Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ'

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ САМООРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарева Светлана Александровна

Изложен теоретический анализ феномена самоорганизации, дано определение и представлена структурно-функциональная модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов. Она разработана в связи с актуальностью наличия развитых навыков самоорганизации у студентов, поскольку им необходимо справляться с большим количеством самостоятельной работы, и выпускников вуза, так как от них требуется эффективное решение профессиональных задач. Целью исследования является обоснование содержания блоков модели. Гипотеза исследования состоит в том, что реализация данной модели обеспечит повышение уровня самоорганизации обучающихся. Модель включает цель, подходы, принципы обучения, педагогические условия, описание деятельности преподавателя и студентов, методов, форм и средств, используемых в учебном процессе. В ней также представлены критерии, показатели и уровни самоорганизации. Автором приведено обоснование применения указанных подходов и принципов обучения, объясняется необходимость создания определенных педагогических условий. Работа над повышением уровня самоорганизации студентов состоит из теоретической и практической частей, что соответствует подготовительному и основному этапу педагогического сопровождения. При этом практическая часть работы включает проектную деятельность студентов по составлению учебного пособия, которая служит базой для тренировки навыков самоорганизации. Контрольно-коррекционный этап связан с определением достигнутого уровня самоорганизации на основании ее критериев и их показателей. Выделено и дано описание трех уровней самоорганизации. Результатом проведенной работы становится переход студентов к ее более высокому уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF INCREASING THE LEVEL OF SELF-ORGANISATION IN STUDENTS

The article presents theoretical analysis of the phenomenon of self-organization and its definition and introduces the structuralfunctional model of pedagogical support for increasing the level of students’ self-organization. It was developed due to the fact that students have well-developed skills of self-organization, since they need to cope with a large amount of autonomous work, and university graduates, since they are required to solve professional problems effectively. The purpose of the study is justification of the content of the model blocks. The hypothesis of the study is that the implementation of the model will provide an increase in the level of students’ self-organization. The model includes the purpose, approaches, principles of teaching, pedagogical conditions, description of teacher and students’ activities, methods, forms and means used in the educational process. The model has criteria, indicators and levels of self-organization as well. The author provides justification for the application of these approaches and principles of teaching, explains the need to create certain pedagogical conditions. Work on increasing the level of students’ self-organization consists of a theoretical and practical part, which correspond to the preparatory and main stages of pedagogical support. Thus, the practical part of the work includes students’ project activities aimed at compiling a textbook, which serves as a basis for training self-organization skills. The control and correction stage is connected with determining the achieved level of self-organization on the basis of its criteria and their indicators. We highlighted and gave a description of three levels of self-organization. The result of the analysis is that students’ level of self-organization becomes higher.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 168-175

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 2 (38), рр. 168-175

Научная статья УДК 378.14

https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-168-175

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Косарева Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, MSvetlana-08@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1667-5753

Аннотация. Изложен теоретический анализ феномена самоорганизации, дано определение и представлена структурно-функциональная модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов. Она разработана в связи с актуальностью наличия развитых навыков самоорганизации у студентов, поскольку им необходимо справляться с большим количеством самостоятельной работы, и выпускников вуза, так как от них требуется эффективное решение профессиональных задач. Целью исследования является обоснование содержания блоков модели. Гипотеза исследования состоит в том, что реализация данной модели обеспечит повышение уровня самоорганизации обучающихся. Модель включает цель, подходы, принципы обучения, педагогические условия, описание деятельности преподавателя и студентов, методов, форм и средств, используемых в учебном процессе. В ней также представлены критерии, показатели и уровни самоорганизации. Автором приведено обоснование применения указанных подходов и принципов обучения, объясняется необходимость создания определенных педагогических условий. Работа над повышением уровня самоорганизации студентов состоит из теоретической и практической частей, что соответствует подготовительному и основному этапу педагогического сопровождения. При этом практическая часть работы включает проектную деятельность студентов по составлению учебного пособия, которая служит базой для тренировки навыков самоорганизации. Контрольно-коррекционный этап связан с определением достигнутого уровня самоорганизации на основании ее критериев и их показателей. Выделено и дано описание трех уровней самоорганизации. Результатом проведенной работы становится переход студентов к ее более высокому уровню. Ключевые слова: модель, педагогическое сопровождение, самоорганизация, подходы, принципы, педагогические условия, проектная деятельность, уровни самоорганизации

Для цитирования: Косарева С. А. Модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 168175. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-168-175

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article

https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-168-175

Model of pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students S. A. Kosareva

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Svetlana A. Kosareva, MSvetlana-08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1667-5753

Abstract. The article presents theoretical analysis of the phenomenon of self-organization and its definition and introduces the structural-functional model of pedagogical support for increasing the level of students' self-organization. It was developed due to the fact that students have well-developed skills of self-organization, since they need to cope with a large amount of autonomous work, and university graduates, since they are required to solve professional problems effectively. The purpose of the study is justification of the content of the model blocks. The hypothesis of the study is that the implementation of the model will provide an increase in the level of students' self-organization. The model includes the purpose, approaches, principles of teaching, pedagogical conditions, description of teacher and students' activities, methods, forms and means used in the educational process. The model has criteria, indicators and levels of self-organization as well. The author provides justification for the application of these approaches and principles of teaching, explains the need to create certain pedagogical conditions. Work on increasing the level of students' self-organization consists of a theoretical and practical part, which correspond to the preparatory and main stages of

С. А. Косарева

Модель педагогического сопровожу повышения уровня самоорганизации студентов

pedagogical support. Thus, the practical part of the work includes students' project activities aimed at compiling a textbook, which serves as a basis for training self-organization skills. The control and correction stage is connected with determining the achieved level of self-organization on the basis of its criteria and their indicators. We highlighted and gave a description of three levels of self-organization. The result of the analysis is that students' level of self-organization becomes higher.

Keywords: model, pedagogical support, self-organization, approaches, principles, pedagogical conditions, project activity, levels of self-organization

For citation: Kosareva S. A. Model of pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 2 (38), pp. 168-175 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-168-175

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

К постановке проблемы

С самого начала обучения в вузе студентам приходится выполнять больший, по сравнению со школьной системой, объем самостоятельной работы и нести ответственность за ее организацию. При этом, как показывают исследования, многие обучающиеся оказываются неспособными справиться с этими требованиями, имея недостаточный уровень самоорганизации [1], что ставит вопрос о необходимости повышать ее уровень.

Кроме того, современные работодатели ожидают от выпускников вузов наличия способности к самостоятельному принятию решений и действиям, направленным на решение различных проблем в своей профессиональной области, а также стремления к постоянному саморазвитию, что невозможно реализовать без повышения уровня самоорганизации.

В связи с этим Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) вводят категорию (группу) универсальных компетенций «самоорганизация и саморазвитие» как обязательное требование к выпускнику вуза.

Вышесказанное послужило основанием для разработки модели педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов.

Цель представленного в статье исследования состоит в обосновании содержания блоков разработанной модели.

Гипотеза исследования: реализация данной модели в учебном процессе обеспечит повышение уровня самоорганизации студентов.

Понятие самоорганизации

Перед тем как начать описание модели, необходимо остановиться на понятии «самоорганизация». В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к ее изучению [2-4].

Так, в рамках личностного подхода исследователи трактуют самоорганизацию как свойства личности, совокупность которых обеспечивает эффективность деятельности.

Сторонники деятельностного подхода рассматривают самоорганизацию как процесс организации человеком собственной деятельности.

Интегральный (лично стно - деятельно стный) подход представляет самоорганизацию как совокупность черт личности, способствующих упорядочению человеком своей жизнедеятельности.

В данном исследовании самоорганизация понимается как личностное качество, обусловливающее сознательную деятельность человека, суть которой заключается в управлении собой и своей внешней активностью.

Рассматриваемое понятие присутствует в образовательных системах. Компетенция УК-6 ФГОС ВО сформулирована как способность «управлять своим временем, выстраивать и реа-лизовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» [5].

В Кембриджской системе жизненных ком -петенций (The Cambridge Framework of Life Competencies, CFLC) также представлена ком -петенция «умение учиться» (Learning to Learn), сопоставимая с компетенцией самоорганизации ФГОС ВО. Кембриджская компетенция «умение учиться» состоит из таких компонентов, как практические навыки, необходимые для учебы, -управление процессом своего обучения, рефлексия и способность оценить свои успехи [6].

Перейдем к рассмотрению структурно-функциональной модели педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов, включающей цель, подходы и принципы обучения, педагогические условия, необходимые для эффективности педагогического сопровождения, описание деятельности преподавателя и студентов, методы, формы и средства, применяемые в учебном процессе, критерии, показатели, а также уровни самоорганизации.

Целевой блок модели

Цель создания модели - повышение уровня самоорганизации студентов.

Достижение поставленной цели возможно при решении таких задач, как подготовка и реализация проекта, в котором студенты участвуют в составлении учебного пособия, формирование у них знаний о личностных ресурсах и способах организации деятельности, составление индивидуальных образовательных маршрутов в ходе совместной работы преподавателя и студентов, создание учебного пособия, проведение диа-

гностики изменения уровня самоорганизации у студентов.

Решение данных задач требует применения нескольких подходов к обучению.

Так, личностно-деятельностный подход необходим в связи с наличием двух компонентов самоорганизации - личностного и деятельностного.

Личностный аспект обучения позволяет принять во внимание интересы каждого студента, его планы, способности и возможности, наличие у него тех или иных ресурсов.

Эти особенности определяют деятельность студента как субъекта, желающего достичь определенного результата, что и составляет деятель-ностный аспект обучения.

При работе в группе обучающийся может столкнуться с несовпадением его индивидуальных познавательных и организационных потребностей с навязанным общим режимом занятий [7]. Поэтому решение проблем, связанных с личностным и деятельностным аспектами обучения, возможно только с помощью применения принципа индивидуализации.

Кроме того, с такими важными задачами, как определение своих способностей и возможностей и осуществление соответствующей им деятельности, студент может справиться, если получает необходимую поддержку преподавателя. Следовательно, принцип педагогической поддержки также является одним из основных в личностно-деятельностном обучении.

Компетентностный подход, так же как и лич-ностно-деятельностный, направлен на создание профессионально компетентной личности. Уро -вень профессиональной компетентности зависит от степени владения человеком компетенциями, необходимыми для успешного осуществления им профессиональной деятельности.

Применение нами компетентностного подхода обусловлено тем, что, как упоминалось выше, ФГОС ВО содержат компетенцию самоорганизации и саморазвития (УК-6). Для достижения наилучшего результата мы считаем необходимым объединить работу над повышением уровня владения компетенциями УК-2 и УК-6 [8] (первая из которых относится к категории «разработка и реализация проектов» и формулируется как способность «определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений» [5]).

Компетенция рассматривается исследователями как способность определить знания и действия, соответствующие конкретной ситуации, и применить их для решения возникшей проблемы [9].

Наличие такой способности у человека, наряду с умением построить отношения с другими людьми, поставить цель и найти средства для ее достижения, является проявлением субъектно-сти личности. В учебном процессе субъектность

студента выражается в ответственном отношении к самому себе (с точки зрения целеполагания, мотивации, присвоения ценностей), к другому человеку, к объекту деятельности и развивается во взаимодействии с педагогом [10].

Таким образом, принцип субъектности является основным для компетентностного подхода.

Применяя данный подход, преподавателю необходимо создавать такие учебные ситуации, которые будут способствовать развитию компетенций обучающихся. К ним относятся задачи, требующие от студентов самостоятельного поиска способов их решения в процессе работы с информацией, фактами, в проведении наблюдений. Здесь важно умение обучающихся увидеть проблему, самостоятельно исследовать ее и найти решение. Развитие таких навыков возможно в рамках проблемного подхода к обучению, который приводит к повышению активности студентов и результативности их деятельности [11].

В нашем случае необходимо, чтобы студент обозначил неудовлетворительный для себя уровень самоорганизации как проблему, требующую решения. Кроме того, в ходе проектной деятельности обучающийся определяет проблему, актуальную именно для него, формулирует в связи с этим цель, задает и проходит путь (индивидуальный образовательный маршрут) для ее достижения.

Для успешного прохождения намеченного пути студенту необходимы помощь и поддержка преподавателя, поэтому принцип педагогической поддержки является главным для проблемного подхода в образовании.

При реализации данного подхода необходимо подобрать наиболее эффективные методы обучения. Очевидно, таковым является проектное обучение, поскольку в его основе лежит исследование проблемы и достижение практического результата проектной деятельности [11].

Проектный подход рассматривается как совокупность приемов и действий обучающихся, которые выполняются в определенной последовательности в соответствии с поставленной целью и ведут к решению значимой проблемы, оформленной в результате как конечный продукт [12].

Применение проектного подхода связано с вопросом контроля деятельности обучающихся. Контрольные материалы, используемые педагогом, должны иметь целью выявление личных достижений студентов по направлениям формирования личностного знания, осознания трудностей и необходимости усилий для их преодоления, овладения способами организации собственной деятельности [13]. Не менее важным является обеспечение условий для того, чтобы студенты самостоятельно могли оценить эти показатели и работали над их повышением, при этом значимую роль будет играть уровень их рефлексивности [14].

На основании вышесказанного мы считаем принцип самоконтроля и рефлексии студентов

необходимым для применении проектного подхода в обучении.

Очевидно, что при осуществлении проектной деятельности, рефлексии и самоконтроля у студентов может возникнуть потребность в помощи или поддержке преподавателя. В связи с этим принцип педагогической поддержки также важен в проектном обучении.

Процессуальный блок модели

Работа над повышением уровня самоорганизации студентов состоит из двух частей - теоретической (изучение теоретических аспектов самоорганизации) и практической (отработка навыков). Учитывая также последовательность действий обучающегося при разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории, мы выделяем три этапа педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов.

На первом, подготовительном этапе студенты при помощи преподавателя приобретают необходимые знания для того, чтобы в процессе проектной деятельности отработать навыки самоорганизации.

Проектная деятельность в данном случае заключается в том, чтобы студенты, изучив предварительно подобранные преподавателем тексты, составили к ним вопросы в виде тестов. В итоге тексты и задания составят учебное пособие, которое в дальнейшем смогут использовать как участники проекта, так и другие обучающиеся.

В связи с тем что мы считаем принцип субъ-ектности одним из основных принципов обучения, действия педагога и студентов как субъектов образовательного процесса рассматриваются нами отдельно. Это же относится к методам и формам обучения.

Так, на подготовительном этапе методами педагогической деятельности являются методы обучения - лекции [15] как способ изложения материала, касающегося различных аспектов самоорганизации (целеполагания, планирования и др.), иллюстрации (например, создание ресурсной карты), объяснение. Методом педагогического сопровождения на данном этапе является диалог.

К методам, применяемым студентами, относятся слушание (лекций), осмысление, изучение методических рекомендаций.

Все виды деятельности (кроме изучения студентами методических рекомендаций) осуществляются на практических занятиях по иностранному языку, которые и являются формой обучения на подготовительном этапе.

В качестве средств педагогической деятельности используются опросники, позволяющие определить исходный уровень самоорганизации студентов [8, 16, 17], а также специально разработанные методические рекомендации, содержащие всю информацию, необходимую студентам

для осуществления предстоящей им проектной деятельности.

На втором, основном этапе деятельность студентов включает в себя два аспекта - проектную деятельность по составлению учебного пособия и отработку навыков самоорганизации. Они взаимосвязаны, так как работа над проектом создает необходимые условия для выработки и закрепления таких навыков самоорганизации, как следование составленному плану, фиксация времени выполнения различных действий с помощью хронокарты, анализ временных затрат.

Деятельность преподавателя представляет собой сочетание педагогического сопровождения обучающихся - помощи, поддержки, консультирования - и контроля выполнения студентами заданий и формирования УК-2 и УК-6. Комбинирование этих видов педагогической деятельности обусловлено тем, что для приобретения личного опыта самоорганизации студенты должны действовать самостоятельно, но, как в любом учебном процессе, они будут нуждаться в помощи и поддержке преподавателя, а также в понимании того, насколько правильно выполняются их действия, и объективной оценке достигнутого результата.

Методы педагогической деятельности и методы учения приводятся на рисунке.

Что касается форм обучения, на основном этапе они подразделяются на реализуемые преподавателем (групповые и индивидуальные консультации обучающихся) и студентами (индивидуальная домашняя работа, включающая составление заданий для учебного пособия, а также организацию и контроль собственной проектной деятельности).

Средствами обучения являются тексты пособия, к которым студенты составляют вопросы, методические рекомендации, ресурсные карты [18], хронокарты, где отмечаются виды деятельности обучающихся и затраченное на них время [19], план работы.

Наконец, на третьем, контрольно-коррекци-онном этапе происходят подведение итогов работы, повторение изученного по текстам пособия материала и контроль его усвоения, определение итогового уровня самоорганизации студентов.

Деятельность преподавателя направлена на завершение учебного пособия и подготовку его к изданию. Деятельность студентов включает повторение пройденного материала, выполнение контрольных заданий, участие в опросе, определяющем достигнутый ими уровень самоорганизации.

Методы педагогической деятельности на третьем этапе представляют собой контроль усвоенных знаний и сформированности УК-2 и УК-6. К методам учения относятся повторение и выполнение контрольных заданий.

Форма обучения - практические задания проверки.

целевой блок

Цель: повышение уровня самоорганизации студентов. Задачи: подготовить и реализовать проект, в котором студенты участвуют в составлении учебного пособия; сформировать у студентов знания о личностных ресурсах и способах организации деятельности; составить индивидуальные образовательные маршруты; создать учебное пособие; провести диагностику изменения уровня самоорганизации у студентов

Подходы: личностно-деятельностный Принципы: индивидуализации; педагогической поддержки

компетентностный субъектности

проблемный педагогической поддержки

проектный самоконтроля и рефлексии студентов; педагогической поддержки

Педагогические условия эффективности педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов: ответственность студентов, их готовность работать самостоятельно; нацеленность на результат; анализ собственных ресурсов и возможностей, самоконтроль, рефлексивность;

сочетание педагогического сопровождения с другими видами педагогической деятельности (обучение, контроль, подготовка учебных и контрольных материалов)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ блок

Подготовительный этап

Деятельность преподавателя: подготовка текстов учебного пособия; определение уровня самоорганизации студентов; ознакомление их с проектом и аспектами самоорганизации Деятельность студентов: участие в опросе; знакомство с информацией о проекте и об аспектах самоорганизации

Методы педагогической деятельности: лекция, объяснение, иллюстрация, диалог Методы учения: слушание, осмысление; изучение методических рекомендаций

Формы: практические занятия по иностранному языку

Средства: опросники: самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой; рефлексивности В. Н. Карандашева; разработанные методические рекомендации

Основной этап

Деятельность преподавателя: поддержка студентов в процессе: 1) формулирования ими проблемы, цели и задач деятельности; 2) составления: а) ресурсной карты; б) плана работы; помощь, поддержка, консультирование студентов; промежуточный контроль выполнения заданий; контроль деятельности студентов, направленной на формирование УК-2 и УК-6 Деятельность студентов: формулирование проблемы, цели и задач проектной деятельности; составление документов; работа с учебным пособием: последовательное изучение тем составляемого пособия: а) чтение и анализ текстов; б) составление тестовых заданий; повышение уровня самоорганизации (УК-2 и УК-6): следование плану; фиксация времени; анализ временных затрат; отчет о выполненной работе

Методы педагогической деятельности: проблемное обучение; письменный контроль; проекты; диалогический Методы учения: творческая работа; изучение литературных источников и справочников; упражнения; самоконтроль

Формы: групповые и индивидуальные консультации студентов Формы: индивидуальная домашняя работа

Средства: учебные материалы (тексты); методические рекомендации; ресурсные карты, хронокарты, план работы

Контрольно-коррекционный этап

Деятельность преподавателя: отбор вопросов для учебного пособия; разработка заданий; оформление и подготовка к изданию; проверка усвоения изученного материала; измерение итогового уровня УК-2 и УК-6 Деятельность студентов: повторение изученного материала; выполнение контрольных заданий; участие в опросе

Методы педагогической деятельности: письменный / машинный контроль; письменный контроль сформированности УК-2 и УК-6 Методы учения: повторение; выполнение контрольных заданий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формы: практические занятия проверки (тестирование)

Средства: составленное учебное пособие; опросники: самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой; рефлексивности В. Н. Карандашева

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Критерий Показатели

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений УК-2.1. Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Выбирает оптимальный способ решения конкретной задачи проекта исходя из имеющихся ресурсов УК-2.2. В рамках проекта решает конкретные задачи заявленного качества и за установленное время УК-2.3. Представляет результаты решения конкретной задачи проекта

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовы-вать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах для составления ресурсной карты и планирования своей работы УК-6.2. Выполняет намеченную работу с учетом собственных ресурсов, следуя составленному плану

Уровень

недостаточный | допустимый оптимальный

Результат: повышение уровня самоорганизации студентов

Модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов Fig. Model of pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students

Средствами контроля служат, во-первых, подготовленное в ходе проектной деятельности учебное пособие (контрольные задания, которые выполняют студенты, - это отобранные педагогом тестовые вопросы, составленные самими обучающимися для учебного пособия), во-вторых, опросники Е. Ю. Мандриковой и В. Н. Каран-дашева [16, 17], которые использовались и на подготовительном этапе работы для определения уровня самоорганизации студентов.

Педагогические условия

К педагогическим условиям эффективности педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов относятся ответственное отношение обучающихся к самим себе и своей деятельности, их готовность действовать самостоятельно в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории и осуществления проектной деятельности с целью повышения уровня самоорганизации. Студенты должны быть ориентированы на получение результата, чем обусловливается достижение цели, анализировать собственные ресурсы и возможности, анализировать и контролировать свою деятельность, осуществлять рефлексию по поводу смысла своих действий, а также причин, приводящих к успехам или неудачам как в проекте, так и в организации своей деятельности.

Не менее важным педагогическим условием является сочетание преподавателем педагогического сопровождения с другими видами педагогической деятельности - обучением, контролем, подготовкой учебных и контрольных материалов. Это связано со следующими особенностями процесса повышения уровня самоорганизации студентов.

Непосредственно педагогическое сопровождение может применяться только тогда, когда обучающийся способен продвигаться к цели самостоятельно, лишь в некоторых ситуациях прибегая к помощи или поддержке преподавателя. Способным же к этому он становится после того, как в процессе обучения получит необходимую информацию об основных аспектах самоорганизации и будет обеспечен соответствующими средствами (учебными текстами, методическими рекомендациями, хронокартой).

Далее для получения студентом объективной оценки своей деятельности и итогового результата работы необходим контроль со стороны преподавателя, который использует специально подготовленные средства контроля учебной деятельности и сформированности универсальных компетенций.

Таким образом, педагогическое сопровождение в сочетании с обучением, контролем и подготовкой материалов повышает эффективность работы над повышением уровня самоорганизации студентов.

Результативно-оценочный блок модели

Определению уровня самоорганизации посвящен результативно-оценочный блок представляемой нами модели. Уровень самоорганизации определяется на основании ее критериев и показателей, за основу разработки которых взяты универсальные компетенции УК-2 и УК-6 и индикаторы их достижения [8-20].

Нами выделены три уровня самоорганизации студентов - недостаточный, допустимый и оптимальный.

Недостаточный уровень характеризуется спонтанным характером деятельности, отсутствием цели или ее четкой формулировки. Человеку не свойственно осуществлять планирование и доводить начатые дела до конца.

Допустимый уровень свидетельствует о сочетании организации человеком своей деятельности, которая направлена на достижение поставленной цели, со спонтанностью и гибкостью. Планирование деятельности осуществляется, но составленный план не всегда выполняется точно и в полном объеме.

Оптимальный уровень означает наличие и правильную постановку цели деятельности и соответствующих ей задач. Происходит четкое следование составленному плану. Человек демонстрирует настойчивость в достижении желаемого результата.

Ожидаемый результат проведенной работы - повышение уровня самоорганизации студентов (см. рисунок).

Заключение

Таким образом, целью разработанной обучающимся при помощи и поддержке преподавателя индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) является повышение уровня самоорганизации студента.

Реализация индивидуальной образовательной траектории осуществляется студентом в несколько шагов - определение исходного уровня самоорганизации и получение необходимых сведений о ней, постановка цели и задач участия в проекте, анализ имеющихся ресурсов и составление ресурсной карты, составление плана, выполнение работы в соответствии с планом и использование при этом средств самоорганизации, самоконтроль, рефлексия в отношении проделанной работы, определение итогового уровня самоорганизации [1].

Достижение цели ИОТ возможно при соблюдении педагогических условий. Со стороны студентов важно, чтобы они обладали ответственностью, готовностью к самостоятельной работе, были нацелены на результат, анализировали свои возможности, осуществляли самоконтроль и рефлексию.

Со стороны преподавателя необходимо совмещение педагогического сопровождения с

такими видами педагогической деятельности, как обучение, контроль, подготовка материалов для осуществления студентами проектной деятельности.

Предлагаемая нами модель показывает соотношение теоретической части работы студентов над повышением уровня самоорганизации с подготовительным этапом педагогического сопровождения, практической части - с его основным этапом. На контрольно-коррекционном этапе с помощью критериев и показателей самоорганизации определяется достигнутый уровень сформирован-ности универсальных компетенций УК-2 и УК-6, а следовательно, самоорганизации студентов.

Библиографический список

1. Косарева С. А. Перспективы и риски повышения уровня самоорганизации студентов // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 75-81. DOI: 10.15293/1813-4718.2005.07

2. ИшковА. Д. Учебная деятельность студента : психологические факторы успешности. М. : Изд-во АСВ, 2004. 224 с.

3. Яновская Т. Э. К вопросу о понятии «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 2. С. 89-95.

4. ПахмутоваМ. А. Самоорганизация личности студентов с различными стилями исследовательской деятельности : дис. ... канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 2018. 205 с.

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 16.12.2020).

6. Cambridge Life Competencies Framework. Learning to Learn. Introductory Guide for Teachers and Educational Managers. Cambridge University Press. 2019. URL: https://languageresearch.cambridge.org/images/Language_ Research/CamFLiC/CLCF_Learning_to_Learn.pdf (дата обращения: 18.12.2020).

7. Александрова Е. А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства : психолого-педагогическое сопровождение // Психология обучения. 2014. № 11. С. 4-15.

8. Косарева С. А. Диагностика уровня самоорганизации студентов // Гуманизация образовательного пространства : сб. науч. статей по материалам Междунар. Форума «Гуманизация образовательного пространства» (Саратов, 27-28 февраля 2020 г.) / науч. ред. Е. А. Александрова ; ред.-сост. Е. А. Спиридонова. М. : Перо, 2020. С. 58-64.

9. Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2012. 208 с.

10. Ольховая Т. А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 122-125.

11. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю, Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М. : Академия, 2009. 272 с.

12.Щербов А. Д. К вопросу о применении проектного метода при обучении иностранным языкам в вузе // Современная высшая школа : инновационный аспект. 2011. № 1. С. 122-124.

13.Кулиш Н. В. Личностно-ориентированный контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2010. № 8-9. С. 143-147

14.Шилова С. А. К вопросу о применении личностно-ори-ентированного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 319-322.

15. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под. ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988. 479 с.

16.Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.

17. Карандашев В. Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1994. 420 с.

18.Ковалева Т. М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 5. С. 108-112.

19.Архангельский Г. А. Тайм-драйв : как успевать жить и работать. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 258 с.

20. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/146/145/19 (дата обращения: 16.12.2020).

References

1. Kosareva S. A. The Prospects and Risks Connected With Increasing the Level of Self-Organisation in Students. Siberian Pedagogical Journal, 2020, no. 5, pp. 75-81 (in Russian). DOI: 10.15293/1813-4718.2005.07

2. Ishkov A. D. Uchebnayadeyatel'nost'studenta:psikholo-gicheskie faktory uspeshnosti [Student's Learning Activity: the Psychological Factors of Successfulness]. Moscow, ASV Publ., 2004. 224 p. (in Russian).

3. Yanovskaya T. E. According to the concept of "self-organisation" in psycho-pedagogical studies. Yes-testvenno-gumanitarnye issledovaniya [Natural science and Humanities Research], 2013, no. 2, pp. 89-95 (in Russian).

4. Pakhmutova M. A. Samoorganisatsiya lichnosti studen-tov s razlichnymi stilyami issledovatelskoy deyatel'nosti [Personality Self-Organisation of Students with Different Styles of Research]. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Yoshkar-Ola, 2018. 205 p. (In Russian).

5. PortalFederal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya (Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (accessed 16 December 2020) (in Russian).

6. Cambridge Life Competencies Framework. Learning to Learn. Introductory Guide for Teachers and Educational Managers. Cambridge University Press. 2019. Available at: https://languageresearch.cambridge.org/images/Lan-guage_Research/CamFLiC/CLCF_Learning_to_Learn. pdf (accessed 18 December 2020).

7. Aleksandrova E. A. Self-organisation of children and adults in education institutions and at place of residence: Psychological and pedagogical support. Psychology ofEducation, 2014, no. 11, pp. 4-15 (in Russian).

8. Kosareva S. A. Diagnosing the level of students' self-organisation. In: E. A. Alexandrova, E. A. Spiridonova, eds. Gumanizatsiya obrazovatel'nogoprostranstva: sb. nauch. statey po materialam Mezhdunar. Foruma "Gumanizatsiya obrazovatel'nogo prostranstva" (Saratov, 27-28fevralya 2020) [Humanisation of educational system: Сollection of scholarly articles based on the reports of International Forum of Humanisation of Educational System]. Moscow, Pero Publ., 2020, pp. 58-64 (in Russian).

9. Kotova S. S. Samoorganizatsiyauchebno-professional'noy deyatelnosti studentov [Students' Learning and Professional Activity Self-Organisation]. Ekaterinburg, Izd-vo Ros. gos. prof. ped. un-ta, 2012. 208 p. (in Russian).

10. Olkhovaya T. A. Development of students as subjects of academic research. International Journal of Experimental Education, 2010, no. 11, pp. 122-125 (in Russian).

11. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the System of Education]. Moscow, Academia Publ., 2009. 272 p. (in Russian).

12. Scherbov A. D. On the application of the project-based method when teaching foreign languages in higher educa-

tion establishments. Sovremennaya vysshaya shkola: in-novatsionnyi aspect [Modern Higher School: Innovation Aspect], 2011, no. 1, pp. 122-124 (in Russian).

13. Kulish N. V. Person-oriented testing of students' knowledge. Higher Education in Russia, 2009, no. 8-9, рр. 143147.

14. Shilova S. A. To the question of implementing learner-centered assessment within the framework of teaching foreign languages to students of non-linguistic majors. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 319-322 (in Russian).

15. Babanskiy Yu. K., ed. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 479 p. (in Russian).

16. Mandrikova E. Yu. Developing activity self-organisation questionnaire. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological Diagnostics], 2010, no. 2, pp. 87-111 (in Russian).

17. Karandashev V. N. Psikhologicheskie osnovy razvitiya studenta kaksub'ekta ucheniya [The psychological basis of student's development as the subject of learning activity]. Diss. Dr. Sci. (Psychol.). St. Petersburg, 1994. 420 p. (in Russian).

18. Kovaleva T. M. Personal-Resource Mapping in Contemporary Didactics. National and Foreign Pedagogics, 2012, no. 5, pp. 108-112 (in Russian).

19. Arkhangelskiy G. A. Taim-draiv: kak uspevat' zhit' i rabotat' [Time-drive: Managing to Live and to Work]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2014. 258 p. (in Russian).

20. PortalFederal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya (Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/146/145/19 (accessed 16 December 2020) (in Russian).

Поступила в редакцию 07.01.2021, после рецензирования 02.03.2021, принята к публикации 09.03.2021 Received 07.01.2021, revised 02.03.2021, accepted 09.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.