можно отметить, что поделки не отличались оригинальностью. Свою деятельность ребята не планировали.

Для выделения особенностей творческого развития детей пяти-шести лет мы обобщили данные трех методик.

Для детей с высоким уровнем творческого развития (17,2 % в ЭГ и 18, 8 % в КГ) характерна самостоятельность, необычность в решении проблемы. Испытуемые предлагали разные варианты выполнения задания, что говорит о богатстве разнообразных ассоциаций. Неожиданное использование предметов и придание им нового функционального назначения является особенностью их деятельности и проявлением познавательных мотивов. Для воспитанников характерен высокий уровень развития творческого воображения, что проявлялось в создании нового продукта, отличного от других. В процессе деятельности можно отметить эмоциональную включенность, стремление искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие.

Дети со средним уровнем творческого развития (39,1 % в ЭГ и 40, 6 % в КГ) вносили что-то новое, свое в предложенный материал, дополняли его знакомыми образами. Они предлагали варианты решения знакомой проблемы, основываясь на собственном опыте. К проявлению познавательных мотивов можно отнести использование новых материалов в знакомых поделках (фасоль приклеивали к бумаге). Что касается развития творческого воображения, то образы у детей чаще всего повторялись, замысел отличался неустойчивостью. У испытуемых ярко выражен интерес к художественно-эстетической деятельности.

Для детей с низким уровнем творческого развития (43, 7 % в ЭГ и 40,6 % в КГ) не характерно проявление творчества в решении проблемы. Образы не отличались оригинальностью, были знакомые, простые. У испытуемых не наблюдалось проявления познавательных мотивов, они не искали разные способы выполнения задания. Для детей характерно контурное, схематичное, лишенное деталей изображение. У испытуемых отсутствовал интерес к художественно-эстетической деятельности.

Опираясь на результаты диагностики творческого развития детей пяти-шести лет, мы разработали модель педагогического сопровождения творческого развития дошкольников в художественном труде. Модель состоит из целевого компонента, процессуально-деятельностного и оценочно-результативного. Модель направлена на реализацию следующих задач: развитие умения находить оригинальные способы и приемы работы с различными материалами; формирование положительной эмоциональной направленности к созданию полезных и эстетически значимых предметов и изделий для украшения быта; развитие эмоционально-мотивационного отношения к художественно-творческой деятельности. Разработанная модель включает овладение детьми техническими навыками работы с инструментами и материалами для создания выразительной поделки. При реализации модели педагогического сопровождения творческого развития детей дошкольного возраста мы использовали следующие методы и приемы: информационно-рецептивные: показ способа действия, объяснение, образец, обследование, наблюдение; репродуктивные: упражнение детей в способах изготовления поделок, работе с инструментами и материалами; частично-поисковый: беседа, рассказ педагога, художественное слово, рассматривание иллюстраций; исследовательский: проблемная ситуация, вопросы.

Выводы. Экспериментальная работа по педагогическому сопровождению творческого развития детей старшего дошкольного возраста в художественном труде позволила определить условия взаимодействия участников образовательного процесса. Педагогическими условиями в данном процессе являются построение деятельности педагога на основе разработанной модели развития творчества у старших дошкольников в художественном труде, организация работы в определенной последовательности, включающей в себя формирование технических умений и навыков, умения творческого преобразования, активизация творческих способностей ребенка за счет обеспечения возможности самостоятельного поиска решения поставленной задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - М. : Академия, 2009.-237 с.

2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб. : Издательство Буковского, 2011. - 60 с.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

4. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М., 1995. - № 3. - С. 58-64.

5. Драгункина О. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL : https://www.maam.ru/detekijsad/sMja-osobeno^ detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения : 31.01.2022).

6. Дьяченко О. М. Что же такое способности? // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 98-102.

7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. -С. 73-75.

8. Жукова Г. Е., Головачев В. С. Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2019. -№ 1(101). - С. 105-114.

9. Ильина Л. Л. К проблеме педагогического сопровождения творческого развития дошкольников // Актуальные проблемы психологии и педагогики дошкольного, школьного и профессионального образования / Чуваш, гос. пед. ун-т; отв. ред. Т. Н. Семенова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2021. - С. 75-78.

10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 67-69.

11. МаслоуА. Г. Мотивация и личность. - СПб. : Питер, 2005. - 352 с.

12. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 189 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. -URL : http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html 114 (датаобращения: 10.08.2021).

Статья поступила в редакцию 31.01.2022

REFERENCES

1. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. - M. : Akademiya, 2009. -

237 s.

2. Berezina V. G., Vikent'ev I. L., Modestov S. Yu. Detstvo tvorcheskoj lichnosti. - SPb. : Izdatel'stvo Bu-kovskogo, 2011. - 60 s.

3. Bogoyavlenskaya D. B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej : ucheb. posobie dlya studentov. - M. : Iz-datel'skij centr «Akademiya», 2002. - 320 s.

4. Gazman О. S. Pedagogicheskaya podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaya problema // Novye cennosti obrazovaniya: desyat' koncepcij i esse. - M., 1995. - № 3. - S. 58-64.

5. Dragunkina O. Osobennosti razvitiya tvorcheskih sposobnostej u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Elektronnyj resurs], - URL : https://www.maam.ru/detskijsad/statja-osobenosti-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (data obrashcheniya : 31.01.2022).

6. D'yachenko O. M. Chto zhe takoe sposobnosti? //Voprosy psihologii. - 1994. -№ 1. - S. 98-102.

7. Endovickaya Т. O razvitii tvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. - 2007. - № 12. - S. 73-75.

8. Zhukova G. E., Golovachev V. S. Vozmozhnosti kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti v razvitii tvorcheskih sposobnostej doshkol'nikov v usloviyah vzaimodejstviya uchrezhdenij obrazovaniya i kul'tury // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitetaim. I. Ya. Yakovleva. -2019. -№ 1(101). - S. 105-114.

9. Il'ina L. L. К probleme pedagogicheskogo soprovozhdeniya tvorcheskogo razvitiya doshkol'nikov // Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki doshkol'nogo, shkol'nogo i professional'nogo obrazovaniya / Chuvash, gos. ped. un-t; otv. red. T. N. Semenova. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2021. - S. 75-78.

10. Kudryavcev V., Sinel'nikov V. Rebyonok-doshkol'nik: novyj podhod k diagnostike tvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. - 1995. - № 9. - S. 67-69.

11. Maslou A. G. Motivaciya i lichnost'. - SPb. : Piter, 2005. - 352 s.

12. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoj. -M. : Akademiya, 2006. - 189 s.

13. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. - SPb. : Piter, 2000. - 712 s.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs], -URL : http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html 114 (data obrashcheniya: 10.08.2021).

The article was contributed on January 31, 2022 Сведения об авторе

Ильина Лариса Леонидовна - старший преподаватель кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-0826-4292, larleonl0@mail.ru

Author Information

Ilyina, Larisa Leonidovna - Senior Lecturer, Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-0826-4292, arleonlO@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.