Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение студентов в условиях педагогической практики'

Педагогическое сопровождение студентов в условиях педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манузина Елена Борисовна

Статья посвящена проблеме организации педагогической практики в условиях бакалавриата. Одним из условий эффективной организации практики является педагогического сопровождения студентов. В статье раскрыта сущность понятий «педагогическое сопровождение», «индивидуальные образовательные маршруты», представлены цели, модель и условия педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение студентов в условиях педагогической практики»

_________ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ВУЗЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ_____________________

УДК 378.14

Манузина Елена Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Алтайской государственной академия образования имени В. М. Шукшина, manuzina70@mail.ru, Бийск.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации педагогической практики в условиях бакалавриата. Одним из условий эффективной организации практики является педагогического сопровождения студентов. В статье раскрыта сущность понятий «педагогическое сопровождение», «индивидуальные образовательные маршруты», представлены цели, модель и условия педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическое сопровождение, личностное развитие.

Manuzina Elena Borisovna

Candidate of Pedagogical Sciences, associated professor of the Pedagogy department at The Shukshin Altai State Academy of Education, manuzina70@mail.ru, Biysk.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS DURING TEACHING PRACTICE

Abstract. The article is devoted to the problem of organization of teaching practice under a Bachelor’s programme. One of the requirements for a successful organization of practice is pedagogical support of students. The concepts of ‘pedagogical support’, ‘individual educational approaches’ are articulated. Aims, patterns and conditions of pedagogical support in professional and personal enhancement of students are observed in the article.

Keywords: teaching practice, pedagogical support, personal enhancement.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации основываются на идее радикального изменения и трансформации сложившихся форм обучения и воспитания в соответствии с новыми реалиями, что является важной научной проблемой. Решению данной проблемы в значительной мере способствует более глубокая интеграция теоретических знаний и педагогической практики в различных типах образовательных учреждений. Роль, содержание и организация педагогической практики в условиях ФГОС ВПО существенно меняется. Сравнительный анализ количества учебного времени, отведенного на педагогическую практику бакалавров и студентов-специалистов, показывает, что интенсивность подготовки бакалавров в процессе педагогической практики должна увеличиться пропорционально разнице учебного времени, в связи с этим необходимо дополнительное обоснование подходов, принципов и исследования ее организации.

Поскольку профессиональное формирование бакалавра неотделимо от его личност-

ного развития, то основными факторами его становления должны стать творческая индивидуальность и профессиональная компетентность на основе теоретической и практической подготовки.

Практическая подготовка будущего педагога осуществляется в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях под руководством учителей-наставников и методистов вуза. Производственная практика в системе высшего профессионального образования является видом учебной деятельности, который предоставляет возможность моделировать собственное научное исследование, призванное помочь будущим педагогам развивать новое, проблемное видение системы образования, а также осваивать технологию исследовательских процедур. Такой подход к педагогической практике способствует развитию познавательного интереса, активности, возникновению желания самореализоваться в выбранной профессии.

Перспективным направлением в организации педагогической практики в со-

ответствии с требованиями ФГОС ВПО является психолого-педагогическое сопровождение студентов. Проблема психологопедагогического сопровождения личности рассматривалась в исследованиях Е. А Буш-ковской, Н. Г. Ершовой, И. А. Липского, Б. И. Серсенбаевой, Г. И. Симоновой, Ю. В Харлановой, В. А. Шишкиной и др. Рассмотрим сущность ключевого понятия, этапы и условия реализации психологопедагогического сопровождения.

Исследование этимологии термина «сопровождение» позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями.

На уровне всеобщего сопровождение человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и др.

На уровне отдельного одним из таких видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику. Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении. При этом существуют конкретные социальные роли, которые по отношению к ребенку проявляются в обществе как роли «родителей», «наставников», «руководителей»,

«учителей», «воспитателей» и т. д.

И. А. Липский отмечает, что педагогическое взаимодействие - процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы, во времени, в конкретных институтах социума, и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся и развивающий процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя [3, с. 282].

В педагогическом сопровождении функция развития человека конкретизируется в более частных функциях, соответственно присущих функциям той или иной педагогической системы. Более того, по мере детализации эти функции также конкретизируются до тех пор, пока не достигнут характера технологии действия, то есть педагогической технологии.

В связи с этим есть основания полагать, что содержание педагогического сопровождения развития личности реализуется посредством функций их воспитания, обучения и образования, каждая из которых оставляет свой след в человеке; реализуется на протяжении всей его жизни со спецификой проявления относительно конкретных социальных групп - детей, взрослых и пожилых и др.; имеет свое институциональное оформление; обеспечивается специально подготовленными кадрами. Такое понимание функций педагогического сопровождения отражает его функциональную сторону; с точки зрения структурной стороны они играют роль его форм. Так возникает педагогическое сопровождение студента в процессе обучения и воспитания как часть общего процесса педагогического сопровождения его развития.

На основе анализа педагогических исследований мы определяем психологопедагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психологопедагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессиональноличностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия.

В современных педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты

педагогического сопровождения студентов. Так в работах Ю. В. Харлановой раскрыты проблемы проектирования и реализации компьютерного сопровождения процесса обучения в педагогическом вузе. Исследование посвящено вопросу использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения психологии. Компьютерное сопровождение рассматривается на двух ступенях: этап проектирования и этап реализации, которые делятся, в свою очередь, на ряд стадий. Автор строит свою технологию обучения психологии на таком средстве компьютерного сопровождения, как электронный учебник [4]. Е. А. Бушковская представляет подходы организации сопровождения процесса совершенствования педагогического мастерства, основанного на профессиональных знаниях междисциплинарности и непрерывном развитии личности учителя [1]. Однако необходимо проектирование целостной модели педагогического сопровождения студентов в процессе педагогической практики. Для решения данной проблемы необходимо определить цель педагогического сопровождения.

Главная цель педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности студента. Начальная цель взаимодействия

- определение и формирование готовности студентов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия - формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессионально-педагогической деятельности, профессиональному саморазвитию.

Модель педагогического сопровождения должна быть основана на взаимодействии преподавателя и студента и является динамичной, поскольку рассматривается не

только как образец, но и как действенный механизм, обеспечивающий эффективное профессионально-личностное развитие студентов на всех этапах обучения. Для каждого этапа обучения общие цели конкретизируются в виде комплекса конкретных задач, отражающих специфику содержания сопровождения. Основными этапами сопровождения студентов являются:

1. формирование профессиональнопедагогической направленности личности студента;

2. формирование творческой готовности к педагогической деятельности;

3. формирование инновационной

профессионально-педагогической позиции;

В педагогическом сопровождении могут быть выделены три взаимосвязанных компонента:

1. систематическое отслеживание

психолого-педагогического статуса студента и динамики его личностного развития в процессе обучения в вузе;

2. создание психолого-педагогических условий для развития личности студентов, их успешного обучения и профессионального развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы развития студента, определяются условия его успешного обучения;

3. создание специальных психологопедагогических условий для оказания помощи студентам, имеющим проблемы в обучении. Данное направление деятельности ориентировано на студентов, у которых выявлены определенные пробелы в усвоении учебного материала, в социально принятых нормах поведения, в общении с преподавателями и сокурсниками, в повышенном уровне тревожности. Для оказания психолого-педагогической помощи таким студентам должна быть продумана система мероприятий, позволяющих им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.

С целью эффективной организации педагогической практики выявлены необходимые педагогические условия (внутренние и внешние):

- внутренние: модельное обоснование организации педагогической практики, вариативные программы практики в структуре учебных планов на факультетах, междисци-

плинарная интеграция, обеспечение системности научно-теоретических и прикладных компетенций бакалавров, а также их личностное развитие; проявление студентами активности и познавательной самостоятельности, принятие и осознание целей подготовки; - осуществление рефлексии; реализация системы поддержки талантливых студентов;

- внешние: создание условий для эффективного прохождения в научно-

исследовательских и образовательных учреждениях всех видов практики студентов; участие бакалавров в конференциях, научно-практических семинарах, педагогических мастерских, заседаниях круглых столов и др.; разработано научно-методическое сопровождение профессиональной подготовки бакалавров в процессе педагогической практики в вузе (программа, учебнометодические пособия по организации практики и др.) [2, с. 7].

Основная идея обновления содержательной и процессуальной сторон педагогической практики образования состоит в том, что она должна стать индивидуализированной, функциональной и эффективной. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов студентов.

Обобщение материала по данной теме позволили сделать вывод о том, что в рамках педагогической практики реализуется индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на формирование студента себя как педагога. В основе маршрута этого типа четкая и определенная цель стать учителем. Получение образования связывается с приобретением знаний такого уровня и качества, который позволит достойно выполнять свои профессиональные обязанности.

Следовательно, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (программы) является одним из эффективных условий осуществления индивидуализированной помощи и психологопедагогического сопровождения студентов в условиях педагогической практики.

Таким образом, педагогическое сопровождение студентов - это многоуровневое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого состоит в стимулирова-

нии той индивидуальной совокупности лич-ностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию.

В заключение необходимо отметить, что педагогическое сопровождение опирается на личностные приоритеты в профессиональном становлении специалистов в сфере образования, которые способствуют всестороннему профессиональному развитию будущего специалиста. В то же время в ходе профессионально-личностного становле-

ния развитие студентов как специалистов сливается в единый процесс с целостным формированием новообразования личности молодого человека - профессионализма. Целостное же становление происходит на основе самореализации в профессиональной среде, что позволяет выпускнику педагогического вуза быть конкурентоспособным специалистом.

Библиографический список

1. Бушковская Е. А. Организация сопровождения совершенствования педагогического мастерства, основанного на профессиональных знаниях междисциплинарности и непрерывном развитии личности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. -Вып. 1. - Серия: Рубрика: Педагогика и психология. - Томск, 2008. - С. 12-16.

2. Лазарева М. В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 2009. - 20 с.

3. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания (Воспитание как социальный институт) // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 280-287.

4. Харланова Ю. В. Проектирование и реализация компьютерного сопровождения процесса обучения психологии в педагогическом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Вып. 2. - Серия: Рубрика: Педагогика высшей школы. - Томск, 2010. -С. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.