Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕДАГОГИКА"'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕДАГОГИКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушев Сергей Александрович, Строгова Наталия Евгеньевна, Тютюкова Оксана Николаевна

Введение. В статье рассматривается значимая проблема становления духовных ценностей студентов педагогических вузов как своеобразного маркера их духовно-нравственной воспитанности. Цель статьи заключается в исследовании способов педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя. Методы. Тест М. Рокича «Ценностные ориентации», авторская опросная методика-эссе «Ваше мнение», выявляющая отношение студентов к действенности использованных форм организации их учебно-познавательной деятельности. Результаты. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования, авторами выявлены формы и приемы аудиторной (создание и защита «личного педагогического герба», проект-презентация «Мой любимый учитель», «послушай - нарисуй») и внеаудиторной работы (дневник самостоятельной работы студента, деловые и ролевые игры, «Педагогический клуб», «Педагогическая мастерская») в рамках освоения дисциплины «Педагогика» и доказано их позитивное влияние на духовно-нравственное становление будущих педагогов. Заключение. Предложенные и апробированные способы педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя являются эффективным ресурсом развития его ценностно-смысловой сферы. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональном образовании бакалавров - будущих педагогов в процессе преподавания педагогической дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER IN THE COURSE OF MASTERING THE SUBJECT "PEDAGOGICS"

Introduction. The article considers a significant problem of the formation of spiritual values of students of pedagogical universities as a peculiar marker of their spiritual and moral education. The purpose of the article is to study the methods of pedagogical support of the spiritual and moral formation of the future teacher. Methods. M. Rokich’s test «Value Orientations», the author’s survey methodology-essay «Your Opinion» revealing students’ attitudes to the effectiveness of the forms used in the organization of their educational and cognitive activities. Results. The forms and techniques of the curricular activities (creation and presentation of the «personal pedagogical coat of arms», project-presentation «My favourite teacher», «listen - draw») and extra-curricular activities (diary of the student’s independent work, business and role-playing games, «Pedagogical Club», «Pedagogical Workshop») have been identified as part of the development of the discipline «Pedagogics». Their identification is based on the theoretical analysis and empirical research. The positive effect of the given forms and techniques on the spiritual and moral formation of future teachers is also proved. Conclusion. The proposed and tested methods of pedagogical support of the spiritual and moral formation of the future teacher are an effective resource for the development of their value-semantic sphere. Practical implications. The results of the study can be used in the professional education of bachelors - future teachers in the teaching of pedagogical discipline.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕДАГОГИКА"»

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-1-71-88 УДК 37.034

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

С.А. Вахрушев, Н.Е. Строгова, О.Н. Тютюкова

Введение. В статье рассматривается значимая проблема становления духовных ценностей студентов педагогических вузов как своеобразного маркера их духовно-нравственной воспитанности.

Цель статьи заключается в исследовании способов педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя.

Методы. ТестМ. Рокича «Ценностные ориентации», авторская опросная методика-эссе «Ваше мнение», выявляющая отношение студентов к действенности использованных форм организации их учебно-познавательной деятельности.

Результаты. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования, авторами выявлены формы и приемы аудиторной (создание и защита «личного педагогического герба», проект-презентация «Мой любимый учитель», «послушай - нарисуй») и внеаудиторной работы (дневник самостоятельной работы студента, деловые и ролевые игры, «Педагогический клуб», «Педагогическая мастерская») в рамках освоения дисциплины «Педагогика» и доказано их позитивное влияние на духовно-нравственное становление будущих педагогов.

Заключение. Предложенные и апробированные способы педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя являются эффективным ресурсом развития его ценностно-смысловой сферы.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональном образовании бака-

лавров - будущих педагогов в процессе преподавания педагогической дисциплины.

Ключевые слова: воспитание; духовно-нравственное становление; педагогическое сопровождение; ценности; терминальные и инструментальные ценности; аудиторная и внеаудиторная работа

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER IN THE COURSE OF MASTERING THE SUBJECT «PEDAGOGICS»

S.A. Vakhrushev, N.E. Strogova, O.N. Tyutyukova

Introduction. The article considers a significant problem of the formation of spiritual values of students ofpedagogical universities as a peculiar marker of their spiritual and moral education.

The purpose of the article is to study the methods of pedagogical support of the spiritual and moral formation of the future teacher.

Methods. M. Rokich's test «Value Orientations», the author's survey methodology-essay «Your Opinion» revealing students'attitudes to the effectiveness of the forms used in the organization of their educational and cognitive activities.

Results. The forms and techniques of the curricular activities (creation and presentation of the «personal pedagogical coat ofarms», project-presentation «My favourite teacher», «listen - draw») and extra-curricular activities (diary of the student's independent work, business and role-playing games, «Pedagogical Club», «Pedagogical Workshop») have been identified as part of the development of the discipline «Pedagogics». Their identification is based on the theoretical analysis and empirical research. The positive effect of the given forms and techniques on the spiritual and moral formation offuture teachers is also proved.

Conclusion. The proposed and tested methods of pedagogical support of the spiritual and moralformation of the future teacher are an effective resource for the development of their value-semantic sphere.

Practical implications. The results of the study can be used in the professional education of bachelors - future teachers in the teaching of pedagogical discipline.

Keywords: education; spiritual and moral formation; pedagogical support; values; terminal and instrumental values; curricular and extra-curricular activities

Введение

В современных реалиях развития российской системы образования наметилась стойкая тенденция усиления внимания к воспитательному процессу. Так, в действующем федеральном законе «Об образовании в РФ» самообразование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом» [15]. При этом и социальный, и государственный запросы в первую очередь связаны с духовно-нравственной составляющей воспитательного процесса, и воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности обучающегося на основе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения» [10]. Причем, для российской ментальности исторически характерен особый пиетет к вопросам нравственного становления человека. В этой связи приведем мнение Н.М. Карамзина, который считал, что «человек важнее гражданина» и что «Россия всегда сильна была своей нравственностью», с которым перекликается мысль К.Д. Ушинского о том, что «развитие нравственности важнее, чем развитие ума», а «обучение - это база нравственного воспитания» [12].

Сегодня духовно-нравственное воспитание трактуется как целостный образовательный процесс, организованный в деятельностной форме и направленный на создание единого пространства порождения смыслов (бытовых, предметных, событийных и пр.), расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, присвоения духовных ценностей и становления нравственной личности [5; 7; 16; 17; 19; 20]. По мысли Н.В. Никандрова, духовно-нравственное воспитание -это всегда воспитание ценностей, воспитание отношения человека к

миру, к себе, другим, к Богу. Среди многообразия ценностей особого внимания, на наш взгляд, заслуживают ценности базовые, трактуемые как основные жизненные смыслы, которыми личность руководствуется в своей повседневной жизни. Ориентиром для формирования таких ценностей являются ценности общечеловеческие (глобальные, универсальные). Декларируя в качестве приоритетной задачи в сфере воспитания «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности», Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года выделяет такие духовно-нравственные ценности, как: человеколюбие, справедливость, личное достоинство, воля, нравственный долг и другие [10]. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания как раз и является формирование личностных ориентаций отдельного человека на основе базовых ценностей. Безусловно, чтобы эффективно осуществлять эту сложную, тонкую и значимую профессиональную деятельность, современный педагог должен быть не только учителем-предметником, но и педагогом - воспитателем. Данное понятие «акцентирует внимание на формировании у педагогов позиции воспитателя, внутренней установки и готовности к анализу, выделению и решению воспитательных задач из обилия воспитывающих ситуаций» [9, с. 71]. Значимость готовности к реализации воспитательных функций закреплена и в действующем в педагогическом образовании ФГОС, предполагающем, что начинающий педагог «способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» (ОПК-4) [13, 14]. В этой связи студенту предстоит овладеть необходимыми для этого профессиональными умениями, а именно: осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение индивидуально-личностного развития школьника, его успешной социализации, культурной и гражданской идентификации, проявления индивидуальных способностей, развития талантов, духовно-нравственных качеств личности; создавать соответствующую развивающую образовательную среду, в которой обучающийся свободно может проявить себя как активный субъект духовной жизни, продуктивного общения, творческой и инновационной деятельности,

нравственных отношений; изменять их форму существования, включать в созидательные жизнеутверждающие процессы, связанные с построением и реализацией планов и моделей собственной активной и благополучной жизни, сотрудничеством, сотворчеством. В данном контексте задача организации педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя становится гиперактуальной [1; 3; 8; 18; 19].

В Толковом словаре Владимира Даля [4] слово «сопровождение» рассматривается как определенное действие, при котором сопровождать - это значит провожать до какой-то цели, сопутствовать, идти вместе, по одной дороге, быть рядом, следовать. В современной педагогической науке и практике педагогическое сопровождение часто представляется как более сложный (продвинутый) этап процесса педагогической поддержки обучающихся, в котором, по мнению некоторых исследователей, педагогическое сопровождение характеризуется не столько снижением уровня вмешательства педагога в образовательный процесс, сколько умением воспитанника решать свои учебные и личностные проблемы.

В рамках парадигмального подхода в образовании выделяется несколько смыслов педагогического сопровождения:

- сопровождение как развитие субъектности (самостоятельности, компетентности, успешности) и качества продуктивной деятельности человека как субъекта бытия) [6];

- сопровождение в самоопределении и индивидуально творческой деятельности человека [1];

- сопровождение социальной адаптации индивида и самостоятельного выполнения им социальных норм и требований [3];

- процесс, стимулирующий межличностное взаимодействие обучающихся в соответствии с социально-педагогическими требованиями и их личностное развитие (ценностно-смысловую ориентацию, формирование системы отношений к миру, людям, самому себе) [2].

Именно такой ценностно-ориентирующий характер педагогического сопровождения учебно-познавательной деятельности студен-

тов требует, на наш взгляд, осмысления и акцентуации в практике педагогического образования. Одной из задач настоящей статьи является выявление формирующего потенциала дисциплины «Педагогика» в духовно-нравственном становлении будущего учителя. Для её решения предлагаем актуализировать аксиологический характер педагогического сопровождения аудиторной и внеаудиторной работы студентов, способствующий их духовно-нравственному самоопределению, становлению ценностно-смысловой сферы и профессиональной позиции. Педагогическое сопровождение при этом предполагает опору на компетентностный, деятельностный, культурологический и аксиологический подходы, а также реализацию интерактивного режима взаимодействия.

Материалы и методы

Так, при освоении знаниевых и эмоционально-ценностных основ педагогической профессии (раздел «Введение в педагогическую деятельность») уместно использовать прием - создание и защита «личного педагогического герба», символически отражающего ответы на вопросы: почему поступил в педагогический вуз?; какие педагогические способности уже сегодня может проявить в деятельности?; как (кем) видит свою педагогическую карьеру в будущем?; какой главный личный результат через год работы учителем?; мое педагогическое кредо. Предложенный макет герба студенты заполняют, а потом представляют его группе, отвечая на вопросы однокурсников, тем самым обдумывают цели, анализируют свои ресурсы и актуализируют ближайшие планы по личностному и профессиональному развитию. Еще один методический способ организации педагогического сопровождения аудиторной работы студентов - создание проекта-презентации на тему «Мой любимый учитель/тренер/педагог/классный руководитель». В ходе выполнения мини-проекта обучающиеся анализируют и выделяют, опираясь на образ конкретного учителя, значимые духовно-нравственные характеристики личности, необходимые для их профессионального становления. Важным результатом при этом является

работа над определением своего представления о положительной «Я-концепции учителя», её этической основе.

Педагогическое сопровождение студентов на семинарском занятии по теме «Методологическая культура педагога» при изучении раздела «Общие основы педагогики» происходит через выстраивание межличностного и учебного взаимодействия обучающихся с помощью работы в парах сменного состава или в мини-группах по 3-4 человека (прием «послушай и нарисуй»). Каждый из студентов такой пары на первом «такте» выступает в роли «представителя» одного из методологических подходов в образовательной деятельности (аксиологического, деятельностного, личностно-ориентиро-ванного, культурологического и др.). На втором шаге «слушатели» должны на основе данного объяснения нарисовать/изобразить эмблему данного методологического подхода, отразив его основные идеи и принципы. Третий «такт» работы в паре - «методолог» задает «слушателю» вопросы по данной эмблеме, результатом этого диалога может быть дополнение или исправление эмблемы (по необходимости). Затем студенты меняются ролями, в дальнейшем и парами в течение всего занятия. В таком взаимодействии первокурсники, опираясь на известные фундаментальные методологические установки и подходы, представляют друг другу в ходе обсуждения свои ценностные ориентации и мировоззренческие представления о педагогической деятельности, выделяют ключевые гуманистические основания профессии учителя.

В условиях усиления духовно-нравственной составляющей современного образования особое значение приобретает решение проблемы актуализации воспитательного потенциала внеаудиторной работы, ориентированной на формирование ценностно-смысловой сферы личности будущего учителя. В этом контексте эффективна практика пролонгированного ведения дневника самостоятельной работы студента. Данный дневник - комплекс целенаправленно подобранного дидактического материала, позволяющего развивать способности к самоанализу целеполаганию, целеосуществлению, планированию своей деятельности по этическому самосовершен-

ствованию и самоконтролю. По форме дневник представляет собой тетрадь, содержащую глоссарий качеств, обеспечивающих успешную учебную и профессиональную деятельность, высказывания выдающихся людей, пословицы об этических ценностях и нравственных чертах человека. В дневнике также предусмотрены рубрики: «Твои ощущения от занятия; что помогало (что мешало) выполнять задания»; при этом приводятся доводы и контродоводы, организуется внутренняя этическая полемика в виде разъяснений самому себе.

В решении задач формирования ценностного отношения к учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности целесообразно использовать деловые и ролевые игры («Успешный студент педагогического вуза - преуспевающий учитель», «Путешествие в страну высшего педагогического образования», «Модель успешного учителя» и другие). В рамках данной статьи более подробно представим две наиболее удачных, на наш взгляд, формы организации внеаудиторной работы. Это «Педагогический клуб», в рамках которого студенты готовят несколько заседаний по следующим темам: «Этика педагогического труда», «Культура внешнего вида современного учителя», «Мастерство педагогического взаимодействия», «Педагогическая техника как средство деонтологии». Данные темы изучаются на аудиторных занятиях по дисциплине «Педагогика» в рамках раздела «Введение в педагогическую деятельность». Поэтому в подготовке этих встреч творческие группы студентов-разработчиков достаточно самостоятельны, так как у них уже есть опорные знания. Однако они обязательно должны были реализовать следующие требования: расширение и закрепление знаний по теме; презентация ценного источника (книга, сайт), найденного ими по данной проблеме; тренинг. Предлагались следующие формы проведения заседаний: педагогическая гостиная/кафе, дискуссионный клуб, педагогическая мастерская, философский стол. Само содержание и интерактивные формы предложенных встреч способствовали погружению гостей-членов клуба в пространство напряженных размышлений и поисков оснований для построения собственной нравственной позиции. Еще одна удачно найденная нами форма - это «Педагогическая мастерская»,

работу которой организуют старшекурсники (3 курс) для студентов первого курса. При этом одномоментно работает четыре мастерских, объединенных общей темой: «Формы работы по духовно-нравственному воспитанию в деятельности классного руководителя». В каждой мастерской ее организаторы предлагают гостям погрузиться в атмосферу игры, коллективного творческого дела, события. Заметим, что в ходе освоения модуля «Теория и методика воспитания» студенты третьего курса знакомились с данными формами, но, чтобы достойно подготовить работу мастерской, им необходимо было не просто расширить знания по теме, но и проявить определенные компетенции. Содержательным аспектом работы мастерских являются этические знания, а целевыми установками - формирование духовно-нравственной позиции обучающихся.

Результаты

Характеризуя наш опыт организации педагогического сопровождения духовно-нравственного становления студентов, остановимся на аксиологическом диагностическом срезе, данные которого нами были получены с помощью теста М. Рокича «Ценностные ориентации» [11]. Студентам-третьекурсникам было предъявлено два списка ценностей, сначала терминальных, затем инструментальных, в которых респонденты должны были проставить ранговые номера. Данные ранжирования помогли выявить основную группу ценностей, на основе которых обучающиеся выстраивают свои взаимоотношения с окружающими, реализуют собственные поведенческие установки и формируют индивидуальный мировоззренческий взгляд.

Также полученные данные помогли нам организовать учебно-познавательную деятельность студентов таким образом, чтобы она способствовала осознанному овладению ими деотнологических ценностей в ходе их изучения дисциплины «Педагогика», что актуализировало необходимость усиления воспитательного компонента аудиторной и внеаудиторной работы посредством перехода от узкодидактических задач к обогащению процесса изучения учебных дисциплин гуманитарной и воспитательной направленностью.

Итоговая диагностика показала, что самыми важными терминальными ценностями для респондентов КГПУ им. В.П. Астафьева являются здоровье - 73,82%, любовь - 70,68%, счастливая семейная жизнь - 70,68% и материально обеспеченная жизнь - 70,68%. Также важными ценностями являются активная деятельная жизнь (58,64%) и наличие хороших и верных друзей (44,5%).

Менее значимы, но тоже необходимы для будущих педагогов такие ценности, как уверенность в себе - 50,26%, продуктивная жизнь - 46,6% и познание - 46,6%. Также студентами выделяются свобода (43,98%) и личностное развитие (40,84%).

В отвергаемые терминальные ценности респондентов вошли: творчество - 70,68%, красота природы и искусства - 59,16%, счастье других - 53,4%, общественное признание - 47,12%. Набор ценностей, попавших в эту группу, вызывает тревогу. Например, студенты не задумываются о счастье других, но хотят иметь хороших и верных друзей и быть счастливыми в семейной жизни, что вряд ли возможно без некоторой доли альтруизма.

Также обращает на себя внимание выбор обучающимися важных инструментальных ценностей, в числе которых названы: воспитанность - 73,82%, честность - 52,88%, жизнерадостность - 50,26%, самоконтроль - 50,26%, ответственность - 47,12%, смелость в отстаивании своего мнения - 46,6%. Значимой также, по мнению респондентов, является и образованность (44,5%).

Менее важным были признаны эффективность в делах - 56,02%, широта взглядов - 52,88%, аккуратность - 47,12%, терпимость и чуткость - по 44,5%. Исполнительность набрала 35,6% выборов студентов и с минимальным перевесом попала в эту группу ценностей.

В список отвергаемых инструментальных ценностей вошли высокие запросы - 56,02%, непримиримость к недостаткам в себе и в других - 55,5%, твердая воля (44,5%) и независимость (40,84%), что также вызывает опасения. Такая низкая частота выборов тревожит, так как данные ценностные характеристики личности являются объективно значимыми в профессионально-педагогической деятельности.

Обобщённые данные по терминальным и инструментальным ценностям представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Распределение выборов терминальных ценностей, сделанных обучающимися КГПУ им. В.П. Астафьева

Рис. 2. Распределение выборов инструментальных ценностей, сделанных обучающимися КГПУ им. В.П. Астафьева

Заключение

Какое же влияние оказали предложенные формы и приемы аудиторной и внеаудиторной работы на духовно-нравственное становление будущих педагогов? Предоставим слово самим студентам, предложив несколько выдержек из их эссе. «Говорят, осень - время для грусти, рефлексии и серости в жизни, но только не для студентов филологического факультета КГПУ. Ведь в самый разгар ноября состоялось курсовое творческое дело «Педагогическая мастерская», где студенты третьего курса передали свой, хоть и небольшой, педагогический опыт, связанный с организацией духовно-нравственного воспитания в школе, первокурсникам» (Ольга В.). «Наша группа презентовала первокурсникам воспитательное дело «Нравственность нам говорит - путь к спасению открыт». Начали мы с таких стихотворных строчек: «Мы не верим, а земля - живая! Также дышит, спит и воду пьет. Как и человек - переживает, сколько во Вселенной он живет». Интересно, что разрабатывая содержание мастерской, мы сами вдруг глубже поняли, как важны бережные, нравственные основания взаимодействия людей друг с другом и со всей нашей прекрасной планетой!» (Оксана А.). «Работа нашей мастерской складывалась из трех блоков. Особую роль играл последний блок, связанный с созданием этической капсулы времени. Первокурсникам было предложено написать послание в будущее. Как заинтересованно они над этим работали! Для себя я сделала вывод, что очень непросто, но интересно и значимо вести разговор о нравственных основаниях жизни человека» (Виктория Н.).

Анализ результатов рефлексивной работы студентов позволяет нам сделать вывод о том, что при системной и целенаправленной ориентации форм аудиторной и внеаудиторной работы на ценностно-смысловую сферу личности освоения дисциплины «Педагогика», они являются действенным средством педагогического сопровождения духовно-нравственного становления будущего учителя.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

1. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. http://www.isiksp.ru/ ЫЫюteka/vidyi-pedagogicheskoy-podderzhki-i-soprovozhdeшya-individualnogo-obrazovaniya (дата обращения 14.01.2022).

2. Битянова М.Р. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении / М.Р. Битянова; М.Р. Битянова, Т.В. Беглова; отв. ред. М.А. Ушакова. Москва: Сентябрь, 2010. 175 с.

3. Губанова М.И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Кемерово, 2003. 220 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: АСТ, 2014. 735 с.

5. Дармодехин С.В. Общенациональная стратегия воспитания как основа развития государственной политики // Воспитание школьников. 2017. № 7. С. 3-15.

6. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 36-46.

7. Калинина З.Н., Декина Е.В. Духовно-нравственные традиции в воспитании студенческой молодежи // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 4. С. 32-37. https://s.expeducation.ru/pdf/2018/4/11803.pdf (дата обращения 11.01.2022)

8. Карелина И.Г. Образование как процесс: способы его организации в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. 2003. № 2. С. 49-55. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2003/02/ Karelina.pdf (дата обращения 14.01.2022)

9. Михалева Л.П., Журавлева О.П. Педагог в современном воспитательном пространстве школы. Красноярск, 2018. 292 с.

10.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. http://council.gov.ru/media/ filesZ41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения 10.01.2022)

11. Тест М. Рокича «Ценностные ориентации». http://azps.ru/tests/tests_ rokich.html (дата обращения 15.12.2021)

12. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч., Т. 2. М.-Л., 1948. С. 15-41.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения 12.01.2022)

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения 12.01.2022)

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (дата обращения 10.01.2022)

16. Arthur J., Carr D. (2013). Character in learning for life: а virtue-ethical rationale for recent research on moral and values education // Journal of Beliefs & Values, 2013, 34 (1), P. 26-35. https://doi.org/10.1080/13617 672.2013.759343

17. Chernysheva E.I., Levashova L.I., Belykh I.V. Spiritual and moral upbringing of students in the centre associations for additional education // Perspectives of Science and Education, 2014, № 6 (12). P. 99-104.

18. Sanderse W. The meaning of role modelling in moral and character education // Journal of Moral Education. 2012. № 42 (1). Р. 28-42. https:// doi.org/10.1080/03057240.2012.690727

19. Ottestad G., Kelentric M., Gudmundsdottir G.B. Professional Digital Competence in Teacher Education // Nordic Journal of Digital Literacy. 2014. Vol. 9, № 4. Р. 243-249. https://doi.org/10.18261/ISSN1891-943X-2014-04-02

20. Yachina N. The Problem of Spiritual and Moral Formation of Personality // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 197. Р. 15751579. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.113

References

1. Aleksandrova E.A. Vidypedagogicheskoypodderzhki i soprovozhdeniya individual'nogo obrazovaniya [Types of pedagogical support and support of individual education]. http://www.isiksp.ru/biblioteka/vidyi-pedagog-icheskoy-podderzhki-i-soprovozhdeniya-individualnogo-obrazovaniya (accessed January 14, 2022).

2. Bityanova M.R., Beglova T.V. Upravlenie deyatel'nost'yu psikhologa v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Management of the activity of a psychologist in an educational institution]. M., 2010, 175 p.

3. Gubanova M.I. Sistemaformirovaniyagotovnosti budushchego uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu sotsial'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [System of formation of readiness of future teacher for pedagogical support of social self-determination of high school students]. Kemerovo, 2003, 220 p.

4. Dal' V.I. Tolkovyy slovar ' zhivogo velikorusskogo yazyka [Interpretive dictionary of the living Great Russian language]. M.: AST, 2014. 735 p.

5. Darmodekhin S.V. Obshchenatsional'naya strategiya vospitaniya kak osnova razvitiya gosudarstvennoy politiki [National education strategy as a basis for public policy development]. Vospitanie shkol'nikov [Education of schoolchildren], 2017, no. 7, pp. 3-15.

6. Kazakova E.I. Protsess psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Process of psychological and pedagogical support]. Naputyakh knovoy shkole [On the paths to a new school], 2009, no. 1, pp. 36-46.

7. Kalinina Z.N., Dekina E.V. Dukhovno-nravstvennye traditsii v vospitanii studencheskoy molodezhi [Spiritual and moral traditions in the education of student youth]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2018, no. 4, pp. 32-37. https://s.expeducation.ru/pdf/2018/4/11803.pdf (accessed January 11, 2022)

8. Karelina I.G. Obrazovanie kak protsess: sposoby ego organizatsii v vuze [Education as a process: how to organize it at a university]. Vestnik Vo-ronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Voronezh State University], 2003, no. 2, pp. 49-55. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/ educ/2003/02/Karelina.pdf (accessed January 14, 2022)

9. Mikhaleva L.P., Zhuravleva O.P. Pedagog v sovremennom vospita-tel'nom prostranstve shkoly [Teacher in the modern educational space of the school]. Krasnoyarsk, 2018, 292 p.

10. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r. http://council.gov.ru/media/files/41d-536d68ee9fec15756.pdf (accessed January 10, 2022)

11. TestM. Rokicha «Tsennostnye orientatsii» [M. Rokich's test «Value orientations»]. http://azps.ru/tests/tests_rokich.html (accessed December 15, 2021)

12. Ushinskiy K.D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii [On the nation in public education]. Sobr. soch., Vol. 2. M.-L., 1948, pp.15-41.

13.Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie [Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (accessed January 12, 2022)

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Peda-gogicheskoe obrazovanie (s dvumyaprofilyamipodgotovki) [Federal State educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/440305_B_3_16032018.pdf (accessed January 12, 2022)

15.Federal'nyyzakon «Ob obrazovanii v RossiyskoyFederatsii» ot29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 No. 273-FZ]. http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (accessed January 12, 2022)

16. Arthur J., Carr D. Character in learning for life: A virtue-ethical rationale for recent research on moral and values education. Journal of Beliefs & Values, 2013, no. 34 (1), pp. 26-35. https://doi.org/10.1080/136 17672.2013.759343

17. Chemysheva E.I., Levashova L.I., Belykh I.V. Spiritual and moral upbringing of students in the centre associations for additional education. Perspectives of Science and Education, 2014, no. 6 (12), pp. 99-104.

18. Sanderse W. The meaning of role modelling in moral and character education. Journal of Moral Education, 2012, no. 42 (1), pp. 28-42. https:// doi.org/10.1080/03057240.2012.690727

19. Ottestad G., Kelentric M., Gudmundsdottir G.B. Professional Digital Competence in Teacher Education. Nordic Journal of Digital Literacy, 2014, vol. 9, no. 4, рр. 243-249. https://doi.org/10.18261/ISSN1891-943X-2014-04-02

20. Yachina N. The problem of spiritual and moral formation of personality. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, no. 197, pp. 15751579. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.113

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Вахрушев Сергей Александрович, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация dinhi@mail.ru

Строгова Наталия Евгеньевна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация

strogowa.nataliya@yandex.ru

Тютюкова Оксана Николаевна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ул. А. Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация

oksanik7@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Sergey A. Vakhrushev, Associate Professor, Department of Pedagogy, Ph.D. in Pedagogical Sciences

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. As-tafiev

A. Lebedeva St., 89, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

dinhi@mail.ru

SPIN-code: 9646-5805

ORCID: 0000-0003-4329-7679

Natalia E. Strogova, Associate Professor, Department of Pedagogy, Ph.D. in Pedagogical Sciences

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. As-tafiev

A. Lebedeva St., 89, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

strogowa.nataliya@yandex.ru

SPIN-code: 9636-4180

ORCID: 0000-0002-4249-7727

Oksana N. Tyutyukova, Associate Professor, Department of Pedagogy, Ph.D. in Pedagogical Sciences

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. As-tafiev

A. Lebedeva St., 89, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

oksanik7@yandex.ru

SPIN-code: 2576-4469

ORCID: 0000-0002-7406-6219

Поступила 10.02.2022 После рецензирования 20.02.2022 Принята 25.02.2022

Received 10.02.2022 Revised 20.02.2022 Accepted 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.