Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование в формировании профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта'

Педагогическое проектирование в формировании профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1774
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / АВТОРСКИЕ СПЕЦКУРСЫ / ПЕДАГОГіЧНЕ ПРОЕКТУВАННЯ / КОМПЕТЕНТНіСТЬ / УЧБОВА АКТИВНіСТЬ / ПЕДАГОГіЧНі УМіННЯ / АВТОРСЬКі СПЕЦКУРСИ / AUTHOR'S SPECIAL COURSES / PEDAGOGICAL DESIGNING / COMPETENCE / EDUCATIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова М. В.

В статье рассматриваются вопросы о роли педагогического проектирования в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. По окончания курса студенты значительно расширили свое представление об инновационных технологиях в профессиональной деятельности спортивного педагога. Содержание технологии реализации данного курса способствовало приобретению личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной проектной деятельности при решении конкретных педагогических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagodical designing in formation professional competence of specialist in physical culture and sports

In the article concerns the questions of the role of pedagogical designing in educational process, in formation professional-pedagogical competence of the students of the faculty of physical culture and sport. On the terminals of course students have considerably expanded the introducing about innovational technologies in professional work of the sports teacher. The contents of technology of realization of the given course promoted acquisition of personal significant experience of individual and share design activity at the solution of concrete pedagogical problems.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование в формировании профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Сахарова М.В.

Российский государственныйуниверситет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о роли педагогического проектирования в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. По окончания курса студенты значительно расширили свое представление об инновационных технологиях в профессиональной деятельности спортивного педагога. Содержание технологии реализации данного курса способствовало приобретению личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной проектной деятельности при решении конкретных педагогических проблем.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, компетентность, учебная активность, педагогические умения, авторские спецкурсы.

Анотація. Сахарова М.В. Педагогічне проектування у формуванні професійної компетентності фахівця у сфері фізичної культури і спорту. У статті розглядаються питання про роль педагогічного проектування в процесі формування професійної компетентності майбутніх фахівців у сфері фізичної культуриі спорту. По закінчення курсу студенти значно розширили своє уявлення про інноваційні технології в професійній діяльності спортивного педагога. Зміст технології реалізації даного курсу сприяло придбанню особистісно-значимого досвіду індивідуальної й спільної проектної діяльності при рішенні конкретних педагогічних проблем.

Ключові слова: педагогічне проектування, компетентність, учбова активність, педагогічні уміння, авторські спецкурси

Annotation. Sakharova M. Pedagodical designing in formation professional competence of specialist in physical culture and sports. In the article concerns the questions of the role of pedagogical designing in educational process, in formation professional-pedagogical competence of the students of the faculty of physical culture and sport. On the terminals of course students have considerably expanded the introducing about innovational technologies in professional work of the sports teacher. The contents of technology of realization of the given course promoted acquisition of personal - significant experience of individual and share design activity at the solution of concrete pedagogical problems.

Key words: pedagogical designing, competence, educational activity, pedagogical skills, author's special courses.

Введение.

На современном этапе развития педагогического образования инновационные процессы глубоко проникли в его различные сферы. Поиск новых подходов ведется в разных направлениях - в разработке и модернизации содержания, наиболее современных технологиях обучения формах организации деятельности субъектовобразовательного процесса, в оценке его результатов Все инновации, вошедшие в практику в сфере высшего физкультурногообразования направлены на становление педагога нового типа, способного решать круг значимых педагогических проблем XXI века.

По нашему мнению, определяющими чертами такого педагога являются творческая активность; рефлексивность; постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании. Становление педагога нового типа в сфере физической культурыи спорта - сложный и многоэтапный процесс (Захарова Л.Н., 1995). Одним из основных средств его становления в условиях высшего физкультурного образования является обновленное содержание и организация процесса освоения профилирующих дисциплин теоретического цикла как основы для интеграции знаний о человеке, мире и себе.

Уникальность профессиональной компетенции специалиста по физической культуре и спорту в ряду других педагогических профессий заключается в специфической широте профессионально важных качеств и различных сторон профессионализма [3].

Работа выполнена по плану НИР Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Формулирование целей работы.

Целью нашего исследования явилось рассмотрение возможностей педагогического проектирования в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта (тренера, преподавателя физической культуры, инструктора-методиста и т.д.) в ходе получения им высшего физкультурногообразования.

Результаты исследо ваний.

Полагаем, что особое место в формировании профессиональной компетентности будущегоспециалиста занимает углубленное изучение профилирующих теоретических дисциплин через авторские спецкурсы. Например, спецкурс «Технология проектирования макроциклов спортсменов и команд» является логическим продолжением изучения дисциплины «Теория и методика физической культуры» с входящим в нее разделом «теория и методика спорта» для студентов 3 курса и служит для формирования профессионально значимых качеств и компетентностей!

Целью освоения данного курса является:

1. овладение студентами практическими умениями проектирования, конструирования организации и анализа своей педагогическойдеятельности;

2. создание условий для формирования личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной деятельности при решении педагогических задач.

Изучение данного курса мы строим на основе следующих принципов: личностно-ориентированной направленности, диалогичносщ вариативности практической ориентированности и проявления активной субъектной позиции всех участников образовательного процесса. Реализация принципа диалогичности предполагает использование студентами разнообразных форм диалогового взаимодействия, различного по содержанию, позициям, степени активности и самостоятельности Принцип вариативности связан с максимальным учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей субъектов образовательного процесса. Принцип практической ориентированности - с решением практических образовательных проблем. Основа на принцип творческой активности предполагает создание условий для самореализации каждого сту дента Содержание курса предусматривает раскрытие технологии проектирования - ее основ, сущности, логики проектировочной деятельности в сфере физической культуры и спорта. В нем рассматриваются цели, стратегия, тактика проектировочной деятельности; вопросы конструирования содержания, форм, методов учебно-тренировочного процесса; основы педагогической диагностики как инструмента, необходимогопри проектирование проблемы анализа и оценивания педагогических проектов

Построение спецкурса может строиться по своей образовательной и организационной модели. Например, могут использоваться следующие образовательные модели:

1. Поточная - ее основная структура - аудиторное обучение в больших группах, в которые могут входить студенты нескольких факультетов, где каждый студент решает одинаковую для всех проблему.

2. Селективно-групповая - обучение в уровневых микро и макрогруппах; состав уровневых групп может варьироваться в зависимости от изучаемой темы.

3. Модель смешанных способностей на основе формирования микрогрупп по когнитивным признакам. Общий состав группы постоянный, но внутри него создаются временные группы.

4. Интегративная модель на основе деятельности единой группы с множеством возможностей для индивидуальной работы.

5. Инновационная модель с формированием групп смешанных способностей, разрабатывающая коллективный творческий проект.

Основное значение разработки творческого проекта - деятельность по созданию (выработке, планированию, конструировании) какой-либо системы, объекта или модели. При этом проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает обязательное материальное (реальное) воплощение проектной деятельности Освоение технологии проектирования направлено к тому, чтобы научить студентовсоздавать модели планируемых (будущих процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью более глубоко его осмыслить). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (например, микро и мезоциклы системы спортивной подготовки).

В теории педагогического проектирования [1] принято выделять прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическим инструментарием; модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов рефлексивную модель, которая создаётся, чтобы выработать решения в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций

Кроме того, следует рассмотреть со студентами четыре возможных результата педагогического проектирования: 1) тренировочный процесс как педагогическая система; 2) система управления тренировочным процессом; 3) система методическогообеспечения тренировки; 4) проект процесса подготовки спортсменов или команд.

На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям:

- замысел проекта;

- процесс его реализации;

- ожидаемые результаты;

- перспективы развития и распространения проекта.

Педагогическое проектирование, осваиваемое студентами, - это механизм разработки технологии в спортивно-педагогической теории и практике. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс становится технологичным Для будущегопедагога (тренера, учителя физической культурь) - это искусство, требующее большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально, опирается на изобретательность, вдохновение, оригинальность идей.

Освоение технологии проектирования предполагает строгую логическую последовательность ознакомления с ней.

Анализ объекта проектирования позволяет четко уяснить, что проектируется - макроцикл спортивной подготовкикак педагогическая система, компоненты тренировочного процесса как педагогический процесс или

педагогическая ситуация Каждый из этих объектов сложен, многопланов, имеет свою структуру и внутренние связи. Чем сложнее объект, тем шире его анализ.

Теоретическое обеспечение проектирования - изучение научных исследований, поиск теорий, на которые можно опереться в проектировании новых педсистем, процессов или ситуаций, поиск информации: об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими специалистами.

Методическое обеспечение проектирования заключается в создании инструментария проектирования: подготовка схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования отдельных педагогических процессов или ситуаций (разнообразный материал по отдельной теме, фрагменту). В поурочную папку входят: документальный материал, доклады, разработки и презентации студентов наглядные пособия и их картотека карточки-задания для самостоятельной работы студентови т.д.

Пространственно-временное обеспечение проектирования Любой педагогический проект получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время необходимое и определенное пространство. Т.е. нужно проектировать только такие действия и компоненты; которые дают эффект именно в данной точке пространства и в данное время.

Пространственное обеспечение проектирования - это определение (подготовку оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкту учет влияния места на осуществление систем, процессов или ситуаций Любая модель, проект или конструкт привязываются к конкретному пространству (спортсмены -стадион, манеж, игровой или тренажерный зал, восстановительный центр; школьники - спортзал).

Временное обеспечение проектирования - соотношение проекта со временем по объему, т.е. вмещающиеся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Время наполняется умещающейся в нем деятельностью. Время действия педагогических систем, процессов или ситуаций - это социальная ценность, средство управления образовательным процессом, критерий оптимальности. Через время педагогические системы, процессы и ситуации делаются динамичными, развивающимися. Время деятельности педагога собственно педагогическое, время студента творчески преобразуемое и индивидуально-психологическое время последствия педагогических явлений в формирующейся личности.

Содержание практических занятий было посвящено проблемам организации взаимодействия педагога с разными субъектами педагогического процесса (младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, спортсменами различной спортивной квалификации). На групповых занятиях, посвященных организации взаимодействия с детьми разного возраста на тренировочных занятиях, разрабатывались идеи о путях формирования сознательности и активности ребенка в педагогическом процессе, ориентации тренера-преподавателя на содействие развитию ребенка, на соучастие на сотрудничестве, сотворчество с ребенком на трудном пути обучения технике вида спорта и воспитания физических качеств, на поиск и создание разных вариантов решения данных проблем. Проблемы организации взаимодействия с коллегами рассматривались в контексте поиска управленческих решений с учетом мнений членов группы в плане организации личностноориентированного педагогическогопроцесса.

На практических занятиях студенты в микрогруппах готовили проекты, направленные на решение конкретных педагогических проблем с учетом возрастных и личностных характеристик субъектов взаимодействия. Разрабатывая проекты, студенты не только погружались в проблемы взаимодействия, но и сами учились работать в команде, совместно искать решение поставленной проблемы, согласовывать свои позиции.

При создании проектов студенты были сориентированы не только на использование уже существующих форм взаимодействия, но и на адаптацию этих форм к актуальным педагогическим задачам. Студентам предлагалось не ограничиваться одной формой, а разрабатывать систему форм взаимодействия, определять условия реализации проектов и прогнозировать ожидаемые результаты, позволяющие судить о личностных преобразованиях субъектов взаимодействия.

Организация занятий предполагала защиту и обсуждение проектов В ходе занятий студенты занимали разные ролевые позиции, чередующиеся между членами микрогрупп: «докладчика», «аналитика», «критика», «новатора». Эти роли заключались в следующем:

• «Докладчик» - формулируетпроблему и представляет на обсуждение проект своей группы, направленный на решение проблемы.

• «Аналитик» - «понимающий»: постигает, осмысляет содержание, смысл, значение сообщения докладчика Он ищет глубину, которую, может быть, не заметил сам докладчик. Стремится в первую очередь увидеть позитивное содержание.

• «Критик» - центральная фигура плодотворного взаимодействия Он - начало «рабочего конфликта», несущего в себе мощный позитивный заряд. Критик вырабатывает новую, альтернативную точку зрения, понимает, что любая проблема имеет несколько решений, ярко проявляет инициативу

• «Новатор» - «творчески преобразующий». Для него характерен нетрадиционный взгляд на проблему. Он готов к анализу добытого опыта, его перестройке, обогащению.

Такая организация занятий позволила создать атмосферу делового сотрудничества студентов и с преподавателем, организовать активное обсуждение проектов, помогла студентам проявить себя в разнообразных вариантах взаимодействия, обогатить свой опыт в разных видах деятельности. Особо

учитывалась способность студентов заинтересовать присутствующих в проблеме, умение аргументировать свою точку зрения, точно и понятно отвечать на вопросы.

На каждом занятии в ходе освоения курса студентам предлагалось самостоятельно проанализировать свою деятельность в рабочей группе по следующим критериям:

1. согласованность в деятельности участников рабочей группы;

2. активность участников в высказывании и обсуждении идей;

3. конструктивностьв поиске оптимального варианта решения проблемы;

4. аргументированность высказываемых идей;

5. умение вести диалог внутри группы

Руководство самостоятельной работой студентовсо стороны преподавателя заключалось в оказании им помощи в выборе проблемы, подборе литературы, проведении индивидуальных и групповых консультаций, определении сроков и форм контроля, разработке рекомендаций по представлению форм отчетности о проделанной работе.

Организуя самостоятельную работу студентов мы стремились пробудить интерес к чтению специальной литературы, к изучению и анализу накопленного педагогического опыта в практике спортивной подготовки Консультативнэуправленческая работа была направлена на развитие основных умений проектировочной деятельности вооружение навыками самоорганизации своего труда Это ориентировало студентовна осознание необходимостисамообразования для личности вообще, и для педагога в особенности.

Итогом изучения курса явилась разработка и публичная защита индивидуальных и групповых педагогических проектов - макроциклов спортивной подготовки по своей специализации.

Педагогические проекты студентов оценивались по двум группам критериев [2]. Первая группа критериев касалась содержания проектов. Критериями были:

• актуальность проекта (умение обосновать значимость проекта в плане решения актуальных проблем спортивной подготовкив избранном виде спорта);

• целостность проекта (наличие в проекте четко обозначенных целей, задач, их соответствие содержанию, формам реализации, ожидаемым результатам);

• новизна проекта (оригинальность форм реализации, их адаптированность к потребностям современной практики спортивной подготовки);

• реалистичность (возможность использовать данный проект для решения конкретных проблем

спортивной подготовки);

Оформление проектов оценивалось по второй группе критериев [2]:

• представленность всех этапов педагогическогопроектирования,

• эстетическое оформление проекта;

• наличие графических материалов (схем, таблиц, графиков, диаграмм);

Каждый критерий оценивался по 10-балльной шкале следующим образом: 10 баллов - полностью соответствует данному критерию; 7 баллов - соответствует; но не полностью; 5 баллов — частично соответствует; 0 баллов - не соответствует.

В своих педагогических проектах студенты показали, что способны решать проблемы из разных разделов спортивной подготовки - воспитание физических качеств и обучение технике вида спорта, а также управление тренировочно-соревновательным процессом на основе данных контроля Выводы.

По окончания курса студенты отметили, что в процессе его освоения они значительно расширили свое представление об инновационных технологиях в профессиональной деятельности спортивного педагога, осознали необходимость творчества в педагогической деятельности и необходимость принятия ответственности за ее результаты, научились работать в команде. Таким образом, содержание технологии реализации данного курса способствовало приобретению личностно-значимого опыта индивидуальной и совместной проектной деятельности при решении конкретных педагогических проблем. Происходило становление и развитие проектной культуры будущего педагога, которая заключается в умении строить личностно-ориентированный образовательный процесс, в умении предвидеть, прогнозировать, моделировать и реализовывать различные варианты решения педагогических проблем. Большое значение имело становление способности просчитывать последствия реализации тех или иных замыслов проектов и нести ответственность за результат. Происходил процесс выработки способности угадать, почувствовать в настоящем фрагмент будущего Все эти составляющие позволили приобрести студентам необходимые в будущем основы профессионально-педагогические компетенции [4] - компетентность в педагогической деятельности,

компетенции- компетентность в педагогическомобщении, личностно-индивидуальную компетентность!

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем педагогическое проектирования в формировании профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культурыи спорта.

Литература

1. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии, 2001, № 5. С. 75-89.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология М.: Народное образование, 2000.

3. Быстрицкая Е.В. Проективный подход к построению профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культурыи спорта //Теория и практика физической культуры - 2007. -№11. - С.50-55.

4. Деркач А.А. Взаимосвязь структурных компонентов состояния психической готовности студентов к педагогической деятельности /А. А. Деркач// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В.Я.Ляудис - М., 1980.

5. Захарова Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование // Л.Н. Захарова, В.В. Соколову В.М. Соколов - Н.Новгород Нижегородскийгуманитарный центр, 1995.

Поступила в редакцию 10.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.