УДК 371.1
Vishinskaya T.O. PEDAGOGICAL SUPPORT OF MULTIMEDIA AT COLLEGE. This article describes a model of pedagogical support multimedia in secondary vocational education and itssystem-components. Were identified the main component of meaningful sub-activity - pedagogical consultation. Also reviewed it's the task, the result, and sociocultural components.
Key words: multimedia, educational support, pedagogical consultation, secondary vocational education, computer-mediated communication.
Т.О. Вышинская, соискатель ДВГГУ, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИСООЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА 0 КОЛЛЕДЖЕ
В статье описана модель педагогического сопровождения использования мультимедиа в сфере среднего профессионального образования, ее системообразующие компоненты. Выявлен главный компонент содержательно-деятельностной подсистемы - педагогическое консультирование. Также рассмотрены целевой, результирующий и социокультурный компоненты.
Ключевые слова: мультимедиа, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование, среднее профессиональное образование (СПО), компьютерно-опосредованная коммуникация.
На современном этапе развития системы профессионального образования, значение уровня среднего профессионального образования (СПО) постепенно возрастает. По своей сути - это главный уровень формирования производительных сил общества. Работодатели подчеркивают потребность в квалифицированных специалистах среднего звена. В это же время существует ряд недостатков системы СПО, которые тормозят ее развитие и негативно влияют на общественное мнение. Согласно анализу специфики и современного состояния системы СПО З.Р. Максимова выделяет четыре группы объективных условий, из которых непосредственно вытекают недостатки данной системы.
1. Социально-экономические (слабая учебно-
материальная база, неопределенность статуса диплома ссуза, в связи с вступлением России в болонский процесс и пр.).
2. Возрастные, социально-культурные, и психологические характеристики студенческого контингента («характерный для ранней юности» 15-18 лет относительно низкий (в сравнении со студентами вузов) уровень психологической и социальной зрелости, низкий уровень общекультурной подготовки, ограниченность профессиональных и жизненных притязаний и пр.).
3. Формы организации учебного процесса и его содержательные составляющие (сохранение ряда существенных эле-
В результате анализа источников, можно дать следующее определение мультимедиа - это компьютерная интегральная информационная технология, представленная в форме компьютерного программного обеспечения, компьютерного аппаратного обеспечения, носителей информации, информационных ресурсов, которые выступают в качестве дидактического средства, технологии обучения или педагогического инструмента.
Сегодня понятие «педагогическое сопровождение» достаточно размыто и неопределенно, несмотря на это, многие исследователи придерживаются мнения, что это наиболее подходящая стратегия современного образования. Часто педагогиче-
ментов школьной системы образования, более слабое, чем в вузах применение активных форм и методов обучения и пр.).
4. Уровень квалификации преподавательского состава (крайне низкая доля высококвалифицированных преподавателей с учеными степенями и званиями, слабая разработанность методик и рекомендаций, основанных на научных исследованиях, учитывающих специфику системы СПО и помогающих тем самым эффективной работе преподавателей и пр.) [1].
С другой стороны, особенно остро стоит проблема нахождения путей применения мультимедиа на данном уровне профессионального образования, что поможет, на наш взгляд, значительно улучшить подготовку учащихся. К сожалению, специализированной литературы по данной теме недостаточно. То, что было исследовано по методике применения мультимедиа в образовании, касается больше средней общеобразовательной школы и высшего профессионального образования. Поэтому существует необходимость исследований мультимедиа в системе СПО. Учитывая современное состояние системы образования, а также актуальные подходы к преодолению недостатков уровней образования, можно предположить, что педагогическое сопровождение в средне специальных учебных заведениях (ссузах) поможет преодолеть негативное влияние некоторых из вышеперечисленных условий.
Таблица 1
ское сопровождение рассматривается в парадигме педагогической поддержки, основы которой были разработаны О.С. Газманом.
В.А. Сластенин, И.А. Колесникова выстраивают логику педагогической поддержки и сопровождения следующим образом: забота - малышам, помощь - младшим, поддержка - подросткам, сопровождение - старшеклассникам [2].
Исходя из анализа литературы, дадим следующее определение: педагогическое сопровождение некоторого вида деятельности по профессиональной подготовке - это сфера деятельности педагога как элемента профессиональной деятель-
Систематизация видов педагогической поддержки и педагогического сопровождения по О.С. Газманову в парадигме информационно-учебного взаимодействия
Характеристики Виды педагогического сопровождения
По степени участия педагога и использованию интерактивного средства обучения (мультимедиа) Непосредственная с использованием мультимедиа Опосредованная с использованием мультимедиа
Непосредственная без использования мультимедиа Опосредованная без использования
ности педагогического сообщества, направленное на самостоятельность, самоопределение, самореализацию будущих специалистов.
Согласно теории информатизации образования новая парадигма информационно-учебного взаимодействия включает в себя, помимо традиционных субъектов образовательного процесса учитель, ученик, также интерактивное средство обучения (в том числе мультимедиа), которое является активным и полноправным партнером для взаимодействия.
Из четырех видов, нами в дальнейшем будет рассмотрено в основном два: опосредованное с использованием мультимедиа и непосредственное с использованием мультимедиа. Для всех четырех видов педагогического сопровождения характерно общее строение, в частности существует два аспекта:
1) как таковое использование мультимедиа;
2) Способы и принципы создания мультимедиа.
Общие компоненты педагогического сопровождения
Таблица 2
Сфера деятельности педагога Педагогическое сообщество колледжа
Компоненты педагогического сопровождения
Целевой Содержательно- деятельностный Ре зул ыирую 1101 й Социокультурный
С овсршснствованнс и интенсификация профессиональной подготовки обучающихся Педагогическое консультирование С амостоятсльность будущих специалистов Целенаправленное создание среды для формирования профессиональных качеств личности студента
Заинтересованное наблюдение С амоопрсдслсн не будущих специалистов
Личное участие педагога С аморсал изация будущих специалистов Повышение квалификации преподавателей колледжа в области мультимедиа
Педагогическое консультирование является главным компонентом содержательно-деятельностной подсистемы в структуре педагогического сопровождения. В разных педагогических системах педагогическое консультирование может рассматриваться как форма работы с учащимися, как средство, как технология, как вид профессиональной деятельности. Традиционно принято консультацией называть вид учебного занятия. Обычно выделяют групповые и индивидуальные консультации, также на консультации возлагают информационную функцию в образовательном процессе. В области профессиональной деятельности консультация является совещанием специалистов по какому-либо вопросу.
Из разных точек зрения на определение педагогического консультирования, остановимся на определении толкового словаря русского языка и будем понимать его в общем, как помощь учащимся со стороны преподавателей [3].
Из анализа источников можно сделать вывод, что на сегодняшний день, консультации скорее вспомогательное средство или форма обучения, в дополнении к традиционным лекциям, семинарам, экзаменам. В новой парадигме информационноучебного взаимодействия роль консультирования в учебном процессе возрастает. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что в обучении с использованием информационных и коммуникационных технологий консультирование является основной формой работы со студентами [4].
Педагогическая консультация, как элемент педагогического сопровождения использования мультимедиа в колледже может быть двух типов: с непосредственным участием педагога, в рамках учебного процесса, дополнительных занятий, или опосредованная, в том числе, проведение консультаций в компьютерно-опосредованной коммуникации. Консультантами в таком случае могут выступать уже состоявшиеся профессионалы и специалисты в изучаемой области, преподаватели, учащиеся, потребители продукции или услуг.
В результате недостатков данного уровня образования возникают сложности в применении проблемных, частичнопоисковых и исследовательских методов в обучении. Общение с различными участниками коммуникации помогает студентам поэтапно выстраивать собственную деятельность. Большую роль для учащихся играет наблюдение и изучение фактов и явлений окружающей действительности, в том числе работ специалистов региона. Опыт решения профессиональных задач, будущие специалисты должны адаптировать под собственный индивидуальный стиль деятельности. Преподаватель-консультант помогает обучаемым, исходя из их индивидуальных физических и психологических особенностей.
Синтезируя и структурируя различные подходы к использованию консультаций в учебном процессе с использованием мультимедиа, получаем следующие компоненты педагогического консультирования в содержательно-деятельностной подсистеме педагогического сопровождения использования мультимедиа в колледже (табл. 3).
Подводя итог, опыту использования педагогического консультирования с использованием информационных коммуникационных технологий в колледже, можно говорить о следующих функциях: адаптационной, воспитательной, образовательной, контролирующей и прогностической. Адаптация студентов в форме компьютерно-опосредованной коммуникации может осуществляться как на начальных этапах обучения, так и по завершению обучения в колледже. Полезным является общение с такими пользователями, как выпускники колледжа, профессионалы и специалисты. Сетевые сообщества, организующиеся на сайтах университетов, колледжей, других государственных организаций (союзы, общественные организации и т.д.), в том числе и местного самоуправления являются носителями нормативных регуляторов профессиональной деятельности. Посредством такой коммуникации учащиеся ориентируются на существующий рынок труда, что помогает адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям данной среды.
Таблица 3
Педагогическая консультация использования мультимедиа в педагогическом процессе
Цсли Оптимизировать работу учащегося с мультимедийным пособием Повысить уровень работников колледжа в использовании мультимедиа
Формы • Компьютерно-опосредованная коммуникация • Беседа
• Письменное руководство
♦ Интернет консультация • Видео-консультация
• Интерактивная консультация
Методы • Словесные • Наглядные • Проблемные • Частично-поисковые • Исследовательские
Средства • Компьютер * Мобильные девайсы
• Методические пособия
Результат Устранение затруднений в Самообучения с
использовании использованием
мультимедийного пособия мультимедиа
Воспитательная и образовательная функции реализуются в основном через информационные базы данных. Интернет ссылки на различные мероприятия, интернет ресурсы по темам обучения, заранее запланированные интервью с профессионалами и социально активными представителями города и края и т.д. Кроме профильных интернет ресурсов, необходимым условием освоения материалов занятий является работа студентов со словарями, системами поиска данных. В процессе компьютерно-опосредованной коммуникации сами собой возникают такие формы взаимодействия, как дискуссии, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, соревнование. При умелом регулировании они могут иметь ярко выраженную дидактическую направленность.
Прогностическая функция педагогического консультирования заключается в возможности промежуточного контроля учащимися своей деятельности. Постоянно обновляющаяся информация о предположительной семестровой отметке активизирует познавательную способность, ставит студента в положение осмысленного выбора траектории индивидуального обучения.
Контроль за учебной и внеучебной деятельностью можно осуществлять двумя способами. Программными средствами (мониторинг действий студентов, контроль усвоения учебного материала, однозначная идентификация, доступ к учебным технологиям и материалам и пр.) [5]. В более традиционной форме - посредством сбора специальной информации на отведенных студентам бланках, бумажных носителях, а также путем наблюдения.
Заинтересованное наблюдение - следующий компонент педагогического сопровождения. Субъектом наблюдения может выступать как учитель, так и ученик. Для преподавателя это подразумевает активность в группе, такое наблюдение по существу является включенным наблюдением. Итоговый контроль желательно осуществлять экспертным советом преподавателей, таким образом, надежность наблюдения повышается. Кроме того, мониторинг учебной деятельности обучаемых помогает корректировать педагогические формы, методы и средства. В том числе предотвращать возможные трудности, выполняя тем самым прогностическую и корректировочную функцию в системе педагогического сопровождения.
Важно, что наблюдение - целенаправленное восприятие, которое также выступает одним из средств учения. Наблюдение
предусматривает не только непосредственное восприятие информации, в том числе учебной, но и ее переработку, в процессе которой значительную, роль играют такие мыслительные, операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение [6].
Наблюдение следует проводить заранее подготовившись. Необходимо сформулировать цели и задачи, разработать план. В тех случаях, когда субъектом наблюдения является ученик, важную роль приобретает способность ученика к самонаблюдению, рефлексии. Удобным является в данном случае критериальная система контроля, в процессе прохождения которой учащийся сам может оценить свои достижения, а также проследить свои успехи среди сверстников. Открытая форма вопросов в бланке критериальной отметки помогает преподавателю выявить методические недостатки урока. Система подобного контроля обучения учащихся в начальном и среднем профессиональном образовании еще недостаточно распространена, хотя и существует целый ряд исследований по разработке критериев и показателей оценки качества обучения учащихся в профессиональной школе.
Следующий элемент педагогического сопровождения -личное участие педагога. Существует много исследований по проблемам личности педагога, его деятельности, повышения квалификации учителей и т.д. В частности В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев подчеркивают, что профессиональное мастерство, педагогическая культура учителя будут развиваться интенсивнее, при позиции активного субъекта деятельности [7].
Особенно остро стоит проблема личного участия педагога при работе с мультимедиа и другими интерактивными средствами обучения. Информатизация должна выступать как механизм или средство реализации целей образования. Только в таком понимании возможно преодоление системных недостатков уровня среднего профессионального образования. Исходя из опыта, можно говорить о необходимости пролонгированного личного участия педагога. Его активное включение и заинтересованность способствует постоянному совершенствованию процесса обучения, а также собственному личностному и профессиональному росту.
Субъектом социокультурного компонента является педагогическое сообщество (колледжа). Ранее упоминалось, что уровень квалификации преподавательского состава в системе среднего профессионального образования бывает недостаточным для подготовки квалифицированного специалиста. Осо-
бенно это касается области новых информационных технологий, следовательно, необходимо целенаправленное создание условий для повышения квалификации преподавателей колледжа в области мультимедиа. Также, выявлено, что не все мультимедиа способствуют осмыслению информации учащимися, многие при большом содержании, все же бедны знаниями, другие, даже будучи хорошо структурированными, способствуют только поверхностному изучению информации [8].
По отношению к содержанию учебного материала, мультимедиа делает возможным его эстетическую организацию, создавая динамически развивающиеся образы, которые способствуют интенсификации процесса обучения, через активизацию, в первую очередь мотивационных и перцептивных компонентов обучающегося [8; 9]. Рекомендации преподавателям в форме консультаций по разработке хорошего дизайна мультимедийных средств обучения поможет с одной стороны соблюдать определенный уровень качества электронных учебных пособий, с другой сделать обучение более эффективным.
Данная модель педагогического сопровождения использования мультимедиа легла в основу разработок профессиональных модулей стандарта третьего поколения в Хабаровском технологическом колледже, для студентов, обучающихся по специальностям «Парикмахерское искусство», «Стилистика и искусство визажа», «Прикладная эстетика», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Дизайн (в области промышленности)». В основу междисциплинарных курсов «Профессиональная деятельность и современные технологии дизайна», «Художественное эскизирование с применением мультимедиа технологий», «Технологии медиа дизайна в профессиональной деятельности» и «3<^ графика в профессиональной деятельности» положена эффективная работа учащихся с мультимедийными приложениями. Задачами курсов являются: включение учащихся в компьютерно-опосредованную коммуникацию; ознакомление с ресурсами Интернет по профессии; формирование у учащихся представления о современных мультимедийных и информационных технологиях в своей профессиональной деятельности; обучение принципами работы с программным обеспечением в области дизайна.
В результате данных разработок созданы информационные базы сайтов, мультимедийных приложений, наглядного, справочного и методического материала. В дальнейшем планируется их размещение на сайте колледжа. На уровне предметно-цикловых комиссий собраны советы преподавателей, для выставления семестровых оценок студентам. Совет собирается по мере необходимости, в соответствии с учебным расписанием.
В колледже постоянно проводятся маркетинговые исследования для выявления слабых сторон в процессе обучения, а также с целью привлечения потенциальных работодателей и профессионалов к участию в подготовке специалистов среднего звена. На занятиях по информатике у обучающихся формируют информационно-коммуникационную компетентность, которая является необходимым условием освоения ранее упомянутых междисциплинарных курсов. Студент должен уверенно владеть навыками практического решения информационных задач, в том числе, технических, поисковых, этических.
Остановимся более подробно на информационной базе сайтов для специальностей «Парикмахерское искусство», «Стилистика и искусство визажа», «Прикладная эстетика», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Дизайн (в области промышленности)». Интернет-ресурс http://www.lookatme.ru содержит различные темы о моде,
Библиографический список
новейших научных исследованиях. Сообщество, которое участвует в постоянном обновлении информации - главное преимущество ресурса. http://www.novate.ru - ресурс охватывающий любые отрасли дизайна и делающий акцент на новшествах дизайна. Обучающие материалы http://www.demiart.ru - сайт, содержащий большое количество он-лайн уроков рисования, компьютерной графики.
Разработка информационных базы мультимедийных приложений осложняется тем, что сегодня существует достаточное количество мультимедийных пособий на рынке. Однако не все они подходят для применения в СПО. В результате необходим механизм тщательного отбора подходящих приложений. Альтернативой может стать самостоятельная разработка мультимедиа учащимися или преподавателями, что также вносит значительный вклад в расширение информационной базы.
Среди информационных баз методического характера, следует обратить особое внимание на использование кейс-метода. Мультимедиа может эффективно представлять проблемные ситуации студентам, повышая мотивацию. Кроме того, навыки составления и работы с кейсами помогают студентам и в их исследовательской работе над курсовыми и дипломными проектами. Недостатком является времеемкость составления подобных мультимедийных кейсов. Несмотря на это, в условиях внутригрупповой дифференциации обучающиеся с удовольствием и увлечением работают над созданием кейса. Сетевые информационные базы данных обладают открытой архитектурой и подвержены постоянным изменениям.
Также, в Хабаровском технологическом колледже наработан опыт по использованию компьютерно-опосредованной коммуникации в обучении, например, сообщество ежегодного конкурса «Международная олимпиада «1Т-Планета 2010/11» (http://world-it-planet.org), позволила учащимся более четко сформулировать требования со стороны общества к своей профессии, а также в процессе соревнования, оценить собственные достижения. Общение в неформальных объединениях помогает студентам, быстро включится в коммуникацию из-за минимума барьеров. Разнонаправленность тем обсуждения, представленных в сети, позволяет интегрировано формировать цельное восприятие информации по профессии, что способствует адаптации студентов к рынку труда.
В заключение можно сказать, что использование мультимедиа в колледжах имеет свои преимущества. Как интерактивное средство обучения оно предлагает различные способы интенсификации и оптимизации информации, способствуя ее лучшему усвоению. Мультимедиа, как средства коммуникации, связи, диалога, через динамически развивающиеся образы позволяют организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
В то же время существуют некоторые сложности внедрения мультимедиа в процесс обучения в колледжах. Педагогическое сопровождение использования мультимедиа помогает разрешить появляющиеся вопросы. Основными компонентами педагогического сопровождения являются целевой, содержательнодеятельностный, результирующий и социокультурный. Содержательно-деятельностный имеет технологический аспект и состоит из педагогического консультирования, заинтересованного наблюдения, личного участие педагога. Целостное использование данных технологий является необходимым условием успешного внедрения мультимедиа в систему среднего профессионального образования.
1. Максимова, З.Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений (на примере специальности «Графический дизайн»): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
2. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. - М., 2006.
3. Толковый словарь русского языка в 4-х т [Э/р]. - Р/д: http//feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/11/us1144506.htm
4. Булин-Соколова, Е.И. Теория и практика деятельностного подхода в информационно-коммуникативных технологиях // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 12.
5. Розина, И.Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: ав-тореф. дис. ... доктор.пед. наук. - М., 2005.
6. Педагогический словарь [Э/р]. - Р/д: http://mirslovarei.com/content_pedslov /nabljudenie-v-pedagogike-i-psixologii-27553.html
7. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие. - М., 1997.
8. Сетевые учебно-методические комплексы электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров СОО «мультимедиа в образовании» [Э/р]. - Р/д: http://www.ido.rudn.ru/Open/.htm
9. Клемешова, Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград,1999.
Bibliography
1. Maksimova, Z.R. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnogo samoopredeleniya studentov srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyj (na primere specialjnosti «Graficheskiyj dizayjn»): dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.
2. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod red. V.A. Slastenina, I.A.Kolesnikovoyj. - M., 2006.
3. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka v 4-kh t [Eh/r]. - R/d: http//feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/11/us1144506.htm
4. Bulin-Sokolova, E.I. Teoriya i praktika deyateljnostnogo podkhoda v informacionno-kommunikativnihkh tekhnologiyakh // Srednee professionaljnoe
obrazovanie. - 2006. - № 12.
5. Rozina, I.N. Teoriya i praktika obucheniya pedagogicheskoyj kommunikacii v obrazovateljnoyj informacionno-kommunikacionnoyj srede: avtoref. dis. ... doktor.ped. nauk. - M., 2005.
6. Pedagogicheskiyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http://mirslovarei.com/content_pedslov /nabljudenie-v-pedagogike-i-psixologii-27553.html
7. Slastyonin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie. - M., 1997.
8. Setevihe uchebno-metodicheskie kompleksih ehlektronnihkh sredstv podderzhki obucheniya dlya podgotovki kadrov SOO «muljtimedia v obrazova-
nii» [Eh/r]. - R/d: http://www.ido.rudn.ru/OpenZ.htm
9. Klemeshova, N.V. Muljtimedia kak didakticheskoe sredstvo vihssheyj shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad,1999.
Статья поступила в редакцию 17.08.11
УДК 159.99
Guts D.S., NurgaleevV.S, Lubochnikov P.G. ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF INITIATIONTHE STUDENT’S PERSONALITY TO THE EXTREME ACTIVITIES IN SPACE SITUATIONAL CENTER. In this paper, the analysis of psychological mechanisms of initiation the student’s personality to the extreme activities in space situational center.
Key words: Activity, extreme activity, motive, aim, personality, means, Situation Centre.
Д.С. Гуц, аспирант Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]; В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected].; П.Г. Лубочников, канд. психол. наук, доц. Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected].
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРИОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В работе рассматриваются вопросы анализа психологических механизмов приобщения личности студента к экстремальным видам деятельности в пространстве ситуационного центра.
Ключевые слова: деятельность, экстремальная деятельность, мотив, цель, ситуационный центр.
Настоящая статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра» в рамках мероприятия 1.4. Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011).
Современное общество выступает сложным социокультурным пространством жизнедеятельности личности, где реализуются различные виды ее деятельности, одни из которых носят просоциальный характер, другие - асоциальный. При этом есть такие виды деятельности, которые проявляются в просоциаль-ной (например, профессиональной) форме, но, по сути, имеют экстремальный характер.
Согласно статистике МЧС России, в 2007 году на каждые 10 тысяч человек приходится погибших: в альпинизме - 24; в сплавах по рекам - 15; в лыжном туризме - 5; в горнопешеходном туризме - 4 [1]. За последующие годы официально данных не представлено, однако в связи с растущей популярностью среди молодежи (в том числе студентов) на экстремальный спорт можно предположить, что число смертельных случаев выросло во много раз.
В связи с этим, возникает проблема сопровождения личности в экстремальной (как профессиональной, так и досуговой) деятельности, особое место в котором занимает анализ психологических механизмов приобщения личности (в том числе на этапе высшего профессионального образования) к данной деятельности, благодаря чему можно, на наш взгляд, выявить причину указанного процесса.
Сопровождение личности можно осуществлять, применяя различные способы и средства, ориентированные конкретно на то или иное проблемное поле. Одним из таких средств выступает ситуационный центр.
В обобщенном контексте под ситуационным центром понимается пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа ситуации (объекта, процесса), обеспеченное ключевыми (критическими относительно решаемой задачи) ресурсами [2, с. 11]. Данное понятие отражает ряд существенных признаков, среди которых особое место
занимают пространственность, динамичность, коллективность, образность, ситуативность.
В объеме данного понятия на логическом основании деления «направленность» можно выделить видовой термин «обучающий ситуационный центр», под которым В.С. Чернявская понимает средство групповой подготовки и тренировки специалистов, способных работать в коллективном режиме над решением какой-либо проблемы с учетом влияния своих решений на работу коллег [3, с. 2].
Ориентируясь на вышеуказанное понятие, мы посчитали необходимым разработать структурно-функциональную модель ситуационного центра (рис. 1), на характеристике которой остановимся подробно.
Ситуационный центр может быть представлен в виде пирамиды с треугольным основанием, каждый угол которого условно обозначен как один из видов базовых (фундаментальных) ресурсов человеческой деятельности: личностные (1); материальные (2); технологические (3).
Функционирование ситуационного центра, с нашей точки зрения, начинается именно с интеграции личностных, материальных и технологических ресурсов, направленной на формирование образа объекта в контексте той или иной проблемы (например, анализа психологических механизмов приобщения студентов к экстремальным видам деятельности), в качестве которого могут выступать цель, предмет или условия (ситуация) деятельности (в том числе экстремальной).
Данный образ формируется сначала на первом уровне (5) когда его детали (элементы) ложатся в основу информационного ресурса (4) в виде конкретных существенных признаков, которые в свою очередь оказывают влияние по обратной связи на базовые ресурсы (стрелки, обозначенные цифрами 8, 10, 12). При этом более четкими становятся представления о том, какие конкретно нужны личностные (кого из специалистов пригласить), материальные (какие деньги и / или оборудование понадобятся) и технологические (посредством каких действий (методов, приемов) можно достичь цели) и образ формируется уже на втором уровне (6), когда те или иные детали становятся более ясными.