информированности по данному предмету, это позволяет им заимообразно добавлять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки со словами, которые составляют определение, и, предложить объединиться всем. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю обучающимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения, выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.
Важнейшими составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Существенное разница интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
При конструктивном употреблении интерактивных методов обучения эффективнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их соотносить, создавать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, вслушиваться и осознавать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Таким образом, применение интерактивных методов обучения в сфере информатики в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, увеличить результативность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Педагогу
Библиографический список
информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. Поэтому, воображаемое применение интерактивных методов соответствует образовательной политике, передовым идеям нынешней педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.
Представленный педагогический потенциал соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у обучающихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся понимают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Обучение строится с опорой на пройденный материал. Развивая имеющиеся умения и навыки, обучающиеся определяют связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями в области разных предметов. Это дает возможность максимального раскрытия потенциала. Такая деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Эти методы обучения интересны учащимся, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе. Проведение уроков в нетрадиционной форме с использованием нынешних педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности обучающихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.
Следовательно, применения интерактивных методов обучения на уроках позволяет сделать обучающихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, увеличивает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.
1. Алиева РР, Пейзувова У.А. Интернет-ресурсы в профессиональной деятельности педагога. Интерактивные технологии в профессиональном образовании. Материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций. Под редакцией М.Х. Хайбулаева. Махачкала, 2016: 34 - 39.
2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Применение компьютерных игр в образовании. Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 361 - 366.
3. Клушина Н.П. стратегическое управление качеством подготовки студентов в современном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 155 - 157.
4. Амамбаева Н.С. Научные подходы подготовки специалистов в профессиональной среде социально-культурной сферы. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 237 - 239.
5. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика». Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 17 - 20.
References
1. Alieva R.R., Pejzuvova U.A. Internet-resursy v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Interaktivnye tehnologii v professional'nom obrazovanii. Materialy mezhvuzovskoj studencheskoj i regional'noj nauchno-prakticheskih konferencij. Pod redakciej M.H. Hajbulaeva. Mahachkala, 2016: 34 - 39.
2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Primenenie komp'yuternyh igr v obrazovanii. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya. Moskva-Berlin: OOO "Direktmedia Pablishing", 2018: 361 - 366.
3. Klushina N.P. strategicheskoe upravlenie kachestvom podgotovki studentov v sovremennom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 155 - 157.
4. Amambaeva N.S. Nauchnye podhody podgotovki specialistov v professional'noj srede social'no-kul'turnoj sfery. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 237 - 239.
5. Kastornova V.A. Sistemy iskusstvennogo intellekta kak tehnologicheskaya osnova resheniya neformalizovannyh zadach v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve predmetnoj oblasti "Informatika". Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 17 - 20.
Статья поступила в редакцию 20.02.19
УДК 371
Mustafayeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru
Gaydarova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru
Kurbanova A.D., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru
PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS IN THE FIELD OF MORAL FORMATION OF PERSONALITY AND PREVENTION OF EXTREMISM. The article is dedicated to a problem of pedagogical education of parents. The main attention is paid to the formation of moral attitudes in a family. A culture of peace, harmony and tolerance has been formed in Russia for centuries. In this regard, nothing should be invented. The authors must respect our history and traditions, skillfully use the rich heritage of previous generations in the name of today and tomorrow of the republic and the country, to promote their further development. Such unique experience of the union of dozens of peoples and peaceful coexistence of the three major world religions - Islam, Christianity and Judaism is not in any region of Russia. This experience is a powerful tool in terms of preventing ethnic and religious extremism, ethnic conflicts in modern conditions, their prevention not only in the country but also abroad.
Key words: family, parents, education, upbringing, morality, society, culture.
А.Р. Мустафаева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала,
E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru
Л.И. Гайдароеа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала,
E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru
АД. Курбаноеа, канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала,
E-mail: aida.mustafaeva@bk.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
Статья посвящена проблеме педагогического просвещения родителей. Главное внимание обращается на формирование нравственных установок в семье. В России веками формировалась культура мира, согласия, толерантности. И в этом плане ничего изобретать не надо. Нужно уважительно относиться к своей истории, традициям, умело использовать богатейшее наследство предыдущих поколений во имя сегодняшнего и завтрашнего дня республики и страны, содействовать их дальнейшему развитию. Такого уникального опыта содружества десятков народов и мирного сосуществования трех основных мировых религий - ислама, христианства и иудаизма нет ни в одном регионе России. Этот опыт - мощное средство в плане предотвращения этнического и религиозного экстремизма, межнациональных конфликтов в современных условиях, их профилактики не только в республике, но и за её пределами. Чтобы сформировать культуру межнационального общения, нужно знать традиционную культуру воспитания всех народностей, населяющих регион (обычаи, язык, искусство, историю и т. д.).
Ключевые слова: семья, родители, образование, воспитание, нравственность, общество, культура.
Наше общество, охваченное экономическими и социальными неурядицами, требует незамедлительных мер, способствующих его нравственному оздоровлению, т. к. именно в утрате нравственности одна из основных причин всех несчастий и бед. Найти выход посредством гуманизации современной жизни, дать место духовности в формировании поведения человека через обращение к бесценным памятникам отечественной и мировой культуры, - это путь плодотворный, но, к сожалению, недостаточный. Он лишь тогда оправдывает возлагаемые на него надежды, когда будет опираться на прочный фундамент с детства усвоенных моральных принципов. Т. е. исходную систему элементов нравственности, которая дает «всходы» во всех сферах жизни, следует закладывать в семье. Именно поэтому хорошее семейное воспитание крайне необходимо.
Педагогическое просвещение родителей - определённая сумма психолого-педагогических, нравственно-этических и других знаний - важнейший компонент педагогической культуры, которая отражает степень зрелостей родителей как воспитателей. Именно от семьи зависит, насколько близко в мировоззрении подростка сойдутся представления о «должном» и «сущем», обязанностях и правах, слове и деле. В тоже время исследования говорят о значительных резервах качества семейного воспитания, о том, что нравственный потенциал семьи осознан и используется далеко еще не в полной мере. Здесь огромное поле работы не только для ученых, но и для учебного заведения. Семейная традиция - это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. Как и нравственность, семейные традиции неписаным законом. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, общественные традиции и нормы безусловно являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Не трудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество даст «трещину».
Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование никоем образом не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность человека зависит только от него самого, оно проявляется в повседневном поведении, его отношению к другим людям.
Таким образом, воспитание у молодёжи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.
К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так, как модно, ведем себя так, как приписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно.
Молодёжь перестала стесняться темы разврата. Более того, жить «гражданским браком» стало нормой. Не будем далеко ходить. Спросите у своих бабушек и дедушек: «Приемлемо ли было жить женщине и мужчине без штампа в паспорте?». Поступит однозначный ответ. Сейчас «блудное сожительство» наоборот поддерживают, считая это пользой для пары. Нивелируется понятие ответственности перед семьей, нет бывалого крепкого, негасимого семейного очага. Пожил, не устроило, ушел. Казалось бы, что в этом такого? Появилась новая норма, в конце концов, у нас плюрализм. Хочешь - вступай в «гражданский брак», хочешь - храни целомудренность до свадьбы. Никто нас не заставляет жить по уставу. Ты сам отвечаешь за свои поступки. Стоит полагать, что из-за такой свободы в выборе человек теряет частичку нравственности.
Без нравственного регулирования не может обойтись ни одна область человеческой жизни, в то же время, нравственность не может успешно выполнять свои функции воспитания человека без сочетания с другими средствами нормативного регулирования, в первую очередь - с таким, как право. В связи с этим обосновывается необходимость формирования в личности правовой культуры, даётся содержательный анализ данного понятия в соответствии с современными
требованиями, уточняется взаимосвязь права и морали в регулировании общественных отношений [1].
Кризис общества привел к смещению нравственности, проявляющейся в интеллектуально-чувственном, волевом выражении смысла и закономерности жизни в виде синтеза вечных истин, добра, красоты, других высших ценностей и свободы человеческого духа из центрального, основополагающего и все-утверждающего положения в общественной и личной жизни на её периферию.
Но более существенное влияние на молодёжь имеет социокультурный фактор, связанный с ценностно-нормативной неопределенностью, ухудшением общей культуры и нарушением адаптационных возможностей. Традиционные духовно-нравственные ценности девальвируются и вытесняются групповыми интересами и желаниями, разрушается система нравственных норм социальной жизни, наблюдается хаос мнений по отношению к новым ценностям жизни. В этих условиях молодой человек теряет привычные ориентации, чувство опоры на свои традиционные корни, утрачивает связи с обществом. Усиливается риск социальной дезориентации, бездуховной жизни, потери духовной связи со своим народом, непонимания культурных различий и норм межэтнического взаимодействия.
Развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех её уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, или только семью. И дело в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров - расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства - молодое поколение растет безнравственное, жестокое, незаконопослушное. В таком случае не обоснованы надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира. Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека.
Но эта проблема настолько сложна, что постоянно привлекала внимания исследователей. В известных в педагогической теории исследованиях выявлены сущность и специфика разных аспектов проблемы духовно нравственного воспитания молодёжи. Эффективной мерой в борьбе с национальным экстремизмом станет республиканская целевая программа по профилактике экстремизма, которая должна содержать комплекс мероприятий, предусматривающих развитие традиционной народной культуры.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление его и развитие. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Питательной средой экстремизма, паразитирующего на религиозных и национальных чувствах, является недостаток у широкого круга людей религиозных знаний и духовной практики, выдержанной в духе многовековых вероисповедных традиций. Под видом древних учений эмиссары экстремизма обычно проповедуют новые идеи, придуманные для оправдания насилия по отношению к людям другой веры. В то же время опыт религиозной жизни и добрососедства, накопленный верующими, остается невостребованным в национальных системах образования, воспитания и массовой информации.
Кроме того, экстремизм, прикрывающийся религиозными или национальными лозунгами, нередко эксплуатирует и такие традиционные ценности, как личная и общественная нравственность, любовь к своему народу. Преступники, декларирующие намерение захватить весь мир, пытаются обратить себе на пользу естественное стремление людей защитить свою веру и культуру перед лицом воинствующей секулярной глобализации. Экстремистская пропаганда становится привлекательной для тех, кто не может смириться с нравственной распущенностью, безрелигиозностью, социальной и экономической несправедливостью, царящими в современном обществе [3].
Причиной роста экстремизма в XXI веке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для его устранения сегодня. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Ответственность за это лежит на государстве, духовный смысл существования которого в ограничении зла и поддержке добра. Настало время, когда народы должны вернуться к мировоззрению, основанному на твердых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур. Это будет лучшей прививкой, убивающей смертельный вирус экстремизма.
Знамения времени ясно указывают нам, что откладывание на будущее духовного и нравственного обновления наших народов безнадежно ослабит нас перед лицом фанатичного и коварного неприятеля, сделает все внешние меры безопасности непрочными и недолговечными. Помня об этом, необходимо укреплять дух и надежно хранить этнополитическое единство.
В России веками формировалась культура мира, согласия, толерантности. И в этом плане ничего изобретать не надо. Нужно уважительно относиться к своей истории, традициям, умело использовать богатейшее наследство предыдущих поколений во имя сегодняшнего и завтрашнего дня республики и страны, содействовать их дальнейшему развитию. Такого уникального опыта содружества десятков народов и мирного сосуществования трех основных мировых религий - ислама, христианства и иудаизма нет ни в одном регионе России. Этот опыт - мощное средство в плане предотвращения этнического и религиозного экстремизма, межнациональных конфликтов в современных условиях, их профилактики не только в республике, но и за её пределами.
В Дагестане, как и повсюду в стране, идет процесс интенсивного духовного возрождения. Не только исламского, но и христианского, и иудейского. Все эти религии являются консолидирующей силой дагестанского общества, доказывают на практике, что веротерпимость - важнейшее качество функционирования религий, на котором формируется межконфессиональное согласие.
В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется какими будут его поступки - нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность - это исключительно самостоятельный выбор человека. Разговор о семейном воспитании хочется закончить словами Великого русского педагога К.Д. Ушинско-го: «Два желания, часто противоположные, борются в душе каждого отца и каждой матери: они желали бы видеть в детях своих все нравственные совершенства, но в тоже время желают им таких успехов в жизни, из которых некоторые не всегда ладят с нравственными совершенствами. К этому еще присоединяются родительское властолюбие, тщеславие, хвастовство своими детьми....» [2].
Явление терроризма в наше время успело глубоко внедриться в разум и сердца людей на всей планете. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди, именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей и т. д. Это та общая информация, которая постоянно поступает к нам с экранов телевизоров. Не всякий станет утруждать себя более детальным рассмотрением этой проблемы. На мой личный взгляд, она уже превращается в определённую реалию жизни, и к ней стали привыкать на столько, что отводят ей собственное место в политической, социокультурной и др. средах. Это
Библиографический список
ужасно, что людей приучили брать в расчёт существование такого явления и считаться с ним.
Закон Российской Федерации «Об образовании» поставил перед школой задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и национальных особенностей. В связи с трудной и противоречивой культурной и политической обстановкой проблема использования семейных народных традиций духовно-нравственного потенциала в учебно-воспитательном процессе современной школы решена далеко не полностью.
Без нравственного регулирования не может обойтись ни одна область человеческой жизни, в то же время, нравственность не может успешно выполнять свои функции воспитания человека без сочетания с другими средствами нормативного регулирования, в первую очередь - с таким, как право. В связи с этим обосновывается необходимость формирования в личности правовой культуры, дается содержательный анализ данного понятия в соответствии с современными требованиями, уточняется взаимосвязь права и морали в регулировании общественных отношений.
Кризис общества привел к смещению нравственности, проявляющейся в интеллектуально-чувственном, волевом выражении смысла и закономерности жизни в виде синтеза вечных истин, добра, красоты, других высших ценностей и свободы человеческого духа из центрального, основополагающего и все утверждающего положения в общественной и личной жизни на её периферию.
Однако сравнительный анализ связей направленности и выводов исследований предыдущих десятилетий с практическим поведением бывших выпускников школы сегодня убедительно доказывает не только идеологическую, но и концептуальную ограниченность такого подхода. В краткий временной срок многие люди молодого и зрелого возрастов резко изменили свои атеистические, общественно-политические, нравственно-эстетические и гражданские взгляды и убеждения. В этой связи мы считаем, что методологически более целесообразно ставить проблему формирования не отдельных нравственных качеств, а целостной нравственной позиции личности как фундаментального ядра морально-ценностных ориентаций и принципов жизнедеятельности человека, целостной духовно-нравственной культуры личности, интегрирующей в себе как позитивные этнокультурные, так и общечеловеческие ценности.
Национально-региональные традиции воспитания позволяют детально разобраться в общности народных педагогических культур, в их нравственных взаимосвязях. Чтобы сформировать культуру межнационального общения, нужно знать традиционную культуру воспитания всех народностей, населяющих регион (обычаи, язык, искусство, историю и т. д.). Именно в контексте всего богатства традиционной педагогики и нравственно-этнической культуры народов представляется возможным демократическим путем регулировать иерархию гуманистических взаимосвязей: национальная политика, межнациональные отношения, общение, национальное воспитание, межнациональное воспитание, межнациональное сотрудничество, национальное согласие, общенациональная гармония. В связи с тем, что Республика Дагестан находится в сложной экономической, социальной ситуации, молодёжь ежедневно сталкивается с альтернативой и пытается заменить духовно-нравственные традиции на ложные представления.
Тема особенно актуальна для молодых людей, подростков, учащихся в учебно-образовательной среде, поскольку достаточно часто террористы используют подростков в своих целях. И основой является педагогическое просвещение родителей ведь молодёжный экстремизм, терроризм - это результат недостаточной социальной адаптации молодёжи, влекущий асоциальное поведение молодых людей.
1. Мустафаева А.Р Исторические предпосылки и проблемы формирования нравственных качеств в поликонфессиональных регионах. Учёные записки университета имени Л.П. Лесгафта. Санкт-Петербург № 5 (75): 89 - 93.
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Академия педагогических наук. 1957.
3. Плеханов ГВ. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. Избранные произведения и извлечения из трудов. Научно-атеистическая библиотека. ГВ. Плеханов. Москва: Мысль, 2015.
4. Мустафаева А.Р Семья как основа формирования нравственных приоритетов личности. Наука в современном информационном обществе: материалы докладов X международной научно-практической конференции 2016: 57 - 59.
5. Мустафаева А.Р Нравственные приоритеты семейного воспитания. Проблемы и перспективы современного образования: материалы III Международной научно-практической конференции Махачкала 2016: 186 - 189.
References
1. Mustafaeva A.R. Istoricheskie predposylki i problemy formirovaniya nravstvennyh kachestv v polikonfessional'nyh regionah. Uchenye zapiski universiteta imeni L.P. Lesgafta. Sankt-Peterburg. № 5 (75): 89 - 93.
2. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Akademiya pedagogicheskih nauk. 1957.
3. Plehanov G.V. Ob ateizme i religii v istorii obschestva i kul'tury. Izbrannye proizvedeniya i izvlecheniya iz trudov. Nauchno-ateisticheskaya biblioteka. G.V. Plehanov. Moskva: Mysl', 2015.
4. Mustafaeva A.R. Sem'ya kak osnova formirovaniya nravstvennyh prioritetov lichnosti. Nauka v sovremennom informacionnom obschestve: materialy dokladov X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2016: 57 - 59.
5. Mustafaeva A.R. Nravstvennye prioritety semejnogo vospitaniya. Problemy i perspektivy sovremennogo obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Mahachkala 2016: 186 - 189.
Статья поступила в редакцию 03.03.19