Научная статья на тему 'Формирование нравственной культуры личности в условиях семейного воспитания'

Формирование нравственной культуры личности в условиях семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ТРАДИЦИИ / TRADITION / PERSONALITIES / CHILDREN / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / PEDAGOGIES / ЛИЧНОСТЬ / РЕБЁНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева А. Р.

В статье говорится о том, что семья является фундаментом любого общества. Насколько прочен будет фундамент, настолько прочным будет всё общество. Здоровое общество порождается здоровыми семьями. Крепкая семья во всём обязана благонравным родителям, так же как надёжное общество крепкой семье. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности. Автор делает вывод о том, что наиболее важной задачей в любом обществе является необходимость создания условий для достижения его членами эффективной социализации. Эффективная социализированность предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустафаева А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL CULTURE IN CONDITIONS OF FAMILY UPBRINGING

Family is the most important thing we create in our life. The state of the family defines the state of the whole society. A sound society is generated by sound families. A healthy family is obliged to moral parents the same way, as a healthy society is obliged to a healthy family. The moral component of spiritually-moral education is formed by the practical work with consciousness and the external behavior of a person in his relationship to the natural world and the world of people and is the result of education, reflecting the value orientations of the individual. The author concludes that the most important task in any society is the need to create conditions for achieving effective socialization of its members. Effective socialization involves a balance of human adaptation in the society and isolation in it.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственной культуры личности в условиях семейного воспитания»

факторов урбосреды (шумовое, электромагнитное, атмосферное загрязнение), которая проявлялась в таких заболеваниях как гипертоническая, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы.

Библиографический список

Выводы. На основании полученных данных можно констатировать, что неблагоприятные социально-экономические условия и сложная экологическая ситуация в столице оказывает со-четанное негативное воздействие на адаптацию студентов.

1. Глебов В.В. Информационные технологии в системе социально-гигиенического мониторинга. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013; 2: 53 - 56.

2. Питкевич М.Ю., Глебов В.В., Радыш И.В., Чижов А.Я. Оценка влияния акустического воздействия на психофункциональное состояние студентов. Технологии живых систем.2016; 7: 65 - 69.

3. Глебов В.В., Кузьмина Я.В. Эколого-психофизиологические особенности адаптации иногородних студентов первого курса в условиях столичного мегаполиса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности» 2015; 2: 92 - 98.

4. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.

5. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013; 1: 45 - 51.

6. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. n 794-пп. Available at: http://potrebkor.ru/minimum-moskva.html

7. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. Москва: РУДН, 2013; Ч. 1.

8. Глебов В.В., Кузьмина Я.В. Эколого-психофизиологические особенности адаптации иногородних студентов первого курса в условиях столичного мегаполиса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2015; 1: 92 - 98.

9. Кузьмина Я.В., Глебов В.В. Динамика адаптационных процессов иногородних студентов к условиям экологии большого города. Актуальные проблемы экологии и природопользования: сборник научных трудов. 2014: 346 - 349.

10. Глебов В.В. Состояние сердечно-сосудистой системы как адаптационный показатель в процессе развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 183 - 185.

References

1. Glebov V.V. Informacionnye tehnologii v sisteme social'no-gigienicheskogo monitoringa. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2013; 2: 53 - 56.

2. Pitkevich M.Yu., Glebov V.V., Radysh I.V., Chizhov A.Ya. Ocenka vliyaniya akusticheskogo vozdejstviya na psihofunkcional'noe sostoyanie studentov. Tehnologii zhivyh sistem.2016; 7: 65 - 69.

3. Glebov V.V., Kuz'mina Ya.V. 'Ekologo-psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii inogorodnih studentov pervogo kursa v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» 2015; 2: 92 - 98.

4. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.

5. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 1: 45 - 51.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 29 noyabrya 2016 g. n 794-pp. Available at: http://potrebkor.ru/minimum-moskva.html

7. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka»: uchebnoe posobie: v 2 ch. Moskva: RUDN, 2013; Ch. 1.

8. Glebov V.V., Kuz'mina Ya.V. 'Ekologo-psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii inogorodnih studentov pervogo kursa v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2015; 1: 92 - 98.

9. Kuz'mina Ya.V., Glebov V.V. Dinamika adaptacionnyh processov inogorodnih studentov k usloviyam 'ekologii bol'shogo goroda. Aktual'nye problemy 'ekologii iprirodopol'zovaniya: sbornik nauchnyh trudov. 2014: 346 - 349.

10. Glebov V.V. Sostoyanie serdechno-sosudistoj sistemy kak adaptacionnyj pokazatel' v processe razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 183 - 185.

Статья поступила в редакцию 27.01.17

УДК 339. 137

Mustafaeva A.R., Cand. of Sciences, senior lecturer, Dagestan State Technical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

MORAL CULTURE IN CONDITIONS OF FAMILY UPBRINGING. Family is the most important thing we create in our life. The state of the family defines the state of the whole society. A sound society is generated by sound families. A healthy family is obliged to moral parents the same way, as a healthy society is obliged to a healthy family. The moral component of spiritually-moral education is formed by the practical work with consciousness and the external behavior of a person in his relationship to the natural world and the world of people and is the result of education, reflecting the value orientations of the individual. The author concludes that the most important task in any society is the need to create conditions for achieving effective socialization of its members. Effective socialization involves a balance of human adaptation in the society and isolation in it.

Key words: family, society, tradition, personalities, children, education, pedagogies.

А.Р. Мустафаева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье говорится о том, что семья является фундаментом любого общества. Насколько прочен будет фундамент, настолько прочным будет всё общество. Здоровое общество порождается здоровыми семьями. Крепкая семья во всём обязана благонравным родителям, так же как надёжное общество - крепкой семье. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности. Автор делает вывод о том, что наиболее важной задачей в любом обществе является необходимость создания условий для достижения его членами эффективной социализации. Эффективная социализированность предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем.

Ключевые слова: семья, общество, традиции, личность, ребёнок, образование, педагогика.

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно». Нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:

• Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире ребёнок развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

• В-четвертых, нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что Родина начинается с семьи. От того, какие отношения складываются между членами маленькой ячейки общества, зависит нравственное лицо будущего гражданина. Вся история развития человечества свидетельствует о том, что именно в семье люди находят смысл своего душевного благополучия и ощущение счастья [1, с. 16].

Проходят годы, столетия, а ценностная роль семьи только возрастает. Из глубины веков и до сегодняшнего дня семья оказалась той единственной реальностью, в которой протекает основная смыслообразующая часть жизни каждого из нас. Именно в семье формируется стереотип поведения человека, оценка им окружающей действительности, реакция на поступки других людей. Институт семьи был и остаётся незыблемым, стабильным, значимым фактором в жизни людей. Семейный опыт предшествующих поколений является безусловной ценностью для общества.

Недаром социолог Макс Вебер говорил: «Общество формируется в тесной зависимости от того, как воспитывались в юности индивидуумы, являющиеся членами этого общества» [2, с. 123].

Проблема развития семьи и её роли в воспитании подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания ученых различных отраслей науки. Для любого общества значение института семьи и умение управлять ею имеет первостепенное значение, потому что от ее состояния и жизнеустойчивости в значительной мере зависит качество воспроизводства потомства, населения, т. е. будущее человечества. В семье не только воспроизводится население, удовлетворяются и формируются материальные потребности человека, но и создаются, поддерживаются определенные традиции, осуществляется взаимосвязь поколений. Любое общество заинтересованно в развитии и совершенствовании экономики и культуры, в передаче будущим поколениям накопленных нравственных и духовных ценностей, во всестороннем и гармоничном развитии личности. Семья как одно из самых многогранных социальных явлений, первичная социальная ячейка общества, объединяющая в себе биологические, нравственные, идеологические и психологические отношения, создает условия для гармоничного развития индивида. Её развитие, как в социальном, так и в индивидуальном аспекте, представляет собой сложный и противоречивый процесс. Исследование семьи, выявление ее особенностей в постсоветский период, когда республики бывшего советского Востока приобрели независимость и встали на путь самостоятельного развития, имеет не только познавательное, но и огромное практическое значение в определении роли и места института семьи в трансформирующемся обществе [3].

Все эти проблемы прямо или косвенно связаны с семьей, где рождается, вырастает и воспитывается человек, где главным образом формируется его социально-профессиональная ориентация, репродуктивная установка и миграционная направленность. Особенно возрастает роль семьи в условиях политической нестабильности и глубокого экономического кризиса, когда она практически становится единственной гарантией сохранения общественно-потребного социального поведения, действий и поступков, моральной ответственности при полном бездействии

официальных структур и всеобщего обнищания населения. Именно семья в критические моменты истории поддерживает здоровое начало нации, нравственную чистоту и способствует возрождению духа и энергии нации.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста и социального происхождения. Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности, что обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса.

Нравственная оценка - это внутренняя мера, которой пользуется человек в своем отношении, как к своему собственному поведению, так и к поведению других людей, общественных событий и явлений. Она обусловливается опытом человека и мировоззрением, информацией о предмете оценки [4].

Нравственное воспитание рассматривается в современной педагогике как целостный процесс, направленный на формирование у подростков и молодежи нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, а также нравственных черт личности, которые определяются общеобразовательной программой. В процессе воспитания общественные нормы становятся внутренними регуляторами поведения каждого человека. Осознанные и усвоенные человеком нравственные принципы приобретают новые функции саморегуляции, становятся основой самоусовершенствования личности, а из-за этого и общества. Общество производит человека как человека, так и он производит общество. Следовательно, нравственное воспитание входит в систему формирования целостной личности, которая характеризуется единством сознания, нравственных мотивов поведения и общественно полезной деятельности. Традиции и обычаи семьи являются одним из древних и эффективных средств и методов воспитания подрастающих поколений, сформированных временем.

Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством морально-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к нравственному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело. При всей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу, каждой матери. Хорошо воспитать своего ребёнка может каждый человек, если только он действительно этого захочет, а, кроме того, это дело приятное, радостное. Совсем другое дело - перевоспитание. Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, мало о нём думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда уж нужно многое переделывать, поправлять. Перевоспитание требует больше сил, больше знаний, больше времени. А, кроме того, работа по перевоспитанию личности - это работа не только более трудная, но и сложная. Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.

Таким образом, нравственное воспитание предполагает организованное целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и разработки навыков и умений нравственного поведения. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности. Родители всегда должны помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно. Очень много ошибок в семейной работе происходит оттого, что родители как будто забывают, в какое время они живут. Семья должна руководить чувствами своих детей. Наиболее важной задачей в любом обществе является необходимость создания условий для достижения его членами эффективной социализации. Эффективная социализированность предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.