Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Анастасия Сергеевна, Вишнякова Екатерина Ивановна, Баринова Софья Геннадьевна

В статье анализируется система профориентационной деятельности в разных странах мира. Авторы поднимают следующие актуальные вопросы: в чем заключается необходимость и важность современного педагогического сопровождения школьников в период профориентации, какие современные подходы и разработки помогут молодежи выбрать профессию будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Анастасия Сергеевна, Вишнякова Екатерина Ивановна, Баринова Софья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF HIGH SCHOOL STUDENTS WHEN CHOOSING THE FUTURE PROFESSION

The article analyzes the system of career guidance in different countries of the world. The authors rise the following relevant questions: why nowadays it is important and necessary to provide the schoolchildren with the pedagogical support during career counseling, and what modern advances and approaches will help young people choose the profession of the future.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.047 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189

ББК 74.200.52

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

PEDAGOGICAL SUPPORT OF HIGH SCHOOL STUDENTS WHEN CHOOSING THE FUTURE PROFESSION

Назарова Анастасия Сергеевна

Студент Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (Красноярск) E-mail: [email protected]

Nazarova Anastasia S.

Student at the School of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]

Вишнякова Екатерина Ивановна

Студент Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (Красноярск) E-mail: [email protected]

Vishnyakova Ekaterina I.

Student at the School of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]

Баринова Софья Геннадьевна

Доцент кафедры общей и социальной педагогики Сибирский федеральный университет (Красноярск), кандидат философских наук E-mail: [email protected]

Barinova Sophia G.

Assistant Professor of the General and Social Pedagogy Department, Siberian Federal University (Krasnoyarsk), PhD in Philosophy E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется система профориентационной деятельности в разных странах мира. Авторы поднимают следующие актуальные вопросы: в чем заключается необходимость и важность современного педагогического сопровождения школьников в

Abstract. The article analyzes the system of career guidance in different countries of the world. The authors rise the following relevant questions: why nowadays it is important and necessary to provide the schoolchildren with the pedagogical support

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Назарова А. С., Вишнякова Е. И., Баринова С. Г., 2022

период профориентации, какие современные подходы и разработки помогут молодежи выбрать профессию будущего.

during career counseling, and what modern advances and approaches will help young people choose the profession of the future.

Ключевые слова: профориентация, педагогическое сопровождение, самоопределение, молодежь, образование, профессиональная деятельность.

Keywords: career guidance, pedagogical support, self-determination, the young, education, professional engagement.

Для цитирования: Назарова А. С., Вишнякова Е. И., Баринова С. Г. Педагогическое сопровождение старшеклассников в выборе будущей профессии // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 183-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189.

high school students when choosing the future profession. Problemy sovremennogo

Cite as: Nazarova A. S., Vishnyakova E. I., Barinova S. G. Pedagogical support of

obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 183-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189.

Среди научных работ, посвященных молодежи, особую актуальность в современном мире вызывают исследования, направленные на изучение возрастной группы 15-18 лет, поскольку именно в этот период наступает момент профессионального самоопределения: «самое главное - изменение отношения общества к детству не как к временному, "подготовительному", а как к самоценному, важному, периоду человеческой жизни» [1, с. 69]. Психологи определяют период профессионального самоопределения как процесс и результат выбора личностью собственных позиций и целей в условиях трудовой деятельности [2; 3]. Принято считать, что помочь подростку в самоопределении традиционно должны школа в лице педагога-психолога и родители.

Рассматривая образование в России, можно сделать вывод о достаточно сильной и адекватно структурированной системе профориентационной деятельности в нашей стране. Хотя эта система теоретически и может признаваться успешной в поиске и самоопределении будущих специалистов, все же следует корректировать ее, опираясь не только на общие теоретико-методологические основы профори-ентационной работы с молодежью, но и на мировые тенденции в области профо-риентационных практик, которые используются в системе образования, а также на реальные примеры положительного опыта, накопленного другими странами в этой области.

Бюро по выбору профессий в Бостоне Ф. Парсонса, где научно решались вопросы взаимосвязи индивидуальных особенностей и состояния рынка труда; кабинет профориентации в Страсбурге и резолюция «пожизненного руководства» для гражданина Евросоюза; Институт развития карьеры (Career development institute) в Великобритании, цель которого состоит в усилении программ, направленных на карьерную информированность молодежи, совершенствование квалификации специалистов, работающих в образовательных организациях и отвечающих за профориентационную деятельность;

теория карьерных типологий Дж. Холланда, соотносящая подходящий сектор специальностей с типом личности [4, с. 51-52].

Анализируя мировой опыт профориентационной работы в школе, обнаруживается тенденция интенсивного включения современных информационных технологий в процесс профессионального самоопределения молодого поколения. По утверждению К. С. Арсеньева и О. Г. Смоляниновой, «цифрофизация, смена технологических укладов и глобализация вводят людей в пространство непривычных для них информационных отношений» [5, с. 124]. Человеку уже сегодня приходится интегрироваться в процесс кооперации не только с другими людьми, «социализируясь», но и с технологиями искусственного интеллекта, роботами, электронными системами. Рост дистанционных рабочих мест, обучения, других контактов потребует от будущих поколений также определенного типа социального и эмоционального интеллекта, способствующего эффективному сотрудничеству и позитивным взаимоотношениям. Это новые навыки, но ни в коем случае не замещающие существующее реальное общение и взаимодействие.

Онлайн-консультации с давно практикующими специалистами в выбранной профессии, профессиональные пробы - все это по силам и педагогам, и психологам, и кадровым работникам, при условии стабильной поддержки государства и общества. По суждению специалистов, «Х. Хамел даже рассматривает эффективность применения специализированных компьютерных игр, которые посвящены знакомству с различными профессиями. Такие технологии могут существенно повысить продуктивность профориентации школьников, однако данные методы не могут быть единственным средством информирования о различных профессиях и не должны противопоставляться другим профориентационным мероприятиям» [4, с. 53].

Так почему же молодежи столь необходима помощь и поддержка в период самоопределения? Большинство людей в возрасте 15-18 лет еще психологически не готовы сделать выбор, который повлияет, возможно, на всю их дальнейшую жизнь. По сути, еще не всегда сформировавшемуся человеку-ребенку важно понимать, что в любой момент он может обратиться за помощью к школе или к своей семье.

Педагог-психолог может предоставить психологическое сопровождение профессионального самоопределения. Такой подход включает в себя профессиональное консультирование и профессиональное просвещение. Если консультирование здесь подразумевает предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, то просвещение - это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, психодиагностика индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка, его интересов и способностей, профессиональная ориентация и сопровождение выбора профессии [6, с. 50]. Педагогическое сопровождение может осуществляться в различных формах, таких как беседа, сюжетно-ролевые и активизирующие игры, тренинги и др.

Часто старшеклассник приходит к школьному психологу для подтверждения правильности выбранной им профессии. В этот момент важно убедиться, что учащийся по -нимает сущность будущей профессии и его выбор не ограничивается лишь трендами.

Школьные учителя также могут помочь ребенку в непростом выборе, так как учитель, как никто другой, видит способности ребенка к какому-либо предмету. В сущности, в задачи любого педагога и входит найти те интересы, желания, способности, увлечения обучающегося, которые сформируют из него полезного и счастливого члена общества. Причем процесс этот включает даже период начальной школы: «В соответствии с ФГОС начального общего образования, задачей учителя является организация образовательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе» [7, с. 150].

Важно, чтобы учитель не давал ложную надежду и не завышал оценки; школьник должен объективно оценивать свои возможности. Педагогу важно фокусировать внимание ребенка не на оценке «могу - не могу», а на предназначении «мое - не мое». Тем более что зачастую многие учащиеся заканчивают школу с отличием, но немногие из них становятся действительно квалифицированными и успешными специалистами в будущем. Как вариант, можно предложить использовать игровой формат профориентации, поскольку «бесконечное многообразие ситуаций, в которые ставит участников игра, позволяет высветить каждого игрока во всех возможных ракурсах и понять, что он представляет собой реально - без чинов, рангов и званий, которые прикрывают его в других сферах жизни» [8, с. 88].

Родителям тоже не стоит навязывать ребенку свое мнение о каких-либо профессиях. Важно, чтобы старшеклассник сам изучал все аспекты, выбранных профессий, но ощущал при этом поддержку семьи или опекунов. Необходимо в период профессионального самоопределения также общение «психолог - родитель», так как не каждый родитель готов к моменту профессионального самоопределения своего ребенка. Более того, если говорить о современных семьях, то это «поколение родителей также мало что может предложить своим детям, потому что их взросление происходило в период коренной ломки системы ценностей» [9, с. 30].

Многие университеты поддерживают школьников в период выбора будущей профессии. Вузы устраивают дни открытых дверей, чтобы напрямую объяснить старшеклассникам аспекты той или иной профессии. Существуют и различные выездные форматы, профессиональные погружения, которые помогают ребенку выбрать профессию. «Задача педагога состоит в формировании образовательного вектора, учитывающего интересы абитуриента и наиболее востребованные профессии» [10, с. 45].

Отдельно необходимо сказать о национально-культурных особенностях, которые оказывают существенное влияние на самоопределение человека в целом и профессиональное в частности. Проведенные в Сибирском федеральном университете исследования «показали, что между старшеклассниками - представителями разных национальных, культурных, гендерных, социальных, возрастных групп существуют весьма заметные различия в ценностных ориентациях, жизненных планах, особенностях стиля жизни» [11, с. 50]. Конечно, задача педагога здесь усложняется, поскольку необходимым

становится учитывать и анализировать эти различия, в которых «находят отражения национально-культурные особенности народа, представителем которого ощущают себя школьники» [11, с. 50].

Однако «роль образовательных организаций заключается в том, что они имеют возможность посредством обучения дисциплинам, предметом которых являются те или иные аспекты деятельности общества, разъяснять причины различий культур» [12, с. 356]. Именно это переплетение психологических, национально-культурных и иных факторов важно учитывать педагогу в сопровождении старшеклассников при выборе будущей профессии.

Ранее вопросы трудоустройства и занятости граждан в нашей стране достаточно строго регламентировались на государственном уровне, что позволяло решать ряд клю -чевых экономических задач. В настоящее время эти вопросы в большей степени отданы на откуп рыночному регулированию. В условиях образовательного пространства в современном мире необходимо большое внимание уделять разработке и реализации программ, которые направлены на профориентационную работу со школьниками, при этом учитывая постоянные изменения, происходящие в структуре кадровых потребностей рынка труда. Подобные программы, безусловно, должны быть индивидуальными для различных учреждений, содержательно отвечать конкретным требованиям и задачам. Так, различные формы организации профориентационной работы позволяют подготовить школьника к выбору будущей профессиональной деятельности и, значит, решить важную проблему кадрового и человеческого становления будущего поколения.

Список литературы

1. Лукина А. К. Современный ребенок: социокультурная ситуация взросления // Инновации в непрерывном образовании. 2013. № 6-7 (6-7). С. 65-70.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика. М.: Академ. проект, 2004. 192 с.

3. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151-165.

4. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 8. С. 46-65.

5. Арсеньев К. С., Смолянинова О. Г. Методологический анализ современных подходов к развитию критического мышления // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2019. № 4 (104). С. 123-130.

6. Кравченко А. И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестн. Московского ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2017. № 1. С. 49-95.

7. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В. Деятельностный подход и практико- ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7, № 4. С. 149-162.

8. Сычев А. А. Формирование доверия в пространстве игры // Вестн. Кыргызско-Российского Славянского ун-та. 2018. Т. 18, № 10. С. 87-90.

9. Лукина А. К. Становление личностной идентичности подростков // Психология в системе социально-производственных отношений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2018. С. 30-34.

10. Баринова С. Г. Профессиональное самоопределение будущего специалиста // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. Г. Миронова. Красноярск, 2019. С. 44-45.

11. Лукина А. К. Жизненные стратегии и ценностные ориентации старших школьников // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015. Т. 3, № 2. С. 46-50.

12. Мельникова Т. В. К вопросу о роли гражданского права в формировании ценностей солидарного межнационального существования // Национальная политика в сфере профилактики и противодействия экстремизму и терроризму как условие обеспечения единства российской нации и гармонизации межнациональных и этнокон-фессиональных отношений: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. Красноярск, 2019. С. 355-359.

References

1. Lukina A. K. Sovremennyy rebenok: sotsiokulturnaya situatsiya vzrosleniya. Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. 2013, No. 6-7 (6-7), pp. 65-70.

2. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientologiya: teoriya i praktika. Moscow: Akadem. proekt, 2004. 192 p.

3. Tolstoguzov S. N. Opyt proforientatsionnoy raboty za rubezhom. Obrazovanie i nauka. 2015, No. 1 (120), pp. 151-165.

4. Shafranov-Kutsev G. F., Efimova G. Z., Semenov M. Yu. Proforientatsionnye praktiki v usloviyakh globalizatsii: sotsiologicheskiy analiz. Obrazovanie i nauka. 2018, Vol. 20, No. 8, pp. 46-65.

5. Arsenyev K. S., Smolyaninova O. G. Metodologicheskiy analiz sovremennykh podkhodov k razvitiyu kriticheskogo myshleniya. Vestn. Chuvashskogogos. ped. un-ta im. I. Ya. Yakovleva. 2019, No. 4 (104), pp. 123-130.

6. Kravchenko A. I. Vybor professii kak sotsiologicheskiy fenomen: voprosy teorii. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 18: Sotsiologiya i politologiya. 2017, No. 1, pp. 49-95.

7. Smolyaninova O. G., Korshunova V. V. Deyatelnostnyy podkhod i praktiko- orientirovannoe obuchenie v podgotovke uchitelya nachalnykh klassov: opyt sibirskogo federalnogo univesiteta. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015, Vol. 7, No. 4, pp. 149-162.

8. Sychev A. A. Formirovanie doveriya v prostranstve igry. Vestn. Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo un-ta. 2018, Vol. 18, No. 10, pp. 87-90.

9. Lukina A. K. Stanovlenie lichnostnoy identichnosti podrostkov. In: Psikhologiya v sisteme sotsialno-proizvodstvennykh otnosheniy. Proceedings of International scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2018. Pp. 30-34.

10. Barinova S. G. Professionalnoe samoopredelenie budushchego spetsialista. In: Mironov A. G. (ed.) Professionalnoe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2019. Pp. 44-45.

11. Lukina A. K. Zhiznennye strategii i tsennostnye orientatsii starshikh Shkolnikov. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015, Vol. 3, No. 2, pp. 46-50.

12. Melnikova T. V. K voprosu o roli grazhdanskogo prava v formirovanii tsennostey solidarnogo mezhnatsionalnogo sushchestvovaniya. In: Natsionalnaya politika v sfere profilaktiki i protivodeystviya ekstremizmu i terrorizmu kak uslovie obespecheniya edinstva rossiyskoy natsii i garmonizatsii mezhnatsionalnykh i etnokonfessionalnykh otnosheniy. Proceedings of the IIAll-Russian scientific-practical conference with international participation. Krasnoyarsk, 2019. Pp. 355-359.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 14.09.2021 The article was received on 14.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.