Научная статья на тему 'Роль психосоциальных и экономических факторов среды в динамике эпидемий холеры в Африке в период 1992-2012 гг'

Роль психосоциальных и экономических факторов среды в динамике эпидемий холеры в Африке в период 1992-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИДЕМИЯ ХОЛЕРЫ / CHOLERA EPIDEMIC / АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / AFRICAN COUNTRIES / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / HEALTH OF POPULATION / ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хломай К.О., Родионова О.М.

В статье представлены статистические данные экспертов Всемирной организации здравоохранения по заболеванию холерных эпидемий в Африке в период 1992 2012 гг. Даётся эпидемиологическое положение Африки. Описывается влияние комплекса факторов социо-экономической среды, влияющее на течение эпидемии на африканском континенте. Среди представленных факторов основными были следующие: отсутствие доброкачественной воды, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, высокая миграционная активность населения, социо-культурные и этнические особенности африканских народностей, гражданские войны. Даны результаты динамики вспышек холеры в странах Африканского континента по годам и странам. Выявлены комплексные факторы окружающей среды, воздействующие на рост холерных эпидемий в Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хломай К.О., Родионова О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHOSOCIAL AND ECONOMIC FACTORS IN THE DYNAMICS OF CHOLERA EPIDEMICS IN AFRICA DURING THE PERIOD OF 1992-2012

The article presents statistical data of experts of World Health Organization on a disease of cholera epidemics in Africa since the period of 1992 2012. Epidemiological position of Africa is described. The research analyses the influence of the socioeconomic environment on the current epidemic situation in the continent. Among the presented factors the following are of the most importance: the lack of good-quality water, unsatisfactory sanitary and hygienic conditions, high migratory activity of the population, sociocultural and ethnic features of African nationalities, civil wars. The results of the dynamics of outbreaks of cholera in the countries of Africa include the data in accordance with years and certain countries. The complex factors of the environment influencing the growth of cholera epidemics in Africa are revealed.

Текст научной работы на тему «Роль психосоциальных и экономических факторов среды в динамике эпидемий холеры в Африке в период 1992-2012 гг»

шее экологическое состояние на Кавказе, местная здоровая пища не угнетает иммуную систему жителей, что положительное сказвается на здоровье.

Аллергические реакции, всегда легче предотвратить, чем впоследствии проводить дорогостоящее лечение. В этой связи,

Библиографический список

для уменьшения риска возникновения аллергических реакций в студенческой среде необходимо использовать в рационе натуральные продукты (здоровое питание), вести здоровый образ жизни (не курить и пить), соблюдать режим труда и отдыха, а также активно использовать занятия физкультурой и спортом.

1. Глебов В.В., Кузьмина Я.В. Эколого-психофизиологические особенности адаптации иногородних студентов первого курса в условиях столичного мегаполиса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2015; 1: 92 - 98.

2. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. ВестникРУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014; 2: 89 - 95.

3. Arakelov G.G., Glebov V.V. Psychology future in development of neurosciences. Psychology in Russia: State of the Art. 2010; Т. 3: 181 - 194.

4. Сошников Е.А., Аникина Е.В. Глебов В.В. Динамика адаптации китайских и африканских студентов в условиях Москвы. Эколого-фи-зиологические проблемы адаптации: сборник научных материалов XV Всероссийского симпозиума с международным участием: Москва, РУДН, 2012: 287 - 289.

5. Рочева В.П., Тюлькина Л.Ф., Югова М.О. Исследование взаимосвязи между уровнем успеваемости и частотой аллергии у студентов ВУЗ. Уральский медицинский журнал. 2013; 6: 139 - 144.

6. Моисеева О.А., Глебов В.В. Экология и аллергические отклонения в России Федерации. Успехи современного естествознания. 2013: 54.

References

1. Glebov V.V., Kuz'mina Ya.V. 'Ekologo-psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii inogorodnih studentov pervogo kursa v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2015; 1: 92 - 98.

2. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2014; 2: 89 - 95.

3. Arakelov G.G., Glebov V.V. Psychology future in development of neurosciences. Psychology in Russia: State of the Art. 2010; T. 3: 181 - 194.

4. Soshnikov E.A., Anikina E.V. Glebov V.V. Dinamika adaptacii kitajskih i afrikanskih studentov v usloviyah Moskvy. 'Ekologo-fiziologicheskie problemy adaptacii: sbornik nauchnyh materialov XV Vserossijskogo simpoziuma s mezhdunarodnym uchastiem: Moskva, RUDN, 2012: 287 - 289.

5. Rocheva V.P., Tyul'kina L.F., Yugova M.O. Issledovanie vzaimosvyazi mezhdu urovnem uspevaemosti i chastotoj allergii u studentov VUZ. Ural'skij medicinskij zhurnal. 2013; 6: 139 - 144.

6. Moiseeva O.A., Glebov V.V. 'Ekologiya i allergicheskie otkloneniya v Rossii Federacii. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2013: 54.

Статья поступила в редакцию 27.05.16

УДК 159.099

Hlomayi K.O., Master, Department of Trial Ecology with a Course of Ecology of the Human, the Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: kundayihlomayi117@gmail.com

Rodionova O.M., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Trial Ecology with a Course of Ecology of the Human, the Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: proktor6@mail.ru

THE ROLE OF PSYCHOSOCIAL AND ECONOMIC FACTORS IN THE DYNAMICS OF CHOLERA EPIDEMICS IN AFRICA DURING THE PERIOD OF 1992-2012. The article presents statistical data of experts of World Health Organization on a disease of cholera epidemics in Africa since the period of 1992 - 2012. Epidemiological position of Africa is described. The research analyses the influence of the socioeconomic environment on the current epidemic situation in the continent. Among the presented factors the following are of the most importance: the lack of good-quality water, unsatisfactory sanitary and hygienic conditions, high migratory activity of the population, sociocultural and ethnic features of African nationalities, civil wars. The results of the dynamics of outbreaks of cholera in the countries of Africa include the data in accordance with years and certain countries. The complex factors of the environment influencing the growth of cholera epidemics in Africa are revealed.

Key words: cholera epidemic, African countries, health of population, environment factors.

К.О. Хломай, магистр каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: kundayihlomayi117@gmail.com

О.М. Родионова, канд. мед. наук, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail:proktor6@mail.ru

РОЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ В ДИНАМИКЕ ЭПИДЕМИЙ ХОЛЕРЫ В АФРИКЕ В ПЕРИОД 1992-2012 гг.

В статье представлены статистические данные экспертов Всемирной организации здравоохранения по заболеванию холерных эпидемий в Африке в период 1992 - 2012 гг. Даётся эпидемиологическое положение Африки. Описывается влияние комплекса факторов социо-экономической среды, влияющее на течение эпидемии на африканском континенте. Среди представленных факторов основными были следующие: отсутствие доброкачественной воды, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, высокая миграционная активность населения, социо-культурные и этнические особенности африканских народностей, гражданские войны. Даны результаты динамики вспышек холеры в странах Африканского континента по годам и странам. Выявлены комплексные факторы окружающей среды, воздействующие на рост холерных эпидемий в Африке.

Ключевые слова: эпидемия холеры, африканские страны, здоровье населения, факторы окружающей среды.

Холера (от др.-греч. хоЛп «желчь» и рЁш «теку») — острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями вида МЬпос1ю1егае [1]. Все способы передачи холеры являются вариантами фе-кально-орального механизма. Источником инфекции является человек — больной холерой и здоровый (транзиторный) вибри-ононоситель, выделяющие в окружающую среду МЬпосЬю1егае

с фекалиями и рвотными массами. Течение болезни характеризуется поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой.

Большое значение при распространении заболевании холерой играют здоровые вибриононосители. Соотношение носители/больные может достигать 4:1 при ва-

рианте Vibriocholerae O1 и 10:1 при non-O1 Vibriocholerae [2].

Распространяется холера, как правило, в форме эпидемий, основные из которых распространены в Африке, Латинской Америке, Индии и Юго-Восточной Азии [3].

Вначале 1980-х уровень смертности от холеры оценивалась высокой и составляла больше 3 миллионов смертей в год [3]. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2010 году, на Земле отмечалось от 3 до 5 миллионов случаев заболевания холерой, которые в 100—130 тысяч заканчивались смертельными случаями [4]. Заболевания холерой случаются часто и в основном в развивающихся странах [5]. Однако точное количество случаев инфицированных больных выявить очень трудно т.к. часто власти боятся, что информация об эпидемии холеры может резко снизить или даже закрыть приток туристов в этих странах [6].

Эпидемиологическое положение Африки. При анализе эпидемических проявлений холеры на территории стран Африки (2007 - 2012 гг.) отмечено формирование эндемичных очагов в странах Восточной Африки (Зимбабве, Кения, Замбия, Сомали, Танзания, Уганда, Мозамбик), в Западной Африки (Нигерия, Гана) и Центральной Африки (Демократическая Республика Конго, Камерун, Ангола), где определяется неблагоприятный прогноз [7].

На основании данных экспертов ВОЗ о холере в Африке (2007 - 2012 гг.) выявлено, что основными причинами и условиями эпидемиологического неблагополучия в этих странах связано с чрезвычайными ситуации (ЧС) природного характера [8]. К ним относили: наводнения, ведущие к разрушению канализационных систем и заражению поверхностных водоемов, используемых для питьевого водоснабжения. Такие ЧС были отмечены в Анголе (2007 г.), в Мозамбике (2008, 2011 гг.), в Кении в (2008, 2010,

2011 гг.), в Зимбабве (2008 г.), в Уганде (2010 г.), в Сомали (2010 -

2012 гг.), в Нигерии в (2011 г.) в Камеруне (2010, 2011 гг.), в Демократической Республике Конго (2011 г.), в Чаде (2010, 2011 гг.) в Малави, в Нигерии, в Сьерра-Леоне, в Гане, в Мали, (2012 г.). Также засухи и нехватка воды были отмечены в Кении (2010 г.), в Анголе (2010 г.) в Сомали (2010 - 2012 гг.), в Нигере (2012 г.) [9].

Среди социальных факторов, которые способствовали развитию эпидемий, были связаны отсутствием доброкачественной воды, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия

Библиографический список

в странах Африки (Сомали, Зимбабве, Демократическая Республика Конго, Ангола, Камерун, Мозамбик, Уганда, Бурунди, Сьерра-Леоне, Замбия, Гана, Гвинея) [10].

Также высокий уровень миграции населения внутри стран и особенно на территории, в которых распространено заболевание холерой также оказывало положительный характер на рост заболеваемости холеры [11].

Психосоциальные и социокультурные особенности африканских народностей также повышают риски возникновения и распространению заболеваний холерой. Так например, традиции и обычаи разных этнических групп населения (поминальные обеды) способствовали распространению холеры (Зимбабве, 2008 г.) [12]. К этому также стоит добавить распространённую традицию многих африканце употреблять зараженную пищу или жидкость (потребление сырых или недоваренных моллюсков, питье воды из водоемов и рек).

Из-за плохо питания у многих африканцев отмечается ослабленная иммунная система. Также выявлено, что увеличивается риск заболеть холерой у людей имеющих низкий уровень желудочной кислоты и наличие нулевой группы крови [13].

Гражданские войны и беспорядки внутри африканских стран, в Анголе (2007, 2008 гг.), Демократической Республике Конго (2008, 2012 гг.), Сомали (2012 г.), Мали (2012 г.) способствовали возникновению и распространению эпидемий [10].

Смертельность от холеры имела разное процентное соотношение в разных африканских стран. Она варьировала от 1,78 % (2005 г.) до 3,21 % (2008 г.), достигая 10 % (Нигер, 2005 г.; Камерун, Гана, 2007 г., Буркина-Фасо, 2011 г.), 13 % и 15% (Центрально-Африканская Республика, 2004 и 2011 гг.), 16 % (Чад, 2005 г.), 54 % (Сомали, 2008 г.). Это связано в первую очередь с качеством медицинской помощи и нехваткой лекарств [11].

Заключение. Затронутые актуальные вопросы холерных заболеваний в Африке указывают на значимость проблемы на глобальном уровне. Сохраняющаяся тенденция роста заболеваемости на африканском континенте приводят к крупным вспышкам и эпидемиям проживающего населения.

В отмеченном временном периоде в Африке сохраняется напряженная эпидемическая ситуация по холере, которая не имеет выраженной тенденции к ослаблению. Ряд эпидемиологических особенностей современной холеры не позволяют полностью предотвратить её международное распространение.

1. Черкасский Б.Л. Глобальная эпидемиология. Москва: Практическая медицина, 2008.

2. World Health Organization. Cholera vaccines: WHO position paper. Wkly Epidemiol. Rec. 2010; 85 (13): 117-128.

3. Москвитина Э.А. Современные тенденции в развитии седьмой пандемии холеры. Проблемы особо опасных инфекций. 2008; 1 (95): 22-26.

4. Cholera, 2009. Wkly Epidemiol. Rec. 2010; 85 (31): 293-308.

5. Родионова О.М., Глебов В.В. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека»: учебное пособие: в 2 ч. М.: РУДН, 2013; Ч. 1.

6. Paz S. Impact of temperature variability on cholera incidence in Southeastern Africa, 1971-2006. Ecohealth. 2009; 6 (3): 340-345.

7. The International Health Regulations (2005). Geneva: World Health Organization; 2006. (in Russian)

8. World Health Organization [Internet]. Cholera fact sheet. Geneva: WHO; 2010. Available at: http://wwv.who.int/mediacentre/factsheets/ fs107/en/index.html

9. World Health Organization [Internet]. Cholera fact sheet. Geneva: WHO; 2014. Available at: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/ fs109/ en/index.html

10. World Health Organization [Internet]. Cholera surveillance and number of cases. Geneva: WHO; 2007. Available at: http://www.who.int/ topics/cholera/surveillance/en/ index.html

11. World Health Organization. Cholera. 2011. Wkly Epidemiol. Rec. 2012; 87 (31-32): 288-303.

12. Глебов В.В. Экологическая психология: учебное пособие. Москва: РУДН, 2008.

13. Об эпидемиологической ситуации по холере в мире и прогнозе заболеваемости холерой на 2012 год. Available at: http://www. femida44.ru/biblioteka/akti_rf/109196-ob_ epidemiologicheskoj_situacii_po_holere_v_mire_i_prognoze.html

References

1. Cherkasskij B.L. Global'naya 'epidemiologiya. Moskva: Prakticheskaya medicina, 2008.

2. World Health Organization. Cholera vaccines: WHO position paper. Wkly Epidemiol. Rec. 2010; 85 (13): 117-128.

3. Moskvitina 'E.A. Sovremennye tendencii v razvitii sed'moj pandemii holery. Problemy osobo opasnyh infekcij. 2008; 1 (95): 22-26.

4. Cholera, 2009. Wkly Epidemiol. Rec. 2010; 85 (31): 293-308.

5. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka»: uchebnoe posobie: v 2 ch. M.: RUDN, 2013; Ch. 1.

6. Paz S. Impact of temperature variability on cholera incidence in Southeastern Africa, 1971-2006. Ecohealth. 2009; 6 (3): 340-345.

7. The International Health Regulations (2005). Geneva: World Health Organization; 2006. (in Russian)

8. World Health Organization [Internet]. Cholera fact sheet. Geneva: WHO; 2010. Available at: http://wwv.who.int/mediacentre/factsheets/ fs107/en/index.html

9. World Health Organization [Internet]. Cholera fact sheet. Geneva: WHO; 2014. Available at: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/ fs109/ en/index.html

10. World Health Organization [Internet]. Cholera surveillance and number of cases. Geneva: WHO; 2007. Available at: http://www.who.int/ topics/cholera/surveillance/en/ index.html

11. World Health Organization. Cholera. 2011. Wkly Epidemiol. Rec. 2012; 87 (31-32): 288-303.

12. Glebov V.V. 'Ekologicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: RUDN, 2008.

13. Ob 'epidemiologicheskoj situacii po holere v mire i prognoze zabolevaemosti holeroj na 2012 god. Available at: http://www.femida44.ru/ biblioteka/akti_rf/109196-ob_ epidemiologicheskoj_situacii_po_holere_v_mire_i_prognoze.html

Статья поступила в редакцию 27.05.16

УДК 316.62

Lubochnikov P.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Activity, Siberian State Technological University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: lubochnikov79@gmail.com Belova I.A., student, Institute of Electronic Distance Learning, Siberian State Technological University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: 89232972759@bk.ru

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AN INDIVIDUAL STYLE IN PROFESSIONAL WORK OF TEACHERS. The article presents a relevant research on a problem of an individual style in work of teachers. The authors identify their personal and professional characteristics that have a direct impact on their professional development. The work analyzes the main approaches of researchers to the object under study in psychological and pedagogical academic literature. The authors explain different stages of formation and their associated levels of formation of an individual style in work of teachers. It is shown that forming of an individual style of a teacher takes place in the course of his educational activities. It is found that the efficiency of an individual style at work among teachers is determined by such personal and professional features as professional orientation, professional identity, professional reflection, professional ability and temperament.

Key words: individual style in work of teachers, pedagogical orientation, professional identity, pedagogical reflection, teaching abilities, temperament.

П.Г. Лубочников, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский Государственный Технологический Университет, г. Красноярск, E-mail: lubochnikov79@gmail.com И.А. Белова, студент 5 курса Института электронно-дистанционного обучения, Сибирский Государственный Технологический Университет, г. Красноярск, E-mail: 89232972759@bk.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В статье представлена актуальность исследования индивидуального стиля трудовой деятельности педагогов, выявления их личностно-профессиональных особенностей, оказывающих непосредственное влияние на его становление. Проанализированы основные подходы исследователей по проблеме в психолого-педагогической литературе. Выделены этапы становления и соответствующие им уровни сформированности индивидуального стиля трудовой деятельности педагогов. Показано, что становление индивидуального стиля трудовой деятельности педагогов происходит в процессе их педагогической деятельности. Установлено, что эффективность индивидуального стиля трудовой деятельности педагогов определяется такими личностно-профессиональными особенностями, как профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональная рефлексия, профессиональные способности, темперамент.

Ключевые слова: индивидуальный стиль трудовой деятельности педагога, профессиональная направленность, профессиональное самосознание, профессиональная рефлексия, профессиональные способности, темперамент.

Интерес к проблеме индивидуального стиля трудовой деятельности (далее ИСТД) педагогов обусловлен тем, что в настоящее время в системе народного образования много нововведений, которые предъявляют более высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов. При их обучении основной упор делается на методическую подготовку, а личностно-профессиональные особенности, которые имеют непосредственное отношение к эффективности их деятельности, практически не анализируются и не развиваются. Тем не менее, как показывают многочисленные исследования в этой области, знание педагогами своих личностно-профессиональных особенностей способствует формированию наиболее эффективного для них ИСТД. Поэтому изучение ИСТД педагогов, выявление их личностно-профессиональных особенностей, оказывающих непосредственное влияние на формирование эффективного ИСТД, становится необходимым и актуальным вопросом.

Изучением ИСТД, в том числе педагогической, занимались: З.Н. Вяткина, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Давыдов, Е.П. Ильин,

B.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьев, Н.В. Кислинская, Е.А. Климов,

C.В. Кондратьев, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулют-кин, Т.В. Максимова, А.К.Маркова, В.С. Мерлин, Л.М. Митина, Н.Н. Никитина, А.Я. Никонова, Н.И. Петрова, В.А. Сластенин, В.А. Толочек и др.

Педагогическая деятельность, по мнению В.В. Давыдова, -это «создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения» [1, с. 134]. По мнению А.К. Марковой, педагогическая деятельность - это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, которое способствует его всестороннему развитию и выступает при этом как основа его саморазвития и самосовершенствования [2]. Согласно Н.Н. Никитиной и Н.В. Кис-

линской, педагогическая деятельность - это «объектно-субъектное преобразование личности» [3, с. 12].

Мы определим педагогическую деятельность как воспитывающее и обучающее взаимодействие субъектов образовательного процесса (учителя и ученика), направленное на формирование образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения, накопленных человечеством; создание условий для их личностного (интеллектуального, эмоционального и деятельностного) развития; одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Существенным фактором, влияющим на успешность педагогической деятельности, является ИСТД. Анализ литературы позволил нам выделить три основных подхода к изучению ИСТД педагогов:

1) В.Н. Келасьев, С.В. Субботин, Н.И. Петрова, З.Н. Вяткина рассматривают ИСТД педагогов в зависимости от свойств нервной системы и подвижности нервных процессов. ИСТД педагогов, в рамках данного подхода, понимается как система приёмов и способов деятельности, определяющаяся стойкими личными качествами и складывающаяся при положительном отношении личности к своей деятельности [4].

2) В.А. Кан-Калик, А.Г. Коваленко, В.М. Ступников, Б.И. Стрелец разделяют ИСТД педагогов на основании форм отношений, возникающих между педагогом и учащимся, и степени сотрудничества педагога с учащимися. ИСТД педагогов понимается авторами как система операций, определяющаяся целями и задачами педагогической деятельности, индивидуальными особенностями педагога, и обеспечивающая эффективное взаимодействие педагога с учащимися [5-7].

3) А.Г. Исмагилова, Э.Г. Костяшкин, Т.В. Максимова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.