Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности'

Педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИ МАРШРУТ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИТУАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения творческой деятельности детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об актуальности проблемы становления творческой деятельности у детей дошкольного возраста, изучение которой продолжается на протяжении длительного времени. Модернизация системы дошкольного образования требует формирования у современных детей дошкольного возраста творческого отношения к явлениям окружающей действительности, и педагог в процессе становления творческой деятельности ребенка должен помочь ему найти и усвоить смысл человеческой духовной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности»

УДК 37

Рыбакова Елена Анатольевна

соискатель кафедры педагогики и психологии детства

Чувашского государственного педагогического университета

elena rybakova 62@mail.ru

Rybakova Elena Anatolevna

seeker of Pedagogy and Psychology

of Childhood Chuvash State Pedagogical University

elena_rybakova_62@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

EDUCATIONAL SUPPORT FOR PRESCHOOL CHILD IN CREATIVE

ACTIVITIES

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения творческой деятельности детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об актуальности проблемы становления творческой деятельности у детей дошкольного возраста, изучение которой продолжается на протяжении длительного времени. Модернизация системы дошкольного образования требует формирования у современных детей дошкольного возраста творческого отношения к явлениям окружающей действительности, и педагог в процессе становления творческой деятельности ребенка должен помочь ему найти и усвоить смысл человеческой духовной жизнедеятельности.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, индивидуальный творчески маршрут ребенка дошкольного возраста, субъект творческой деятельности, ситуации жизненного выбора.

Abstract: Describes a problem of pedagogical support creative activities of children of preschool age. Analysis of psychological and pedagogical literature attests to the relevance of the problems offormation of creative activity in children of preschool age, while studying it last long enough. Modernization of preschool education requires the development of today's preschooler's creative attitude to the phenomena of reality and teacher in the making of creative activity the child must help him find and learn the meaning of spiritual life. This article provides definitions of individual creative child of pre-school age, route pedagogical support of preschool children. The author characterizes the pedagogical accompaniment system components: designing individual creative development route of each child; the integration of children's activities, which both...

Keywords: pedagogical support, individual creative route child of preschool age, the subject of creative activity, life choices.

Проблема творческой деятельности человека рассматривается с тех пор, как существует человеческое общество. Чаще всего, говоря о творческом становлении личности, имеют ввиду подростковый или юношеский периоды жизни человека. Однако наиболее сензитивным для возникновения творчества, по мнению ученых (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец) является дошкольный возраст. Но точный возраст возникновения творческих способностей у человека не определен, мы сталкиваемся с разными подходами, которые часто противоречат друг другу, когда пытаемся определить истоки творчества: П. Торренс считает, что творчество пробуждается в детях только после пяти лет; Андрюс называет 3.5- 4 года; С. Гессен вовсе отказывает детям в творчестве. О.М.Дьяченко М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, В.И. Тютюнник считают, что первые проявления творчества у детей «относятся к 2,5-3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами»[3, с.88].

В 80-е годы группа ученых (Н.Н. Поддьяков Н.П.Батищева, Н.Н. Веракса, Л.А.Парамонова, Г.В. Урадовских, Н. Абакелия) провозгласили проблему творчества детей дошкольного возраста как одну из самых приоритетных проблем дошкольного воспитания. Ученые высказали мнение, что основной линией педагогической работы с детьми дошкольного возраста должно быть формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности - как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. Именно творчество ученые предложили рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей (конструирование, изобразительная деятельность, игра и т.д). В Концепции дошкольного воспитания творчество детей рассматривается как предпосылка формирования базиса их личностной культуры и указывается на необходимость усиления работы в формировании творческой направленности в любой деятельности ребенка.

Однако в современных исследованиях педагогов и психологов отмечается, что у современных детей дошкольного возраста наблюдается снижение интереса к творческой деятельности. Е.О.Смирнова, О.А.Степанова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова делают вывод о влиянии массовой культуры и маркетинга, которые вырабатывают у детей зависимость от компьютера, телевидения, и вытесняют истинную творческую деятельность дошкольников. Е.О.Смирнова, анализируя уровень развития творческой деятельности современных дошкольников, определяет у них резкое снижение фантазии и творческой активности: дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.

Исследования, проведенные Т.Е. Тлегеновой, Л.Н. Галигузовой показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и

«раннее развитие», оказываются «менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными».

По нашему мнению, в традиционном дошкольном образовательном учреждении наблюдается чрезмерная заорганизованность, которая мешает ребенку быть субъектом творческой деятельности. Анализ образовательного процесса ДОУ свидетельствует о том, что бессубъектная деятельность детей дошкольного возраста представлена весьма широко. Педагоги активно организуют творческую деятельность детей, направляют и регулируют ее: определяют цели, средства; планируют результат. Подобная организация не позволяет ей перейти на уровень самостоятельной творческой деятельности, а значит, ребенок не участвует в процессе становления собственного творческого опыта. В результате большинство детей дошкольного возраста не могут справиться с жизненными противоречиями, не могут сделать выбор, предложить продуктивное решение во вдруг изменившейся ситуации.

В «социальном портрете» ребенка дошкольного возраста, который представлен в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) выделены такие качества детей дошкольного возраста, как самостоятельность и инициативность. Эти качества, как признает Г.Г.Григорьева, наиболее адекватны магистральной линии развития человека, способного к творческому, конструктивному, созидательному преобразованию себя и окружающего мира.

Н.В.Федина, О.Н. Скоролупова определяют детскую творческую деятельность, как создающую качественно новые, объективные (имеющих социальную значимость) или субъективные (значимые для самого субъекта деятельности) материальные или духовные ценности.

Взрослый, по мнению ученых, в процессе становления творческой деятельности ребенка должен помочь ему найти и усвоить смысл человеческой духовной жизнедеятельности. В.П.Зинченко считает, что усвоение этого смысла позволит подчинить воспитание и развитие ребенка не предметной, понятийной, а человеческой логике. Такой подход способствует амплификации (обогащению, углублению, усилению) детского развития. При этом возникает необходимость в педагогическом сопровождении творческой деятельности ребенка дошкольного возраста.

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова дается следующее определение слову «сопровождать»: 1) следовать вместе с кем-нибудь находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем - нибудь; 2) производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь; 3) служить приложением, дополнением к чему-нибудь.

Идея сопровождения (от английского слова guideness) возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно ориентированного подхода к развитию ребенка. В России идея психолого-педагогического, медико-социального развития стала реализовываться с 1994 года и в основном в коррекционной педагогике.

В педагогической науке нет единства в определении содержания педагогического сопровождения. Е.И.Казакова исходным положением концепции сопровождения в России признает системно-ориентационный подход, согласно которому «развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций»[6,с.10]. Для осуществления права свободного выбора субъекту необходимо научиться разбираться в сути проблемной ситуации. «Ситуации жизненного выбора - это множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития»[6,с. 11]

В своем исследовании мы рассматриваем педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности, как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является развитие человека, способного к творческому, конструктивному, созидательному преобразованию себя и окружающего мира.

Во-первых, возникает необходимость исследовать «особенности субъекта творчества», так как творческая деятельность - процесс субъективный. Результаты диагностики помогают определить мотивационную готовность ребенка к творческой деятельности, его представления о творчестве, предпочтения в выборе видов деятельности. Определение «интегральной индивидуальности каждой личности» в группе способствует индивидуализации педагогического процесса[1,с.273].

Мы рассматриваем индивидуальный творческий маршрут ребенка дошкольного возраста как процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, который побуждается внутренними противоречиями и их разрешением; педагогическими условиями, которые превращают деятельность ребенка, первоначально складывающуюся под влиянием взрослого, в подлинную самодеятельность.

Во-вторых, педагогическое сопровождение реализуется через интеграцию детских видов деятельности, которая обеспечивает каждому ребенку возможностью проявить свои индивидуальные творческие способности и потребности: «в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» [4,с.67];

В-третьих, педагогическое сопровождение творчества детей в игровой деятельности (в свете Федеральных государственных требований к условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования), которая является самой активной и основной формой педагогической работы. Интеграция всех видов деятельности, форм, методов, целей и задач образования дошкольников, как утверждают Л.В. Трубайчук, С.В.Проняева, проявляется именно в игровой деятельности дошкольников. Игра может применяться в совместной деятельности педагогов с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

В - четвертых, мы рассматриваем педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста через создание условий для творческой самодеятельности. Обратим внимание на высказывание С.Л. Рубинштейна: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. В творчестве созидается и сам творец» [5,с. 212].

Под педагогическими условиями для самодеятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста мы понимаем:

предоставление ребенку свободного времени в рамках педагогического процесса;

создание условий для свободы выбора содержания, форм, видов деятельности;

создание среды для творческих проявлений детей дошкольного возраста (создать орудие своей деятельности, организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями: «Мой мир» - макет-модель, ландшафтные макеты, макеты-карты)

Мы поддерживаем А.В. Кулемзину, которая считает, что ребенку дошкольного возраста необходимо предоставлять возможность накапливать индивидуальный творческий опыт, быть субъектом собственной творческой деятельности, внутри которой он сможет реализовывать «свои телесные, душевные и духовные потребности». Именно такой подход способствует тому, что показатели творческой продуктивности ребенка дошкольного возраста будут достаточно высокими без специальных тренировок по «наращиванию творческой массы». Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, достаточно быстро меняются.

Литература:

1.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - СП-б.: Союз,1997.- 93с.

2.Дошкольное образование как ступень общего образования: Научная концепция/под ред. В.И. Слободчикова /В.И.Слободчиков, Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л.Кириллов.- М.: Институт развития дошкольного образования РАО,2005.-28с.

3.Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает?/ О.М.Дьяченко, Н.Е. Веракса.-М.: Знание,1994.-160с.

4.Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П.Зинченко // Педагогика.- 1997.-№5.- С.3-16.

5.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М.: Дрофа: Большая Российская энциклопедия., 2008. - 528 с.

6.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. -СПб.: "Питер", 1999. - 720 с.: (Серия "Мастера психологии")

7.Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В.Демьянчук, Н.Н.Яковлева под науч. ред.проф. Л.М. Щипицыной.-СПб.: « Речь», 2003.-240с. Literature:

1 . Vygotsky, L.S.Voobrazheniye and creativity at children's age/H.p. Vygotsky. - SPb. : Union, 1997. - 93с.

2 . Preschool education as step of the general education: The scientific concept / under the editorship of V.I.Slobodchikova/V.I.Slobodchikov, N.A.Korotkova, P. G. Nezhnov, I.L.Kirillov. - M: Institute of development of preschool education of PAO,2005. - 28с.

3 . Dyachenko, O.M.Chego on light doesn't happen? / O.M.Dyachenko, N.E.Veraksa. - M: Knowledge, 1994. - 160с.

4 . Zinchenko, Accusative. About the purposes and values of education / Accusative of Zinchenko//Pedagogics. - 1997. -№5. - Page 3-16.

5 . Pedagogical encyclopedic dictionary/hl. edition B. M. Bim-Bud. - M: Bustard: Big Russian encyclopedia. 2008 . - 528 pages.

6 . Rubenstein, S.L.Osnovy of the general psychology / Page. L.Rubenstein. - SPb. : "St. Petersburg", 1999. - 720 pages: (Masters of Psychology series)

7 . Shipitsyna, L.M.Kompleksnoye escort of children ofpreschool age / A.A. Hilko, Yu.S.Gallyamova, R.V.Demyanchuk, N.N.Yakovlev under edition of prof. L.M.Shchipitsyna. - SPb. : "Speech", 2003. - 240с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.