Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе'

Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Татьяна Валерьевна, Коликова Елена Георгиевна

В статье рассматриваются особенности подготовки слушателей курсов повышения квалификации по формированию и развитию у них совокупности способов действия по осуществлению проектной деятельности в образовательном процессе. Представлены возможности использования диагностики профессионально-педагогической компетентности слушателей курсов повышения квалификации для достижения цели по формированию у них компетенций по осуществлению проектной деятельности. Выделены группы педагогических условий, необходимых для повышения эффективности процесса подготовки учителей по реализации проектной деятельности в процессе обучения. Определен комплекс дидактических условий: содержательные и методико-технологические, определение которых основывается на анализе задач, поставленных перед системой образования государством и обществом, особенностях проблемы реализации проектной деятельности в образовательном процессе, требованиях к профессионально-педагогической компетентности учителей. Раскрыта необходимость сочетания учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности учителей на курсах повышения квалификации, а также в после курсовой период. Предложены этапы формирования у слушателей умений по реализации проектной деятельности в обучении в рамках курсовой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уткина Татьяна Валерьевна, Коликова Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of increasing the training effectiveness of teachers’ educational institutions to implement project activities in the educational process

The article deal with the features of preparation for listeners of advanced training courses of formation and development of their combined modes of action for the implementation of project activities in the educational process. The using possibility of diagnostic of professional-pedagogical competence of listeners of advanced training courses in order to achieve the goal of formation of competencies for the implementation of project activities are presented. Group of pedagogical conditions necessary to improve the efficiency of teacher training process for the implementation of project activities in the learning process is highlighted. Complex of didactic conditions are detected: substantive and methodological and technological, the determination of which is based on the analysis of the tasks of the state and society, education system, especially the problems of implementation of project activities in the educational process, the requirements for professional and pedagogical competence of teachers. The need for a combination of teaching and learning, teaching and practice, and self-employment of teachers on advanced training courses, as well as after the exchange period is disclosed. The stages of skills formation for the implementation of project activities in the training within the course preparation are offered.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе»

УДК 371.13+378.091.398

Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе

Т. В. Уткина, Е. Г. Коликова

The ways of increasing the training effectiveness of teachers' educational institutions to implement project activities in the educational process

T. V. Utkina, E. G. Kolikova

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки слушателей курсов повышения квалификации по формированию и развитию у них совокупности способов действия по осуществлению проектной деятельности в образовательном процессе. Представлены возможности использования диагностики профессионально-педагогической компетентности слушателей курсов повышения квалификации для достижения цели по формированию у них компетенций по осуществлению проектной деятельности. Выделены группы педагогических условий, необходимых для повышения эффективности процесса подготовки учителей по реализации проектной деятельности в процессе обучения. Определен комплекс дидактических условий: содержательные и методико-технологические, определение которых основывается на анализе задач, поставленных перед системой образования государством и обществом, особенностях проблемы реализации проектной деятельности в образовательном процессе, требованиях к профессионально-педагогической компетентности учителей. Раскрыта необходимость сочетания учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности учителей на курсах повышения квалификации, а также в после курсовой период. Предложены этапы формирования у слушателей умений по реализации проектной деятельности в обучении в рамках курсовой подготовки.

Abstract. The article deal with the features of preparation for listeners of advanced training courses of formation and development of their

combined modes of action for the implementation of project activities in the educational process. The using possibility of diagnostic of professional-pedagogical competence of listeners of advanced training courses in order to achieve the goal of formation of competencies for the implementation of project activities are presented.

Group of pedagogical conditions necessary to improve the efficiency of teacher training process for the implementation of project activities in the learning process is highlighted. Complex of didactic conditions are detected: substantive and methodological and technological, the determination of which is based on the analysis of the tasks of the state and society, education system, especially the problems of implementation of project activities in the educational process, the requirements for professional and pedagogical competence of teachers.

The need for a combination of teaching and learning, teaching and practice, and self-employment of teachers on advanced training courses, as well as after the exchange period is disclosed.

The stages of skills formation for the implementation of project activities in the training within the course preparation are offered.

Ключевые слова: проектная деятельность, диагностика, педагогические условия, дидактические условия, профессионально-педагогические компетенции.

Keywords: project work, diagnostics, pedagogical conditions, didactic conditions, professional and pedagogical competence.

Т. В Уткина, Е Т. Крликдва

Направления повышения эффективности подготовки педагогов.

ЧИППКРО

Современный этап развития общего образования характеризуется серьезными изменениями, которые затрагивают различные стороны ее деятельности. Изменения, происходящие в системе образования, оказали значительное влияние на содержание и планируемые результаты, предъявляемые к естественно-математическому и технологическому образованию, отражающие общие принципы преобразующей деятельности человека и направленные на обеспечение понимания учащимися сущности современных материальных, информационных и естественнонаучных технологий и перспектив их развития.

Предметы естественно-математической и технологической направленности выступают в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывают способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивают прикладную направленность общего образования [1].

Одним из важнейших преобразований в системе образования является введение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который выдвигает новые требования к квалификации учителя и ставит перед ним задачи по реализации в образовательном процессе форм и методов, ориентированных на проектную деятельность учащихся.

Вполне очевидно, что успех реализации проектной деятельности в образовательном процессе во много определяется тем, насколько учитель убежден в ее необходимости, достаточно ли высок уровень его знаний по этой проблеме, обладает ли он необходимыми профессиональными компетенциями. На основе выше сказанного, возрастает актуальность разработки, соответствующей системы подготовки слушателей курсов повышения квалификации, в контексте формирования и развития у них совокупности способов деятельности по осуществлению проектной деятельности в образовательном процессе.

Слушатели курсов повышения квалификации отличаются друг от друга целой совокупностью индивидуально-психологических особенностей, практической деятельностью, ценностными ори-ентациями, мировоззрением, уровнем профессиональных компетенций и т. д. В связи с этим особое значение для достижения цели по формированию у слушателей компетенций по осуществлению проектной деятельности при изучении предмета приобретает проблема диагностики профессионально-педагогической компетентности слушателей курсов повышения квалификации на всех этапах их подготовки и повышения квалификации, выраженной в простых и одновременно научно сформулированных показателях. Еще К. Д. Ушинский ввел основополагающий принцип органической связи педагогики и психологии, отмечая, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [2, с. 23].

Именно диагностика, особенно вначале курсовой подготовки, позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности учителей, сориентироваться в их профессиональных интересах, запросах, потребностях и на этой основе строить учебный процесс в системе повышения квалификации. Нами определены следующие направления по использованию данных входной диагностики уровня подготовки слушателей:

1) определение мотивов и готовности слушателей по реализации проектной деятельности в образовательном процессе;

2) определение уровня профессионально-педагогических знаний, компетентностей учителей по реализации проектной деятельности;

3) определение оптимальной организации учебного процесса повышения квалификации учителей естественно-математических и технологических дисциплин;

4) определение содержания теоретических вопросов адекватных обозначенной проблеме и выявленному уровню знаний слушателей по проблеме реализации проектной деятельности в образовательном процессе;

5) изучение эффективности и результативности учебного процесса подготовки учителей к реализации проектной деятельности в образовательном процессе на основе изменений в

Научно-теоретический журнал

97

Выпуску4 (29) • 2016

уровне теоретических знаний и умений, роста их профессионального мастерства;

6) определение возможностей каждого слушателя в плане повышения квалификации, принятия индивидуальных решений о выборе самообразовательной деятельности, а также желаемой ориентации на приобретение определенной совокупности способов деятельности по выделенной проблеме на курсах повышения квалификации.

Разработанная нами система подготовки учителей естественно-математических и технологических дисциплин к реализации проектной деятельности при изучении предмета может эффективно функционировать и развиваться лишь при наличии определенных педагогических условий. Анализируя различные подходы к определению условий [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9], необходимых для повышения эффективности процесса подготовки учителей по реализации проектной деятельности в процессе обучения учащихся, нами выделены внешние (объективные) и внутренние (субъективные) педагогические условия.

В первую группу педагогических условий мы отнесли:

1) предъявляемые школьному естественно-математическому и технологическому образованию требования общества, отражающие тенденцию реализации проектной деятельности, как в науке, так и в школьном образовании;

2) уровень развития проектной деятельности на современном этапе;

3) состояние школьного естественно-математического и технологического образования в контексте реализации проектной деятельности в образовательном процессе, в том числе профессионально-педагогическая подготовленность учителей естественно-математических и технологических дисциплин к этой деятельности;

4) методические установки реализации проектной деятельности в учебных программах, учебниках, методических рекомендациях по предметам, стандартах, предметных концепциях, а также в содержании требований, предъявляемых к учителям;

5) педагогическая позиция учителей естественно-математических и технологических дисциплин конкретного коллектива школы, а также наличие положительной мотивации учите-

лей к осуществлению проектной деятельности в образовательном процессе.

Вторую группу педагогических условий подготовки учителей составляют:

1) уровень теоретической и методической подготовки учителей естественно-математических и технологических дисциплин по реализации проектной деятельности в образовательном процессе;

2) развитое проектное мышление;

3) владение методикой и техникой реализации проектной деятельности в процессе изучения своего предмета;

4) определенный педагогический опыт реализации проектной деятельности в обучении учащихся;

5) достаточно высокий уровень развития интеллектуальных умений (видение проблемы, самостоятельность, критическое мышление и т. д.).

Педагогические условия второй группы необходимы для достижения достаточного уровня профессионально-педагогической компетентности, создания определенного методико-дидактического комплекса, направленного на реализацию проектной деятельности в образовательном процессе.

Немаловажное значение для повышения эффективности подготовки слушателей курсов повышения квалификации имеет мотивацион-ная группа условий, определяющих профессиональную направленность личности, принятие проблемы реализации проектной деятельности при обучении учащихся, приобретение поискового творческого характера их профессиональной деятельности.

Создание методической системы подготовки учителей по реализации проектной деятельности в образовательном процессе, направленной на достижение запланированных результатов подготовки слушателей в соответствии с требованиями к профессионально-педагогической компетентности учителей позволила нам выделить два комплекса дидактических условий.

Первый комплекс включает содержательные условия:

1) стимулирование познавательной деятельности учителей в рамках проблемы реализации проектной деятельности;

2) повышение их мотивации в овладении основами проектной деятельности;

Т. В Уткина, Е Т. Крлщова

Направления повышения эффективности подготовки педагогов.

ЧИППКРО

3) развитие проектного мышления;

4) активное включение учителей в образовательный процесс курсов повышения квалификации, в рамках которых осуществляется их подготовка к деятельности по реализации проектной деятельности в образовательном процессе;

5) использование ресурсов послекурсового периода, направленного на организацию самообразовательной деятельности учителей по совершенствованию и развитию знаний, умений и компетенций по проблеме проектной деятельности.

Второй комплекс - методико-технологичес-кие условия:

1) организация самостоятельной работы слушателей на курсах повышения квалификации по освоению теоретических и практических вопросов реализации проектной деятельности в образовательном процессе;

2) использование проблемных методов обучения учителей;

3) сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности учителей на курсах повышения квалификации;

4) специально организованное непосредственное и опосредованное общение учителей в процессе обучения;

5) использование различных форм учебных занятий с преобладание проектной самостоятельной деятельности слушателей;

6) осуществление научно-исследовательской работы учителей в области проблемы реализации проектной деятельности в образовательном процессе.

Перечисленные выше условия обуславливают эффективность подготовки слушателей по реализации проектной деятельности в образовательном процессе.

Определение этих условий, способствующих повышению эффективности подготовки слушателей курсов повышения квалификации по реализации проектной деятельности в обучении учащихся, основываются на анализе задач, поставленных перед системой образования государством и обществом, особенностью проблемы реализации проектной деятельности в образовательном процессе, требованиями к профессионально-педагогической компетентности учителей.

Обязательным условием эффективной подготовки учителей в рамках выделенной проблемы является сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности учителей на курсах повышения квалификации, а также в послекурсо-вой период.

Учебно-познавательная деятельность ориентирована на познание теоретических основ реализации проектной деятельности при изучении предмета, способов организации проектной деятельности, овладение учителем методикой реализации проектной деятельности в образовательном процессе.

В процессе учебно-практической деятельности учителя выполняют практические задания, направленные на разработку учебных занятий, включающих проектную деятельность учащихся, анализ программ по предметам, отбор содержания, позволяющего осуществлять проектную деятельность, подбор и разработку заданий, требующих применения метода проектов.

Самостоятельная практическая деятельность включает организацию учебной работы с учащимися на основе конструирования различных способов педагогической деятельности по реализации проектной деятельности в образовательном процессе.

При формировании компетенций в области реализации проектной деятельности при изучении предмета важным является не только обеспечение их знаниями о сущности и структуре данной деятельности, но и практическое овладение ими. В процессе подготовки учителей естественно-математических и технологических дисциплин нами разработано пошаговое формирование у слушателей умений по реализации проектной деятельности в обучении, которое включает четыре этапа.

1 этап - диагностический. Его суть в организации рефлексивного анализа слушателей своих затруднений в деятельности по реализации проектной деятельности в практике преподавания своего предмета, поиск причин.

На основе сопоставления самооценки учителей с реальной оценкой готовности их к реализации проектной деятельности, преподаватель выделяет уровни профессионально-методических знаний, умений и компетенций слушателей.

Научно-теоретический журнал

99

Выпуск4 (29) • 2016

2 этап - организация цикла учебных занятий по оказанию методической помощи учителю в реализации проектной деятельности в образовательном процессе. Особенность этих учебных занятий в том, что они направлены не только на освоение компетенций по осуществлению проектной деятельности, но и снятию затруднений в методической деятельности учителя при реализации этой деятельности в обучении. Оказание помощи по преодолению затруднений организуется через систему групповых и индивидуальных консультаций, а также работы со слушателями в период самообразования.

3 этап - моделирование слушателями учебного процесса на основе проектной деятельности. Слушатели объединяются в группы в соответствии с уровнем профессионально-методической подготовки и моделируют различные формы учебных занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности, способствующих эффективной реализации проектной деятельности в образовательном процессе, разрабатывают единые подходы и требования к осуществлению проектной деятельности в обучении учащихся. Такое обучение представляет собой определенную организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности слушателей посредством широкого, комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.

4 этап - повторная диагностика и самодиагностика знаний и умений по проблеме реализации проектной деятельности в образовательном процессе. В результате рефлексии слушатели оценивают свое продвижение и самоопределяются на после курсовой период: определяют цели, связанные с самообразованием, с участием различных форм повышения квалификации.

В заключение необходимо отметить, что разработанной системе подготовки учителей естественно-математических и технологических дисциплин по реализации проектной деятельности в образовательном процессе присущи все основные признаки педагогических технологий, таких как: диагностируемое целепола-гание, гарантированная результативность, воспроизводимость обучения и результатов, системность и целостность, управляемость. Однако эффективность курсовой подготовки зависит от умения учителя постоянно наращивать свои

профессионально-педагогические компетенции, расширять и углублять знания, накапливать и совершенствовать умения в области реализации проектной деятельности в образовательном процессе.

Библиографический список:

1. Коликова Е. Г. Роль межпредметных понятий и связей в предметной области «Технология» / Е. Г. Коликова // Инновационная наука. - 2016. - № 12 (3). - С. 63-65.

2. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский / сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - С. 382-389.

3. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность : монография / В. А. Беликов. - М. : Академия Естествознания, 2010. - 310 с.

4. Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен [Электронный ресурс] / Т. Г. Егорова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. -2013. - № 2 (18). - Режим доступа: http://shgpi. edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013 -2- 10.pdf (дата обращения: 13.11.2016).

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс: Мир и образование, 2007. - 640 с.

6. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. - М. : Просвещение, 2007. -302 с.

7. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 272 с.

8. Уткина Т. В. Термодинамика биологических систем : метод. рекомендации к учебному модулю для профильных классов общеобразовательных учреждений / Т. В. Уткина. - Челябинск : Изд-во «ЧИППКРО», 2012. - 135 с.

9. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

References:

1. Kolikova E. G. The role of interdisciplinary concepts and relationships in the subject area "Technology" [Rol' mezhpredmetnyh ponjatij i svjazej v predmetnoj oblasti "Tehnologija"] / E. G. Kolikova / Innovative Science, 2016, No. 12 (3), pp. 63-65.

T. ym^una, <E. T. KpxuKpea

Hanpa&Àenux noeumenua э0^evmuвnpcmu updspmpeKu nedaepgpe.

HMnnKPO

2. Ushinsky K. D. Pedagogical works: 6 Vol [Pe-dagogicheskie sochinenija: v 6 t.] / K. D. Ushinskiy; ed. By S. F. Egorov. Moscow: Education, 1988, Vol. 1, pp. 382-389.

3. Belikov V. A. Education. Activities. Personality: monograph [Obrazovanie. Dejatel'nost'. Lichnost': monografija]. Moscow: Academy of Natural Sciences, 2010. 310 p.

4. Egorova T. G. Educational environment as a pedagogical phenomenon [Obrazovatel'naja sreda kak pedagogicheskij fenomen] [Web resource] // Newspaper of Shadrinsk State Pedagogical Institute, 2013, No. 2 (18). Access mode: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-10.pdf.

5. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language: approx. 53,000 words [Slovar' russkogo jazyka: ok. 53 000 slov] / ed. by L. I. Skvortsova. Moscow: Onyx: Peace and Education, 2007. 640 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Basics of pedagogical skills [Osnovy peda-gogicheskogo masterstva] / ed. by I. A. Zyazyuna. Moscow: Education, 2007. 302 pp.

7. Serikov V. V. Education and identity. Theory and practice of designing of educational systems [Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proekti-rovanija pedagogicheskih sistem]. Moscow: Publishing Corporation "Logos", 1999. 272 p.

8. Utkina T. V. Thermodynamics of biological systems: the method. recommendations of training modules for specialized classes of educational institutions [Termodinamika biologicheskih sistem: metod. rekomendacii k uchebnomu modulju dlja profil'nyh klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezh-denij] / T. V. Utkina. Chelyabinsk: Publishing house "CIRIPSE", 2012. 135 p.

9. Philosophical Encyclopedic Dictionary / Ed-status. E. F. Gubsky, G. V. Korableva, V. A. Lut-chenko. Moscow: INFRA-M, 2003. 576 p.

HayHuo-meopemmecKuû xypnax

101

®unycK4 (29) • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.