Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / CULTURE OF A SAFE WAY OF LIFE / FORMATION OF A CULTURE OF A SAFE WAY OF LIFE / FUTURE TEACHER / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

В статье раскрываются результаты научного осмысления педагогического сопровождения профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя в контексте реализации предстоящих педагогических функций педагога. Показана целесообразность его осуществления в полисубъектной и субъектно-ориентированной формах, в гармонизации педагогического взаимодействия, в соуправлении им для активизации субъектной позиции, обеспечивающей будущему учителю успешное разрешение возникающих перед ним проблем и связанных с ними трудностей достижения жизненных и профессиональных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL PRACTICES FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF A SAFE LIFESTYLE OF A FUTURE TEACHER

The article reveals the results of scientific understanding of the pedagogical support of professional and educational practices of the formation of a culture of safe lifestyle of the future teacher in the context of the implementation of the upcoming pedagogical functions of the teacher. The expediency of its implementation in polysubject and subject-oriented forms, in the harmonization of pedagogical interaction, in its co-management to activate the subject position, which provides the future teacher with a successful solution of the problems that arise before him and the difficulties associated with them in achieving life and professional goals.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Любовь Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье раскрываются результаты научного осмысления педагогического сопровождения профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя в контексте реализации предстоящих педагогических функций педагога. Показана целесообразность его осуществления в полисубъектной и субъектно-ориентированной формах, в гармонизации педагогического взаимодействия, в соуправлении им для активизации субъектной позиции, обеспечивающей будущему учителю успешное разрешение возникающих перед ним проблем и связанных с ними трудностей достижения жизненных и профессиональных целей.

Ключевые слова: культура безопасного образа жизни, становление культуры безопасного образа жизни, будущий учитель, педагогическое сопровождение, профессионально-образовательные практики.

Annotation. The article reveals the results of scientific understanding of the pedagogical support of professional and educational practices of the formation of a culture of safe lifestyle of the future teacher in the context of the implementation of the upcoming pedagogical functions of the teacher. The expediency of its implementation in polysubject and subject-oriented forms, in the harmonization of pedagogical interaction, in its co-management to activate the subject position, which provides the future teacher with a successful solution of the problems that arise before him and the difficulties associated with them in achieving life and professional goals.

Keywords: culture of a safe way of life, formation of a culture of a safe way of life, future teacher, pedagogical support, professional and educational practices.

Введение. Одной из приоритетных задач реформирования педагогического образования выступает становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя в контексте неустойчивости и кризисности жизненных явлений, возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, девальвации общепринятых традиционных норм, правил жизнедеятельности, образа жизни. Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя актуализируется Федеральными государственными образовательными стандартами общего и высшего образования, профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)»), необходимостью охраны жизни и здоровья обучающихся, обучения их безопасности труда, нормативно-безопасному культуросообразному общению, поведению, разнообразных видов деятельности.

Изложение основного материала статьи. Кризисная ситуация отечественного образования характеризуется со-хранением и трансляцией педагогических ценностей, не отвечающим реалиям сегодняшнего дня (В.Л. Бенин, О.В. Фролов) [3], что проявляется в знаниецентрированности, здоровьезатратной организации образовательного процесса, деидеологизации; имитаторском подходе к профессиональной подготовке будущего учителя. Требуется опора на идеологию гуманизации и основные направления гуманитаризации подготовки педагогических кадров с выраженным приоритетом гуманистических отношений, культуросообразного безопасного поведения субъектов образования. Это возможно, если рассматривать профессиональную подготовку будущего учителя как процесс активного вхождения в ценностный мир педагогической культуры и поэтапного овладения ее основами: ценностями и смыслами педагогической профессии в аспекте культуры безопасного образа жизни, педагогическими теориями, системами и здоровьесберегающими технологиями, творческими безопасно ориентированными способами практической педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, Р.М. Асадуллин) [43; 5].

В ходе теоретико-методологического осмысления проблемы становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя [1; 2] обосновано и введено в научный оборот понятие «культура безопасного образа жизни будущего учителя», которое в авторской трактовке рассматривается профессионально-личностным качеством, интегрирующим социально значимые ценности (жизнь, здоровье, защищенность, знание, труд), представления о самосохранении, саморегуляции, самореализации, убеждения и умения их трансформации, демонстрации для обретения учащимися личностных смыслов культуры безопасного образа жизни. Определено, что становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя следует понимать социально обусловленным, специально организованным и педагогически сопровождаемым процессом поэтапного изменения социально значимых ценностей, мировоззренческих представлений, индивидуального опыта, образцов профессионального поведения и коммуникации, который обеспечивает нравственно-гуманистическую направленность реализации трудовых функций будущего учителя. Реализация данного процесса в педагогическом вузе безусловно предполагает педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя.

Педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя актуализируется ввиду необходимости изменения содержания образования в переосмыслении его целей, принципов и средств для осмысления будущим учителем профессиональных функций с точки зрения личной значимости, индивидуальной и общественной целесообразности. В свете социокультурной ситуации развития современной молодежи востребован учитель, способный к участию в организации безопасной образовательной среды, регулированию жизнедеятельности обучающихся, индивидуализации образовательного процесса. Такие опасные явления, как насилие в школе, употребление психоактивных веществ, распространение СПИДа, суицидальное поведение, можно предотвратить, если «сменить доминанты воспитательных установок: взращивание добродетелей должно превалировать над профилактикой отклонений и пороков» (В.И. Слободчиков, И.В. Королькова, А.А. Остапенко, М.В. Захарченко) [6]. Востребовано развитие умений будущего учителя предупреждать и

преодолевать негативные ситуации в образовании, определяемые несвоевременностью формирования культуры безопасного образа жизни учащихся на основе целесообразного педагогического сопровождения овладения знаниями, умениями и опытом нормативно-безопасного поведения.

В исследовании осуществлена классификация профессионально-образовательные практик становления культуры безопасного образа жизни:

- ценностно-мировоззренческие практики нацелены на воплощение и реализацию ценностных смыслов исследуемой культуры;

- профессионально-познавательные практики ориентируют будущего учителя на непосредственное освоение безопасно ориентированного содержания педагогического труда при решении стандартных и творческих образовательных задач в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки;

- культуросозидательные практики способствуют трансляции опыта и умений организации безопасного образа жизни посредством популяризации духовных традиций и нравственных идеалов культуры безопасного образа жизни, позитивных способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества.

В проведении экспериментальной работы предполагалось, что педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя расширит арсенал вариативных форм организации исследуемого процесса, представленных в педагогической науке; будущий учитель в качестве субъекта культуры безопасного образа жизни приобретет способность к регуляции своей квазипрофессиональной деятельности, научится приводить в соответствие свои личностные возможности, устремления, способности требованиям социума, системы образования, запросам работодателей и участников образовательных отношений. Ожидалось, что грамотное педагогическое сопровождение расширит у будущего учителя индивидуальный опыт осуществления профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни в образовании, способствует формированию его культурной и профессиональной идентичностиь, стимулирует к проектированию безопасной образовательной среды.

Педагогическое сопровождение связано с такими понятиями, как «педагогическая помощь», «педагогическая поддержка», «сомыслие», «сотрудничество», «сотворчество», организуемых для достижения эффективности и продуктивности совместной деятельности, саморазвития и самореализации участников педагогического взаимодействия как субъектов культуры безопасного образа жизни. То есть, необходима полисубъектная форма его организации, «движение вместе» субъектов педагогического образования в освоении, усвоении, присвоении социально значимых ценностей культуры безопасного образа жизни. Вместе с тем, обретение будущим учителем профессионально-личностных смыслов культуры безопасного образа жизни нуждается в целенаправленной дельности педагогов вуза как спутника, проводника эффективной профилактики и преодоления барьеров интеграции будущего учителя в профессиональное сообщество, изменения позиции в жизненной перспективе культуросообразного нормативно-безопасного общения, поведения и профессиональной деятельности. В данном контексте целесообразна реализация субъектно-ориентированной формы педагогического сопровождения профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя:

- при решении учебно-познавательных, учебно-профессиональных задач по становлению культуры безопасного образа жизни субъектов образования в аудиторных и внеаудиторных формах работы;

- в ходе педагогических практик на базе организаций-партнеров по освоению и расширению опыта самосохранения, саморегулирования и саморазвития в объективных условиях изменений нормативных оснований осуществления профессиональных функций и образа учителя, социально-востребованного в контексте реализации социально-значимых ценностей жизни, здоровья, защищенности, знания и труда в образовании;

- в научном и воспитательном направлениях деятельности педагогического сообщества, индивидуальных и массовых формах конгрессной и грантовой деятельности педагогов вуза и студентов, поддержки молодежных инициатив, волонтерского движения по становлению культуры безопасного образа жизни в образовании.

Для реализации полисубъектной и субъектно-ориентированной форм педагогического сопровождения профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя в ходе экспериментальной работы осуществлены следующие мероприятия:

- обеспечение безопасной инфраструктуры педагогического вуза как фактора проектирования будущим учителем безопасной педагогической реальности и самореализации в ней;

- выполнение педагогами вуза норм безопасности к организации образовательного процесса, способствующего реализации будущим учителем стратегий самосохранения, саморегулирования и самореализации в культуре безопасного образа жизни;

- реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в педагогическом образовании в воплощении ценности защищенности будущего учителя от внутренних и внешних угроз;

- освоение будущим учителем дисциплин учебного плана, раскрывающих смысловые ориентиры становления культуры безопасного образа жизни в образовании, в профессиональной деятельности;

- осуществление помощи и поддержки студентам педагогического вуза в самостоятельной внеаудиторной работе по формированию представлений о себе как о субъекте культуры безопасного образа жизни в образовании.

Педагогическое сопровождение будущего учителя в реализации им профессионально-образовательных практик для становления культуры безопасного образа жизни включало в себя:

- ориентацию его на воплощение ценности защищенности субъектов образования в обеспечении соответствия осуществления образовательного процесса требованиям к безопасности;

- создание ситуации успеха для каждого студента в освоении им ценностей, смыслов культуры безопасного образа жизни в дисциплинах и практиках на всех этапах исследуемого процесса;

- формирование у будущего учителя как субъекта культуры безопасного образа жизни бережного отношения к своему физическому, психическому и профессиональному «Я» посредством обучения безопасности жизнедеятельности как обязательного содержательного компонента требований ФГОС ВО (Педагогическое образование);

- реализацию специально разработанных программ аудиторной и внеаудиторной работы, направленных на мотивацию к становлению культуры безопасного образа жизни в образовании, профилактику личностных рисков его осуществления;

- обеспечение достижения продуктивности взаимодействия преподавателей и студентов вуза по освоению, усвоению, присвоению социально-значимых ценностей культуры безопасного образа жизни в комфортной психологической и эмоциональной атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Логика педагогического сопровождения профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя реализована в следующей последовательности:

- анализ актуальной ситуации развития будущего учителя как субъекта культуры безопасного образа жизни, всестороннее выявление личностных рисков становлению культуры безопасного образа жизни, четкое определение источников их возникновения и характера;

- поиск и разработка вариативного модельного спектра путей предупреждения выделенных рисков на основе инновационного проектирования исследуемого процесса с учетом имеющихся ресурсов образовательной среды педагогического вуза;

- определение наиболее рационального педагогического решения управления исследуемым процессом в конкретной социокультурной ситуации развития вуза, педагогического сообщества, будущего учителя, прогностичная оценка его последствий и перспектив коррекции образовательного процесса.

В зависимости от вида и содержания профессионально-образовательной практики становления культуры безопасного образа жизни на разных этапах экспериментальной работы субъектами их разработки и осуществления выступали: группы специалистов педагогического вуза, педагогических работников, субъектов образовательного процесса: педагог-студент, студент-студент, студент-представитель работодателя, педагог вуза - студент-представитель работодателя.

В ходе проведения исследования педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик безопасного образа жизни будущего учителя обеспечивалось деятельностью Лаборатории теории и практики становления культуры безопасного образа жизни субъектов образования с виртуальной информационной поддержкой (www.akimova-labstan.ru):

- в ходе мастер-классов («Создание безопасной образовательной среды в процессе современного урока», «Профилактика современных рисков жизни и здоровья подрастающего поколения», «Проблема буллинга в школе и пути ее решения»); реализации исследовательских проектов («Ценности современной молодежи», «Проблема культуры безопасного образа жизни - проблема обучения и воспитания», «Безопасность в образовании и профессионализм учителя»);

- онлайн-вебинаров («Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности», «Становление культуры безопасного образа жизни субъектов образования: от теории к практике»);

- творческих марафонов («Культура безопасного образа жизни учителя и учащегося - безопасность и процветание общества», «Здоровье и безопасность - две стороны «одной медали»?»);

- встреч с учеными в режиме онлайн по исследуемой проблеме; конкурсах профессионального мастерства («Безопасный урок», «Пропаганда культуры безопасного образа жизни»); проведения квестов становления культуры безопасности, соревнований по лайфрестлингу.

Студенты в рамках деятельности Лаборатории:

- активно участвовали в дебат-сессиях («Открой для себя мир ценностей Другого», «Безопасность и культура: диалектика формы и содержания», «Басенки-безопасенки», «Безопасность - потребность, норма или ценность?», «Кто в ответе за риски в образовании?»);

- составляли тематические портфолио презентации обретенного опыта становления культуры безопасного образа жизни;

- разрабатывали тексты копирайтинга и инфографики, популяризирующие данный вид культуры (пресс-релизы, статьи в сети Интернет, рекламные акции, ролики); конструировали профессионально-образовательные траектории становления культуры безопасного образа жизни в аспекте индивидуального вхождения в профессию, выбора темпов освоения содержания изучаемой области, уровня сложности решаемых задач.

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет констатировать, что педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя в ценностно-ориентирующем диалоге и взаимодействии позволила ему освоить, усвоить, присвоить социально значимые ценности культуры безопасного образа жизни (жизни, здоровья, защищенности, знания и труда), что проявлялось в успешности освоения им предстоящих педагогических функций в контексте профессиональной безопасности.

Выводы. В ходе экспериментальной работы определено, что педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя правомерно осуществлять условно в двух организационных формах:

- полисубъектной, призванной преодолевать барьеры интеграции будущего учителя в реализацию педагогическим сообществом вуза профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни в образовании;

- субъектно-ориентированной, обеспечивающей реализацию педагогической помощи и поддержки будущему учителю в преодолении жизненных проблем на основе развития у него умений: идентифицировать опасность по признакам ее проявления, определить возможные пути ее минимизации, осуществить наиболее рациональный выбор профессионально-образовательной практики в имеющихся условиях внешней среды, внутренних ресурсов и возможностей, воплотить в жизнь проектный замысел культуросообразного педагогического решения.

В содержательном плане педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя основано на гармонизации педагогического взаимодействия, соуправления им для активизации его субъектной позиции в исследуемой культуре, обеспечивающей ему успешное разрешение возникающих перед ним проблем и связанных с ними трудностей достижения жизненных и профессиональных целей.

Для реализации логики педагогического сопровождения профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя важна независимая экспертиза по следующим направлениям: замысел разрабатываемой практики, процесса ее реализации, ожидаемых

результатов в отношении генеральной цели, перспектив саморазвития будущего учителя как субъекта культуры безопасного образа жизни.

Проведение экспериментальной работы подтверждает необходимость педагогического сопровождения профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя в контексте реализации профессиональных функций педагога: охраны жизни и здоровья субъектов образования, участия в проектировании безопасной образовательной среды; формирования культуры безопасного образа жизни учащихся.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Матричный анализ понятия «культура безопасного образа жизни будущего учителя» / Л.А. Акимова // Вестник ОГУ. - 2019. - № 5 (223). - С. 6-11.

2. Акимова, Л.А. Нормативная обусловленность и педагогическое обеспечение становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя / Л.А. Акимова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 7. - С. 132-136. - DOI: 10.17513/snt.37601.

3. Бенин, В.Л. Социально-философские проблемы высшего профессионального образования в условиях кризиса культуры / В.Л. Бенин, О.В. Фролов // Образование и наука. - 2014. - № 1 (110). - С. 44-54.

4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

5. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности / В.А. Сластенин, Р.М. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 5. - С. 3-19.

6. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности: проект / В.И. Слободчиков, И.В. Королькова, А.А. Остапенко, М.В. Захарченко [и др.]. - Москва: Российский ин-т стратегических исслед., 2016. - 142 с.

Педагогика

УДК 378.2

адъюнкт 2 курса Аксенова Елена Георгиевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет МВД России» (г. Санкт-Петербург)

ФАКТОРЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье обсуждается проблема активизации образовательной деятельности курсантов и слушателей организаций высшего образования МВД России на основе формирования мотивационных начал.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, мотивация, обучающиеся, активность.

Annotation. The article discusses the problem of activating the educational activities of cadets and students of higher education organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of the formation of motivational principles.

Keyword: activation of cognitive activity, motivation, students, activity.

Введение. В настоящее время в образовательных организациях системы МВД России в свете компетентностного подхода при обучении, в большей части, преподавание производиться на уровне информационно-познавательного и поведенческого формата. Представляемые направления обучения можно описать в понятиях «Понимать», «Знать», «Уметь», и наконец, что самое главное «Хотеть». Важно понимать тот факт, что активизировать познавательную деятельность обучающегося с той целью, чтобы он понимал, знал и умел, необходимо просто еще и само желание обучающегося представляемые знания преобразовывать в знания и умения. Это значит, что элементу «Хотеть» в процессе активизации познавательной деятельности обучающихся организаций высшего образования МВД России принадлежит приоритет, поскольку от него зависит личностная вовлеченность в образовательную деятельность. Знания и умения можно привить, а вот «хотение» трудно воспитать извне. Значить в процессе обучения чрезвычайно важно обратить внимание на процесс мотивации учащегося к обучению, для чего при построении образовательного профессионально-ориентированного процесса в организациях высшего образования МВД России профессиональную идентификацию курсантов и слушателей «извне» необходимо еще и превратить в профессиональную самоидентификацию «изнутри». Для процесса активизации познавательной деятельности важно отметить в первую очередь личную активность самого субъекта этой деятельности. О такой активности в своих исследованиях говорили С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, М.М. Силенок, Т.М. Михайлова, Ю.А. Шаранов и др. [1].

Изложение основного материала статьи. Говоря о мотивации обучающихся к активизации своей познавательной деятельности, важно обратить внимание на результаты исследований проректора по учебной работе Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии», заведующей лабораторией перспективных симуляционных технологий Родионовой Александры Дмитриевны, которая изучала «проблематику образовательного процесса глазами обучающихся». Свои результаты исследователь представила на стратегической проектной сессии для преподавателей и сотрудников образовательных организаций системы МВД России проводимой Санкт-Петербургским университетом МВД России 4-5 декабря 2019 года. В своем выступлении говоря о проблематике организации образовательной деятельности, А.Д. Родионова указала на то, что с учетом развития мировых технологий в различных сферах, система образования, пришедшая к нам еще из прошлого столетия, все больше перестает соответствовать требованиям времени. В условиях постоянного увеличения дидактического объема учебного материала, нарастающего потока научно-практической информации в различных областях, возрастает роль обучающихся в оценке качества образования. То есть речь идет о расширении возможностей, вовлечения обучающихся в процесс организации и ведения занятий. В качестве проблем, которые сами обучающиеся видят в системе образования были перечислены такие [1]:

1. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

2. Кадровый потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.