Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / PERSONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / UPBRINGING / SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Татьяна Константиновна, Базарнова Надежда Дмитриевна

В настоящее время большой интерес уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольника. Интерес к этой проблеме обусловлен низкой степенью разработанности данной темы в теории дошкольного образования. Целью статьи является постановка проблемы педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников как необходимой меры реализации педагогического потенциала системы дошкольного образования. В данном исследовании был использован анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Было выявлено, что необходимым условием личностного развития ребенка является формирование развивающей образовательной среды. Система формирования личностных качеств ребенка в основе своей должна базироваться на технологиях, обоснованно отражающих специфику современного воспитательного процесса. Перед исследователями стоит задача на будущее - разработка новых технологий, обеспечивающих формирование социальных навыков и личностных качеств у дошкольников, которые должны быть освоены и педагогами, и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Татьяна Константиновна, Базарнова Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL: STATEMENT OF THE PROBLEM

Currently, great interest is paid to the problem of social and personal development and education of a preschooler. Interest in this problem is due to the low degree of development of this topic in the theory of preschool education. The aim of the article is to pose the problem of pedagogical support of the social and personal development of preschoolers as a necessary measure to implement the pedagogical potential of the preschool education system. In this study, an analysis of the psychological and pedagogical literature on the problem was used. It was revealed that the formation of a developing educational environment is a necessary condition for the child’s personal development. The system of formation of the child’s personal qualities should basically be based on technologies that reasonably reflect the specifics of the modern educational process. Researchers are faced with the challenge for the future - the development of new technologies that ensure the formation of social skills and personal qualities in preschoolers, which should be mastered by both teachers and parents.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

Belyaeva Tatyana Konstantinovna, Bazarnova Nadezhda Dmitrievna PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL DEVELOPMENT ..

pedagogical sciences

УДК 372.3/.4

DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0002

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

© 2020

SPIN: 1970-0066 AuthorlD: 737160 ResearcherlD: J-1303-2017 ORCID: 0000-0001-6096-9452 ScopusID: 57188670950

Беляева Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

SPIN: 9981-8436 AuthorID: 953661 ResearcherID: T-2558-2018 ORCID: 0000-0003-2696-6009 ScopusID: 57205634966

Базарнова Надежда Дмитриевна, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минин (603005, Россия, г, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В настоящее время большой интерес уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольника. Интерес к этой проблеме обусловлен низкой степенью разработанности данной темы в теории дошкольного образования. Целью статьи является постановка проблемы педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников как необходимой меры реализации педагогического потенциала системы дошкольного образования. В данном исследовании был использован анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Было выявлено, что необходимым условием личностного развития ребенка является формирование развивающей образовательной среды. Система формирования личностных качеств ребенка в основе своей должна базироваться на технологиях, обоснованно отражающих специфику современного воспитательного процесса. Перед исследователями стоит задача на будущее - разработка новых технологий, обеспечивающих формирование социальных навыков и личностных качеств у дошкольников, которые должны быть освоены и педагогами, и родителями.

Ключевые слова: дошкольное образование, личностное развитие, педагогическое сопровождение, воспитание, социально-личностное развитие.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL: STATEMENT OF THE PROBLEM

© 2020

Belyaeva Tatyana Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of General and Social Pedagogy Bazarnova Nadezhda Dmitrievna, teacher of the department of general

and social pedagogy Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. Currently, great interest is paid to the problem of social and personal development and education of a preschooler. Interest in this problem is due to the low degree of development of this topic in the theory of preschool education. The aim of the article is to pose the problem of pedagogical support of the social and personal development of preschoolers as a necessary measure to implement the pedagogical potential of the preschool education system. In this study, an analysis of the psychological and pedagogical literature on the problem was used. It was revealed that the formation of a developing educational environment is a necessary condition for the child's personal development. The system of formation of the child's personal qualities should basically be based on technologies that reasonably reflect the specifics of the modern educational process. Researchers are faced with the challenge for the future - the development of new technologies that ensure the formation of social skills and personal qualities in preschoolers, which should be mastered by both teachers and parents.

Keywords: preschool education, personal development, pedagogical support, upbringing, social and personal development.

ВВЕДЕНИЕ

Развивающемуся обществу нужны воспитанные и социально-адаптированные люди. В связи с этим воспитание играет важную роль в становлении ребенка как личности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования пункт 2.6. Социально-личностное развитие «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»[1]. Программа дошкольного образования представляет собой комплекс психолого-педагогической поддержки, направленный на создание условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является постановка проблемы педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников как необходимой меры реализации педагогического потенциала современной системы дошкольного образования. В данном исследовании был использован анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения со-

педагогические науки

Беляева Татьяна Константиновна, Базарнова Надежда Дмитриевна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ...

циально-личностного развития дошкольников.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Эта проблема изучалась рядом учёных, таких как Е. И. Казакова, С. А. Маркова, Л. Г. Субботина, Л. М. Шипицина, И. А. Липский, В. П. Бондарев и многими другими. В своих исследованиях авторы рассматривают различные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения развития ребенка дошкольного возраста. Социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к воспитанию дошкольников. На данную проблему обращают внимание также следующие авторы: А.К. дЖумадилова, С.Ж. Наметкулова [2], Е.В. Доценко [3], Т.М. Бабунова, Н.И. Левшина [4], Ю.В. Карпова [5], А.Н. Каюрова [6], В.В. Анисимова, Ю.А. Афонькина [7] и др. [8-12].

Особое внимание в данных исследованиях уделяется развитию интеллектуальной сферы дошкольника, обогащению опыта духовной жизни, укреплению творческих способностей, развитию наблюдательности.

Словарь В.И. Даля трактует «сопровождение» как «провожать, идти вместе с целью проводить, следовать». То есть этимология этого термина предполагает встречу двух сторон, их совместное преодоление определенного расстояния.

Для успешного социально-личностного развития малыша, необходимо формирование положительного отношения ребенка к себе, к другим людям. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги и специалисты сталкиваются с огромным количеством проблем, таких как:

• нарушение общения малышей,

• повышенная застенчивость,

• тревожность детей,

• агрессивность малышей,

• гиперактивность и неуверенность в себе.

Следует отметить, что в практике дошкольных учреждений, социально-личностному развитию ребенка в детском саду уделяется, достаточно большое внимание, а именно формированию половой принадлежности, представлений о труде и деятельности человека, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Необходимым условием личностного развития ребенка является формирование развивающей образовательной среды.

По мнению А.Н. Каюровой и В.В. Анисимовой [7], работу по социально-личностному развитию необходимо строить на основе приобщения, как родителей, так и детей к главным святыням, духовным ценностям страны, подвигам героев и знакомству с богатейшей русской народной культурой. Начиная с раннего возраста дети приобщаются к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам и др.), детей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Формирование эстетического отношения дошкольника к окружающей действительности предполагает обогащение их новой информацией. Детей старшей и подготовительной группы приобщают к народной культуре, начинается со знакомства с культурой родного города и природой своей страны. Личный пример воспитателей и родителей - все это во всей полноте способствует формированию у дошкольника понимания добра и зла, и, следовательно, формирует их духовные и нравственные качества личности.

В процессе занятий педагог должен чаще использовать такой методический прием воспитания, как диалог. Необходимо давать каждому ребенку высказать свое мнение во время занятий. Ребенок открывается, и это помогает воспитателю лучше узнать и понять его, наладить взаимопонимание. Если воспитатель использует прием диалога, он быстро поймет, какое педагогическое воздействие он сможет применить в той или иной си-

туации. Таким образом, через знакомство с народным творчеством, участие в социально значимых мероприятиях по охране природы и нравственные поступки, дети овладевают социокультурными ценностями, которые способствуют социально-личностному развитию каждого ребенка [7, с.71].

На основе исследований разработан ряд программ социально-личностного развития дошкольника. В основе этих программ - ценностные ориентации, которые формируются и развиваются под влиянием наблюдений ребенка за поведением взрослых в окружающем мире.

Программное содержание обеспечивает развитие личности дошкольника по различным аспектам:

•социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие

А также, в свою очередь, обеспечивать такие направления развития личности дошкольника:

• активность в рамках предметно-пространственной развивающей среды;

• взаимодействие со взрослыми;

• взаимодействие со сверстниками;

• формирование системы личностного отношения к себе, к миру и событиям в нем и к другим людям.

При проектировании программ [13-15] авторы учитывают тот факт, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе. Он обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Дошкольник уже способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Поэтому, чем больше в окружении ребенка позитивного, тем, тем шире пространство для соответствующих таким поступкам личностных качеств. Присущая дошкольнику повышенная эмоциональность определяет всю его деятельность. В связи с этим, воспитание и развитие ребенка, его способность замечать, эмоционально воспринимать прекрасное в природе, окружающем мире получает наиболее благоприятную почву для его личностного развития. Дошкольник уникален по своей природе в силу адаптивности его нервной системы, эмоциональной восприимчивости, непосредственности, эм-патийности в развитии процессов воображения и мышления.

ВЫВОДЫ

Социально-личностное развитие дошкольников это достаточно сложный процесс, поскольку именно образовательное пространство оказывает первостепенное воздействие на личность, успешность ее развития и социализацию. Эмоциональный фон, в структуре социально-личностного развития, является, на наш взгляд, господствующим, поскольку эмоции регулируют все психические процессы и функции у ребенка, что в свою очередь, способствует становлению личности, ценностного отношения к окружающей среде. Говоря о социально-личностном развитии дошкольников, нельзя не сказать, о волевой сфере личности и, о ее структурных компонентах, таких как: самоорганизация, самоконтроль, которые в свою очередь являются для детей дошкольного возраста средством личностного развития. Очень важно для дошкольника, чтобы социально-личностное развитие проходило благоприятно, а для этого педагогам, родителям необходимо обеспечить положительный опыт эмоционального контакта с окружающим миром, который невозможен без любви, поддержки в ак-

Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

13

Belyaeva Tatyana Konstantinovna, Bazarnova Nadezhda Dmitrievna PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL DEVELOPMENT ..

pedagogical sciences

тивной познавательной и самостоятельной деятельности ребенка. Важнейшее условие, облегчающее социализацию ребенка - это слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса дети успешно проходят период социализации.

Сейчас, при широком разнообразии применяемых в практике дошкольного образования технологий, недостаточно изучаются их специфика и педагогические возможности в формировании личностных качеств дошкольника, слабо осуществляется подготовка педагогов к владению такими технологиями. Система формирования личностных качеств ребенка в основе своей должна базироваться на технологиях, обоснованно отражающих специфику воспитательного процесса. Перед исследователями стоит задача на будущее - разработка новых технологий, обеспечивающих формирование социальных навыков и личностных качеств у дошкольников, которые должны быть освоены и педагогами и родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637

2. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

3. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники)/сост. Е.В. Доценко. — Изд.2-е, испр. — Волгоград: Учитель. — 318с.

4. Бабунова Т.М., Левшина Н.И. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. -2015.

5. Карпова Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7лет: методическое пособие/Ю.В. Карпова. — М. : Вентана-Граф, 2015. -440 с.

6. Каюрова А.Н., Анисимова В.В. Обеспечение эффективного социально-личностного развития дошкольников в условиях современного ДОУ//Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт,-2018,- с.69-72.

7. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО/ Ю.А. Афонькина, - Изд. 2-е, перераб.- Волгоград: Учитель, 2016. — 170с.3

8. Петренко С.С. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 298-301.

9. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Модель интеллектуального развития дошкольника и младшего школьника // Балканское научное обозрение. 2018. № 1. С. 45-47.

10. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.

11. Чикова И.В., Диль-Илларионова Т.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 340-343.

12. Алексеенко-Лемовская Л.В. Деятельностный подход как основа методической деятельности воспитателей учреждений дошкольного образования // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

13. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. — М. : Вентана-Граф, 2014. - 152 с.313

14. Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО» /Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 33.

15. Кондрашова Н.В. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования // Концепт. 2020. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-tselevye-orientiry-formirovaniya-kultury-lichnosti-u-doshkolnikov-v-usloviyah-standartizatsii-i-tsifrovizatsii (дата обращения: 10.04.2020).

Статья поступила в редакцию 06.07.2020

Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.