► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.047 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189
ББК 74.200.52
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
PEDAGOGICAL SUPPORT OF HIGH SCHOOL STUDENTS WHEN CHOOSING THE FUTURE PROFESSION
Назарова Анастасия Сергеевна
Студент Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (Красноярск) E-mail: [email protected]
Nazarova Anastasia S.
Student at the School of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]
Вишнякова Екатерина Ивановна
Студент Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (Красноярск) E-mail: [email protected]
Vishnyakova Ekaterina I.
Student at the School of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]
Баринова Софья Геннадьевна
Доцент кафедры общей и социальной педагогики Сибирский федеральный университет (Красноярск), кандидат философских наук E-mail: [email protected]
Barinova Sophia G.
Assistant Professor of the General and Social Pedagogy Department, Siberian Federal University (Krasnoyarsk), PhD in Philosophy E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется система профориентационной деятельности в разных странах мира. Авторы поднимают следующие актуальные вопросы: в чем заключается необходимость и важность современного педагогического сопровождения школьников в
Abstract. The article analyzes the system of career guidance in different countries of the world. The authors rise the following relevant questions: why nowadays it is important and necessary to provide the schoolchildren with the pedagogical support
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Назарова А. С., Вишнякова Е. И., Баринова С. Г., 2022
период профориентации, какие современные подходы и разработки помогут молодежи выбрать профессию будущего.
during career counseling, and what modern advances and approaches will help young people choose the profession of the future.
Ключевые слова: профориентация, педагогическое сопровождение, самоопределение, молодежь, образование, профессиональная деятельность.
Keywords: career guidance, pedagogical support, self-determination, the young, education, professional engagement.
Для цитирования: Назарова А. С., Вишнякова Е. И., Баринова С. Г. Педагогическое сопровождение старшеклассников в выборе будущей профессии // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 183-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189.
high school students when choosing the future profession. Problemy sovremennogo
Cite as: Nazarova A. S., Vishnyakova E. I., Barinova S. G. Pedagogical support of
obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 183-189. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-183-189.
Среди научных работ, посвященных молодежи, особую актуальность в современном мире вызывают исследования, направленные на изучение возрастной группы 15-18 лет, поскольку именно в этот период наступает момент профессионального самоопределения: «самое главное - изменение отношения общества к детству не как к временному, "подготовительному", а как к самоценному, важному, периоду человеческой жизни» [1, с. 69]. Психологи определяют период профессионального самоопределения как процесс и результат выбора личностью собственных позиций и целей в условиях трудовой деятельности [2; 3]. Принято считать, что помочь подростку в самоопределении традиционно должны школа в лице педагога-психолога и родители.
Рассматривая образование в России, можно сделать вывод о достаточно сильной и адекватно структурированной системе профориентационной деятельности в нашей стране. Хотя эта система теоретически и может признаваться успешной в поиске и самоопределении будущих специалистов, все же следует корректировать ее, опираясь не только на общие теоретико-методологические основы профори-ентационной работы с молодежью, но и на мировые тенденции в области профо-риентационных практик, которые используются в системе образования, а также на реальные примеры положительного опыта, накопленного другими странами в этой области.
Бюро по выбору профессий в Бостоне Ф. Парсонса, где научно решались вопросы взаимосвязи индивидуальных особенностей и состояния рынка труда; кабинет профориентации в Страсбурге и резолюция «пожизненного руководства» для гражданина Евросоюза; Институт развития карьеры (Career development institute) в Великобритании, цель которого состоит в усилении программ, направленных на карьерную информированность молодежи, совершенствование квалификации специалистов, работающих в образовательных организациях и отвечающих за профориентационную деятельность;
теория карьерных типологий Дж. Холланда, соотносящая подходящий сектор специальностей с типом личности [4, с. 51-52].
Анализируя мировой опыт профориентационной работы в школе, обнаруживается тенденция интенсивного включения современных информационных технологий в процесс профессионального самоопределения молодого поколения. По утверждению К. С. Арсеньева и О. Г. Смоляниновой, «цифрофизация, смена технологических укладов и глобализация вводят людей в пространство непривычных для них информационных отношений» [5, с. 124]. Человеку уже сегодня приходится интегрироваться в процесс кооперации не только с другими людьми, «социализируясь», но и с технологиями искусственного интеллекта, роботами, электронными системами. Рост дистанционных рабочих мест, обучения, других контактов потребует от будущих поколений также определенного типа социального и эмоционального интеллекта, способствующего эффективному сотрудничеству и позитивным взаимоотношениям. Это новые навыки, но ни в коем случае не замещающие существующее реальное общение и взаимодействие.
Онлайн-консультации с давно практикующими специалистами в выбранной профессии, профессиональные пробы - все это по силам и педагогам, и психологам, и кадровым работникам, при условии стабильной поддержки государства и общества. По суждению специалистов, «Х. Хамел даже рассматривает эффективность применения специализированных компьютерных игр, которые посвящены знакомству с различными профессиями. Такие технологии могут существенно повысить продуктивность профориентации школьников, однако данные методы не могут быть единственным средством информирования о различных профессиях и не должны противопоставляться другим профориентационным мероприятиям» [4, с. 53].
Так почему же молодежи столь необходима помощь и поддержка в период самоопределения? Большинство людей в возрасте 15-18 лет еще психологически не готовы сделать выбор, который повлияет, возможно, на всю их дальнейшую жизнь. По сути, еще не всегда сформировавшемуся человеку-ребенку важно понимать, что в любой момент он может обратиться за помощью к школе или к своей семье.
Педагог-психолог может предоставить психологическое сопровождение профессионального самоопределения. Такой подход включает в себя профессиональное консультирование и профессиональное просвещение. Если консультирование здесь подразумевает предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, то просвещение - это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, психодиагностика индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка, его интересов и способностей, профессиональная ориентация и сопровождение выбора профессии [6, с. 50]. Педагогическое сопровождение может осуществляться в различных формах, таких как беседа, сюжетно-ролевые и активизирующие игры, тренинги и др.
Часто старшеклассник приходит к школьному психологу для подтверждения правильности выбранной им профессии. В этот момент важно убедиться, что учащийся по -нимает сущность будущей профессии и его выбор не ограничивается лишь трендами.
Школьные учителя также могут помочь ребенку в непростом выборе, так как учитель, как никто другой, видит способности ребенка к какому-либо предмету. В сущности, в задачи любого педагога и входит найти те интересы, желания, способности, увлечения обучающегося, которые сформируют из него полезного и счастливого члена общества. Причем процесс этот включает даже период начальной школы: «В соответствии с ФГОС начального общего образования, задачей учителя является организация образовательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе» [7, с. 150].
Важно, чтобы учитель не давал ложную надежду и не завышал оценки; школьник должен объективно оценивать свои возможности. Педагогу важно фокусировать внимание ребенка не на оценке «могу - не могу», а на предназначении «мое - не мое». Тем более что зачастую многие учащиеся заканчивают школу с отличием, но немногие из них становятся действительно квалифицированными и успешными специалистами в будущем. Как вариант, можно предложить использовать игровой формат профориентации, поскольку «бесконечное многообразие ситуаций, в которые ставит участников игра, позволяет высветить каждого игрока во всех возможных ракурсах и понять, что он представляет собой реально - без чинов, рангов и званий, которые прикрывают его в других сферах жизни» [8, с. 88].
Родителям тоже не стоит навязывать ребенку свое мнение о каких-либо профессиях. Важно, чтобы старшеклассник сам изучал все аспекты, выбранных профессий, но ощущал при этом поддержку семьи или опекунов. Необходимо в период профессионального самоопределения также общение «психолог - родитель», так как не каждый родитель готов к моменту профессионального самоопределения своего ребенка. Более того, если говорить о современных семьях, то это «поколение родителей также мало что может предложить своим детям, потому что их взросление происходило в период коренной ломки системы ценностей» [9, с. 30].
Многие университеты поддерживают школьников в период выбора будущей профессии. Вузы устраивают дни открытых дверей, чтобы напрямую объяснить старшеклассникам аспекты той или иной профессии. Существуют и различные выездные форматы, профессиональные погружения, которые помогают ребенку выбрать профессию. «Задача педагога состоит в формировании образовательного вектора, учитывающего интересы абитуриента и наиболее востребованные профессии» [10, с. 45].
Отдельно необходимо сказать о национально-культурных особенностях, которые оказывают существенное влияние на самоопределение человека в целом и профессиональное в частности. Проведенные в Сибирском федеральном университете исследования «показали, что между старшеклассниками - представителями разных национальных, культурных, гендерных, социальных, возрастных групп существуют весьма заметные различия в ценностных ориентациях, жизненных планах, особенностях стиля жизни» [11, с. 50]. Конечно, задача педагога здесь усложняется, поскольку необходимым
становится учитывать и анализировать эти различия, в которых «находят отражения национально-культурные особенности народа, представителем которого ощущают себя школьники» [11, с. 50].
Однако «роль образовательных организаций заключается в том, что они имеют возможность посредством обучения дисциплинам, предметом которых являются те или иные аспекты деятельности общества, разъяснять причины различий культур» [12, с. 356]. Именно это переплетение психологических, национально-культурных и иных факторов важно учитывать педагогу в сопровождении старшеклассников при выборе будущей профессии.
Ранее вопросы трудоустройства и занятости граждан в нашей стране достаточно строго регламентировались на государственном уровне, что позволяло решать ряд клю -чевых экономических задач. В настоящее время эти вопросы в большей степени отданы на откуп рыночному регулированию. В условиях образовательного пространства в современном мире необходимо большое внимание уделять разработке и реализации программ, которые направлены на профориентационную работу со школьниками, при этом учитывая постоянные изменения, происходящие в структуре кадровых потребностей рынка труда. Подобные программы, безусловно, должны быть индивидуальными для различных учреждений, содержательно отвечать конкретным требованиям и задачам. Так, различные формы организации профориентационной работы позволяют подготовить школьника к выбору будущей профессиональной деятельности и, значит, решить важную проблему кадрового и человеческого становления будущего поколения.
Список литературы
1. Лукина А. К. Современный ребенок: социокультурная ситуация взросления // Инновации в непрерывном образовании. 2013. № 6-7 (6-7). С. 65-70.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика. М.: Академ. проект, 2004. 192 с.
3. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151-165.
4. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Профориентационные практики в условиях глобализации: социологический анализ // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 8. С. 46-65.
5. Арсеньев К. С., Смолянинова О. Г. Методологический анализ современных подходов к развитию критического мышления // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2019. № 4 (104). С. 123-130.
6. Кравченко А. И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестн. Московского ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2017. № 1. С. 49-95.
7. Смолянинова О. Г., Коршунова В. В. Деятельностный подход и практико- ориентированное обучение в подготовке учителя начальных классов: опыт Сибирского федерального университета // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7, № 4. С. 149-162.
8. Сычев А. А. Формирование доверия в пространстве игры // Вестн. Кыргызско-Российского Славянского ун-та. 2018. Т. 18, № 10. С. 87-90.
9. Лукина А. К. Становление личностной идентичности подростков // Психология в системе социально-производственных отношений: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2018. С. 30-34.
10. Баринова С. Г. Профессиональное самоопределение будущего специалиста // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. Г. Миронова. Красноярск, 2019. С. 44-45.
11. Лукина А. К. Жизненные стратегии и ценностные ориентации старших школьников // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015. Т. 3, № 2. С. 46-50.
12. Мельникова Т. В. К вопросу о роли гражданского права в формировании ценностей солидарного межнационального существования // Национальная политика в сфере профилактики и противодействия экстремизму и терроризму как условие обеспечения единства российской нации и гармонизации межнациональных и этнокон-фессиональных отношений: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. Красноярск, 2019. С. 355-359.
References
1. Lukina A. K. Sovremennyy rebenok: sotsiokulturnaya situatsiya vzrosleniya. Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. 2013, No. 6-7 (6-7), pp. 65-70.
2. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientologiya: teoriya i praktika. Moscow: Akadem. proekt, 2004. 192 p.
3. Tolstoguzov S. N. Opyt proforientatsionnoy raboty za rubezhom. Obrazovanie i nauka. 2015, No. 1 (120), pp. 151-165.
4. Shafranov-Kutsev G. F., Efimova G. Z., Semenov M. Yu. Proforientatsionnye praktiki v usloviyakh globalizatsii: sotsiologicheskiy analiz. Obrazovanie i nauka. 2018, Vol. 20, No. 8, pp. 46-65.
5. Arsenyev K. S., Smolyaninova O. G. Metodologicheskiy analiz sovremennykh podkhodov k razvitiyu kriticheskogo myshleniya. Vestn. Chuvashskogogos. ped. un-ta im. I. Ya. Yakovleva. 2019, No. 4 (104), pp. 123-130.
6. Kravchenko A. I. Vybor professii kak sotsiologicheskiy fenomen: voprosy teorii. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 18: Sotsiologiya i politologiya. 2017, No. 1, pp. 49-95.
7. Smolyaninova O. G., Korshunova V. V. Deyatelnostnyy podkhod i praktiko- orientirovannoe obuchenie v podgotovke uchitelya nachalnykh klassov: opyt sibirskogo federalnogo univesiteta. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015, Vol. 7, No. 4, pp. 149-162.
8. Sychev A. A. Formirovanie doveriya v prostranstve igry. Vestn. Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo un-ta. 2018, Vol. 18, No. 10, pp. 87-90.
9. Lukina A. K. Stanovlenie lichnostnoy identichnosti podrostkov. In: Psikhologiya v sisteme sotsialno-proizvodstvennykh otnosheniy. Proceedings of International scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2018. Pp. 30-34.
10. Barinova S. G. Professionalnoe samoopredelenie budushchego spetsialista. In: Mironov A. G. (ed.) Professionalnoe samoopredelenie molodezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2019. Pp. 44-45.
11. Lukina A. K. Zhiznennye strategii i tsennostnye orientatsii starshikh Shkolnikov. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015, Vol. 3, No. 2, pp. 46-50.
12. Melnikova T. V. K voprosu o roli grazhdanskogo prava v formirovanii tsennostey solidarnogo mezhnatsionalnogo sushchestvovaniya. In: Natsionalnaya politika v sfere profilaktiki i protivodeystviya ekstremizmu i terrorizmu kak uslovie obespecheniya edinstva rossiyskoy natsii i garmonizatsii mezhnatsionalnykh i etnokonfessionalnykh otnosheniy. Proceedings of the IIAll-Russian scientific-practical conference with international participation. Krasnoyarsk, 2019. Pp. 355-359.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2
Статья поступила в редакцию 14.09.2021 The article was received on 14.09.2021