Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна, Фокин Александр Михайлович, Яцковец Александр Степанович

Введение. Педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить качественное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Методика и организация исследования: в процессе исследования использовался метод опроса. Всего было опрошено 278 человек, обучающихся по элективной дисциплине «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта» на кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Института физической культуры и спорта. Результаты исследования и их обсуждение: опрос показал, что данные технологии важны, поскольку в условиях пандемии дают возможность заниматься двигательной активностью вне зависимости от места нахождения, опробовать предлагающиеся виды физической активности и выбрать для себя оптимальный способ для дальнейших занятий (83,2%). О росте значимости данных технологий уже в скором будущем говорят 16,8% респондентов. На успешность занятий по элективному курсу «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта» влияет качество и удобство образовательного контента (78,5%), умение преподавателей работать с дистанционными образовательными технологиями (67,2%), качество электронных учебных материалов (64,4%), уровень компьютерной грамотности (61,2%), личные качества (58,3%) и мотивация самих занимающихся к достижению поставленных целей (56,4%). Выводы: педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий позволяет сделать его интересным, личностноориентированным, креативным и современным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна, Фокин Александр Михайлович, Яцковец Александр Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Introduction. Pedagogical support of the inclusive educational process using remote educational technologies helps provide quality education for students with disabilities and health limitations. Methodology and organization research: the study used the survey method. The survey of students with disabilities and health limitations (n=278) was conducted in order to identify the advantages and disadvantages of pedagogical support for an inclusive educational process using remote educational technologies, as well as to determine the main factors that affect the success of classes in the elective course «Therapeutic physical education and adaptive sports» using remote educational technologies. Results of research and discussion: the survey has shown that these technologies are important, since in the pandemic conditions they help to engage in physical activity regardless of location, provide an opportunity to try out all the proposed types of physical activity and choose the one that is worth pursuing (83,2%). Growing relevance of these technologies is mentioned by 16.8% respondents. Success in elective course «Therapeutic physical education and adaptive sports» is influenced by quality and convenience of educational content (78.5%), teachers’ skill in remote educational technologies (67.2%), quality of electronic educational materials (64.4%), level of computer literacy (61.2%), personal qualities (58.3%) and commitment of students (56.4%). Conclusion: pedagogical support of the inclusive educational process using remote educational technologies makes it appealing, person-centered, creative and relevant.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

4. Latyshev, N.V., Latyshev, S.V., Mozolyuk, A.V. and Kvasnitsa, O.M., (2015), "Features of modeling competitive activity in wrestling", National Association of Scientists, No. 4-3 (9), pp. 128-131.

5. Shustikov, G.B., Fedorov, V.G., Deev, A.V and Shalamova, O.V., (2020), Construction training process of fencers, POLYTECH-PRESS, St. Petersburg.

6. Shustikov, G.B., Rychkova, A.S. and Strutina, Yu.V., (2022), "Modeling and model characteristics in fencing", The final scientific and practical conference of the teaching staff of the P. F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg, for 2021, dedicated to the Day of Russian Science (St. Petersburg, April 18-29, 2022), Part 1, St. Petersburg, pp.190-193.

Контактная информация: olimpicrapira@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2022

УДК 378.147:004

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Любовь Николаевна Эйдельман, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института физической культуры и спорта, Александр Степанович Яцковец, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить качественное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Методика и организация исследования: в процессе исследования использовался метод опроса. Всего было опрошено 278 человек, обучающихся по элективной дисциплине «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта» на кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Института физической культуры и спорта. Результаты исследования и их обсуждение: опрос показал, что данные технологии важны, поскольку в условиях пандемии дают возможность заниматься двигательной активностью вне зависимости от места нахождения, опробовать предлагающиеся виды физической активности и выбрать для себя оптимальный способ для дальнейших занятий (83,2%). О росте значимости данных технологий уже в скором будущем говорят 16,8% респондентов. На успешность занятий по элективному курсу «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта» влияет качество и удобство образовательного контента (78,5%), умение преподавателей работать с дистанционными образовательными технологиями (67,2%), качество электронных учебных материалов (64,4%), уровень компьютерной грамотности (61,2%), личные качества (58,3%) и мотивация самих занимающихся к достижению поставленных целей (56,4%). Выводы: педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий позволяет сделать его интересным, личностно-ориентированным, креативным и современным.

Ключевые слова: инклюзивный образовательный процесс, дистанционные образовательные технологии, педагогическое сопровождение, интерактивные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p507-511

PEDAGOGICAL SUPPORT OF INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS USING REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Lyubov Nikolaevna Eidelman, the doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Alexander Mikhailovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences, docent, director of the Institute of physical education and sports, Alexander Stepanovich Yatskovets, the candidate of pedagogical sciences, professor, department chair, Herzen State Pedagogical University of

Russia, St. Petersburg

Abstract

Introduction. Pedagogical support of the inclusive educational process using remote educational technologies helps provide quality education for students with disabilities and health limitations. Methodology and organization research: the study used the survey method. The survey of students with disabilities and health limitations (n=278) was conducted in order to identify the advantages and disadvantages of pedagogical support for an inclusive educational process using remote educational technologies, as well as to determine the main factors that affect the success of classes in the elective course «Therapeutic physical education and adaptive sports» using remote educational technologies. Results of research and discussion: the survey has shown that these technologies are important, since in the pandemic conditions they help to engage in physical activity regardless of location, provide an opportunity to try out all the proposed types of physical activity and choose the one that is worth pursuing (83,2%). Growing relevance of these technologies is mentioned by 16.8% respondents. Success in elective course «Therapeutic physical education and adaptive sports» is influenced by quality and convenience of educational content (78.5%), teachers' skill in remote educational technologies (67.2%), quality of electronic educational materials (64.4%), level of computer literacy (61.2%), personal qualities (58.3%) and commitment of students (56.4%). Conclusion: pedagogical support of the inclusive educational process using remote educational technologies makes it appealing, person-centered, creative and relevant.

Keywords: inclusive educational process, remote educational technologies, pedagogical support, interactive technologies.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивный образовательный процесс «должен обеспечивать равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3].

В настоящее время дистанционные образовательные технологии позволяют предоставить большую возможность для дифференциации и индивидуализации педагогического процесса, качественное образование обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сделать инклюзивный образовательный процесс психологически комфортным для обучения [2]. Педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса связано с применением инновационных подходов, на основе которых разрабатываются дистанционные технологии, методы и приёмы обучения. Особое внимание уделяется использованию в образовательном процессе интерактивных технологий, которые способствуют повышению эффективности физкультурной деятельности, направленной на оздоровление обучающихся с ОВЗ, позволяют формировать конструктивные взаимоотношения между обучающимися с особыми образовательными потребностями и их здоровыми сверстниками; совершенствовать процесс профессионального и личностного становления обучающихся.

Интерактивные технологии, основанные на принципах взаимодействия, диалоги-зации, активности обучаемых, поощрения их творчества, обязательной обратной связи, позволяют создать образовательную среду, характеризующуюся открытостью, возможностью оценки и контроля. При этом надо отметить, что вовлечённость и вовлечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивный образовательный процесс, как научная проблема, приобретает неподдельный интерес для отечественных специалистов в области физической культуры. Для повышения степени вовлечённости своей целевой аудитории специалистами Института физической культуры и спорта предлагается использоваться в инклюзивном образовательном процессе современные образовательные интерактивные программы и технологии геймификации.

Разработанные дистанционные образовательные технологии, связанные с интерактивным обучением, обеспечивают построение и проведение элективного курса по физической культуре, активизируют диалоговое взаимодействие преподавателя и обучающих-

ся с особыми образовательными потребностями. Примером реализации данных технологий является дистанционный элективный курс «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта». Визуализация контента в нём выполнена в соответствии с требованиями стандарта и позволяет раскрыть информацию наиболее полно, доступно и наглядно для обучающихся с ОВЗ. Она осуществляет, прежде всего, аттрактивные функции: притягивает внимание обучающегося и привлекает его к учебному материалу. При этом использовался текст в мультимодальной форме: визуальный, текстовый и аудиаль-ный, что более эстетически привлекательно и понятно современной студенческой молодёжи. В презентациях предпочтение отдавалось схематизации и визуализации.

В процессе педагогического сопровождения используются новые дистанционные образовательные технологии взаимодействия с обучающимися. Создание и использование интерактивного видео (сервис Edpuzzle) позволяет реализовать задачу обучения через двигательное действие, индивидуализировать процесс физического воспитания, включить обучающихся с инвалидностью в спортивную жизнь Университета, исходя из их потребностей и возможностей. Интерактивное видео, содержащее маячки с комментариями, пояснениями и вопросами, помогает обучающимся включаться в образовательный процесс, проверять свои знания и, при необходимости, возвращаться к учебному материалу.

Применение интерактивных изображений (сервис Genial.ly) позволяет добавить описания на разные части изображения, прикрепить ссылки на дополнительные материалы, что значительно расширяет возможности для представления обучающимся разнообразной мультимедийной информации учебного характера.

С помощью программы Powtoon были созданы видеопрезентации, видеолекции и различные материалы для визуализации, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности в инклюзивном образовательном процессе.

Дистанционная технология «ментальные карты» (mind maps) применяется для структурирования информации, разработки проектов, презентаций, планирования мероприятий. В рамках данной технологии возможно интегрировать изображения, видео, ссылки, делать заметки, корректировать материалы, общаться с занимающимися.

Для организации инклюзивного образовательного процесса и взаимодействия с обучающимися удобно использовать сервис Trello, который позволяет размещать карточки-задания для практической деятельности, назначать сроки выполнения самостоятельных заданий и контролировать их выполнение. Для проведения опросов и получения обратной связи используются дистанционные технологии, позволяющие получить моментальную обратную связь от аудитории (сервисы Mentimeter и Kahoot).

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования использовался метод опроса. Опрос обучающихся проводился с целью выявления преимуществ и недостатков педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, а также определения основных факторов, влияющих на успешность занятий по элективному курсу «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта» с применением дистанционных образовательных технологий.

Всего было опрошено 278 человек, обучающихся по элективной дисциплине «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта» на кафедре оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Института физической культуры и спорта. Из них студентов-инвалидов - 85 человек. Количество занимающихся специальной медицинской группы «Б» составляет 193 человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных результатов исследования показал, что все опрошенные обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ отмечают важность сопровождения инклюзивного об-

разовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. При этом 83,2% респондентов считают, что «данные технологии важны, поскольку в условиях пандемии дают возможность заниматься двигательной активностью вне зависимости от места нахождения»; «дают возможность опробовать все предлагающиеся виды физической активности и выбрать для себя оптимальный способ для дальнейших занятий»; «дают возможность проявить себя творчески при выполнении самостоятельных заданий». О росте значимости данных технологий уже в скором будущем говорят 16,8% респондентов, обосновывая свой ответ следующим образом: «сейчас педагогическое сопровождение инклюзивного процесса посредством дистанционных образовательных технологий в университете недостаточно развито»; «педагогическое сопровождение инклюзивного процесса посредством дистанционных образовательных технологий актуально, однако оно может быть реализовано в полной мере после создания хорошей материальной базы».

Опрос позволил выявить факторы, влияющие на успешность занятий по элективному курсу «Оздоровительная физическая культура и адаптивные виды спорта». Качество и удобство образовательного контента 78,5% респондентов поставили на первое место. Умению преподавателей работать с дистанционными образовательными технологиями 67,2% обучающихся присвоили второе место. Не менее важным, по мнению опрошенных, является качество электронных учебных материалов (64,4%), уровень компьютерной грамотности (61,2%), личные качества (58,3%) и мотивация самих занимающихся к достижению поставленных целей (56,4%).

ВЫВОДЫ

Дистанционные образовательные технологии, связанные с интерактивным обучением, сочетают в себе гибкость, удобство получения теоретических и практических знаний, доступность электронных образовательных ресурсов для занимающихся с разным уровнем здоровья [1]. Педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий позволяет сделать его интересным, личностно-ориентированным, креативным и современным. Предлагаемые дистанционные образовательные технологии, несомненно, будут способствовать формированию положительной мотивации к образовательному процессу, что позитивно скажется на результатах обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эйдельман Л.Н. Специфические педагогические условия формирования интегративно-го знания при онлайн-обучении в высшей школе / Л.Н. Эйдельман // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 514-518.

2. Эйдельман Л.Н Педагогические условия, способствующие формированию интегратив-ного знания у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья» / Л.Н. Эйдельман // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сборник материалов национальной научно-практическая конференция - Шуя, 2020. - С. 274-276.

3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // ГАРАНТ : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 19.10.2022).

REFERENCES

1. Eidelman, L.N. (2021), "Specific pedagogical conditions for development of integrative knowledge in online higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 514-517.

2. Eidelman, L.N. (2020), "Pedagogical conditions contributing to the formation of integrative knowledge among undergraduate students studying 'Physical education for persons with disabilities". Physical education in the conditions of the modern educational process: proceedings of the national scientific conference, Shuya, pp. 274-276.

3. State Duma of Russian Federation (2012), "On education in the Russian Federation", Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ, available at: https://base.garant.ru/70291362/ (date of access: 10/19/2022).

Контактная информация: info@Natali-fitnes.spb.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 796.856.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТСМЕНОВ УДАРНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ НА ПРИМЕРЕ

ТХЭКВОНДО ВТФ

Олег Георгиевич Эпов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией НИИ спорта, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Аннотация

В последнее время применение тренинговых систем оценки двигательной деятельности является актуальным, потому что позволяет оценить характер перемещений спортсменов. Целью данного исследования было изучение характера двигательной деятельности спортсменов ударных видов единоборств в спарринге (тренировочном поединке). Педагогический эксперимент проводился с участием спортсменов тхэквондо ВТФ. Участники в количестве 8 человек были разделены на пары, которые выполняли задание в виде спарринга по правилам соревнований тхэквондо ВТФ -

- 3 раунда по 2 мин. В качестве системы регистрации параметров движения использовалась система GPS/LPS, компании RealTrack System, Wimu Pro, позволяющая с высокой точностью определять позицию спортсмена, дистанцию, ускорение, скорость. Впервые получены результаты, позволяющие определить профиль двигательной деятельности спортсменов ударных видов единоборств на примере тхэквондо ВТФ в спарринге. Контроль параметров движения спортсменов тхэквондо ВТФ позволяет правильно выстраивать тренировочные и соревновательные процессы подготовки.

Ключевые слова: движение, контроль, скорость, ускорение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p511-514

STUDY OF MOTOR ACTIVITY INDICATORS OF ATHLETES OF SHOCK MARTIAL ARTS ON THE EXAMPLE OF TAEKWONDO WTF

Oleg Georgievich Epov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, head of the laboratory of the research institute of sports, Russian State University of Sports (SCOLIPE), Moscow

Abstract

Recently, the use of training systems for assessing motor activity is relevant, because it allows you to assess the nature of the movements of athletes. In this regard, the purpose of the study was to study the nature of motor activity of athletes of shock martial arts in sparring. The pedagogical experiment was conducted with the participation of athletes of shock martial arts taekwondo WTF, in the number of 8 people, divided into pairs, who performed the task in the form of sparring according to the rules of the competition

- 3 rounds of 2 min. The GPS/LPS system of RealTrack System, Wimu Pro, was chosen as a system for registering movement parameters, which allows to determine the athlete's position, distance, acceleration, speed with high accuracy. For the first time, the results were obtained that made it possible to determine the profile of motor activity of athletes of shock martial arts on the example of taekwondo WTF in sparring. Monitoring of movement parameters is also informative and necessary in training and competitive activities, as well as heart rate indicators.

Keywords: movement, control, speed, acceleration.

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия системы мониторинга двигательной деятельности стали неотъемлемой частью в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.