Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование внедрения синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации'

Педагогическое проектирование внедрения синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYNERGETIC APPROACH / QUALIFICATIONS RAISING COURSES / ELECTRONIC PORTAL / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева А. О., Ганжа Н. В.

В статье отражена актуальность педагогического проектирования внедрения синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации. Содержится анализ психолого-педагогических источников по проблеме сформированности профессиональных компетенций у специалистов, получивших высшее образование. Рассматриваются принципы, которые авторами статьи определены как ведущие в целях эффективности обучения слушателей на курсах повышения квалификации в условиях реализации синергетического подхода. Приводятся компоненты, критерии и диагностические средства сформированности профессиональных компетенций у слушателей курсов повышения квалификации. Представлена модель обучения слушателей курсов повышения квалификации техническим дисциплинам на основе синергетического подхода. В ней отражены педагогические принципы обучения слушателей курсов повышения квалификации техническим дисциплинам, педагогические условия развития у них профессиональных компетенций (побудительная мотивация к познавательной деятельности слушателей, самоанализ, интерактивное субъект-субъектное общение и др.). Одним из важных аспектов экспериментальной работы является анализ использования субъектами образовательного процесса электронного портала, позволяющего слушателям курсов повышения квалификации: знакомиться с общей информацией о курсах, с рекомендуемой литературой для изучения технических дисциплин; отвечать на вопросы тестов и анкет; изучать материалы и рекомендации по усвоению дисциплин, глоссарий. Сделан вывод о том, что внедрение синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации обеспечивает развитие профессиональных компетенций специалистов технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошелева А. О., Ганжа Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN OF INTRODUCTION OF SYNERGETIC APPROACH IN TRAINING OF STUDENTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article presents the actuality of the pedagogical designing the implementation of synergistic approach in training of listeners. The article presents the analysis of the psychological-pedagogical sources on the issue of formation of the professional competencies of the specialists with higher education. The possibility of using the main authors’ principles with a view to grow effectiveness of training of listeners on qualifications raising courses in the conditions of realization of the synergistic approach. This paper demonstrates some components, criteria and diagnostic instruments to modeling professional competence of listeners on qualifications raising courses. The article presents the model of learning technical disciplines for the listeners of qualifications raising courses. The model based on a synergistic approach. It reflected pedagogical principles of training listeners of qualifications raising courses in technical subjects, pedagogical conditions of development of their professional competencies (incentive motivation to the cognitive activity of listeners, self-analysis, interactive subject-subject communication and so on.). The one of the important aspect of the experimental work is the analyze of usage by parties of the educational process of the electronic portal, which allows listeners of qualifications raising courses to get acquainted with the general information about the courses, with the recommended literature for the study of technical disciplines, answering questions of tests and questionnaires, study materials and guidance on study subjects and glossary. The conclusion was that the introduction of a synergistic approach to the qualifications raising courses of listeners ensures the development of professional competencies of technical specialists.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование внедрения синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации»

УДК 378.046.4

КОШЕЛЕВА Алла Олеговна Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева Академия ФСО России г. Орел, Россия

ГАНЖА Николай Владимирович

Елецкий государственный университет

им. И.А. Бунина

Академия ФСО России,

г. Елец, Россия

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье отражена актуальность педагогического проектирования внедрения синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации. Содержится анализ психолого-педагогических источников по проблеме сформированности профессиональных компетенций у специалистов, получивших высшее образование. Рассматриваются принципы, которые авторами статьи определены как ведущие в целях эффективности обучения слушателей на курсах повышения квалификации в условиях реализации синергетического подхода. Приводятся компоненты, критерии и диагностические средства сформированности профессиональных компетенций у слушателей курсов повышения квалификации. Представлена модель обучения слушателей курсов повышения квалификации техническим дисциплинам на основе синергетического подхода. В ней отражены педагогические принципы обучения слушателей курсов повышения квалификации техническим дисциплинам, педагогические условия развития у них профессиональных компетенций (побудительная мотивация к познавательной деятельности слушателей, самоанализ, интерактивное субъект-субъектное общение и др.). Одним из важных аспектов экспериментальной работы является анализ использования субъектами образовательного процесса электронного портала, позволяющего слушателям курсов повышения квалификации: знакомиться с общей информацией о курсах, с рекомендуемой литературой для изучения технических дисциплин; отвечать на вопросы тестов и анкет; изучать материалы и рекомендации по усвоению дисциплин, глоссарий. Сделан вывод о том, что внедрение синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации обеспечивает развитие профессиональных компетенций специалистов технического профиля.

Ключевые слова: синергетический подход, курсы повышения квалификации, развитие профессиональных компетенций, электронный портал.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-145-151

Alla O. KOSHELEVA

Turgenev Orel State University Russian Academy of Federal Protection Service

Orel, Russia

Nikolay V. GANZHA Bunin Yelets State University Russian Academy of Federal Protection Service

Yelets, Russia

[email protected]

PEDAGOGICAL DESIGN OF INTRODUCTION OF SYNERGETIC APPROACH IN TRAINING OF STUDENTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article presents the actuality of the pedagogical designing the implementation of synergistic approach in training of listeners. The article presents the analysis of the psychological-pedagogical sources on the issue of formation of the professional competencies of the specialists with higher education. The possibility of using the main authors' principles with a view to grow effectiveness of training of listeners on qualifications raising courses in the conditions of realization of the synergistic approach. This paper demonstrates some components, criteria and diagnostic instruments to modeling professional competence of listeners on qualifications raising courses. The article presents the model of learning technical disciplines for the listeners of qualifications raising courses. The model based on a synergistic approach. It reflected pedagogical principles of training listeners of qualifications raising courses in technical subjects, pedagogical conditions of development of their professional competencies (incentive motivation to the cognitive activity of listeners, self-analysis, interactive subject-subject communication and so on.). The one of the important aspect of the experimental work is the analyze of usage by parties of the educational process of the electronic portal, which allows listeners of qualifications raising courses to get acquainted with the general information about the courses, with the recommended literature for the study of technical disciplines, answering questions of tests and questionnaires, study materials and guidance on study subjects and glossary. The conclusion was that the introduction of a synergistic approach to the qualifications raising courses of listeners ensures the development of professional competencies of technical specialists.

Keywords: synergetic approach, qualifications raising courses, electronic portal

Усиление рационалистической доминанты в российском обществе и образовании, жестокие условия конкуренции на рынке труда способствовали тому, что специалисты стали испыты-

вать потребность в повышении своей квалификации. Это обосновано тем, что потребностям современных корпораций, ведомств и всевозможных учреждений отвечает привлечение к решению сложных задач тех специалистов, которые обладают высоким уровнем сформированно-сти профессиональных компетенций, развитыми аналитическими способностями, мобильностью в принятии решений и оценке уровня риска, широким профессиональным кругозором. Нельзя не отметить, что в целом появление рынка труда повысило ответственность специалистов за уровень профессиональных компетенций, приобретаемых и развиваемых в период обучения в высшей школе и на курсах повышения квалификации (далее - КПК).

Однако система КПК, по мнению авторов статьи, в настоящее время все еще не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к подготовке специалистов современным обществом и государством.

Многие вузы предлагают свои услуги по повышению квалификации и переподготовке кадров. Однако те стратегии, которые они используют, не всегда оправданны, иногда ошибочны и приводят к возникновению вопросов о гуманитарной и технической составляющих в процессе обучения слушателей КПК.

Вместе с тем существуют современные подходы к организации образовательного процесса специалистов, повышающих свою квалификацию в вузе. Анализ диссертационных исследований позволяет сделать вывод о том, что недостаточно уделяется внимание синергетиче-скому подходу. Известно, что синергетика как наука позволяет осуществить синтез научного знания, что очень важно для обучения слушателей КПК и побуждения их к собственным поискам и открытиям в профессиональной сфере.

Понимая синергетический подход в организации обучения слушателей КПК как учение о самоорганизации, можно утверждать, что такой подход позволит реализовать интеграцию сложных процессов (дидактического и др.), обеспечивающих в результате развитие профессиональных компетенций специалистов.

В целях эффективного внедрения синергетического подхода в образовательный процесс КПК авторами статьи разработана система педагогических принципов:

- системность знаний, требующая самоценности собственного опыта слушателя, ознакомления с положительной и негативной сторонами опыта профессиональной деятельности других сотрудников;

- многовариативность дидактического инструментария, предполагающая использование преподавательским составом современных методик и педагогических технологий в процессе обучения слушателей;

- комплексное использование профессионального и личностного потенциала каждого слушателя, предполагающее активное включение обучающегося в познавательную деятельность в рамках КПК;

- рефлексия в процессе обучения на КПК, используемая во взаимодействии субъектов образовательного процесса (в том числе: выступления на круглых столах, семинарах; подготовка публикаций, работа с материалами виртуального портала и т.д.);

- социальная активность и обратная связь (принцип, необходимый для кадрового аппарата ведомств в оценке сформированности необходимых для специалиста профессиональных компетенций и выстраивания индивидуальной траектории самосовершенствования сотрудника).

Синергетический подход в обучении слушателей КПК возможен только совместно с реализацией компетентностного подхода, который требует определения уровня сформирован-ности профессиональных компетенций у слушателей КПК на момент их прибытия в вуз для прохождения обучения [2]. Следует отметить, что за последние десять лет ученые-педагоги

уделяли большое внимание развитию категориального аппарата, касающегося компетентност-ного подхода в подготовке будущих профессионалов. В частности, исследователи уделяли внимание содержанию таких понятий, как компетенция, компетентность, профессиональные и иные виды компетенций (В.И. Байденко, Е.В. Бодаревская, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, А.А. Деркач, В.А. Ершов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев и др.). Вместе с тем в научных школах современных образовательных заведений активно ведутся работы, посвященные анализу уровней сформированности у выпускников вузов универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций, осмыслению их структуры, компонентов и показателей (Н.Б. Донская, Ю.В. Дулепова, Н.Н. Нечаев, Н.Д. Никандров, А.А. Скамницкий, М.Г. Тайчинов, Д.С. Цодикова, И.А. Чебанная, К.В. Шапошников, О.И. Шевченко, С.Е. Шишов и др.).

Анализ научных работ по реализации компетентностного подхода (С.В. Кривых, А.А. Ма-кареня, Д.А. Махотин, О.В. Ройтблат, Е.Ю. Сысоева, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, Ж.С. Шипулина и др.) в подготовке специалистов позволил выявить компоненты, критерии и уровни сформированное™ профессиональных компетенций у слушателей КПК (таблица 1):

Таблица 1 Критерии и диагностические средства оценки сформированности профессиональных компетенций у слушателей КПК в техническом вузе

Table 1 Criteria for diagnostics and evaluation of formation of professional competence of students in training courses in technical college

Критерии Диагностические средства

Мотивационный: - самостоятельная активность, проявляемая в познавательной и профессиональной деятельности; - проявление интереса к выбранной профессии; - самоконтроль своей деятельности; - умение управлять своей учебно-познавательной деятельностью - анкета «Синергетика-1»; - опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (А.А. Реан)

Когнитивный: - качество ранее приобретенных знаний (согласно требованиям, предъявляемым ФГОС ВО); - объем знаний в конкретных областях - тестовые задания по техническим дисциплинам (с применением математической системы Г. Раша); - контрольные задания; - индивидуальные собеседования

Операционно-деятельностный: - приобретение, усваивание и накапливание информации в профессиональной области (профессиональный кругозор); - обработка получаемой информации различными методами мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.); - применение имеющихся умений и навыков в ходе решения профессиональных задач - банк специальных заданий по направлению подготовки; - интерактивные задания (квест-игры, викторины, вставка пропусков в текст и др.); - расчетно-графические работы

Рефлексивный:

- способность слушателей осознанно и осмысленно (адекватно) давать отчет собственным действиям при помощи выработанных приемов и способов самооценки учебно-познавательной деятельности;

- самооценка способностей при выполнении профессиональных задач;

- субъективная оценка слушателей по отношению к непосредственному педагогическому процессу на основе синергетического подхода_

Мотивационный критерий характеризует отношение слушателя к процессу обучения на КПК. В основе этого критерия находятся мотивы личности, выполняющие следующие функции: личностное побуждение к расширению кругозора в профессиональной деятельности; самоуправление в процессе обучения; организация самообразования. Фактически учебная деятельность слушателей КПК вполне может рассматриваться как полимотивированная.

Когнитивный критерий выражается в виде совокупности проявлений системного мышления в процессе учебно-профессиональной и познавательной деятельности слушателей КПК. Данный критерий отражает некую систему научных знаний, позволяющему слушателю развивать уже приобретенные ранее профессиональные компетенции.

Операционно-деятельностный критерий сформированности профессиональных компетенций у слушателей КПК определяет закономерности проявления индивидуальных способностей (качеств) в различных видах деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова, такой подход позволяет специалистам проводить замену одного способа деятельности на другой «без замены» профессионально значимых качеств [3]. Операционно-деятельностный критерий определяется как самосознание специалиста в виде способностей к целеполаганию, идеальному проектированию своей учебно-профессиональной деятельности, предвидению результатов и самоопределению в условиях обучения на КПК.

Рефлексивный критерий характеризует осмысленное отношение слушателей КПК к результатам своей учебно-профессиональной деятельности, проведение самоанализа по достижениям в обучении; наличие способностей к выявлению своих ошибок в учебной деятельности и ошибок других специалистов, выработку обоснованных правильных выводов и проведение саморегулирования (коррекции) в процессе обучения на КПК.

В качестве основного инструмента при оценивании профессиональных компетенций слушателей КПК по когнитивному и операционально-деятельностному критериям наиболее приемлемым является анализ оценок, выставляемых преподавателями по итогам предварительного и итогового тестирования по техническим дисциплинам, выполнения расчетно-графических и иных видов практических работ.

Необходимо пояснить, что не все рассмотренные критерии поддаются прямому измерению и требуют интерпретации полученных результатов с их последующим анализом. На взгляд авторов статьи, целесообразно приведенные выше критерии считать интегральными при определении уровня сформированности профессиональных компетенций у слушателей КПК.

Принципы и критерии, выделенные и охарактеризованные с целью применения их для развития профессиональных компетенций слушателей КПК, нашли отражение в специальном педагогическом исследовании Н.В. Ганжи, в процессе выполнения которого была разработана модель обучения слушателей КПК техническим дисциплинам на основе синергетического подхода (рис. 1).

- методика В. Смекала и

- М. Кучера «Диагностика направленности личности»;

- анкета «Синергетика-2»

Рис. 1. Модель обучения слушателей КПК техническим дисциплинам на основе синерге-тического подхода

Fig. 1. Model of education of students in training courses of technical disciplines based on the synergetic approach

Одним из важных аспектов в процессе экспериментальной работы, проводимой со слушателями КПК технического профиля обучения в рамках педагогического исследования Н.В. Ганжи, является анализ использования субъектами образовательного процесса электронного портала

(рис. 2).

Примечание: № 1 - Общая информация о КПК, доска объявлений.

№ 2 - Рекомендуемая литература для изучения дисциплин.

№ 3 - Рекомендации по изучению дисциплин.

№ 4 - Материалы по изучению дисциплин.

№ 5 - Анкеты, тесты. № 6 - Дополнительная информация. № 7 - Глоссарий.

Рис. 2. Анализ обращений слушателей КПК к электронному порталу (2015/16 учебный год). Fig. 2. Analysis of appeals of students of training courses to electronic portal (2015-2016 academic

year)

Анализ обращений слушателей к разделам электронного портала позволил исследователю сделать следующий вывод: остро встает проблема актуализации учебного материала, связанная с бурным развитием науки и техники, а также информационных технологий. При этом преподаватели вынуждены чаще, как никогда ранее, изменять программы КПК, внося в них инновационные достижения современной науки, применяя новые педагогические подходы, среди которых синергетический занимает достойное место [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение синергетического подхода в обучение слушателей КПК будет с каждым годом еще более востребованным, обеспечивая развитие профессиональных компетенций специалистов технического профиля, а следовательно, гарантируя не только качество плановой разработки, но и трансферт новых технических технологий от стадии научной разработки до передачи на стадию реализации в профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ганжа Н.В., Кошелева А.О. Влияние синергетической модели на развитие профессиональных компетенций обучающихся в системе повышения квалификации в вузе // Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. - Орел: ОГУ. - 2015. - Выпуск 12 . - С. 14-18.

2. Кошелева А.О., Ганжа Н.В., Краснослободцев А.В. Синергетический подход к формированию содержания системы повышения квалификации в техническом вузе // Всероссийский научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические науки». - Краснодар. - 2015. - С. 201-203.

3. Шадриков В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.

REFERENCES

1. Ganzha N.V., Kosheleva A.O. Influence of synergetic model for the development of professional competencies of students in the system of training in high school, [Vliyaniye sinergeticheskoy modeli na razvitiye professional'nykh kompe-tentsiy obuchayushchikhsya v sisteme povysheniya kvalifikatsi v vuze]. Orel, 2015, no. 12, pp. 14-18.

2. Kosheleva A.O., Ganzha N.V., Krasnoslobodtsev A.V. Synergetic approach to the development of the content of continuing education in technical colleges, [Sinergeticheskiy podkhod k formirovaniyu soderzhaniya sistemy povysheniya kvalifikatsii v tekhnicheskom vuze]. Krasnodar, 2015, pp. 201-203.

3. Shadrikov V.D. Professional abilities, [professional'nyye sposobnosti]. Moscow, 2010, 320 p.

№ 1 17260

w

Ne 6 wo ->

928 N5S N«4 №3 N;2

615 820 1480 9701

Информация об авторе

Кошелева Алла Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики профессионального образования, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, сотрудник, Академия ФСО России, г. Орел, Россия

Ганжа Николай Владимирович, аспирант, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, сотрудник, Академия ФСО России,

г. Елец, Россия [email protected]

Получена: 12.12.2016

Для цитирования: Кошелева А.О., Ганжа Н.В., Педагогическое проектирование внедрения синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 1. с. 145-151. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-145-151.

Information about the author

Alla O. Kosheleva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Theory and Methods of Professional Education, Turgenev Orel State University, Officer, Russian Academy of Federal Protection Service, Orel, Russia

Nikolay V. Ganzha, Postgraduate Student, Bunin Yelets State University, Officer, Russian Academy of Federal Protection Service,

Yelets, Russia [email protected]

Received: 12.12.2016

For citation: Kosheleva, A.O., Ganzha, N.V., Pedagogical design of introduction of synergetic approach in training of students of professional development. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 1. Part. 1. Pp. 145-151.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-145-151. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.