Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ / МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова В.В.

В статье исследуется проблема социализации иностранных обучающихся в российском образовании. Трансформация восприятия иностранными студентами культуры России от состояния культурного шока до «вхождения» в русскоязычное общество рассматривается не столько как процесс, сколько как значимый результат использования совокупности методов педагогического сопровождения социального становления. Под методами педагогического сопровождения социального становления иностранных студентов понимается совокупность педагогических практик, основанных на совместной деятельности педагога и обучающихся, в процессе которой ими выявляются и наполняются содержанием ключевые точки индивидуальной траектории социального становления студентов по отношению к изучению и восприятию русской культуры. Выделяются методы педагогического сопровождения социального становления: культурного погружения, эмпатии, выстраивания индивидуальной траектории. Понятие «ключевая точка индивидуальной траектории социального становления» трактуется как ситуация выбора, осознания значимости и ценности того или иного знания, умения и поступка на их основе. Отмечается, что педагогическое сопровождение со стороны преподавателя предполагает субъект-субъектное взаимодействие, понимание, мотивирование и поддержку обучающихся в образовательном процессе, умение более опытного человека соотносить свое мнение с иным и уважать мнение менее опытного обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FOREIGN STUDENTS: SOCIAL FORMATION OF STUDENTS AND FORMATION OF TOLERANCE

The article examines some aspects of the socialization of foreign students in the Russian education. In particular, the transformation of foreign students' perception of the culture of Russia from a state of culture shock to “entering” the Russian-speaking society is seen not so much as a process, but as a significant result of using a set of methods of pedagogical support of social formation. The methods of pedagogical support in the social formation of foreign students are understood as a set of pedagogical practices based on the joint activities of the teacher and students. In the process of these avtivities they identify and content the key points of the individual trajectory of the social formation of students in relation to the study and perception of the Russian culture. The article highlights the following methods of pedagogical support of social development: cultural immersion, empathy, building an individual trajectory. The concept of "the key point of the individual trajectory of social formation" is interpreted as a situation of choice, awareness of the significance and value of this or that knowledge, skill, action on their basis. It is noted that pedagogical support from a teacher involves subject-subject interaction, understanding, motivation and support of students in the educational process, the ability of a more experienced person to correlate his opinion with another and to respect the opinion of a less experienced student.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УДК 37.01

Виктория Владимировна Романова,

старший преподаватель, Вольский военный институт материального обеспечения (г. Вольск).

E- mail: romanowa-1984@mail.ru

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Ключевые слова: социальное становление, педагогическое сопровождение, индивидуальная образовательная траектория, иностранный обучающийся, методы педагогического сопровождения.

Аннотация. В статье исследуется проблема социализации иностранных обучающихся в российском образовании. Трансформация восприятия иностранными студентами культуры России от состояния культурного шока до «вхождения» в русскоязычное общество рассматривается не столько как процесс, сколько как значимый результат использования совокупности методов педагогического сопровождения социального становления.

Под методами педагогического сопровождения социального становления иностранных студентов понимается совокупность педагогических практик, основанных на совместной деятельности педагога и обучающихся, в процессе которой ими выявляются и наполняются содержанием ключевые точки индивидуальной траектории социального становления студентов по отношению к изучению и восприятию русской культуры. Выделяются методы педагогического сопровождения социального становления: культурного погружения, эмпатии, выстраивания индивидуальной траектории. Понятие «ключевая точка индивидуальной траектории социального становления» трактуется как ситуация выбора, осознания значимости и ценности того или иного знания, умения и поступка на их основе.

Отмечается, что педагогическое сопровождение со стороны преподавателя предполагает субъект-субъектное взаимодействие, понимание, мотивирование и поддержку обучающихся в образовательном процессе, умение более опытного человека соотносить свое мнение с иным и уважать мнение менее опытного обучающегося.

Для цитирования: Романова, В.В. Методы педагогического сопровождения иностранных студентов: социальное становление обучающихся и формирование толерантности / В.В. Романова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. -№1 (91). - С. 88-97.

Victoria V. Romanova,

Senior Lecturer,

Volsk Military Institute of Material Support (Volsk).

E- mail: romanowa-1984@mail.ru

METHODS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FOREIGN STUDENTS: SOCIAL FORMATION OF STUDENTS AND FORMATION

OF TOLERANCE

Keywords: social formation, pedagogical support, individual educational trajectory, foreign student, methods of pedagogical support.

Abstract. The article examines some aspects of the socialization of foreign students in the Russian education. In particular, the transformation of foreign students' perception of the culture of Russia from a state of culture shock to "entering" the Russian-speaking society is seen not so much as a process, but as a significant result of using a set of methods of pedagogical support of social formation.

The methods of pedagogical support in the social formation of foreign students are understood as a set of pedagogical practices based on the joint activities of the teacher and students. In the process of these avtivities they identify and content the key points of the individual trajectory of the social formation of students in relation to the study and perception of the Russian culture. The article highlights the following methods of pedagogical support of social development: cultural immersion, empathy, building an individual trajectory. The concept of "the key point of the individual trajectory of social formation" is interpreted as a situation of choice, awareness of the significance and value of this or that knowledge, skill, action on their basis.

It is noted that pedagogical support from a teacher involves subject-subject interaction, understanding, motivation and support of students in the educational process, the ability of a more experienced person to correlate his opinion with another and to respect the opinion of a less experienced student.

For citing: Romanova V.V. Methods of pedagogical support for foreing students: social formation of students and formation tolerance. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 1(91): 88-97.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-91-1-88-97

Введение. В современных условиях, когда Российская Федерация проводит активную политику в области привлечения иностранных студентов к обучению в российских высших учебных заведениях, в отечественном образовательном пространстве появляется все больше иностранных обучающихся, процесс социализации которых обусловлен определенной спецификой. Данный процесс представляется сложным вследствие наличия множественных барьеров, в частности языковых и этнических, в значительной мере влияющих как на качество образования, так и на социализацию в целом. Это актуализирует поиск эффективных педагогических подходов к проблеме становления иностранных обучающихся в условиях вузовского обучения; переосмысление роли педагога в данном контексте, выделения наиболее эффективных методов его работы.

Методология исследования. В истории российской педагогики именно роли педагога в становлении личности обучающегося уделялось большое внимание (И.И. Бецкой [5], А.С. Макаренко [9], С.Т. Шацкий [22]). Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности его личности [19].

Сущность процесса социального становления обучающихся в современных условиях исследуется в трудах Е.А. Александровой, С.В. Баженовой, Л.И. Белозеровой, Э.Ф. Зеера, А.В. Мудрика, Т.А. Ромм, Т.А. Скляровой, В.П. Сморчковой и др. [1, 2, 3 ,4, 7, 10, 15, 17, 18, 23]. Так, по мнению Л.И. Белозеровой под становлением обучающихся понимается процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию собственного призвания, то есть обучающийся учится понимать, признавать, принимать творческие решения и создавать принципиально новые идеи [4].

Э.Ф. Зеер утверждает, что становление - это процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Можно сделать вывод, что именно в процессе социальной деятельности у обучающегося происходит осознанное развитие необходимых навыков и качеств, а также образуется своеобразный баланс: соотнесение требований к жизни с личностной активностью, собственными ценностями и способами самоутверждения [7].

Под социальным становлением иностранных обучающихся мы понимаем их стремление овладеть иностранным языком в достаточной для понимания окружающими степени, проявлять уважительное отношение к иным культурным и социальным ценностям, приобщаться к чужим традициям и обычаям, воспроизводить и обогащать социальные связи. Эффективность социального становления предполагает позитивное отношение к новой действительности, потребность в самореализации, ответственность за свои поступки, толерантное отношение к иной окружающей действительности.

Материалы и методы исследования. Для эффективного социального становления иностранных обучающихся необходимо, прежде всего, учитывать то, что иностранные граждане, прибывая в Россию, испытывают так называемый «культурный шок». Причина этого коренится во встрече с незнакомыми обычаями, традициями, правилами этикета, то есть непривычной культурой, во многом усиленной незнанием языка [5].

Сложность индивидуальной траектории социального становления иностранного обучающегося, выстраиваемой им совместно с педагогом, заключается в том, что педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений, постепенно уменьшать долю своих непосредственных прямых действий, влияющих на выбор и решение студента. Якобы «дистанцируясь» таким образом от непосредственной ответственности за принимаемые обучающимся решения, он постепенно передает ее студентам. Процесс формирования толерантного отношения к русской культуре в широком контексте иностранных обучающихся через последовательную трансформацию от состояния культурного шока до полного слияния с русскоязычным обществом мы рассматриваем как результат их социального становления, поскольку только принятие социума страны обучения

формирует понимание ценности получаемого образования, и как следствие позитивного образа Я в жизни и профессии.

По мнению М.В. Шакуровой «процесс становления ... актуализует необходимость его педагогического сопровождения» [21, c. 271]. По мнению Е.А. Александровой, педагогическое сопровождение - это педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в превентивном научении обучающегося самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности педагога адекватно реагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и/или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии [2]. Развивая эту мысль, С.Б. Серякова и Т.С. Белякова определяют педагогическое сопровождение как «непрерывное, целостное, системно организованное совместное движение субъектов сопровождения, направленное на создание оптимальных условий повышения качества и эффективности деятельности педагога» [16].

Выдвигая на первый план воспитательный аспект, М.И. Рожков отмечает, что педагогическое сопровождение «предстает как главная целевая функция воспитательной деятельности, ориентированная на развитие субъектности и сохранение индивидуальности» [17, 16]. Педагогическое сопровождение преподавателя предполагает субъект-субъектное взаимодействие, понимание, поддержку иностранных обучающихся в образовательном процессе, умение педагога уважать мнение другого и соотносить свое мнение с чужим, а также постоянное мотивирование обучающихся.

В педагогическом сопровождении педагог имеет возможность разнообразно помогать обучающимся: поддерживать обучающегося, понимать его потребности, быть конструктивным, уметь уважать его мнение, направлять и прочее. Кроме того, педагог должен показать, как овладение культурой диалога способствует выстраиванию толерантного отношения, сглаживая конфликтные ситуации. Напомним, что сопровождение только тогда является нормой педагогической деятельности, когда педагог оказывается человеком, небезразличным к проблемной ситуации обучающегося. При этом преподаватель может не только стать опорой, но и профессионально овладеть средствами «взращивания» в обучающемся способности находить эту опору в самом себе.

Неравнодушный педагог должен, во-первых, быть увлеченным своей работой, испытывать постоянную потребность в непрерывном совершенствовании педагогического мастерства, оказывать поддержку своим ученикам и так далее, во-вторых, подтверждая слова А.С. Макаренко («воспитывать легко, если этому отдаешь всю жизнь» [9]), проявлять любовь к своим обучающимся. В этой связи мы вправе говорить о том, что социальному становлению иностранных обучающихся максимально могут способствовать методы педагогического сопровождения, поскольку в этом случае педагог мотивирует к обучению, развивает положительные качества

личности подопечного, способствует знакомству с иными для него традициями. Под методами педагогического сопровождения социального становления иностранных обучающихся мы понимаем совокупность педагогических практик, основанных на совместной деятельности педагога и обучающихся, в процессе которой ими выявляются, формируются и наполняются содержанием ключевые точки индивидуальной траектории социального становления обучающегося, включающее толерантное отношение к русской культуре. Понятие «ключевая точка индивидуальной траектории социального становления» трактуется как ситуация выбора, осознания значимости и ценности того или иного знания, умения и поступка на их основе.

Анализ теоретических источников и наш практический опыт показывает, что среди методов педагогического сопровождения социального становления иностранных обучающихся следует выделить адаптацию к среде обучения, уважение к иной культуре, соблюдение принятых в ином обществе правил поведения. В качестве центрального компонента выступает сформированность толерантного отношения к русской культуре, так как принятие и понимание иной культуры помогает лучше понять язык, являющийся базовой основой успешности образования. Формирование толерантного отношения происходит как во время практической деятельности и теоретического обучения, так и во время самостоятельной работы. Однако наибольший эффект для формирования толерантного отношения, по нашему опыту, имеет именно практическая деятельность, в основе которой заложена идея саморазвития в специфических условиях наложения двух культур - культуры родной страны и культуры страны обучения.

В деятельности преподавателя, направленной на сопровождение иностранных обучающихся в деятельности по выстраиванию собственной индивидуальной траектории социального становления, как показало наше исследование, эффективными являются методы эмпатии, культурного погружения и выстраивания индивидуальной траектории социального становления.

Эмпатия позволяет установить с иностранным обучающимся доверительный контакт, что является необходимым условием его социального становления. Культурное погружение способствует более глубокому вхождению в иноязычное общество. В качестве приоритетных направлений следует выделить экскурсионно-музейную деятельность, концертную деятельность, мероприятия интернациональной направленности, приобщение к спецкурсам культуроведческого характера. Погружение в культурное пространство способствует расширению общеобразовательного кругозора иностранных обучающихся, формированию у них эмоционально-ценностного и толерантного отношения к русской культуре, позволяет создать прочную основу для формирования разносторонне развитой личности.

В процессе выстраивания индивидуальной траектории социального становления преподавателем выделяются ключевые точки индивидуальной траектории обучающегося, создаются множественные ситуации выбора. Таковыми могут выступать поиск собственного интереса в науке, потребность в желании показать свои таланты и способности, увлеченность литературной деятельностью, заинтересованность в рукотворном творчестве, ориентация на конструирование и так далее. Выстраивание индивидуальной траектории способствует формированию у иностранных обучающихся толерантного отношения к русской культуре через развитие мотивации на поиск собственных личностных и профессиональных смыслов деятельности в ней.

Системное использование данных методов позволяет не только выстроить индивидуальную траекторию каждого иностранного студента, но и определить наиболее значимые потребностные составляющие личностного потенциала обучающегося, то есть выделить ключевые точки индивидуальной траектории. С нашей точки зрения, в социальном становлении иностранных обучающихся эффективность педагогического сопровождения заключается в следующем:

- в процессе развития осознания и понимания ситуации у обучающегося вырабатывается опыт управления своими возможностями, эмоциями, переживаниями;

- на основе развития способностей видеть, учитывать и занимать разные позиции (офицер-курсант, начальник-подчиненный, ученик-учитель) в ситуации (конфликте) приобретается опыт рефлексивного управления;

- в процессе овладения выбором (буду я участвовать в мероприятии или нет; пойду я на экскурсию или нет; что мне это даст?), приобретается опыт самоопределения, следовательно, развиваются аналитические способности, критическое мышление, способность моделировать цели и результат как одно целое;

- за счет развития способностей учитывать и соотносить свой выбор с внешними обстоятельствами (смогу ли я сам сделать проект или же попрошу друга) обучающийся приобретает опыт действия в соответствии с обстоятельствами и опыт действия по преодолению обстоятельств. Поэтому возникновение ситуаций, способствующих столкновению интересов, актуализирует самоопределение и выбор обучающегося;

- через позиционное сотрудничество педагога и обучающегося происходят изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Опыт нашей работы в Вольском военном институте материального обеспечения показывает, что иностранные обучающиеся, разрабатывая индивидуальную траекторию, выбирают следующие направления:

- научно-публичная (конференции, семинары, фестивали) и знаниевая (интерес к учебе) траектория;

- исследовательская (проведение какого-либо действия исследовательского характера: анкетирование, опрос, тестирование и т.д.) траектория;

- рационализаторская (создание макета, модели, диорамы и т.д.) траектория;

- творческая траектория (участие в самодеятельности) и литературная траектория (участие в Литературном объединении института).

Выводы. Таким образом, предлагаемые автором методы педагогического сопровождения могут целенаправленно применяться в процессе воспитания и обучения иностранных обучающихся. Их использование способствует формированию у иностранных обучающихся толерантного отношения к русской культуре через последовательную трансформацию от состояния культурного шока до полного слияния с русскоязычным обществом, обуславливает гармонизацию личностных и социальных взаимоотношений.

1. Александрова, Е.А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе / Е.А. Александрова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013. - № 2 (28). - С. 59-63.

2. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания / Е.А. Александрова // Новые ценности образования. - 2003. - Т. 14, № 3. - С. 56-60.

3. Баженова, С.В. Социальное становление воспитанников детского дома как социально-педагогическая проблема / С.В. Баженова // Вестник ТОГИРРО. - 2013. -№ 3 (27). - С. 8-9.

4. Белозерова, Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки: сборник статей Международного конгресса «Социальная психология XXI века» / Л.И. Белозерова. - Ярославль. - 2002. - 250 с.

5. Бецкой, И.И. Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества / И.И. Бецкой. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 36 с.

6. Библер, В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-42.

7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 347 с.

8. Клименко, В.В. Проектирование социально-психологической помощи учащимся в начале их личностного и социального становления / В.В. Клименко // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 1 (270). - С. 14-18.

9. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. Москва: АСТ, 2019. -

503 с.

10. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. -240 с.

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред.

от 31.12.2015 г.) [Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 г. № 19644]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения 13.04.2020).

12. Петракова, Е.Н. Формирование культурно-эстетической толерантности как психолого-педагогическая проблема / Е.Н. Петракова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.

- 2013. - № 156. URL : https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-kulturno-esteticheskoy-tolerantnosti-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 13.04.2020).

13. Писаренко, А.Н. Культурный шок: практические рекомендации классному руководителю по профилактике и преодолению / А.Н Писаренко. - Москва: Чистые пруды, 2009.- (Библиотека «Первого сентября». Серия «Классное руководство»; вып.18). - 32с.

14. Рожков, М.И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник - 2017. - № 6. - С. 13-18.

15. Ромм, Т.А. Педагогика социального воспитания : учеб. пособие для академического бакалавриата / Т.А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2018. — 158 с.

16. Серякова, С.Б. Основные этапы психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования / С.Б. Серякова, Т.С. Белякова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9, № 23. - С. 189-196.

17. Склярова, Т.В. Социальная педагогика для православных учебных заведений: учебно-методическое пособие / Т.В. Склярова. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2015. - 48 с.

18. Сморчкова, В.П. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления будущего социального педагога / В.П. Сморчкова // Казанский педагогический журнал. 2015.- № 4-2 (111). - С. 263-267.

19. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 томах / ред.коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д.Зверев и др. - Москва : Педагогика, 1990. - Т. 5,6.- 526 с.

20. Форопонова, А.А. Социально-психологические аспекты социализации иностранных студентов в условиях российского образования / А.А. Форопонова // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017.

- №4 (44). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-sotsializatsii-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.11.2020).

21. Шакурова, М.В. Опыт диагностики педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников / М.В. Шакурова // Сибирский педагогический журнал. - 2007.- № 11.- С. 269-278.

22. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4 томах / под ред.И.А. Каирова. -Москва : Просвещение, 1964.- 476 с.

23. Sklyarova, T., Kostyukova, T. Petrova, G., Simakova, T. Self-determination of youth and traditional moral values: the role of Russian literatureoriginal research article. Procedia -Social and Behavioral Sciences Volume 200, Pages 1-630 (22 August 2015) PAGES 261-266.

References

1. Aleksandrova E.A. (2013) T'yutorstvo kak kul'turnaya professional'naya praktika, sovmeshchayushchaya psihologicheskoe i pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchayushchegosya v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme [Tutoring as a cultural professional practice, combining psychological and pedagogical support of a student in the modern educational system]. Education. The science. Innovation: Southern Dimension. № 2 (28): 59-63. (In Russ).

2. Aleksandrova E.A. (2003) Pedagogicheskoe soprovozhdenie individual'nogo obrazovaniya i ideya svobodnogo vospitaniya [Pedagogical support of individual education and the idea of free education] . New values of education. T. 14, № 3: 56-60. (In Russ).

3. BazhenovaS.V. (2013) Social'noe stanovlenie vospitannikov detskogo doma kak social'no-pedagogicheskaya problema [Social formation of children in an orphanage as a social and pedagogical problem]. Bulletin of TOGIRRO. № 3 (27): 8-9. (In Russ).

4. Belozerova L.I. (2002) Integrativnyj podhod k professional'nomu stanovleniyu psihologa na etape vuzovskoj podgotovki [An integrative approach to the professional development of a psychologist at the stage of university training]: a collection of articles of the International Congress "Social Psychology of the XXI Century. Yaroslavl. 250 p. (In Russ).

5. Betskoj I.I. (2012) Kratkoe nastavlenie vybrannoe iz luchshih avtorov s nekotorymi fizicheskimi primechaniyami o vospitanii detej ot rozhdeniya ih do yunoshestva [A short instruction selected from the best authors with some physical notes on the upbringing of children from their birth to youth] / I.I. Betskoy. Moscow: Book on Demand. 36 p. (In Russ).

6. Bibler V.S. (1989) Kul'tura. Dialog kul'tur (opyt opredeleniya). [Culture. Dialogue of cultures (experience of definition)]. Questions of philosophy. № 6: 31-42. (In Russ).

7. Zeer E.F. (2003) Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Psychology of professions: a textbook for university students]. Moscow: Academic Project; Ekaterinburg: Delovaya kniga. 347 p. (In Russ).

8. Klimenko V.V. (2016) Proektirovanie social'no-psihologicheskoj pomoshchi uchashchimsya v nachale ih lichnostnogo i social'nogo stanovleniya [Designing social and psychological assistance to students at the beginning of their personal and social development]. Izvestiya by Voronezh State Pedagogical University. № 1 (270): 14-18. (In Russ).

9. MakarenkoA.S. (2019) Pedagogicheskaya poema [Pedagogical poem]. Moscow: AST. 503 p. (In Russ).

10. Mudrik, A.V. (2013) Social'naya pedagogika [Social pedagogy]: textbook for students of higher. prof. education. - 8th ed., rev. and add. - Moscow: Publishing Center "Academy. 240 p. (In Russ).

11. On the approval of the federal state educational standard of basic general education: Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 17, 2010 No. 1897 (as amended on December 31, 2015) [Registered with the Ministry of Justice of Russia February 1, 2011, No. 19644]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-sotsializatsii-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-rossiyskogo-obrazovaniya (access: 13.04.2020) (In Russ).

12. Petrakova E. N. (2013) Formirovanie kul'turno-esteticheskoj tolerantnosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Formation of cultural and aesthetic tolerance as a psychological and pedagogical problemy Izvestia RGPUn.a. A.I. Herzen . № 156. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturno-esteticheskoy-tolerantnosti-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (In Russ).

13. Pisarenko, A.N. (2009) Kul'turnyj shok: prakticheskie rekomendacii klassnomu rukovoditelyu po profilaktike i preodoleniyu [Culture Shock: Practical Tips for the Homeroom Teacher on Prevention and Coping]. Moscow "Chistye Prudy" .- 2009.- Ser. Library "September 1", series "Classroom Leadership". № 18. 32p. (In Russ).

14. RozhkovM.I. (2017) Praktika social'nogo vospitaniya: osnovnye tendencii razvitiya [The practice of social education: the main development trends]. Yaroslavl pedagogicheskij vestnik. № 6: 13-18. (In Russ).

15. Romm T.A. (2018) Pedagogika social'nogo vospitaniya [Pedagogy of social education]: textbook. manual for academic bachelor's degree. 2nd ed., rev. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House. 158 p. (In Russ).

16. Seryakova S.B., Belyakova T.S. (2013) Osnovnye etapy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya deyatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya [The main stages of psychological and pedagogical support for the activities of a teacher of additional education] Bulletin of the Voronezh State Technical University. Vol. 9, № 2-3: 189-196. (In Russ).

17. Sklyarova T.V.(2015) Social'naya pedagogika dlya pravoslavnyh uchebnyh zavedenij. [Social pedagogy for Orthodox educational institutions]: study guide. Moscow: PSTGU. 48 p. (In Russ).

18. Smorchkova V.P. (2015) Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya budushchego social'nogo pedagoga [Socio-pedagogical support of the professional development of the future social teacher]. Kazan pedagogical journal. № 4-2 (111): 263-267. (In Russ).

19. Ushinskij, K.D. (1990) Pedagogicheskie sochineniya. [Pedagogical essays]. In 6 volumes / Editorial board: S.F. Egorov, I.D. Zverev and others. Moscow: Pedagogy. Vol. 5,6. 526 p. (In Russ).

20. Foroponova, A. A. (2017) Social'no-psihologicheskie aspekty socializacii inostrannyh studentov v usloviyah rossijskogo obrazovaniya [Socio-psychological aspects of the socialization of foreign students in the context of Russian education] . Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University. №4 (44). Available at : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-sotsializatsii-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-rossiyskogo-obrazovaniya. (In Russ).

21. Shakurova, M.V. (2007) Opyt diagnostiki pedagogicheskogo soprovozhdeniya stanovleniya i razvitiya sociokul'turnoj identichnosti shkol'nikov [Experience of diagnostics of pedagogical support for the formation and development of socio-cultural identity of schoolchildren] . Siberian Pedagogical Journal. № 11: 269-278. (In Russ).

22. Shackij S.T. (1964) Pedagogicheskie sochineniya v 4 tomah [Pedagogical works in 4 volumes] / ed. by .I.A. Kairov. Moscow: Prosveshchenie. 476 p. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Sklyarova T., Kostyukova T. Petrova G., Simakova T. (2015) Self-determination of youth and traditional moral values: the role of Russian literatureoriginal research article. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 200: 261-266. (In Eng)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.