Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТЕ ПОСРЕДСТВОМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТЕ ПОСРЕДСТВОМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТИП ПРОЕКТА / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева Светлана Александровна

Повышение уровня сформированности компетенций самоорганизации и саморазвития - актуальный вопрос для студентов и выпускников вузов. Применение метода проектов рассматривается в статье как способ повысить эффективность работы над развитием самоорганизации студентов. При этом преподавателю необходимо выбрать тип проекта, наиболее полно соответствующий цели повышения уровня самоорганизации обучающихся. Индивидуальные практико-ориентированные долгосрочные проекты представляются наилучшим вариантом. На основе анализа исследований выделены три основных этапа проектной деятельности: подготовительный, этап реализации проекта, заключительный. Учебный проект, однако, является лишь частью индивидуальной программы, разрабатываемой студентом совместно с преподавателем. Дана схема индивидуальной образовательной траектории, реализация которой приведет к повышению уровня самоорганизации студентов. Создание индивидуальных траекторий требует особого взаимодействия педагога и обучающихся, в частности, организации педагогического сопровождения студентов в процессе повышения уровня их самоорганизации. Такие варианты педагогического сопровождения, как помощь и поддержка, должны проявляться в создании первичных ситуаций, в которых студент сможет разработать индивидуальную образовательную траекторию, и вторичных ситуаций, способствующих реализации студентом индивидуальной образовательной траектории и достижению им более высокого уровня самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF INCREASING THE LEVEL OF SELF-ORGANISATION IN STUDENTS WITHIN A PROJECT BY MEANS OF DEVELOPING AND IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Increasing the level of self-organization and self-development competences is an urgent issue for students and graduates. The author considers applying a project method to be an effective way of developing self-organisation in students. However, it is very important to choose the type of a project which can ensure achieving the goal of increasing the level of self-organisation in learners. Individual practice-oriented long-term projects are viewed as the best option. On the basis of the research works analysis we single out three main stages of project activities. They are the preparatory stage, the stage of realising the project and the final stage. At the same time a project is only the part of an individual programme developed by a student in collaborative work with their teacher. The article presents a scheme of an individual educational trajectory the implementation of which will result in an increased level of student’s self-organisation. Creating individual trajectories requires a special type of interaction between the teacher and the student. It is necessary to provide pedagogical support of students in the process of increasing their self-organization level. Teacher’s help and teacher’s support being forms of pedagogical support should be used in creating primary situations in which a student can develop an individual educational trajectory, and secondary situations in which he or she can implement it and achieve a higher level of self-organisation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЕКТЕ ПОСРЕДСТВОМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ»

ПЕДАГОГИКА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 207-211

Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 207-211

Научная статья УДК 378.14

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-207-211

Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов в учебном проекте посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории

С. А. Косарева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Косарева Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, MSvetlana-08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1667-5753

Аннотация. Повышение уровня сформированности компетенций самоорганизации и саморазвития - актуальный вопрос для студентов и выпускников вузов. Применение метода проектов рассматривается в статье как способ повысить эффективность работы над развитием самоорганизации студентов. При этом преподавателю необходимо выбрать тип проекта, наиболее полно соответствующий цели повышения уровня самоорганизации обучающихся. Индивидуальные практико-ориентированные долгосрочные проекты представляются наилучшим вариантом. На основе анализа исследований выделены три основных этапа проектной деятельности: подготовительный, этап реализации проекта, заключительный. Учебный проект, однако, является лишь частью индивидуальной программы, разрабатываемой студентом совместно с преподавателем. Дана схема индивидуальной образовательной траектории, реализация которой приведет к повышению уровня самоорганизации студентов. Создание индивидуальных траекторий требует особого взаимодействия педагога и обучающихся, в частности, организации педагогического сопровождения студентов в процессе повышения уровня их самоорганизации. Такие варианты педагогического сопровождения, как помощь и поддержка, должны проявляться в создании первичных ситуаций, в которых студент сможет разработать индивидуальную образовательную траекторию, и вторичных ситуаций, способствующих реализации студентом индивидуальной образовательной траектории и достижению им более высокого уровня самоорганизации. Ключевые слова: самоорганизация, метод проектов, тип проекта, этапы проектной деятельности, индивидуальная образовательная траектория, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение

Для цитирования: Косарева С. А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов в учебном проекте посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 207-211. https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -2-207-211

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

© Косарева С. А., 2021

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2

Article

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21-2-207-211

Pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students within a project by means of developing and implementing an individual educational trajectory S. A. Kosareva

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Svetlana A. Kosareva, MSvetlana-08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1667-5753

Abstract. Increasing the level of self-organization and self-development competences is an urgent issue for students and graduates. The author considers applying a project method to be an effective way of developing self-organisation in students. However, it is very important to choose the type of a project which can ensure achieving the goal of increasing the level of self-organisation in learners. Individual practice-oriented long-term projects are viewed as the best option. On the basis of the research works analysis we single out three main stages of project activities. They are the preparatory stage, the stage of realising the project and the final stage. At the same time a project is only the part of an individual programme developed by a student in collaborative work with their teacher. The article presents a scheme of an individual educational trajectory the implementation of which will result in an increased level of student's self-organisation. Creating individual trajectories requires a special type of interaction between the teacher and the student. It is necessary to provide pedagogical support of students in the process of increasing their self-organization level. Teacher's help and teacher's support being forms of pedagogical support should be used in creating primary situations in which a student can develop an individual educational trajectory, and secondary situations in which he or she can implement it and achieve a higher level of self-organisation.

Keywords: self-organisation, project method, type of a project, project stages, individual educational trajectory, teacher's support, pedagogical support

For citation: Kosareva S. A. Pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students within a project by means of developing and implementing an individual educational trajectory. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 207-211 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-207-211 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Значительный объем самостоятельной работы студентов в вузе, а также требование работодателей к выпускникам проявлять инициативу и самостоятельность в профессиональной деятельности ставят условие наличия у студентов, будущих специалистов, навыков самоорганизации.

В связи с этим Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования предусмотрена категория (группа) универсальных компетенций «самоорганизация и саморазвитие».

Для развития компетенции самоорганизации необходимо ставить перед студентами задачи, которые требовали бы от них самостоятельного поиска решений, поэтому эффективным в данном случае будет применение метода проектов, всегда предполагающего самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную или групповую), осуществляемую в рамках определенного периода времени [1].

Проектная деятельность включает в себя два основных понятия: «проблема» и «продукт» [2]. Это означает, что обучающиеся должны быть наделены способностью увидеть теоретически или практически значимую проблему и, анализируя имеющуюся информацию, самостоятельно приобретая новые знания, найти ее решение и представить его в виде конечного продукта.

С точки зрения повышения уровня самоорганизации, важно влияние проектной деятельности

на мотивационную, волевую и рефлексивную сферы обучающихся [3]. Применяя метод проектов, важно выбрать такой тип, который в наибольшей мере способствовал бы достижению поставленной цели обучения. Типология проектов представлена в работах Е. С. Полат [1, 4]. Опираясь на нее, мы определили характеристики проекта, с помощью которого студенты смогут повысить свой уровень самоорганизации.

Во-первых, по признаку «Доминирующий в проекте вид деятельности или метод» проект должен быть практико-ориентированным. Будучи вовлеченными в практическую деятельность, имеющую четкую структуру и включающую в себя простые повторяющиеся действия, обучающиеся могут отрабатывать навыки самоорганизации: целеполагание, анализ собственных ресурсов, планирование и др. [5].

Во-вторых, по признаку «Продолжительность проектов» необходимо выбрать долгосрочный проект. Усвоить теорию и овладеть навыками самоорганизации возможно в срок не менее одного учебного года [6].

Помимо этого, проект должен быть индивидуальным. Понятие самоорганизации связано с личностью и деятельностью отдельно взятого человека, поэтому соответствующие навыки могут быть выработаны только индивидуально и при условии осознанных усилий студентов в процессе работы, в выполнении которой

каждый обучающийся ориентируется на свои собственные способности и возможности.

Необходимо также решить вопрос о структурировании проектной деятельности. Анализируя ряд исследований, можно выделить три основных этапа проектной деятельности [3, 7, 8].

1. Подготовительный этап. Определяются тема проекта, его тип, количество участников. Студенты ставят цель, формулируют задачи и составляют план работы. В ходе подготовительной работы обучающиеся приобретают навыки целеполагания, необходимые для развития самоорганизации.

2. Этап реализации проекта. Участники осуществляют самостоятельную работу по выполнению заданий проекта, сопоставляют полученные результаты с первоначальным замыслом и при необходимости корректируют свою деятельность. Отметим, что имея целью повышение уровня самоорганизации, студенты выполняют работу с применением технических приемов организации времени и деятельности. На данном этапе важную роль играет также взаимодействие субъектов образовательного процесса. Итоговым результатом работы является создание готового продукта проектирования.

3. Заключительный этап. Обучающиеся делают презентацию выполненной работы, проводят ее анализ и оценивают результаты своей деятельности, формулируют выводы о том, чему они научились, с какими трудностями столкнулись и чем они были вызваны. Повышению уровня самоорганизации на данном этапе способствует развитие навыка осуществления рефлексии относительно выполненной работы.

Итак, проектная деятельность обучающегося имеет два направления: решение актуальной для него проблемы и развитие навыков самоорганизации. И первое, и второе требует индивидуального подхода и индивидуальной работы. Вследствие этого возникает вопрос: как должна быть выстроена педагогическая деятельность, чтобы и преподаватель, и студент принимали активное участие в разработке индивидуальной программы обучения. Решением будет совместное проектирование деятельности, ориентированной на саморазвитие обучающегося, отбор соответствующих целей, задач, средств и темпов осуществления этой деятельности. Иными словами, это разработка индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), которая могла бы включать учебный проект как одну из составляющих ее частей.

Само понятие ИОТ трактуется Е. А. Александровой как программа образовательной деятельности обучающегося, разработанная

им совместно с педагогом и включающая такие элементы, как цели, ценности, содержание и соответствующие им формы поведения, общения и учебной деятельности студента в течение определенного периода времени [9].

На основании вышесказанного приведем схему индивидуальной образовательной траектории студента, приступающего к работе над повышением своего уровня самоорганизации:

1) диагностика исходного уровня самоорганизации; получение теоретических знаний о ней;

2) формулирование цели и задач участия в проекте; 3) анализ имеющихся ресурсов, принятие решения о том, какие из них будут использоваться для реализации проекта; 4) составление плана действий в соответствии с целью, задачами и ресурсами; 5) следование плану в осуществлении проектной деятельности, использование средств самоорганизации, самоконтроль; 6) анализ выполненной проектной деятельности с точки зрения выполнения плана, использования ресурсов и достижения цели; 7) диагностика итогового уровня самоорганизации.

Эффективность разработки и реализации ИОТ зависит от характера взаимодействия педагога и студента. Успешность данных процессов достигается при оказании обучающимся педагогической поддержки. Концепция педагогической поддержки ребенка была разработана О. С. Газ-маном. Автор представляет ее как превентивную и оперативную помощь детям в решении их проблем в любой из сфер жизнедеятельности. Цель педагогической поддержки - помощь ребенку в саморазвитии, в частности, его самоопределении, самореализации, самоорганизации. Ребенок должен научиться самостоятельно решать свои жизненные проблемы; преодолевать трудности, связанные с учением, общением и здоровьем; проводить досуг [10, 11].

В дальнейшем концепцию педагогической поддержки развивали последователи О. С. Газ-мана: Е. А. Александрова, М. В. Алешина, Г. К. Паринова [12]; Н. Н. Михайлова, С. М. Юс-фин [13] и др.

В более широком контексте педагогического сопровождения рассматривает педагогическую поддержку Е. А. Александрова. Педагогическое сопровождение, по ее мнению, является процессом создания двух типов ситуаций: первичных, способствующих тому, чтобы обучающийся мог сознательно и самостоятельно разработать индивидуальную образовательную траекторию, и вторичных, в которых он мог бы реализовать ее, выбирая стратегии учения, общения и поведения, соответствующие его индивидуальной оценочной системе и социокультурным нормам.

Педагогика

209

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2

Исходя из степени готовности и потребности обучающегося во взаимодействии с педагогом, Е. А. Александрова выделяет три блока вариантов педагогического сопровождения разработки и реализации ИОТ.

I блок представляет собой «опеку», «заботу», «защиту». Данные варианты применяются в ситуациях, когда обучающийся не может самостоятельно справиться с разработкой траектории или преодолеть возникающие препятствия.

II блок - «наставничество». Авторство индивидуальной образовательной траектории принадлежит педагогу, степень его активности выше, чем обучающегося. Наставничество эффективно тогда, когда в краткие сроки должны быть освоены строго алгоритмизированные действия.

III блок - «помощь», «поддержка», которые используются тогда, когда обучающиеся готовы к более высокой степени самостоятельности. Автором ИОТ чаще является обучающийся, внешне его активность выше, чем педагога. Однако важная роль принадлежит «скрытой» части деятельности преподавателя, осуществляющего наблюдение, анализ ситуации, формулирование косвенных вопросов и т.д. [14].

Именно варианты III блока характеризуют взаимодействие преподавателя со студентами в процессе работы над повышением уровня их самоорганизации. Педагогическое сопровождение студентов, таким образом, будет иметь следующий вид. Прежде всего это создание ситуаций, в которых обучающийся сможет наметить свою индивидуальную траекторию, включающую постановку цели и задач, анализ ресурсов и возможностей, выбор средств учебной работы, составление плана проектной деятельности. Затем создание ситуаций, в которых студент будет реа-лизовывать разработанную траекторию: проводя анализ собственной деятельности и контролируя ее осуществление, выполнит план, решит поставленные задачи и достигнет цели.

В создании первичных и вторичных ситуаций от педагога требуется: обеспечить рефлексивное взаимодействие преподавателя и студента; поддерживать мотивацию обучающегося к осуществлению намеченной деятельности; создать атмосферу открытости и доверия, основанных на уважительном отношении к иной позиции и иному мнению [15].

Подведем итог. Для развития компетенции самоорганизации необходимо применение метода проектов, позволяющего научить студентов видеть проблему и самостоятельно находить ее решение. Кроме того, в проекте студенты занимаются практической деятельностью, позволяющей им отрабатывать технические навыки самоорганизации.

Учебный проект, в свою очередь, рассматривается нами как часть индивидуальной образовательной траектории, в рамках которой каждый обучающийся может работать над повышением уровня самоорганизации исходя из своих способностей и возможностей.

Для достижения наилучших результатов необходимо организовать педагогическое сопровождение студентов, создавая первичные ситуации, в которых они смогут при помощи и поддержке преподавателя разработать ИОТ, и вторичные ситуации, в которых индивидуальные образовательные траектории будут ими реализованы.

Список литературы

1. Полат Е. С., БухаркинаМ. Ю., МоисееваМ. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. С. Полат. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.

2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург : Деловая книга, 1996. 334 с.

3. Афонина Т. Ю. Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 535-539.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.

5. Косарева С. А., Шилова С. А. Развитие навыков чтения в рамках формирования универсальных компетенций студентов // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (Саратов, 25-26 февраля 2020 г.) / под ред. Г. А. Никитиной. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 217-222.

6. Косарева С. А. Перспективы и риски повышения уровня самоорганизации студентов // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 75-81.

7. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов - технология компетентностно-ориенти-рованного образования : методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / под ред. Е. Я. Когана. Самара : Учебная литература ; Издательский дом « Федоров», 2006. 176 с.

8. Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Типология проектов при обучении иностранному языку студентов технических вузов в бакалавриате и магистратуре // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (47). С. 203-212.

9. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М. : НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

10. АлександроваЕ. А., КрыловаН. Б., МихайловаН. Н., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М. : Academia, 2006. 288 с.

11. Первая Всероссийская конференция-семинар «Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании» : материалы Всероссийской конференции (Зеленоград, 29-31 октября 1995 г.) / под. ред. О. С. Газмана. М. : УВЦ «Инноватор», 1996. 72 с.

12. Александрова Е. А., Алешина М. В., Паринова Г. К. Педагогическая поддержка учения школьников // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 104-113.

13. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки : учебно-методическое пособие. М. : МИРОС, 2001. 208 с.

14. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.

15. Носов А. Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 213 с.

References

1. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Pet-rov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [New Pedagogical and Information Technologies in the System of Education: Study Guide for Students at Higher Education Institutions]. Moscow, Izdatelskiy tsentr "Academia" Publ., 2009. 272 p. (in Russian).

2. Bezrukova V. S. Pedagogika. Proyektivnayapedagogika [Pedagogy. Projective Pedagogy]. Ekaterinburg, Delo-vaya kniga Publ., 1996. 334 p. (in Russian).

3. Afonina T. Yu. Realization of project activities in future teachers' professional training. Izvestia Penzenskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta imeni V. G. Belinskogo. Obschestvennye nauki [Proccedings of Penza State Pedagogical University], 2011, no. 24, pp. 535-539 (in Russian).

4. Polat E. S., Bukharkina M. Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Modern Pedagogical and Information Technologies in the System of Education. 3nd ed.]. Moscow, Izdatelskiy tsentr "Academia" Publ., 2010. 368 p. (in Russian).

5. Kosareva S. A., Shilova S. A. Enhancing reading skills within the framework of developing students' universal competences. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkulturnoy kommunikatsii: materialy dokladov XII Vserossiyskoy nauchno-practicheskoy konferen-

tsii s mezhdunarodnym uchastiem (25-26 fevralya 2020 g.) [G. A. Nikitina, ed. Foreign Languages in the Context of Intercultural Communication: Reports of the XII All-Russia conference with international participation, February]. Saratov, Saratovskiy istochnik Publ., 2020, pp. 217-222 (in Russian).

6. Kosareva S. A. Prospects and risks connected with increasing the level of self-organisation in students. Sibirsky pedagogichesky zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2020, no. 5, pp. 75-81 (in Russian).

7. Golub G. B., Perelygina E. A., Churakova O. V. Metod projektov - tekhnologiya kompetentnostno-orientirovan-nogo obrazovaniya [E. Yu. Kogan, ed. Project Method as a Technology of Competence-oriented Education]. Samara, Uchebnaya literatura Publ., Izdatelskiy dom "Fedorov", 2006. 176 p. (in Russian).

8. Baydikova N. L., Davidenko E. S. Typology of projects in foreign language teaching to students of technical universities in bachelor and master programs. Vestnik TvGU, Seria: Pedagogika ipsikhologiya, 2019, no. 2 (47), pp. 203-212 (in Russian).

9. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredeleniya starshikh shkolnikov [Pedagogical Support of High School Seniors' Self-Determination]. Moscow, NII Shkolnykh tekhnologiy Publ., 2010. 336 p. (in Russian).

10. Aleksandrova E. A., Krylova N. B., Mikhailova N. N., Yusfin S. M. Pedagogicheskaya podderzhka rebyonka v obrazovanii [Teacher's Support of a Child in Education]. Moscow, Academia Publ., 2006. 288 p. (in Russian).

11. Pervaya Vserossiyskaya konferentsiya-senimar " Vospita-nie i pedagogicheskaya podderzhka detey v obrazovanii" (Zelinograd, 29-31 oktyabrya 1995 g.) [O. S. Gazman, ed. Upbringing and Pedagogical Support of Children in Learning]. Moscow, UVTs "Innovator", 1996. 72 p. (in Russian).

12. Aleksandrova E. A., Alyoshina M. V., Parinova G. K. Teacher's support of secondary school students' studies. Klassnyi rukovoditel [Homeroom Teacher], 2000, no. 3, pp. 104-113 (in Russian).

13. Mikhailova N. N., Yusfin S. M. Pedagogika podder-zhki [Support Pedagogy]. Moscow, MIROS Publ., 2001. 208 p. (in Russian).

14. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v protsesse razrabotki i realizatsii individualnykh obrazovatelnykh traektoriy [Pedagogical Support of High School Seniors in the Process of Development and Implementation of Individual Educational Trajectories]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Ped.). Tumen, 2006. 42 p. (in Russian).

15. Nosov A. G. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanov-leniya zdorovogo obraza zhizni u obuchayushchikhsya [Pedagogical Support of Learners' Healthy Lifestyle Formation]. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Saratov, 2014. 213 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 10.03.2021, после рецензирования 14.03.2021, принята к публикации 15.03.2021 Received 10.03.2021, revised 14.03.2021, accepted 15.03.2021

Педагогика

Zll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.