УДК 378 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-161-163
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Тенгиз Идрисович ДОТТУЕВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена процессу эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции, которая является одной из задач педагогического проектирования их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: эмоционально-волевая устойчивость; сотрудники полиции; экстремальные условия; психическая напряженность.
PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EMOTIONAL-WILL SELF-REGULATION IN POLICE OFFICERS
Tengiz Idrisovich DOTTUEV,
senior lecturer at the Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch)
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the process of emotional and strong-willed self-regulation of police officers, which is one of the tasks of pedagogical design of their professional training. Keywords: emotional-will stability; police officers; extreme conditions; mental tension.
Постановка проблемы. Как известно, условия службы, при которых осуществляется профессиональная деятельность сотрудников полиции, отличаются от других профессий и характеризуются рядом особенностей, к которым можно отнести исключительно социальную значимость решаемых задач, контакт с антиобщественным элементом, своеобразие целей, в том числе физическое уничтожение правонарушителей при помощи оружия, влияние стрессовых факторов, обусловленных экстремальными и чрезвычайными ситуациями, наличие постоянной опасности, внезапность и т.п. На основании всего этого можно отметить, что к профессиональной подготовке сотрудников полиции предъявляются чрезвычайно высокие требования, продиктованные спецификой их дея-
тельности, важностью и сложностью решаемых ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач. В указанном контексте неумение регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние может оказать самое негативное влияние как на качество выполняемой работы, так и на взаимоотношения с коллегами и друзьями [2; 3].
Таким образом, можно заключить, что сотрудники часто сталкиваются с проблемой эмоционально-волевой саморегуляции, которая является одной из психолого-педагогических задач их профессиональной подготовки.
Обоснование. В педагогической науке эмоционально-волевую саморегуляцию определяют как формирование способности противостоять опасности, выдержки в негативных эмоциональных и физических воздействиях на психику полицей-
ских в экстремальных условиях несения службы [3].
Проблема эмоционально-волевой регуляции связана прежде всего с необходимостью решения задач по применению навыков осознанного самоконтроля. Особо остро данная проблема проявляется на этапе первоначального становления специалиста, когда происходит процесс формирования профессионально значимых качеств сотрудника полиции [2].
Об эмоционально-волевой устойчивости сотрудника полиции можно говорить в тех случаях, когда определяются:
■ время проявления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время проявления состояния монотонности и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы) — чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
■ сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т.п.), — чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость [2; 3].
В последнее время в профессиональной подготовке сотрудников полиции широкое распространение получили активные методы обучения, имеющие психолого-педагогическую направленность. В данном случае речь идет о развитии способностей к распознаванию причин собственных актуальных состояний, адекватной их оценки, на основе которой корректируется эмоциональное поведение сотрудника полиции [2].
Улучшению психического состояния главным образом способствуют укрепление и поддержание общего состояния здоровья, нервно-психологической сферы, совершенствование эмоционально-волевой регуляции, психологическая подготовка, направленная на достижение оптимального уровня развития познавательных психических процессов, волевых качеств, достаточно высокого чувства уверенности в своих силах и т.п. Психологическая и педагогическая поддержка, осуществляемая со стороны преподавателей, направлена на воспитание у сотрудников полиции способностей осознанно, разумно и рационально действовать в экстремальных ситуациях с повышенной психической напряженностью. В частности, для развития эмоционально-волевой регуляции полицейских обосновывается примене-
ние средств физического оздоровления и ментального тренинга [3].
Среди физических оздоровительных средств следует отметить:
(1) общую физическую подготовку, направленную на развитие основных физических качеств у сотрудников полиции — силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и ряда специальных физических способностей, обусловленных профессиональной деятельностью, — устойчивость к гипоксии, гиподинамии, гипокинезии, вестибулярная устойчивость и др.;
(2) самостоятельные тренировки. К основным средствам самостоятельных тренировок относятся физические упражнения, естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.
Физические упражнения подразделяются:
■ на упражнения лечебной и оздоровительной физической культуры, посредством которых улучшается функционирование отдельных органов и систем организма, которые задействованы в конкретном рабочем процессе и на которые большей частью воздействуют неблагоприятные факторы профессиональной деятельности;
■ упражнения общей и специальной (профессионально-прикладной) физической подготовки, посредством которых формируются профессионально значимые физические качества и двигательные навыки;
■ упражнения из профилированных видов спорта, которые развивают профессионально важные двигательные умения и навыки, а также оптимизируют физические качества и функциональные способности организма занимающихся [1].
Что касается гигиенических и естественных факторов внешней среды, их благоприятное влияние усиливает психоэмоциональную устойчивость и повышает эффект физических упражнений [1].
В отношении ментального тренинга отметим, что его следует рассматривать как процесс тренировки, который предусматривает четкое планирование занятий, в процессе которых у сотрудников полиции формируются уверенность в себе и своих силах, а также развиваются навыки контроля за вниманием. Педагоги при работе с сотрудниками полиции посредством ментального тренинга используют методы самоубеждения и самовнушения для регулирования эмо-
162
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1
ционально-волевой сферы и снятия высокого нервно-психического напряжения.
Самоубеждение представляет собой способ воздействия на самого себя с помощью логических доводов, а самовнушение выражается в использовании «беспрекословной веры», т.е. способности действовать как бы в обход логики.
Таким образом, ментальный тренинг можно рассматривать как процесс систематического воспитания и самовоспитания, способствующий позитивному отношению и достижению высоких результатов в профессиональной деятельности.
Выводы. Обобщая изложенное, заключим, что в процессе формирования эмоционально-волевой регуляции выявляется профессиональная надежность сотрудников полиции. Оказание психологической и педагогической помощи поможет развить у них способности к осознанному, разумному и рациональному действию в экстремальных ситуациях с повышенной психической
Список литературы
1. Доттуев Т.И. Специфика профессиональной физической подготовки сотрудников ОВД / / Развитие научных направлений в современных условиях: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. 2017. С. 29—32.
2. Доттуев Т.И. Эмоционально-волевая саморегуляция в системе важных профессиональных качеств полицейского / / Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск, 2020. С. 341—345.
3. Жидкова OA. Роль эмоционально-волевой саморегуляции в профессиональном становлении сотрудника полиции / / Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы междунар. науч.-практ. конф. / сост. Д.В. Попов. 2018. С. 447—449.
напряженностью.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Ж* t Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаг-лобели. 9-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 687 с.
ISBN 978-5-238-03168-2
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.