Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистова Любовь Николаевна

В статье актуализируется проблема формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям. В качестве фактора эффективного формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям рассматривается взаимодействие семьи и общеобразовательной организации. Автором выявлены и обоснованы возможности педагогического сопровождения семьи в формировании ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY IN FORMATION OF RESPONSIBLE ATTITUDE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO THEIR DUTIES

The article actualizes the problem of forming a responsible attitude of primary school students to their duties. The interaction of the family and the general educational organization is considered as a factor of effective formation of a responsible attitude of primary school students to their duties. The author identifies and substantiates the possibilities of pedagogical support of the family in the formation of a responsible attitude of younger schoolchildren to their duties.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ»

Педагогика

УДК 373.3(74.205)

аспирант Чистова Любовь Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям. В качестве фактора эффективного формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям рассматривается взаимодействие семьи и общеобразовательной организации. Автором выявлены и обоснованы возможности педагогического сопровождения семьи в формировании ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, младшие школьники, ответственное отношение к своим обязанностям, педагогическое сопровождение.

An^tatton. The article actualizes the problem of forming a responsible attitude of primary school students to their duties. The interaction of the family and the general educational organization is considered as a factor of effective formation of a responsible attitude of primary school students to their duties. The author identifies and substantiates the possibilities of pedagogical support of the family in the formation of a responsible attitude of younger schoolchildren to their duties.

Keywords: interaction between family and school, younger students, responsible attitude to their duties, pedagogical support.

Введение. Внедрение образовательных стандартов нового поколения ставит перед образовательными организациями задачу поиска направлений продуктивной работы с родителями по воспитанию и обучению детей. Так, одним из требований к основной образовательной программе начального общего образования определено: «рабочая программа воспитания реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей» [9]. Впервые в материалах стандартов встречаются понятия «ориентация на принятие ценностей семьи и нравственных устоев семьи», «ответственность перед семьей». Основываясь на безусловном желании родителей успешной социализации ребенка, целесообразно построение эффективного взаимодействия семьи и общеобразовательной организации на основе технологии педагогического сопровождения.

Целью статьи является выявление возможностей педагогического сопровождения как технологии взаимодействия семьи и общеобразовательной организации для эффективного формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям.

Изложение основного материала статьи. В исследовании Л.Э. Абдуллиной педагогическое сопровождение родителей понимается как профессиональная деятельность работников образовательной организации, направленная на создание благоприятных условий для самообразования родителей [1].

В контексте нашего исследования особый интерес представляет концепция, разработанная С.Н. Чистяковой. Исследователь приравнивает педагогическое сопровождение к педагогической поддержке и определяет его как систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал сопровождаемого и обеспечивающий развитие индивидуальности, неповторимости, самостоятельности, включающей оказание ему помощи в преодолении трудностей и создание ситуации успешности в принятии решения [10].

К.В. Адушкина и О.В. Лозгачёва понимают педагогическое сопровождение как процесс взаимодействия специалиста и сопровождаемых, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержку в сложных жизненных ситуациях [2].

К сожалению, потребность во взаимодействии семьи и образовательной организации, основанная на высоком уровне требований родителей к школе и учителя к родителям сталкивается с проблемой низкой мотивированости родителей в принятии участия в управлении школой и формализации взаимодействия учителя с семьями обучающихся [7].

Современная социальная ситуация, которая характеризуется изменением общественных отношений, создает предпосылки для появления новых моделей семьи, изменения ее функционирования, размеров, структуры, демографического поведения. Семья приобретает все большую ценность как малая социальная группа, как одна из важнейших жизненных ценностей индивида [7, с. 9]. Низкий уровень социально-психологической культуры педагогов и родителей; недостаточная информированность родителей о происходящем в школе, а учителей - об условиях воспитания в семье; отрицание возможностей родителей как субъектов педагогического взаимодействия ведет к отчуждению образовательного учреждения и семьи. Причина невысокого качества педагогического взаимодействия семьи и школы - в системном формализме общения. Однако со своей стороны общеобразовательная организация не всегда готова предоставить семье компетентное педагогическое сопровождение и поддержку ее воспитательного потенциала.

Психолог А.С. Обухов выделяет в зависимости от понимания родителями и педагогами общей цели совместной деятельности, взаимоотношений между ними и уровня взаимопонимания следующие типы взаимодействия: обслуживание, сотрудничество, противодействие, непонимание и игнорирование [6].

Работу по педагогическому сопровождению семьи в формировании ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям целесообразно начинать с диагностики, которая позволит сформировать социальный паспорт семьи, выявить ее воспитательный потенциал, в том числе в контексте исследуемой проблемы. Следует отметить, что родители должны обладать такими качествами как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, что позволит формировать ответственное отношение младших школьников к своим обязанностям.

Проведенное исследование, респондентами которого выступили родители младших школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г.о. Саранск, МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск, позволило сделать вывод, что 78 % опрошенных родителей считают семьей не только традиционный состав (мама, папа,

дети), но и близких родственников (бабушек, дедушек). Помимо этого, респонденты рассматривают личностную характеристику «ответственное отношение к своим обязанностям» применительно к младшим школьникам: важным навыком (67%), необходимым условием для успешного обучения (88%), показателем высокоорганизованной личности (59%). Многие родители отмечают среди своих качеств: ответственность (64%), исполнительность (48%), дисциплинированность (51%). Однако при попытке сформулировать данные понятия у многих возникают затруднения при выделении их отличительных черт или узконаправленное представление описываемых категорий. Результаты опроса показали, что в качестве источника знаний об обязанностях школьника респонденты получают из бесед с учителем и администрацией школы (72%), а так же из сети Интернет (50%). Родители (64%) отмечают трудности при формировании ответственного отношения у своих детей к обязанностям, в частности, сложности возникают в формировании у детей умений самоконтроля поведения, управления эмоциями при отсутствии у ребенка желания выполнять обязанности, в соответствии с требованиями, доведение до понимания младших школьников необходимости выполнения тех или иных обязанностей.

Обобщив полученные данные, мы пришли к выводу о необходимости педагогического сопровождения семьи для формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям.

Нами изучены концептуальные положения работы с младшими школьниками средствами этнических традиций, социальной пробы, аксиотворчества, медиативной сказки, [3, 4, 5, 8] с целью составления авторской программы педагогического сопровождения «Я - ответственный родитель», направленной на повышение уровня ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям. Свою работу мы построили по следующим направлениям: социально-педагогическое, организационно-педагогическое.

Социально-педагогическое направление предполагает реализацию системы мероприятий, адресованных непосредственно семьям младших школьников. Причем в качестве субъектов взаимодействия здесь выступают не только родители, но и старшее поколение семьи (бабушки, дедушки) и другие члены семьи.

Для расширения возможностей самообразования родителей в вопросах обязанностей младшего школьника и роли семьи в формировании ответственного отношения к их исполнению были подготовлены информационные материалы. Среди них отдельная страница на сайте школы на портале schoolrm.ru, который включал в себя следующие рубрики: официальные документы, полезные ссылки, материалы для родителей.

Знакомство с официальными документами позволило повысить правовую и педагогическую культуру родителей. Основные документы раздела: Конституция РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Стратегия воспитания в РФ и пр. Для обсуждения предлагались следующие статьи: «Особенности взаимодействия семьи и школы в рамках новых образовательных стандартов», «Поступить правильно. Что такое обязанность?», «Ответственное отношение как личностный результат образования», «Социальные пробы в начальной школе» и др.

Реализация данного направления в рамках педагогического сопровождения семьи обеспечила активизацию знаний родителей о нормативно-правовых документах, отражающих права и обязанности ребенка; позволила повысить уровень аргументированного диалога в рамках обсуждений; создала основу для последующей работы в рамках организационно-педагогического направления.

Организационно-педагогическое направление предполагает разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям. Выделены три основных блока работы: информационное, деятельностное и рефлексия.

Информационный блок включает в себя психолого-педагогическое просвещение родителей и активные формы взаимодействия с привлечением социальных сетей.

В качестве традиционных форм взаимодействия были представлены: родительские собрания по темам «Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?», «Ответственное отношение к своим обязанностям - ключ к успешной познавательной деятельности», «Семья и школа - поддержка и взаимодействие». С целью вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс в контексте решения задач формирования у младших школьников ответственного отношения к своим обязанностям проводились родительские лектории, родительские чтения на темы: «Воспитательный потенциал семьи», «Воспитание младших школьников в отечественной педагогике», «Доверие - основа ответственности», «Первые обязанности нашего ребенка». Семинары-практикумы «Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников», «Здоровый режим дня», «Кто такой ответственный гражданин» проводились с приглашением психолога, медицинского работника и социального педагога.

В качестве активных форм взаимодействия применялись тренинги, занятия в школе родительского авторитета на темы «Обязанности младшего школьника: по отношению к семье, по отношению к учебной деятельности, по отношению к социуму», «Родительский пример», «Один день младшего школьника», «Почему я должен?».

Эффективное включение родителей и других членов семьи в процесс психолого-педагогического просвещения наблюдалось в рамках работы группы в социальной сети «Я - ответственный родитель». Родителям младших школьников предлагались для обсуждения следующие темы, представленные в виде постов на странице сообщества: «10 вещей, которые должен уметь первоклассник», «Читаем с детьми об ответственности и обязанностях», «Делаем планер вместе с ребенком», «Как подавать правильный пример ответственного отношения?», «5 советов для родителей «нехочухи»», «Зона личной ответственности ребенка», «Будильник, блокнот, пенал: инструменты самодисциплины», «Домашние обязанности», «Критика и поощрение», «Правило нужного момента. Когда пора помочь ребенку?» и др.

Особую роль в информировании родителей в вопросах формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям выполняла серия подкастов, выпускаемых в рамках работы группы в социальной сети. Подкаст (podcast) - это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком и доступная для прослушивания или просмотра во всемирной сети. Данная технология имеет огромное значение для самообразования родителей. Удобство прослушивания в любом месте и моменте времени, актуальность обсуждаемых тем гарантирует актуальность предлагаемого материла. Тематика подкастов разнообразна: «Электронный журнал и его влияние на ответственность школьника», «Директор об уставе школы», «Большие победы над маленькими трудностями. Как похвалить ребенка», «Разговор с ребенком об ответственности и обязанностях».

Деятельностный блок представляет собой серию массовых мероприятий с родителями, организацию совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся, а именно проведение: день

коллективного отдыха родителей и детей «Маленький гражданин», экскурсия по школе, проведенная учениками для родителей; выставка совместного аксиотворчества «Мои обязанности», «Бережем природу», «Я знаю свою Родину»; мероприятия по благоустройству и озеленению школьного двора; посещение приюта для безнадзорных животных; организация совместного мероприятия «Вместе мы можем все!», онлайн клуб выходного дня «Круг семейного чтения», оформление классных кабинетов к тематическим праздникам, вечер семейной сказки «Как бабушка (дедушка) научил(а) мою маму (моего папу) ...».

В процессе работы учитывалась оторванность семей от школьной жизни и современных методов воспитания. Родителей младших школьников нацеливали на значимость трансляции нравственных ценностей. Решение данной задачи осуществлялось посредством конференции по обмену опытом воспитания «Воспитываем ответственного ребенка», дискуссии «Мотивы ответственного отношения к своим обязанностям». В рамках работы группы в социальной сети «Я - ответственный родитель» предлагалась еженедельная рубрика «Я могу научить.» о семейном опыте формирования ответственного отношения к своим обязанностям.

Рефлексивный блок включал в себя серию опросов и анкетирование по результатам проведенных мероприятий. Изучение отношения родительской общественности к форматам проведения и результатам совместной работы осуществлялось с помощью онлайн опросов, диалога в общем чате в социальной сети.

Анализ результатов работы по педагогическому сопровождению семьи в формировании ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям позволяет констатировать повышение заинтересованности родителей в обмене опытом воспитания, их вовлеченность в учебно-воспитательный процесс, повышение уровня их психолого-педагогических знаний. Так в начале нашей работы активно взаимодействовали со школой лишь 35% родителей, а после проведенной работы - 74%. Важно, что к сотрудничеству удалось привлечь не только родителей, но и старшее поколение семей. Активное включение родителей в воспитательный процесс позволило повысить их авторитет у детей, способствовало сближению и построению доверительных отношений с младшими школьниками.

Выводы. Результаты исследования показали значимость взаимодействия семьи и школы в формировании ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям. Организация педагогического сопровождения семьи по вопросам формирования ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям предполагает использование разнообразных форм взаимодействия, в том числе возможностей социальных сетей и дистанционных технологий.

Организация педагогического сопровождения семьи в формировании ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям позволила повысить общий уровень родительской ответственности и педагогической культуры. Уверенно можно говорить об усилении доверия между субъектами взаимодействия и взаимодополнение их усилий в формировании ответственного отношения младших школьников к своим обязанностям.

Литература:

1. Абдуллина, Л.Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: дис. ... канд. пед. наук / Абдуллина Лилия Энгелевна. - ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Москва , 2018. - 221 с.

2. Адушкина, К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.В. Адушкина, О.В. Лозгачёва; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. -Екатеринбург , 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Евдокарова Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей в воспитании детей дошкольного возраста в сельском социуме / Т.В. Евдокарова, Л.С. Прокопьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №. 69-4. - С. 86-88.

4. Калинина Л.В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников / Л.В. Калинина, А.В. Аверченко // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - Т.6. - № 1(18). -С. 332-335.

5. Крамер Е.А. Воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса: дис. ... канд. пед. Наук. - Томский государственный педагогический университет - Новосибирск, 2018. - 170 с.

6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 422 с.

7. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.А. Щекиной. - СПб.: СПб АППО, 2013. - 90 с.

8. Тимушкина, Н.В. Профилактика стресса у младших школьников средствами медиативной сказки / Н.В. Тимушкина, Ю.А. Талагаева // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Корюшкинские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, М.А. Мазаловой. - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 298-301.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

10. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие / С.Н. Чистякова. - М.: Академия, 2007. - 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.