Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение школьников в олимпиадном движении по химии'

Педагогическое сопровождение школьников в олимпиадном движении по химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / OLYMPIAD MOVEMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / COOPERATION / PERSONAL DEVELOPMENT / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Татьяна Леонидовна, Чернышев Дмитрий Алексеевич

Целью работы являются изучение процесса педагогического сопровождения обучающихся и формулирование основных принципов его организации в олимпиадном движении по химии. Процедура и методы исследования заключаются в проведении теоретического анализа научной педагогической литературы по организации педагогического сопровождения обучающихся, а также в оценке эффективности его реализации в образовательном процессе. Результатом проведённого исследования стало формулирование основных компонентов, этапов, методов, принципов и педагогических условий осуществления педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии, определяющих успешное решение обучающимися и педагогами образовательных и личностных задач в химическом олимпиадном движении. Практическая значимость заключается в определении основных условий эффективности организации педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии, позволяющего индивидуализировать направленное развитие личности обучающихся в индивидуальном соревновательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Татьяна Леонидовна, Чернышев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ESCORT OF SCHOOL STUDENTS IN THE OLYMPIAD MOVEMENT ON CHEMISTRY

The purpose of the article is studying the pedagogical maintenance process for students and formulation of the basic principles of its organization in the Olympiad movement on Chemistry. The procedure and methods of the research consist in carrying out the theoretical analysis of scientific pedagogical literature on the organization of pedagogical maintenance for students and also assessment of efficiency of its realization in educational process. Formulation of the main components, stages, methods, principles and pedagogical conditions of implementation of pedagogical maintenance for students in the Olympiad movement on Chemistry determining the successful solving of educational and personal tasks by students and teachers in the chemical Olympiad movement became the result of the conducted research. The practical importance of the article consists in defining the main conditions of efficiency of the organization of the pedagogical maintenance for students in the Olympiad movement on Chemistry allowing us to individualize the directed personal development of students in individual competitive process.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение школьников в олимпиадном движении по химии»

УДК 372.8

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-41-51

педагогическое сопровождение Школьников в олимпиадном движении по химии

Козлова Т. Л.1, Чернышев Д. А.2

1 Республиканский лицей-интернат "Эрудит' - центр для одаренных детей Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 283048, г. Донецк, ул. Челюскинцев, д. 189, Донецкая Народная Республика

2 Донецкий национальный университет

283001, г. Донецк, ул. Университетская, д. 24, Донецкая Народная Республика

Аннотация. Целью работы являются изучение процесса педагогического сопровождения обучающихся и формулирование основных принципов его организации в олимпиадном движении по химии. Процедура и методы исследования заключаются в проведении теоретического анализа научной педагогической литературы по организации педагогического сопровождения обучающихся, а также в оценке эффективности его реализации в образовательном процессе. Результатом проведённого исследования стало формулирование основных компонентов, этапов, методов, принципов и педагогических условий осуществления педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии, определяющих успешное решение обучающимися и педагогами образовательных и личностных задач в химическом олимпи-адном движении. Практическая значимость заключается в определении основных условий эффективности организации педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии, позволяющего индивидуализировать направленное развитие личности обучающихся в индивидуальном соревновательном процессе.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, олимпиадное движение, педагогическая технология, сотрудничество, развитие личности, соревновательная деятельность

PEDAGOGICAL EsCORT OF sCHOOL sTuDENTs IN THE OLYMPIAD MOVEMENT on chemistry

T. Kozlova1, D. Chernyshev2

1 State budgetary nontype educational institution "The republican boarding school "Erudite" - center for gifted children" of the Ministry of education and science of the Donetsk People's Republic 189, Chelyuskintsev ul, Donetsk 283048, Donetsk People's Republic

2 State educational institution of higher professional education "Donetsk National University" 24, Universitetskaya ul., Donets k283001, Donetsk People's Republic

Abstract. The purpose of the article is studying the pedagogical maintenance process for students and formulation of the basic principles of its organization in the Olympiad movement on Chemistry. The procedure and methods of the research consist in carrying out the theoretical analysis of scientific pedagogical literature on the organization of pedagogical maintenance for students and also assessment of efficiency of its realization in educational process. Formulation of the main components, stages, methods, principles and pedagogical conditions of implementation of pedagogical maintenance for students in the Olympiad movement on Chemistry determining the successful solv-

© CC BY Козлова Т. Л., Чернышев Д. А., 2019.

ing of educational and personal tasks by students and teachers in the chemical Olympiad movement became the result of the conducted research. The practical importance of the article consists in defining the main conditions of efficiency of the organization of the pedagogical maintenance for students in the Olympiad movement on Chemistry allowing us to individualize the directed personal development of students in individual competitive process.

Keywords: pedagogical maintenance, Olympiad movement, pedagogical technology, cooperation, personal development, competitive activity

Введение

Роль педагогического сопровождения в современном образовательном процессе весьма значительна, многие исследователи активно изучают особенности структуры и организации педагогического сопровождения в процессе решения разнообразных учебных и воспитательных задач.

Формулировка цели и задач исследования

Эффективность педагогического сопровождения обучающихся в отдельных видах образовательной деятельности определяется его структурой и задачами. Педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных организаций в олимпиадном движении является до сих пор мало исследованной областью педагогики, нуждающейся в структурировании и обосновании. Задачей данного исследования явилось обоснование структуры процесса педагогического сопровождения обучающихся в химическом олимпиадном движении.

Изложение основного материала статьи

Педагогическое сопровождение

рассматривали в своих работах многие исследователи: Е. А. Александрова, Е. И. Казакова, А. И. Ноев, А. П. Тря-пицина, С. Н. Чистякова, В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина и др., - и на основе анализа их работ мы можем принять, что под педагогическим сопровождением в современной педагогике понимается особый вид деятельности педагога, направленной на поддержку, содействие, создание условий для достижения определённой

образовательной и воспитательной цели, формирование и развитие заданных компетенций обучающихся.

О. А. Кулиш и Т. Н. Тарасова [10] рассматривают педагогическое сопровождение как деятельность, сопутствующую основному образовательному процессу, не включённую в него в качестве необходимого компонента. Соглашаясь с авторами, можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение является видом педагогической деятельности, усиливающим и дополняющим образовательный процесс.

Педагогическое сопровождение выполняет множество функций в образовательном процессе. Авторы Т. В. Глазкова, Н. И. Раитина, С. Ф. Шляпина [2; 18; 21] выделяют основные из них:

1) диагностическую функцию, заключающуюся в определении уровня развития обучающихся, степени сформи-рованности сопровождаемого процесса, требований к формируемым компетенциям, анализе мотивационной сферы участников сопровождения;

2) тактическую функцию, заключающуюся в построении программы педагогического сопровождения с учётом временных характеристик, предметного наполнения образовательного процесса;

3) практическую функцию, заключающуюся в реализации программы педагогического сопровождения с текущим анализом полученных результатов на каждом этапе технологии педагогического сопровождения;

4) аналитическую функцию, заключающуюся в анализе полученного образовательного результата с последующей коррекцией процесса сопровождения.

Изучение компонентов педагогиче- треть точки зрения на них различных ис-ского сопровождения позволило рассмо- следователей (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты педагогического сопровождения

Автор Компоненты педагогического сопровождения

Кузьмин Р. И., Макарова Л. Н. [9] методологический полисубъектный технологический адаптивный

Павлова К. М. [17] аксиологический когнитивный технологический результативный

Мальцева А. В. [13] диагностический деятельностный результативный.

Лунёва Е. С. [12] целевой содержательный операционно-деятельностный аналитико-результативный

Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. [19] целевой содержательный операционно-деятельностный оценочно-результативный

Жилина Л. А. [4, с. 359] структурно-организационный содержательный технологический программно-методический диагностический структурно-организационный процессуальный аналитико-результативный

Исходя из анализа исследований вышеуказанных авторов, можно сделать вывод, что основными компонентами педагогического сопровождения являются: постановка цели [18], доведение образовательной деятельности до результата [16], анализ и коррекция образовательных результатов [15].

Построенная авторами модель педагогического сопровождения состоит из следующих компонентов:

1) мотивационно-ценностного - включает в себя ценностные установки сопровождения обучающихся в олимпиадном движении;

2) когнитивного - заключается в знании сущности олимпиадного движения и

особенностей педагогического сопровождения;

3) технологического - включает в себя владение технологией сопровождения;

4) операционно-деятельностного -включает в себя владение основными формами, методами, приёмами и средствами реализации педагогического сопровождения;

5) оценочно-результативного - включает в себя критерии, показатели, уровни сформированности качеств субъектов процесса педагогического сопровождения, а также результат.

Педагогическое сопровождение технологично по своей сути, необходимым условием его осуществления является

разработка педагогической технологии подготовки обучающихся к олимпиадам по химии для практической реализации в общеобразовательной организации [6]. Для подготовки учителя к педагогическому сопровождению обучающихся в олимпиадном движении в системе дополнительного профессионального педагогического образования разработана педагогическая технология формирования профессиональной компетентности учителей химии в педагогическом сопровождении обучающихся в олимпиадном движении в системе дополнительного профессионального педагогического образования [7; 8].

Технология педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном

движении по химии, разработанная на основе собственного олимпиадного опыта авторов, является гибкой, имеет схему поэтапной реализации, позволяет варьировать интенсивность олимпиадного образовательного процесса в зависимости от степени интеллектуального и личностного развития обучающихся и уровня олимпиад, к которым осуществляется подготовка. Годичный цикл работы учителя химии может быть построен на основании предлагаемых этапов работы.

Разработанная авторами технология педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии состоит из набора последовательных взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов (табл. 2).

Таблица 2

Структура технологического компонента педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении

Цель реализации Методы и формы реализации

1 этап, подготовительный

Создание и непрерывное совершенствование научно-методической базы для работы с обучающимися 1. Накопление данных о мировом и отечественном педагогическом опыте в вопросах обучения и воспитания детей в интеллектуальной соревновательной деятельности. 2. Анализ программы подготовки обучающихся к олимпиадам по химии и типов заданий, постановка соответствующих образовательных, развивающих и воспитательных целей, создание собственной методической системы подготовки обучающихся к химическим олимпиадам соответствующего уровня. 3. Разработка и накопление методических и дидактических материалов, программ, планов, лекционного материала и задач для дополнительных занятий с обучающимися. 4. Создание базы данных (олимпиадные задачи, упражнения, справочный материал, электронная библиотека химической литературы). 5. Формирование олимпиадной образовательной среды. 6. Разработка системы работы с обучающимися в цепочке: поиск обучающихся — диагностика обучающихся — разработка индивидуальной образовательной траектории обучающихся — организация дополнительных занятий с обучающимися как учителя-наставника, так и специалистов высшей школы — участие в олимпиаде — анализ результатов и коррекция олимпиадного образовательного процесса

Продолжение таблицы 2

Цель реализации Методы и формы реализации

7. Подбор команды преподавателей для организации дополнительного образования, разработка для них программ и планов работы.

2 этап, поисковый

Поиск обучающихся для привлечения их в олимпиадное движение Проведение учителем-наставником регулярной поисковой работы в общеобразовательной организации путем сбора информацию об обучающихся 5-7 классов: их математических и химических способностях, лидерских и соревновательных качествах, стремлении к познанию окружающего мира.

3 этап, диагностико-аналитический

Диагностика обучающихся для результативного включения их в олимпиадное движение Проведение учителем-наставником анализа умений и способностей обучающихся, общего уровня их развития, определение параметров когнитивной, креативной и орга-низационно-деятельностной сфер личности обучающихся, проведение анализа социальной среды обучающихся, определение путей дальнейшего повышения мотивации и развития личности обучающихся, что становится основой для разработки индивидуальных образовательных траекторий. Для диагностики обучающихся привлекаются школьный психолог, социальные педагоги, классные руководители и родители.

4 этап, образовательный

Осуществление олимпиадного образовательного процесса 1) Формирование олимпиадных групп обучающихся на добровольной основе (моновозрастных или разновозрастных) для включения в дополнительные внеурочные занятия. 2) Включение в олимпиадный образовательный процесс опытных учителей, ведущих научно-педагогических сотрудников организаций высшего профессионального образования, привлечение к преподаванию аспирантов и студентов, имеющих опыт участия в олимпиадном движении и опирающихся не только на знание основ соответствующих наук, но и на собственный олимпиадный опыт.

3) Организация образовательного процесса путем проведения регулярных планируемых внеурочных занятий с участниками олимпиадных групп, создание положительной психологической атмосферы в олимпиадных группах, применение принципа соревновательности в процессе подготовки к химическим олимпиадам. Организация индивидуального консультирования обучающихся с целью поддержки и коррекции олимпиадного образовательного процесса. 4) Получение качественного среднего образования по основному месту обучения в общеобразовательной организации, что является одним из важнейших условий результативного участия в олимпиадном движении и общего развития личности обучающихся.

ЧУ

Окончание таблицы 2

Цель реализации Методы и формы реализации

5) Организация сетевого взаимодействия обучающихся путем общения с организаторами и участниками олимпиад как в социальных сетях, так и при помощи других возможностей сети интернет в процессе подготовки к химическим олимпиадам, что позволяет динамично решать учебные и соревновательные проблемы, возникающие в процессе подготовки и участия обучающихся в химических олимпиадах. 6) Проведение мониторинга процесса подготовки обучающихся к олимпиадам по химии (контрольные работы, срезы, тренинговые олимпиады) для оперативной оценки качества олимпиадного образовательного процесса, анализа и коррекции образовательного процесса. 7) Психологическая поддержка обучающихся в олимпиадном движении со стороны учителя и психолога для уменьшения значительных психологических перегрузок, вызывающих стресс и другие неадекватные психологические состояния в период подготовки, выступления, или после завершения олимпиады. Выход участника олимпиады на оптимальное психологическое состояние достигается за счет квалифицированной психологической помощи путем проведения психологических тренингов (мотивационных; по выработке стрессоустойчивости; по целеполаганию; рефлексивного анализа; привития навыков аутотренинга, концентрации внимания, развития памяти, навыков тактического мышления, принятия решений, коррекции самооценки).

5 этап, практический

Получение олимпиадного результата Планирование и организация участия обучающихся в различных интеллектуальных соревнованиях, продолжение психологической подготовки к соревнованиям. Усиление мотивации обучающихся формированием индивидуального образовательно-профессионального маршрута. Подготовка обучающихся к дальнейшему обучению в организациях высшего химического профессионального образования. Соответствующая коррекция образовательного и соревновательного процесса.

6 этап, итоговый

Анализ и коррекция олимпиадного образовательного процесса Подведение итогов работы за год, анализ накопленного опыта, корректировка и совершенствование созданной системы работы, постановка задач на следующий учебный год.

Содержанием педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии выступает набор компетенций обучающихся в рамках сопровождаемого процесса, целью педаго-

гического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии, таким образом, является развитие личности обучающихся в интеллектуальной соревновательной деятельности через

формирование и развитие соответствующих компетенций, наиболее значимыми из которых являются [1; 6]:

1. Владение культурой мышления, развитие способности к обобщению, анализу информации, выбору путей достижения поставленной образовательной и соревновательной цели. Владение основными приёмами, методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, способность к работе с информацией в сети интернет.

2. Владение теоретическими основами химии, понимание взаимосвязи строения и свойств веществ, применение межпредметных связей для решения поставленных заданий.

3. Владение практическими навыками, приёмами и методами лабораторного эксперимента, химического анализа и синтеза.

4. Мотивация на интеллектуальную борьбу, настрой на победу.

5. Владение приёмами психологического настраивания на олимпиадный соревновательный процесс.

6. Профессиональное самоопределение.

Взаимодействие между сопровождаемым и сопровождающим в рамках педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии составляют следующие методы педагогического сопровождения [7; 8; 20]: соглашение, сотрудничество, модерирова-ние, наставничество, консультирование. Применительно к сопровождению обучающихся в олимпиадном движении по химии данные методы несут следующую смысловую нагрузку.

1. Соглашение - договор между сопровождаемым и сопровождающим о совместной деятельности для достижения поставленных образовательных целей. Посредством соглашения определяются точки соприкосновения, с одной стороны, в процессе подготовки обучающихся к олимпиаде, а с другой - в процессе участия обучающихся в самих олимпиадах,

что в конечном счёте ведёт к повышению мотивации на саморазвитие.

2. Сотрудничество - деятельность, направленная на совместную организацию сопровождающим и сопровождаемым процесса взаимодействия, в котором сопровождаемый заинтересован в сопровождающем как в помощнике в совместном достижении образовательного результата, а сопровождающий - в том, чтобы сопровождаемый развил в себе запланированные качества.

3. Модерирование - деятельность по направленному развитию качеств сопровождаемого, приведению его к принятию самостоятельных обоснованных решений, развитию его лидерских (соревновательных) способностей и интеллектуальной активности.

4. Наставничество - деятельность по координации усилий сопровождаемых, регулирующая их действия. Под руководством педагога-наставника сопровождаемые актуализируют свои потенциальные возможности, овладевают способами рефлексии, способностью к осознанному саморазвитию.

5. Консультирование - деятельность по информативной поддержке сопровождаемого в процессе достижения целей методом активизации внутреннего потенциала и формирования умений и навыков.

Таким образом, разработанные технологии педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии и формирования профессиональной компетентности учителей химии в педагогическом сопровождении обучающихся в олимпиадном движении в системе дополнительного профессионального педагогического образования являются личностно ориентированным, динамичным и гибким инструментом, направленным на включение обучающихся и учителей в олимпиадное движение по химии.

А. Г. Локтионов [11], А. Р. Мурасова [14], Л. Е. Ильина [5] сформулировали

в своих работах основные принципы и педагогические условия осуществления педагогического сопровождения. Согласимся с тремя сформулированными авторами принципами педагогического сопровождения:

1) субъектность (учёт личностных особенностей субъектов педагогического сопровождения для формирования позитивной перспективы их дальнейшего развития);

2) системность (упорядочивание множества педагогических действий, приёмов, форм и методов обучения в целостной последовательности для получения запланированного образовательного результата);

3) самостоятельность (формирование и развитие личности сопровождаемых в процессах самообразования и самореализации).

Считаем необходимым сформулировать ещё четвёртый принцип:

4) единства действий общеобразовательной организации и обучающихся в олимпиадном движении по химии: установление взаимосвязей компонентов олимпиадной образовательной среды и олимпиадного образовательного процесса со сферами жизни обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемые условия педагогического сопровождения [3]:

1) взаимосвязанная реализация лич-ностно ориентированного и личностно-деятельностного подходов;

2) готовность преподавательского состава к реализации педагогического сопровождения, теоретическая разработанность сопровождаемого процесса;

3) наличие технологии формирования профессиональной компетентности учителей химии в педагогическом сопровождении обучающихся в олимпиадном движении в системе дополнительного профессионального педагогического образования, для подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении.

Считаем необходимым дополнить четвёртым условием:

4) системное сопровождение процесса формирования профессиональной компетентности учителя химии в вопросах участия в олимпиадном движении со стороны преподавателей организаций дополнительного профессионального педагогического образования и органов управления образованием.

Выводы

Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что основными условиями эффективности педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии являются следующие:

• организация сотрудничества с обучающимся и педагогами для достижения запланированного образовательного результата. Участвующие в процессе педагогического сопровождения педагоги, являясь субъектами сопровождения, действуя на принципах личной и профессиональной ответственности, выстраивают единую стратегию педагогического сопровождения, определяя оптимальные условия обучения и развития обучающегося в олимпиадном движении;

• соблюдение приоритета целей, ценностей и потребностей развития личности самого обучающегося; формирование у обучающегося мотивации и ценностного отношения к олимпиадному движению;

• опора на актуальные и потенциальные возможности личности обучающегося, вера в эти возможности, целенаправленная их актуализация;

• ориентация на создание в рамках олимпиадной образовательной среды условий, позволяющих обучающемуся самостоятельно строить систему отношений с социумом и самостоятельно преодолевать сложности в процессе личностного саморазвития и олимпиадного движения;

• установление диалоговых отношений между обучающимися, родителями, педагогами; формирование готовности

к поиску вариантов решения проблем, к гибкому, вариативному поведению в ситуациях углублённого изучения химии, овладения умениями проводить лабора-

торный эксперимент, соревновательной деятельности.

Статья поступила в редакцию 14.05.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Белан Н. А. Методическое сопровождение учащихся в олимпиадном движении по химии : дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2010. 270 с.

2. Глазкова Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 129 с.

3. Григорьева М. Ю. Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях интегрированного обучения // Проблемы современного образования. 2014. № 5. С. 128-137.

4. Жилина Л. А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 54. С. 357-360.

5. Ильина Л. Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 219 с.

6. Козлова Т. Л. Технология подготовки учащихся общеобразовательных учебных заведений к олимпиадам по химии // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 10-13 октября 2017 г. Челябинск, 2017. С. 92-96.

7. Козлова Т. Л. Технология подготовки школьников к олимпиадам как фактор совершенствования олимпиадного движения в Украине [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/ text/78/568/77041.php (дата обращения: 13.05.2019).

8. Козлова Т. Л. Технология формирования профессиональной компетентности учителя химии в педагогическом сопровождении обучающихся в олимпиадном движении // Вестник Академии гражданской защиты Донбасса. 2019. № 2. С. 23-29.

9. Кузьмин Р. И., Макарова Л. Н. Педагогическое сопровождение формирования учебно-исследовательской культуры учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 11. С. 179-192.

10. Кулиш Н. В., Тарасова Т. Н. Педагогическое сопровождение контроля знаний студентов по математике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 9 (115). С. 164-171.

11. Локтионов А. Г. Педагогическое сопровождение формирования личностно профессиональной устойчивости курсанта военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2008. 23 с.

12. Лунёва Е. С. Педагогическое сопровождение в инновационном образовательном процессе в условиях учреждений дополнительного образования детей // Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей: материалы Международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 202-204.

13. Мальцева А. В. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в детском медицинском учреждении // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4 (61). С. 11-14.

14. Мурасова А. Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов. Ульяновск, 2009. 131 с.

15. Ноев А. И. Педагогическое сопровождение развития личности на основе стимулирования интеллектуальных способностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2007. 23 с.

16. Остапенко А. В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 24 с.

17. Павлова К. М. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации воспитанников пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних : дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 177 с.

18. Раитина Н. И. Сопровождение процесса формирования готовности к инновационной деятельности учителя физики в условиях дополнительного профессионального образования : учеб. пособие. Чита, 2010. 141 с.

19. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля //

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 1.

20. Цыбина Е. А. Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 27 с.

21. Шляпина С. Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 25 с.

1. Belan N. A. Metodicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsya v olimpiadnom dvizhenii po khimii: dis. ... kand. ped. nauk [Methodical support of students in the Olympiad movement on chemistry: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Tobolsk, 2010. 270 p.

2. Glazkova T. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya uchashchikhsya v obshcheobrazovatel'noi shkole : dis.... kand. ped. nauk [Pedagogical support of personality development of the students at a secondary school : PhD thesis in Pedagogic sciences]. Irkutsk, 2004. 129 p.

3. Grigor'eva M. Yu. [Features of psychological and pedagogical support of schoolchildren in the conditions of integrated education]. In: Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2014, no. 5, pp. 128-137.

4. Zhilina L. A. [Model of socio-pedagogical support of students-orphans in the conditions of the University]. In: Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen], 2008, no. 54, pp. 357-360.

5. Il'ina L. E. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya starsheklassnika v profil'nom obuchenii : dis. ... kand. ped. nauk [Psychological and pedagogical support of the student's self-development in professional education : PhD thesis in Pedagogic sciences]. Orenburg, 2007. 219 p.

6. Kozlova T. L. [Technology of preparing secondary school students to the Olympics on chemistry]. In: Innovatsionnye protsessy v khimicheskom obrazovanii v kontekste sovremennoi obrazovatel'noi politiki: materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 10-13 oktyabrya 2017 g. [Innovation in chemical education in the context of contemporary educational policy: materials of the V all-Russian scientific-practical conference, October 10-13th, 2017]. Chelyabinsk, 2017, pp. 92-96.

7. Kozlova T. L. Tekhnologiya podgotovki shkol'nikov k olimpiadam kak faktor sovershenstvovaniya ol-impiadnogo dvizheniya v Ukraine [Technology of training students for the Olympiads as a factor of development of sports movement in Ukraine]. Available at: https://pandia.ru/text/78/568/77041.php (accessed: 13.05.2019).

8. Kozlova T. L. [Technology of formation of professional competence of chemistry teachers in pedagogical support of students in the Olympiad movement]. In: Vestnik Akademiigrazhdanskoi zashchity Donbassa [Bulletin of the Academy of Civil Protection of Donbass], 2019, no. 2, pp. 23-29.

9. Kuz'min R. I., Makarova L. N. [Pedagogical support of the formation of educational and research culture of pupils in conditions of institutions of additional education of children]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2011, no. 11, pp. 179-192.

10. Kulish N. V., Tarasova T. N. [Pedagogical support of the control of students' knowledge in mathematics]. In: Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2010, no. 9 (115), pp. 164-171.

11. Loktionov A. G. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya lichnostno professional'noi ustoichivosti kursanta voennogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of the formation of personal and professional stability of a cadet at a Military Academy: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Stavropol, 2008. 23 p.

12. Luneva E. S. [Pedagogical support in innovative educational process in institutions of additional education of children]. In: Innovatsionnye protsessy v modernizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya detei: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Innovative processes of modernization of additional education of children: materials of the International scientific-practical conference]. Moscow, 2014, pp. 202-204.

13. Mal'tseva A. V. [Socio-pedagogical support of children-orphans in medical institutions for children]. In: Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin], 2009, no. 4 (61), pp. 11-14.

14. Murasova A. R. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kul'turnogo samoopredeleniya studentov [Pedagogical support of the cultural identity of students]. Ulyanovsk, 2009. 131 p.

С. 152-159.

REFERENCES

15. Noev A. I. Pedagogicheskoesoprovozhdenie razvitiya lichnosti na osnovestimulirovaniya intellectual'nykh sposobnostei: avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Pedagogical support of personality development by stimulating intellectual abilities: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Yakutsk, 2007. 23 p.

16. Ostapenko A. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samorazvitiya lichnosti studenta v usloviyakh vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of students' self-development: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Nizhny Novgorod, 2008. 24 p.

17. Pavlova K. M. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie resotsializatsii vospitannikov penitentsiarnogo uchrezhdeniya dlya nesovershennoletnikh : dis.... kand. ped. nauk [Socio-pedagogical support of re-socialization of inmates of penal institutions for minors : PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2011. 177 p.

18. Raitina N. I. Soprovozhdenie protsessa formirovaniya gotovnosti k innovatsionnoi deyatel'nosti uchitelya fiziki v usloviyakh dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Support of the process of formation of readiness to innovative activity of a teacher of physics in terms of additional professional education]. Chita, 2010. 141 p.

19. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. [The model of pedagogical support of adaptation of first-year students to educational process of higher school of technical profile]. In: Izvestiya vysshikh uchebnykh za-vedenii. Povolzhskii region. Gumanitarnye nauki [News of higher educational institutions. Povolzhskiy region. Humanities], 2010, no. 1, pp. 152-159.

20. Tsybina E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kommunikativnogo razvitiya studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support communicative development of students: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Ulyanovsk, 2005. 27 p.

21. Shlyapina S. F. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of professional self-determination of University students: abstract of PhD thesis in Pedagogic sciences]. Tyumen, 2008. 25 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Козлова Татьяна Леонидовна - заместитель директора по научно-методической работе Республиканского лицея-интерната "Эрудит" - центра для одаренных детей Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики; e-mail: tlk68@mail.ru

Чернышев Дмитрий Алексеевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Донецкого национального университета; e-mail: chernishevdmitry@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatyana L. Kozlova - Deputy Director for Scientific and Methodological Work State budgetary nontype educational institution "The republican boarding school "Erudite" - center for gifted children" of the Ministry of education and science of the Donetsk People's Republic; e-mail: tlk68@mail.ru

Dmitry A. Chernyshev - Professor of the Pedagogy department, State educational institution of higher professional education "Donetsk National University"; e-mail: chernishevdmitry@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Козлова Т. Л., Чернышев Д. А. Педагогическое сопровождение школьников в олимпиадном движении по химии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 41-51. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-41-51

FOR CITATION

Kozlova T. L., Chernyshev D. A. Pedagogical escort of school students in the Olympiad movement on chemistry. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4, рр. 41-51. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-41-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.